|
10.02.2015
Св. Схоластика, сестра св. аввы Бенедикта (Венедикта), родилась около 480 г. в Нурсии (Италия). С юных лет она посвятила себя Господу. О её жизни известно очень немного. Единственный текст, в котором говорится о ней, – это вторая книга Диалогов Папы Григория Великого (590-604). Но эти Диалоги имели прежде всего наставительный характер, предлагая примеры святости для подражания; их цель заключалась в том, чтобы взволновать, вдохновить, а не искать точных исторических фактов и ссылок. Кроме того, Папа Григорий пишет о ней только в связи с Бенедиктом, исключительно в тени старшего брата, отца западного монашества. Вот один эпизод, в котором мы встречаем их вместе: Схоластика живёт в монастыре, расположенном довольно далеко от монастыря Бенедикта, и один раз в год она встречается с братом в сельской церквушке, недалеко от монастыря Монтекассино. 7 февраля 547 года она видится с братом в последний раз и, предчувствуя свою смерть через несколько дней, просит брата остаться рядом с ней до утра. Он отказывается, чтобы не нарушить Правило: монах не должен проводить ночь вне монастыря, если находится недалеко от него. На небе ни облачка, и нет никакого препятствия для возвращения. Схоластика в слезах начинает молиться. Вдруг разразилась такая сильная гроза, что Бенедикт не смог сделать и шагу из домика. Так двое святых провели ночь в духовной беседе. Три дня спустя Бенедикт увидел душу своей сестры, восходящую в небо в виде голубки. Он послал взять её тело и похоронил в Монтекассино.
ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ Быт 1, 20 — 2, 4a И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый. И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Так совершены небо и земля и всё воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. Вот происхождение неба и земли.
Толкование
Рассказ о сотворении мира проникнут чувством глубокой гармонии: всякая вещь и каждое живое существо находятся на своем месте и созданы для красоты и добра. Всё сущее предстаёт перед нами как величественный сценарий, в котором Бог в конце создаёт человека, того, кто является венцом всего творения. И наделяет его особой ролью: из всего сущего он один сотворён по образу и подобию Божию, то есть Бог отражается в человеке как ни в одном другом Его творении. Он поручает человеку управлять всем творением. В жизни каждого из нас Бог являет Свою доброту и красоту, и нам дано увидеть это, когда мы с верой открываем, что во всем, чем мы живем и что окружает нас, есть упорядоченный и гармоничный замысел Бога о нас. Кроме того, не следует забывать о значении седьмого дня недели: это день, в который Бог окинул взглядом Своё творение и остался доволен им; поэтому в седьмой день отдых для человека становится Божьим делом, благословленным Творцом. ЕВАНГЕЛИЕ Мк 7, 1-13
В то время: Собрались к Иисусу фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима. И, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками, укоряли. Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: «люди сии чтут Меня устами; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание? Ибо Моисей сказал: «почитай отца своего и мать свою»; и: «злословящий отца или мать смертью да умрёт». А вы говорите: кто скажет отцу или матери: «корван, то есть дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался», тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей, устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, сему подобное. Толкование
Иисус поясняет, в чём заключается истинное поклонение: это близость сердца к Богу, соблюдение Его заповедей, подлинное исполнение Его слова. Иисус тесно связывает между собой религию и действие, веру и любовь, внешнюю заповедь и внутренний долг. Поэтому нужно быть постоянно бдительными, чтобы не сводить нашу веру к простому и формальному соблюдению предписаний, упуская из виду истинную цель этого закона: любовь к Богу и к ближнему. Иисус учит нас, что религиозные правила должны освобождать человека и содействовать общению с Богом и с Его любовью, и призывает нас открыть для себя свободные и подлинные отношения с Богом, которые помогали бы нам принимать последовательные решения в жизни.
Текст взят со страницы сайта Радио Ватикана
|