|
28.02.2015
ЕВАНГЕЛИЕ Мк 9, 2-10
Чтение святого Евангелия от Марка.
И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.
Святой Бенедикт молился так: «О благой и святый Отче, дай нам мудрость, чтобы мы могли Тебя понять и терпение, чтобы Тебя ожидали, очи, чтобы могли Тебя видеть и сердце, чтобы мы могли размышлять о Тебе, и жизнь, чтобы возвещать хвалу Твою». Бог все это может дать также и нам, если мы верим. Он предопределил нам быть подобными образу Сына Своего (Рим8,29). Иисус возвел учеников на гору, чтобы показать им свою божественность, свою красоту. Они не были готовы к такому опыту, в них еще не произошли перемены, поэтому испугались. Сегодня мы можем построить свою веру на свидетельстве одного из них – Иоанна: когда Христос явится, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (ср. 1Ин 3,2). Процесс уподобления Иисусу совершается в нас постепенно, исчезает страх, возрастает тоска и желание пребывать с Ним вечно. Если сегодня испытываешь непонимание Божьих путей, не видишь Божьего действия, тебе кажется, что Бог устранился из твоей жизни, то это Евангелие адресовано специально тебе. Иисус Христос уверяет тебя, что настанет такой день, когда ты поймешь Божье провидение. Увидишь Бога глазами веры. Твоя жизнь изменится до того, пока ты не увидишь Его лицом к лицу. Этот день обязательно настанет. Это достоверно, как утренняя заря. Поэтому сегодня настойчиво молись о мудрости, терпении, очах, сердце и жизни. И станешь подобным Иисусу.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła. Перевод с польского - Наталья Килина По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове
LECTIO
Первое чтение: из книги Бытия 22,1-2.9a.10-13.15-18 1
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. 2 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. 9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник (...).10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. 11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. 12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. 13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего. 15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба 16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] 17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; 18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
Литургия сегодняшнего дня уделяет внимание одному из наикрасивейших отрывков Священного Писания, если учесть его духовную и художественную ценности. Уже первый стих раскрывает то, что объединяет отдельные темы, упомянутые в этом отрывке: „После сих происшествий – читаем – Бог искушал Авраама”. Речь идет об искушении, инициатором которого является Бог. Это событие не было экстраординарным, потому что в семитской культуре того времени приношение в жертву людей, а особенно первородных детей, было широко известно. Можно сделать вывод, что повеление Бога не было чем- то необычным, но оно было неудобным для Авраама и перечеркивало его личные планы. Сын Авраама Исаак был „сыном обетования”, единственным ребенком в семье (на иврите: yāhîdh, что в LXX было переведено как agapētós, или «возлюбленный»; это прилагательное используется в Новом Завете, чтобы передать чувства, которые испытывал Бог-Отец по отношению к Иисусу (например: Мф 3,17; 12, 18; 17,5 или Мк 1,11 или Лк 3, 22)). Для старого патриарха Исаак – это обещание, которое воплотилось, и ради которого он отрекся от всего: от своей родины, происхождения (ст. 12), возможности иметь потомство от Измаила (ст. 16). Более того, Бог требует от него также принести в жертву это самое обещание, а значит, Божьи гарантии, большие, чем человеческие, – касающиеся будущего, исполнением которого является его возлюбленный сын. Сокрытый в тишине и отсутствии слов ответ Авраама являет собой послушание веры разрывающегося сердца, о чем рассказчик мог только догадываться, но никогда не выражал этого явно. Помимо того, что движения Авраама становились более медлительными и менее ритмичными. Впрочем, жесты более выразительны, слова кратки, но проникновенны. Поэтому все, что содержится в этом повествовании, имеет свой смысл; все это позволяет снова и снова проходить путь в землю Мориа: шаг за шагом, мгновение за мгновением. В определенный момент появляется Ангел Господень, который удерживает руку Авраама, поднятую в жесте совершения наивысшей жертвы: „Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения” (см. ст. 8). И здесь речь не идет только о случайном ягненке, чтобы принести его как обычную жертву, предписанную Законом, но о Единородном Сыне, совершенной и вечной жертве. Подытожим: Авраам подтвердил свою веру делами (ст. 12б; см. Лк 2, 21-23), потому Бог, взирая на него, торжественно обновляет обещание своего благословения. Таким образом, Исаак, сын безусловного подчинения Божьим планам, является началом потомства обетования, потомства, которое будет иметь в себе силу побеждать всех своих врагов (ст. 17б) и в котором будут благословлены все народы земли.
Второе чтение: из Послания святого Апостола Павла к Римлянам 8, 31b-34
Братья: 31b Если Бог за нас, кто против нас? 32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? 33 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. 34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
Гимн благодарения, содержащийся в стихах 31-39, является окончанием не только 8 главы, но и всей второй части Послания к Римлянам (гл. 5-8). Фрагмент, прочитанный в сегодняшней литургии, прославляет верную любовь Бога, который ради нас, людей, и ради нашего спасения пожертвовал самое драгоценное, что имел: Своего Сына. Практически нам всего уже должно хватать, потому что в Нем получили буквально все. Осознание данного факта должно нам внушить наибольшее доверие в перспективе суда: Бог Судья показал нам, что Он стоит на стороне человека. Кто же обвинит верующих, если сам Бог их оправдал? Кто может нас осудить, а особенно с того момента, когда во Христе Бог Отец проявил наибольшее милосердие? Он – Христос – взял на себя наш грех и искупил нас. Итак, Иисус Христос сразился со смертью и победил ее, чтобы уже ни один человек не был осужден за свои грехи на вечную смерть; воскрес и неустанно ходатайствует за нас, чтобы мы имели жизнь во всей ее полноте, в присутствии Бога. Нам нечего уже бояться, потому что ничто не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (ст. 39).
Евангелие: от св. Марка 9, 2-10
В начале второй части своего Евангелия св. Марк описывает событие преображения. Прежде чем это происходит, Иисус открыто говорит о своей смерти ученикам, которые признали в Нем Мессию (8, 29). Однако теперь они должны понять и Его личность: личность Сына Божия, но также личность Страждущего Слуги. Иисус возводит трех своих учеников на высокую гору и являет им свою славу, преображаясь в их присутствии для того, чтобы укрепить их в вере. Сияющая «белизна» и «блеск» исходящие от Него являются выразительным обращением к образу Сына Человеческого, который появляется в видении пророка Даниила (гл. 7; 10). Появление Илии и Моисея являются доказательством того, что в Иисусе исполняются Закон и Пророки. Ученики, находясь на этой горе, имели честь созерцать славу Божию, видимую в перспективе великой миссии, которая ожидала их для исполнения ради всех людей. И теперь Ветхий Завет переходит в Новый, а трое учеников становятся очевидцами славы Христа, которая станет «преимуществом» для всех народов (см. 1 Ин 1,1-3; 2 Петр 1, 17 сл.). Тем не менее их пронизывает святой страх. Петр пытается как-то реагировать и предлагает построить три кущи для этих замечательных личностей. Это явная ссылка на Праздник Кущей, когда в седьмой день (ст. 2) все надевали белые одежды, и храм наполнялся сиянием огней. Таким образом, Иисус представляет собой истинный храм, подлинные кущи Божьего присутствия. Кроме белизны и блеска следующим важным символом является «облако», которое всегда сопровождало в пути избранный народ во время исхода из рабства, а сейчас окутало всех присутствующих. Это из него был слышен голос Бога Отца, указывающего на Иисуса Христа, Его Возлюбленного Сына. Во время крещения в Иордане тот же голос идентифицирует личность Иисуса и дает Ему миссию, которую должен был исполнить на земле (1, 11). Теперь этот голос направлен непосредственно к ученикам: Иисус - Возлюбленный Сын, которого необходимо слушать, подражать, быть Ему послушным, потому что Его свидетельство и Его пророчества истинны. После произнесения последних слов голос умолк, а видение прекратилось. Иисус снова становится их спутником (ст. 8б), но Его цель остается для учеников непонятной, а они, находясь в восторге от происходящих событий, сохраняют в тайне пережитое, свидетелями которого они были (ст. 9 сл.)
MEDITATIO
Сегодняшняя Литургия Слова позволяет нам созерцать сияние, излучаемое преображенным Христом. Можно сказать, что это сияние вечного света, которое затрагивает человеческие сердца, чтобы пробудить в них ностальгию за Божьей волей. Однако это не предпочтение какого-то видения полного иллюзий, мистически ложного или даже идиллического. Все чтения характеризует одна тема: истинное единение с Богом созидает самопожертвование, являющееся в данном вопросе необходимым условием, которое надлежит исполнить. Бог Отец, от которого берет начало всякое отцовство, дает познать свое сердце, позволяя нам вместе с Авраамом пережить тоску патриарха, а также ощутить спокойствие в момент наивысшего жертвоприношения. Каждому из нас, в свою очередь, может быть предложено – более того, Бог может этого пожелать – принести в жертву собственного „Исаака”. Однако, вслушиваясь в Слово Божие, заметим, что это единственный путь к участию в Божественной реальности. Более того, сам Бог Отец не пощадил Возлюбленного своего Сына, но принес Его в жертву за всех нас. Христос „не почитал хищением быть равным Богу” (см. Флп 2,6), но до конца возлюбил нас и предал Себя за нас. А мы откажемся ли от всего, отречемся ли от себя, чтобы войти с Ним в общину истинного единения? Во время преображения Иисус позволяет трем ученикам пережить яркое видение. И затем очерчивает перед ними горизонт, на котором открывается мрачный путь ранее упомянутого страдания. Все это явно подтверждает голос Отца: это Сын Возлюбленный, реализующий мои планы, Он истинный свидетель, которого мы должны слушать. Правдивый, когда облачен славой; правдивый, когда говорит о своих муках и смерти; правдивый, когда от каждого, кто желает следовать за Ним, требует отказаться от собственного я, самоотречения и принятия своего креста. Все это должно быть понятно для учеников и для нас. Но, тем не менее, остается окутанным своего рода темнотой: облако света присутствия Бога всегда окутано мраком, а откровение никогда не устраняет тайну. Однако, несмотря на это, в сердце что-то остается; то, что неизгладимо: Иисус – Сын, которого нам дал Отец; Друг, который показывает нам путь и учит нас делать шаги в полной самоотдаче Богу.
ORATIO
Боже Отче, бесконечная доброта, ради нас, людей, не пощадил даже собственного Сына. Твое Божественное сердце испытало наибольшее страдание, которое одновременно стало радостью чистейшей любви. Позволь нам, о Боже, ответить на Твой дар доверительным преданием себя в Твои руки и принести в совершенную жертву то, что для нас самое ценное. Помоги нам смиренно принимать наше умирание, представляющее собой жертву, приносимую ежедневно, и которая предполагает полную самоотдачу: самопожертвование ради жизни мира. Созидай нас мудрым и разумным прикосновением Твоего Духа по образу и подобию Твоего Сына. Таким образом, мы становимся новыми людьми, которые в Нем будут жить как истинные чада Божии, вместе с Ним пожертвовавшие собой ради братьев. Это единственная слава, имеющая ценность; единственная любовь, преображающая тьму нынешнего времени в свет вечности.
CONTEMPLATIO
Невозможно созерцать Наивысшее Благо и не любить Его в той же самой степени, в какой Оно было открыто для созерцания. Исключительное наслаждение для человека стать смиренным вместе с Наивысшим Величием, бедным с Сыном Божьим, приспосабливаясь к Божественной Мудрости и пытаясь распознать в себе чувства Иисуса Христа, нашего Господа. Это в Нем наше бытие не умирает, разум не ошибается, любовь не обманывается; Он тот, кого постоянно ищут, чтобы с большим восторгом найти Его; встреча с Ним представляет собой невыразимую сладость, чтобы искать Его с еще большим усердием. Таков лик Бога, которого никто не может увидеть и продолжать жить для мира; такова красота, которая приглашает к размышлению того, кто жаждет любить Господа Бога своего всем своим сердцем, всей своею душою и всеми своими силами. И если он будет допущен к такому видению, увидит, и это, без всякого сомнения, в свете истины благодать, которая его предваряла. Поэтому единственно благоприятной позицией того, кто направляет свои мысли к Нему, является смирение во всем и прославление в себе самом своего Бога… Бл. Гийом де Сен-Тьерри, Золотое послание, номер 268сл
|