|
06.12.2014
Первое чтение:
Из Книги пророка Исаии 40, 1-5. 9-11
Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Глас вопиющего: в пустыне приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это. Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.
Только что прочитанный фрагмент книги пророка Исаии является частью более длинного пророчества, провозглашенного во время возвращения из изгнания, а именно, когда указ персидского царя Кира позволил евреям, которые были высланы в Вавилон, вернуться в страну. Пророчество указывает на наличие характерного двоегласия: с одной стороны, показана фигура пророка, который говорит, с другой – слушатели, которых пророк призывает стать посредниками утешения в Иерусалиме, жертвой многочисленных унижений. Но есть
также и сам город Иерусалим (Сион), к которому непосредственно адресовано это обращение.
Основной идеей этого пророчества является пришествие Бога: „Вот Господь Бог грядет” (ст. 10). Только Бог может по-настоящему утешить, и это происходит двумя способами: первым из них является власть, которая полностью меняет положение людей, устраняя из их жизни состояние порабощения и служения другим (ст. 2); в то время как вторым является образ пастуха, который ведет свою паству, приспосабливаясь к условиям и потребностям каждого (ст. 11: "агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных"). Истина заключается в том, что только Бог может по-настоящему утешить, но на человеке лежит ответственность оповещать об этом других: "Утешайте, утешайте народ Мой.... Говорите к сердцу Иерусалима "(ст. 1-2). Отсюда следует, что те, кто проповедует утешение, должны вместе с Богом разделять заботу о Его народе и быть способными "говорить из глубины сердца". Факт утешения, исходящего от Бога, не исключает активного участия человека. Поэтому появляется приглашение: "в пустыне приготовьте путь Господу" (ст. 3). С литературной точки зрения в данном случае подразумевается путь, ведущий евреев из вавилонского
изгнания в Иерусалим, однако сам призыв имеет, несомненно, гораздо более высокую ценность. Необходимо открыть свои сердца для Бога в духе истинного покаяния.
Второе чтение:
Из Второго Соборного Послания святого Апостола Петра 3, 8-14
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как
некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с
шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.
Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса
разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире.
Слова святого Петра, услышанные сегодня, относятся к конкретной проблеме, присутствующей в христианской общине, в которой кто-то, говоря: "Где обетование пришествия Его?" (2 Петр 3,4), вносит смятение в сердца верующих, ставя под сомнение истинность обещания, касающегося возвращения Бога. Возражений, однако, гораздо больше, чем могло бы показаться на первый взгляд, и они касаются значимости Божьего слова, которое якобы ничего не изменило в человеческой истории: "«Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же»" (2 Петр 3, 4). Первый ответ был дан, благодаря цитированию Псалма 89,5: "Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел". Ожидание возвращения Христа не является вопросом счисления дней, лет или веков, но "качеством" времени, которое было дано каждому человеку. С точки зрения Бога время человека – это не сумма дней его жизни, но время благодати, данное для обращения (ср. Лк 4,19 и 13,8). Это один день, в каком-то смысле довольно короткое время, в котором должна практически преобладать только одна забота: забота о духовной верности Господу. Дни, данные человеку - подчеркнем – являются временем, данным ему для обращения. Это время дано всем, но те, кто считают, что они не нуждаются в 4 обращении, не желают воспользоваться предоставленной им возможностью и часто теряют терпение из-за продления времени божественного вмешательства (ст. 9). Аналогичное катастрофическое видение, которое использует Св. Петр: «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят...» (ст. 10.12), не столько описывает, что произойдет на земле, сколько дает предзнаменование того, что Бог уничтожит зло этого мира, обновит его, проявлением чего станет новое состояние вселенной: новое небо и новая земля.
Евангелие: от Марка 1,1-8
Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
Для Марка Евангелие Иисуса, который есть Христос и Сын Божий (ст. 1), не начинается сразу же с пришествия Христа, а со времени приготовления к Его пришествию. Ко времени подготовки относятся три основных элемента. Первый из них - Святое Писание (ст. 2-3), потому что Евангелие Иисуса придает этому Писанию практическую реализацию, и в свою очередь Евангелие само по себе может быть понято на основе размышлений над библейскими текстами, через которые Бог уже говорил. Слова, цитируемые св. Марком, взятые из Книги Пророка Исаии, указывают на образ пути, 5 который необходимо приготовить: пути Бога к своим людям и пути людей, ведущего к Богу. Затем Марк "переходит" ко второму элементу, а именно к миссии пророка, называемого Иоанн Креститель, который указывал человечеству путь в пустыню, как на место, где Бог дает возможность истинного обращения (ст. 4.7-8). Согласно св. Марку, Иоанн Креститель не останавливается только на моральном учении, но
говорит о необходимости ожидания кого-то "иного", кого-то, кто придет непосредственно от Бога. Третьим элементом является народ, который, услышав слова Иоанна, идет в пустыню, как это сделал когда-то народ Исхода (ст. 5). Таким образом, появляется новый народ, что может произойти только при одном условии: человек отправляется в путь, выходит и движется
в направлении Иоанна Крестителя, чтобы принять его слово, призывающее к покаянию. Только благодаря совместному путешествию к месту, где звучит Слово Божье, может наступить истинное возрождение человека и народа.
MEDITATIO
В сегодняшних чтениях доминирует одна метафора, метафора пути. Дополнением пути является идея Церкви, понимаемая как способ существования людей, формирующаяся в процессе нахождения в дороге. Исаия обращался к разочарованному народу, который, чтобы пережить тяжести трудного пути, ожидал утешения и помощи. Ждал слов, которые были бы направлены в глубину сердца. А для этого нужны пророки; пророки, заслуживающие доверия, а не навлекающие беды. Учитывая опустошение нашей совести, бомбардируемой отрицательной и нигилистической информацией и сообщениями, для каждого из нас становится важным подъем духа и предание мужества, а это может возникать только из пророческого послания. Слова Иоанна Крестителя устремлены именно в этом направлении. Подготавливают наши сердца на пришествие Того, кто крестит Духом Святым. Конечно же его строгий и покаянный характер не перестает протестовать против нашего образа жизни, когда не чувствуем необходимости обращения: дешевое утешение никогда не сможет нас удовлетворить, но то, что сделано искренне, может принести долгосрочный эффект.6 Почти обязательным элементом является наше свидетельство, проистекающее из глубокой веры в данное нам Богом спасение; наше желание быть народом, который позволяет привлечь себя обещаниями Иоанна, чтобы позже иметь возможность убедить других в том, что спасение на самом деле близко. Впрочем, в нас также часто рождается скептический вопрос: а стоит ли это того? И Слово Божие нам отвечает: конечно, оно того стоит. Послание св. Петра напоминает нам, что это время наполнено присутствием Бога и что его можно понять только веря всерьез и всерьез погружаясь в него всем своим существом: пророчество, касающееся "нового неба и новой земли" рождает в верующем человеке желание жить в истинной святости. А это уже ощутимый знак нового мира.
Предоставлено для перевода Copyright © 2010 Koinonia Św. Pawła.
Перевод с польского - Наталья Килина
По поручению Катехетической Комиссии Епархии св. Климента в Саратове
|