|
20.12.2014
Евангелие: от Луки 1,26-38
В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
Текст Луки, описывающий тайну Благовещения, скрывает в себе две основные темы: провозглашение прихода Иисуса в мир и призвание Марии быть рабой Господней.Иисус Христос был представлен в нем как «знак» верности Бога, который остался верен обещанию, данному Давиду: "Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (ст. 32-33). В личности Иисуса Христа сосредотачиваются и исполняются все элементы обещания, данного Давиду. Он – Мессия, происходящий из рода Давида. Он - Сын Божий, который стал человеком. Он - новый храм, дом, подготовленный Богом, в котором происходит встреча Бога и человека. Более того, народ Божий, дом Иакова, обретает в Иисусе царя, который возрождает к жизни идеальное царство: Царство братства, мира и справедливости.Поэтому, также верность, как и дар, являются деянием Бога. Евангелие описывает все эти события посредством образа Марии, а именно Той, которая благодаря своему «да» дала возможность этот дар реализовать в жизни. Она является полной противоположностью Давида: не мечтает о величии, не имеет достаточно высокого социального положения, которое способствовало бы ее влиянию на планы людей, но Ее дом был открыт, когда Ангел Божий "вошел к ней" как посланник Бога. Мария глубоко уповала на верность Бога, и потому отдала себя в полное распоряжение в реализации Его планов: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (ст. 38).
MEDITATIO
Слово Божье желает достичь самых глубоких слоев нашего сердца, и поэтому предлагает нам тему Божьей верности. Бог верный это тот, кто в первую очередь является скалой, дающей стабильность нашей жизни, хотя с другой стороны, это также Бог, приводящий нас в изумление. Давид должен был принять предложение Бога, что уже не являлось его планами, но планами Всевышнего, и они определяли его жизнь. Таким образом, не меняется только их архитектор, но должны измениться и все наши планы. Почему? Потому что Божий план указывает нам на двусмысленность наших человеческих действий и намерений. Это утверждение, которое сегодня мы стали понимать лучше. С одной стороны мы испытываем трудности в том, чтобы оставаться верными, особенно в течение длительного периода, с другой стороны мы чувствуем себя преданными другими, и в конечном итоге также Самим "Господь с Тобою". Это слова приветствия, с которыми Ангел обращается к Марии, что является выражением "направления" Божьего лика. Сегодня тот же самый лик и точно также звучащее приветствие обращено и к нам. Бог пребывает с нами намного раньше, чем мы можем это для себя уяснить. Новая жизнь может родиться только тогда, когда мы всерьез воспримем эти слова: "Господь с Тобою". Однако мы не познаем верности Бога, если не начнем вместе с Ним идти по жизни. Так же, как Каждый из нас в своей жизни, вероятно, неоднократно переживал перечеркивание планов, а иногда даже целых программ, которые, казалось, были очень хороши. Во многих случаях крах вызван неверностью и слабостью в погоне за преследуемой целью. Слово Божие, которое сегодня было обращено к нам, проливает свет на этот опыт, обучая нас с одной стороны тому, чтобы не верить в возможность контроля над своей собственной жизнью, с другой стороны обучая переживанию провала как возможности начала роста. Часто, особенно в горьких и трудных моментах нашей жизни мы говорим Богу "да", Тому, кто никогда не перестает быть Богом верным.
ORATIO
Боже, Отче Всемогущий, Ты реализуешь свои планы, привлекая к себе силой Твоей любви сердце каждого человека. Одинаково как среди влиятельных людей, таких как Давид, так и среди скромных, таких как Мария, находишь Твоих слуг. Наполни также и нас Твоим Духом, чтобы и мы могли принимать Твое Слово.Так, как и Марию, соделай нас способными желать то, чего Ты сам желаешь: "да будет Мне по слову твоему". Эти слова не были сказаны с отречением, но самопроизвольно проистекали из души, пронизанные глубиной Твоего Слова. Они были "открытием" для новых желаний, которые только Ты можешь возвысить. Так, как и Марию, соделай нас людьми великого послушания. Она, будучи членом Твоего народа, народа завета, практически всегда знала, что человеческая жизнь является ценностью сама по себе только тогда, когда она соединяется с Тобой. В то время, когда потребовал от Нее эту
жизнь, была готова ответить Тебе "да". Научи также и нас, членов Твоего арода, мышлению в союзе с Тобой и умению сказать не задумываясь "да" тогда, когда Ты от нас этого требуешь. Так, как и Марию, сделай нас Твоими рабами. Ибо только это может быть титулом для нашей славы, как было это в случае с Авраамом, Моисеем, Давидом, Марией и другими Твоими друзьями. Рождество напоминает нам, что именно такой была тайна жизни Твоего возлюбленного Сына.
CONTEMPLATIO
Пресвятая Дева является тем счастливым созданием, к которому было обращено ожественное приветствие с целью урегулирования крупнейшего и наиважнейшего дела в мире: Воплощения Предвечного Слова, мира между Богом и человеком, искупления человечества. (...) Благодаря Благовещению Бог стал человеком, Дева стала Матерью Бога, души праведников были освобождены из бездны, руины неба были восстановлены, пустые троны наполнились, грех был прощен, дана была благодать, больные исцелились, мертвые воскресли, изгнанники возвратились. Пресвятая Троица оставила свой гнев, а люди обрели жизнь вечную. Одним словом, Ангельское приветствие - это радуга, знак милости Божьей, данный миру. (...) Ангельское приветствие – это одна из самых красивейших песен, которой мы можем восхвалять Всевышнего. (...) Потому мы повторяем это приветствие, чтобы поблагодарить Пресвятую Троицу за множество неожиданно полученных от Нее благ. Прославляем Бога Отца за то, что так возлюбил мир, что, чтобы спасти его, Он дал нам Своего Единородного Сына. Благословляем Бога Сына, потому что Он пришел с небес на землю, стал человеком и искупил нас. Прославляем Бога Святого Духа, потому что Он образовал во чреве Пресвятой Девы то самое чистое тело, которое стало жертвой за наши Именно с такими чувствами благодарности мы должны молиться Ангельским приветствием, тем самым, совершая акт веры, надежды, любви, благодарности за благодать нашего спасения.
Святой Людовиг Мария Гриньон де Монфор, тайна благодати и спасения [Вроцлав 1995, 32-33] Дивная тайна пресвятого Розария:
|