Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я есмь хлеб жизни. Ин 6,48

Казахстан имеет право на Божие Милосердие

Интервью с отцом Збигневом Котлиньским Редемптористом

 

Дарьюш Сулковски: Слава Иисусу Христу. Для католиков в Петропавловске и в Казахстане отец является живой легендой. В «новых», можно сказать временах отец строил очень красивый храм, монастырь и начал реставрацию самого старого католического храма в Казахстане. Расскажите, пожалуйста, о началах своей работы, о проблемах и позитивах.

 

Отец Збигнев Котлиньский: В начале хочу сказать, что лежит у меня на сердце о Святилище Божьего Милосердия в Петропавловске, а потом провозглашение Божьего Милосердия в Епархии Астаны, во всем Казахстане и может даже и дальше… Этот месяц я посвятил духовным упражнениям, в которых провозглашаю Слово Божие, езжу по другим местностям, вожу с собой икону Божьего Милосердия, если ее там нет, то оставляю ее в Доме Молитвы. За время моей долгой жизни я еще больше убедился, что каждый человек совершает много ошибок. В Святом Писании написано, что человек в своей жизни совершает больше ошибок, чем у него волос на голове. Милосердие Божье является надеждой для каждого человека.

         Будучи ребенком, а потом священником я читал истории сосланных с Сибири, России, Казахстана и факты касающиеся преследований разных наций. Потом я узнал второй горизонт, о котором раньше и не думал, что в Казахстане находится, в связи с преследованиями, около ста двадцати наций. В связи с этим я думал, что собираясь в Казахстан, буду провозглашать верующим правду о бесконечном Божьем Милосердии и вместе мы построим храм, под названием Божьего Милосердия. Читая Евангелие, мы осознаем, что Христос был милосердный, потому что хотел открыть людям великую Тайну Бога – Его бесконечное Милосердие. Человек свое величие показывает через богатство, строгое управление, а Господь Бог открывает свое величие через Милосердие, о котором Святой Отец Иоанн Павел II сказал, что оно является синонимом любви Господа Бога. Провозглашая Слово Божье обращаю внимание верных на то, что Иисус Христос был очень чувствительным на страдание человека. Когда  на пустыни было несколько тысяч человек, Он сказал – жаль мне этого народа, они голодны… Входя в небольшой город Наим Он встретил страдающую матерь, у которой сына несли на кладбище и сжалился над ней. И сказал ей: «Не плачь». Мы люди говорим много раз – не плачь – но мы бессильны и плачущему человеку мы не в состоянии помочь… А Иисус Христос воскресил умершего и отдал его страдающей матери.

 

Д.С.: То есть можно сказать, что самым глубоким смыслом католичества является милосердие, которое исходит из любви. Господь, оказывая нам милосердие, одновременно как бы дал нам задание, чтоб быть милосердными к другим людям, а это временами бывает очень сложным…

 

О.З.: Иисус Христос передал сестре Фаустине культ Божьего Милосердия, т.е. икону и молитвы, и очень важную молитву во время Его смерти и нашего перехода в вечность. Иисус Христос подчеркнул, что получая Милосердие от Бога, мы должны быть милосердными для другого человека. Это все подробно объяснено в жизни Святой Фаустины Ковальской. Иисус Христос через Св. Фаустину учил нас смотреть на человека сквозь призму Евангелия т.е., с большим уважением для Его Достоинства – Божьего Дитя.

         Казахстан, это страна страдания. Когда я приехал двадцать лет тому назад, на эти территории, то жили еще люди в Беларуси, в России и в Казахстане, которые были сосланы. Слушал истории их жизни, некоторые записал, но больше всего информация осталась в сердце. Теперь из этих сосланных живут уже не многие, которые хранят в себе воспоминания тех трагических дней и в подробностях передали своим детям, а даже и внукам. Так что можно сказать, что Казахстан имеет право на Божье Милосердие.

         После приезда в Казахстан я встретился с епископом Яном Павлом  Ленгой и предложил Епископу, что может, построим храм под названием Божье Милосердие. В Петропавловске есть два храма, один под названием Пресвятого Сердца Иисуса, который поляки построили в 1911 году и новый храм под названием Божьего Милосердия. Решили мы с отцом Станиславом Марчакем, который был тогда вместе со мной, пригласить сестер Матери Божьей Милосердия, чтобы вместе распространять культ Божьего Милосердия. Сестры приехали из Польши. На сегодняшний день у них два дома: в Петропавловске и в Тайынше. Отец епископ принял наше предложение. После многих трудов и усилий мы получили территорию на строительство храма. Епископ лично освятил эту землю, чтобы мы могли строить. В это время настоятелем в селе Озерное был отец Томаш Пэта – нынешний Архиепископ  Епархии в Астане. Я тогда сказал – отец декан строит Святилище Матери Божьей в Озерное, а мы будем строить Святилище Божьего Милосердия в Петропавловске. После моего второго приезда в Казахстан я напомнил Отцу Архиепископу, что великое дело еще не сделано – провозглашение Святилища Божьего Милосердия в Петропавловске. Отец Архиепископ принял с великой радостью мою просьбу и в прошлом году мы решили, что в 2012 году, в Праздник Божьего Милосердия храм в Петропавловске будет провозглашен Святилищем Божьего Милосердия. Это первый храм в Казахстане, который был построен под названием Божьего Милосердия и можно сказать, что с него начал  распространяться культ Божьего Милосердия на другие местности.

 

Д.С.: Что это означает для Петропавловска и всего Казахстана?

 

О.З.: - Иисус Христос сказал Святому Петру: …что свяжешь на земле, будет связано и на небесах, а что развяжешь на земле, будет развязано и на небесах… Эти же слова Иисус Христос сказал и ко всем апостолам, то есть и к епископам. Я уверен, что если храм в Петропавловске будет провозглашен декретом архиепископа как Святилище Божьего Милосердия, то Иисус Христос обещает верующим, которые пребудут здесь молиться, богатство своего милосердия. Смотря с верой на слова Иисуса Христа, который сказал: «Кто вас слушает, Меня слушает» и другие слова: «Я с вами во все дни до скончания мира», мы уверены, что это сам Иисус Христос в Петропавловске установит Святилище Божьего Милосердия, чтоб принимать благодарение за Его благодати и выслушивать просьбы страдающего народа. Поэтому сейчас верим, что теперь только от нас все зависит, будем ли мы черпать богатство Божьего Милосердия. Все зависит от нашего доверия и нашей молитвы.

 

Д.С.: Можно ли сказать, что то, что до этого времени произошло и то, что в данный момент происходит, что рождается в Петропавловске и во всем Казахстане, является каким-то проявлением Божьего Милосердия?

 

О.З.: Наверное, да. Хочу сказать, что, так как культ Божьего Милосердия прошел через много трудностей, преследований, так и провозглашение Слова Божьего в Казахстане и строительство храма в Петропавловске имели свои кресты. Когда мы приехали с отцом Казимижем Зымулой в Петропавловск, у нас было много трудностей, даже проблемы с регистрацией. Когда мы получили территорию под строительство, надо было искать средства. Это было не так-то просто, но Милосердие Божье протянуло нам свою руку и благодаря этому мы могли построить храм и монастырь, а также сделать реконструкцию храма в парке, который был разобран почти до фундаментов. Хотим подчеркнуть, что этот храм построили в 1911 году, прежде всего сосланные поляки с собственных средств, но, к сожалению после революции его у них забрали и предоставили в использование администрации города.

 

Д.С.: Что вы, отец, можете сказать о религиозности людей в Петропавловске?

 

О.З.: Вначале совершали Святую Мессу в различных домах, так как не было храма, а также не было согласия со стороны государства. Кто-то придумал себе такую историю и написал статью в местной газете, что приехали не католические священники, только американские шпионы… В связи с этим появилось негативное наставление небольшой группы людей, которые были введены в заблуждение. Когда я приехал в деревню отдалённую от города на расстояние около 30 км., пришли женщины и сказали:

- Пожалуйста, уйдите из нашего Дома Молитвы, потому что мы не хотим иметь такого священника!

Так что были некоторые трудности, но со всем справилась молитва, так как была группа прихожан, которые имели огромную привязанность к Матери Божьей. Собирались мы каждый день в разных домах и приходили люди, чтоб читать розарий, участвовать в Святой Мессе, а также приступать к святым таинствам. В мае пели литания, притушенным голосом, потому что это происходило в многоэтажном доме, чтобы не услышали соседи. Думаю, что огромное значение имела молитва этих прихожан, она помогла нам довести это дело до конца.

 

Д.С.: Прихожане кроме молитвы внесли еще какой-нибудь вклад в строительство храма?

 

О.З.: Прихожане наши были очень бедными, потому что вся страна была разрушена. СССР упал, не было ни какой строительной фирмы, никаких строительных материалов. Кирпичи привозили с России. Много вещей для строительства привезли тирами из Польши. Прибыло несколько машин. Наши прихожане помогали своей работой. Разгружали строительные материалы, сторожили эти материалы, принимали участие во всех строительных работах. Как женщины, так и мужчины…внесли вклад своими руками. Необычностью нашего храма являются движущиеся ясли, которые работают на протяжении всего года, которые показывают людям рождение Божьего Сына и поклонение людей различных наций и положений – «Иисус Христос является центром человечества».

 

Д.С.: Скажите пожалуйста несколько слов о себе.

 

О.З.: Могу сказать кратко. Родился в Польше и как священник работал там 14 лет. Тогда не было возможности поехать за границу, так как все выезды были контролируемые. Потом наступила так называемая «оттепель», польские коммунистические власти поняли, что хотя польские священники и  против коммунизма, но все таки, там где есть католический священник, там они могут рассчитывать на поддержку Полонии и завоевание поляков. Так было, действительно, везде, где работали польские священники, там расширяли польский дух и духовную поддержку, а также благодаря организованной Полонии, Польша получила материальную поддержку. Находился я в первой группе миссионеров, которые получили разрешение на выезд за границу. Я выехал в Аргентину. В Южной Америке был 22 года. Работал в Аргентине и Боливии, а как открылся восток в 1991 году, то сообщил о готовности ехать к отцу провинциалу. Принял это и я приехал вначале в Беларусь в Минск, Могилев, а оттуда в Казахстан. С Москвы в Кокшетау прилетел самолетом, поехал к отцу епископу, который жил тогда в Тайынше. Он предложил нам чтобы мы выбрали себе местность, где могли бы работать. Вместе с отцом Казимежем Зымулой посетили несколько городов и выбрали Петропавловск, так как отсюда было открытое окно на провозглашение Слова Божьего в Казахстане и России. Отец епископ принял и утвердил наше предложение.

 

Д.С.: Что отец может еще сказать о запланированном торжестве провозглашения Святилища Божьего Милосердия?

 

О.З.: Это будет великое торжество великого значения для нашего прихода, а также для всей епархии и Казахстана. Торжество начнется уже 14 апреля в 14.30 представлением делегаций и приглашенных известных гостей из Казахстана, России и Польши. Позже будут конференции на тему Божьего Милосердия, выступление хора местной филармонии и Святая Месса. Вечером этого же дня (около 20.00) в храме Пресвятого Сердца Иисуса по улице Конституции Казахстана о. Епископ Иосиф Верт из Новосибирска прочитает реферат на тему: «Казахстан имеет право на Божье Милосердие», потом возле памятника мученичества, будет прочитан Венчик к Божьему Милосердию за умерших в лагерях Казахстана и России.

         15 апреля в воскресенье Божьего Милосердия в 11.00 часов будет  Святая Месса торжественное богослужение с участием епископов, священников и делегаций. Святую Мессу будет возглавлять архиепископ Томаш Пэта, который провозгласит декрет о Святилище Божьего Милосердия и возглавит торжественную процессию.

 

Д.С.: Спасибо за разговор. Я рад, что с вами познакомился. Желаю вам отец как можно больше Божьей Благодати, любви и доброжелательности человеческой, радости от огромной работы, какой является провозглашение Слова Божьего. С Богом.

 

О.З.: Большое спасибо. С Богом.