Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Вы соль земли. Мф 5,13

Редемптористы в Сибири

Впервые редемптористы появились в Сибири в 1908 г., когда они провели духовные упражнения в католических приходах Тобольска, Омска, Томска, Красноярска, Иркутска и Владивостока. Сибирские католики с большим энтузиазмом приняли участие в этих миссиях, приезжая на них иногда из самых удалённых городов и сёл. Большинство верующих были потомками поляков, высланных в Сибирь после национального восстания в 1863 г.

В результате репрессий в конце 1940-х гг. многие редемптористы из Западной Украины вместе с другими священниками и верующими были сосланы в трудовые лагеря Сибири. Некоторые из них, как, например, епископ Николай Чарнецкий – редемпторист, беатифицированный Папой Иоанном Павлом II в 2001 г. – оказались в лагере под г. Мариинском (Кемеровская область). Другие были сосланы под Иркутск, в Тайшет и другие сибирские лагеря.

В 1958 г. в Сибири появилась первая постоянная община редемптористов. Тогда в г. Прокопьевск Кемеровской области приехал из Украины греко-католический иеромонах Василий Рутка, выпускник Лувенского университета в Бельгии, который начал в Прокопьевске подпольное служение среди ссыльных украинцев-шахтёров. Он устроился работать гардеробщиком в шахтёрскую больницу, поселился в бараке, а в свободное время посещал католиков в других городах и посёлках Кузбасса, в частности – в Ленинск-Кузнецке и Полысаево, где жили ссыльные немцы, принадлежавшие к латинскому обряду. Отец Василий на автобусах, поездах и попутных машинах добирался даже до католических общин Красноярского и Алтайского краёв. Литургия, как правило, совершалась тайно, в частных домах прихожан.

В конце 1970-х гг. на помощь о. Василию приехал из Украины семинарист Ярослав Сподар. Он поселился в бараке у о. Василия, и, чтобы не привлекать внимания властей, устроился работать на завод подшипников. Свободное время Ярослав использовал для занятий под руководством о. Василия и для помощи ему в пастырской работе.

В 1981 г. редемптористы смогли купить частный дом, в котором самую большую комнату они переоборудовали в часовню. Теперь верующие могли собираться на богослужения в этой часовне. Однако такая деятельность не ускользнула от внимания КГБ. Каждые две недели о. Василия и Ярослава теперь стали вызывать в органы, пытаясь склонить их к сотрудничеству, но безрезультатно. Перед допросами они согласовывали между собой, что следует сказать. Чтобы избежать прослушивания, эти разговоры они вели на улице. Им было отказано в регистрации общины. Это было очень трудное время, но Бог помог им выстоять.

В 1983 г. Ярослав Сподар был рукоположен во Львове. С этого времени он смог в полной мере стать опорой о. Василия, совершая литургию, принимая исповедь и преподавая другие таинства. О. Ярослав устроился на шахту в Прокопьевске, где проработал до 1990 г., когда перестройка дала священникам возможность выполнять свою пастырскую деятельность открыто. К этому времени у о. Ярослава стало больше обязанностей, так как о. Василий заболел и нуждался в уходе. Последние годы жизни он передвигался в инвалидной коляске. 8 января 1991 г. о. Василий Рутка окончил свою земную жизнь в возрасте 79 лет. Он был похоронен на Лычаковском кладбище во Львове. Бренные останки о. Василия были положены рядом с телом епископа Николая Чарнецкого, который в Бельгии рукоположил отца Василия во священника.

В 1995 г. у редемптористов в Прокопьевске появилась новая церковь. Она была освящена 19 августа того же года епископом Иосифом Вертом. На это торжество в Прокопьевск прибыл из Рима генеральный настоятель Конгрегации Святейшего Искупителя о. Хуан Лассо де ла Вега.

В результате его визита было принято решение создать на Кузбассе международную общину редемптористов, которая взяла бы на себя пастырскую деятельность по всей Кемеровской области. Для этого в 1996 г. В Кузбасс приехал о. Энтони Бранаган, ирландский редемпторист, более тридцати лет проработавший в Бразилии, и его молодой польский собрат, о. Дариуш Лысаковский. Они основали новую общину конгрегации в Кемерово.

Со временем католики, жившие на Кузбассе, узнали о существовании приходов в Кемерово и Прокопьевске, и подобные общины вскоре появились в Юрге, Таштаголе, Анжеро-Судженске и в других городах и посёлках области, где проживали потомки ссыльных поляков и немцев.

О. Дариуш стал настоятелем прихода в Юрге, одновременно епископ назначил его ответственным за пастырскую работу с молодёжью всей Апостольской администратуры. О. Дариуша и его яркие и необычные проповеди хорошо помнят юноши и девушки из других регионов России, которые принимали участие в Юбилейном Всероссийском дне молодёжи, состоявшемся в Саратове в 2000 г., а также в паломничестве на Всемирный день молодёжи в Риме в августе того же года.

В связи с появлением новых приходов в Яшкино, Колмогорово, Георгиевке и других населённых пунктах области, о. Энтони и о. Дариуш много времени проводили в дороге. 19 января 2001 г. о. Дариуш и Татьяна Мусохранова, которая помогала священникам проводить катехизацию в приходах области, несмотря на снежный буран, выехали из Кемерово в Юргу, где о. Дариуш должен был служить мессу. Недалеко от селения Топки, на скользком участке дороге, их микроавтобус столкнулся с междугородним автобусом, шедшим навстречу. О. Дариуш и Татьяна погибли на месте. В те дни многим католикам в Кузбассе было очень трудно принять это трагическое событие, и о. Энтони оказался для них самой большой опорой и поддержкой.

Через несколько месяцев в Кемерово приехали два новых польских редемпториста – о. Артур Вильчек и о. Зенон Генец. В 2002 г. о. Артура сменил о. Григорий Ляхович, до этого работавший несколько лет в Оренбурге. И вместе с о. Энтони, а также о. Иваном Сыкало – украинским редемптористом, сменившим о. Ярослава в должности настоятеля прихода в Прокопьевске – они продолжают служение св. Альфонса Лигуори в городах и глухих деревнях сибирской глубинки...

Даниил Поторочин