Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Мф 5,3

Призвание — величайшая тайна души.

Удивительны и порой непостижимы пути, которыми благодать Божия приходит в сердце человека.

Много было рыбаков на Тивериадском озере, но никому не сказал Христос: «Иди за Мною» — только сынам Заведея. И они, оставив свои сети, последовали за Ним.

И на большом караванном пути из Египта на Ближний Восток, проходящем через Капернаум, был не один мытарь, но только лишь к Матфею обратился Господь: «Иди за Мною». Мытарь бросил своё дело и доход от него и пошёл за Христом.

Призвание — удивительная вещь. Никто не напишет антологии призваний, никто не нанесёт на «карту призваний» способов, какими Бог призывает человека. Никто не укажет дорог, тропинок, обстоятельств, посредством которых благодать призвания находит человека. Не построишь и графика призваний. Каждое призвание очень личностно, индивидуально и всегда неповторимо. Бог не повторяется. В каждом случае Он создаёт новую модель и новую ситуацию.

Иногда призвание приходит внезапно, словно удар молнии, как случилось со св. Павлом по дороге в Дамаск. Иногда оно приходит через другого человека. Например, Андрей приводит к Господу своего брата Симона. Бывает, что к призванию прислушиваются в пронзительной тишине — в такой мучительной тишине, когда вдруг человек слышит голос: «Иди за Мною». Иной раз призвание звучит как диссонанс в прекрасной и гармоничной мелодии мира — и в этом скрежете человек слышит голос призвания. Бывает и так, что призвание становится результатом всестороннего анализа, везвешивания всех «за» и «против», и окончательный выбор есть ничто иное, как голос призвания. Нередко человек глубоко переживает, что все дороги в жизни для него закрыты. Куда бы он ни пошёл, куда бы ни направился — везде тупик. Благодаря Божиему Провидению перекрыты все пути, все возможности. Остаётся лишь один путь — именно путь призвания. Кто в состоянии сосчитать эти пути и способы, которыми призывает Господь? Каждое совершается очень индивидуально, неповторимо.

 

У Бога нет никаких шаблонов, Он — всегда творит, Он всегда неповторим.

 

Получают ли призвание только лучшие? Нет! Бог выбирает кого хочет и когда хочет. И, вопреки мнению людей, выбирает не самых лучших, а того, кто Ему нужен. Каждый здравомыслящий человек, которого призывает Господь, знает, что в мире есть тысячи чудесных, замечательных душ, которые достойнее приняли бы этот дар, но не их призвал Господь. Такова тайна воли Божией. Человек иногда удивляется, что Бог призывает именно его — такое «ничто», пустое место, такую тонкую скорлупку — на роль колонны, служащей опорой делам Божиим. Всё это наводит на размышления: почему Господь не выбрал кого-то более сильного, умного, кого-то более святого для реализации своих планов? Трудно понять — почему... Бог призывает человека, но не объясняет, почему Он это делает. Его слово можно принять или не принять, а задавать какие-то вопросы просто бессмысленно.

Итак, что же такое призвание к духовному сану? Это призыв и предназначение для исполнения дел Божиих в качестве священника, монаха или монахини. Отличается ли оно от иных призваний, например, от призвания быть христианином? Да, отличается. Это призвание, которое предполагает исключительность Бога в жизни человека. Призванный должен принадлежать только Богу и только Его представлять. Человек может отвергнуть Божий призыв, может сказать «нет», ведь он — существо свободное. Но с той минуты, когда человек ответит Богу «да», он уже не принадлежит себе. Отныне он представляет Церковь, Христа и дела Божии. Он уже не может быть «ничем», теперь он носит на себе печать призвания. Возможно, именно поэтому жить согласно призванию так трудно, а порой, даже мучительно, по крайней мере, для некоторых призванных.

Как узнать, есть ли у тебя призвание? Это нелегко сделать и здесь легко ошибиться. Так, кто-то может иметь желание стать священником, монахом или монахиней. Человека может привлекать такое призвание, однако, фактически он может его и не иметь. Иногда окружение не столько выдвигает, сколько поощряет к тому, чтобы тот или иной человек стал священником. Иногда потребность в священниках бывает так велика, что кто-то лишь по этой причине решается принять духовный сан. К сожалению, одного такого стремления недостаточно. В таком случае, что же для этого необходимо?

В первую очередь — глубокое убеждение, что у меня есть призвание, что Господь призывает меня к священству или монашеству. Далее, необходимо обратить внимание на то, имею ли я соответствующие данные, например, достаточные способности, чтобы закончить сначала среднюю школу, затем духовную семинарию; удовлетворительно ли состояние моего здоровья, имею ли я другие черты, необходимые для реализации данного призвания. Например, священником не может стать глухой или слепой человек, а также человек с сильно обезображенным лицом, которое могло бы непроизвольно вызвать отвращение. Священником также не может стать человек, страдающий алкогольной либо наркотической зависимостью, а также другими недостатками внутреннего характера — нравственного. Не может стать священником и тот, кто имеет очень плохую репутацию как человек и как христианин. Не может также стать католическим священником и человек женатый, даже если очень этого захочет. Это основные принципы, позволяющие определить, имеются ли у желания принять духовный сан достаточные основания в индивидуальных данных личности. Кто определяет это? Во внешней сфере церковные власти, взвесив все «за» и «против», решают, принимать или не принимать кандидата на посвящение в духовный сан. Что касается внутренней сферы или моральных качеств кандидата, то их оценивает исповедник или священник, выполняющий функции духовного руководителя.

Случаются ли ошибки в оценке кандидатов? Конечно, хотя установить это очень трудно. Бывает, что человек может долгое время великолепно справляться со своими обязанностями, а потом вдруг «сломаться». И тогда очень трудно сделать заключение, с чем это связано: с отсутствием призвания или с ошибками в реализации призвания.

Важным моментом в призвании является также желание самого призванного. Кто-то может иметь уверенность, что Господь его призывает, может иметь положительную характеристику от церковных властей и исповедника, но не решится пойти дорогой призвания. Эта зависимость Божиего призыва от воли человека ещё раз доказывает, каким непростым делом является призвание.

Является ли призвание к духовному сану чем-то трудным? На это можно посмотреть по-разному. Порой кажется, что призвание родителей, имеющих кучу детей и вдобавок живущих в трудных бытовых условиях, является гораздо более тяжёлым, нежели жизнь призванного к священству или монашеству.

Призвание к священству является трудным потому, что священник, монахиня или монах — это своего рода официальные представители Божиих дел. С этой точки зрения призвание является чем-то устрашающим. Ведь величие планов Божиих на фоне собственной слабости вызывает мысли о том, что призвание — слишком тяжёлая ноша. Кроме того, призвание очень трудно «в эксплуатации», на деле. Например, когда человек несёт людям Христа, а им это «не нужно». Когда священник предлагает людям помощь посредством Святых Таинств, а они поворачиваются к нему спиной.

Служители Церкви довольно часто вынуждены выслушивать обвинения за ошибки, совершённые другими, порой даже много веков тому назад. Люди говорят: «Вы, священники, все такие». Часто священники оказываются под пристальным вниманием общества, которое не прощает им даже малейших промахов. Но это уже другой вопрос.

Иногда люди спрашивают, тяжёлой ли ношей является целибат (целомудрие). Для некоторых, особенно для тех, кто раньше имел какой-либо опыт в этой сфере, такая ноша может быть ощутимой. Но в целом, это не такая уж большая проблема. Необходимо, однако, работать над собой, соблюдать внутреннюю дисциплину, а также вести глубоко религиозную жизнь.

Всегда, когда мы говорим о призвании, надо помнить, что это огромная тайна, постичь которую человек, несмотря на то, что он в ней участвует, не в силах.

 

о. Ян Палыга SAC

Источник: Любите друг друга!