Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я есмь хлеб жизни. Ин 6,48

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

LECTIO

 

Первое чтение:

Из Книги пророка Исаии 50,4-7

 

4 Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся. 5 Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. 6 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. 7 И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.

 

Верность по отношению к Богу и людям - и, следовательно, также верность миссии полученной для ее исполнения в пользу последних -делает слугу Господа выносливым в боли, бесславии и неудаче. Отметим, что судьба внимательного ученика Слова Божьего, обращающегося к народу в качестве пророка и учителя мудрости, становится предвестником судьбы Христа. Это именно Христос, кроткий и смиренный, не только не противился воле отца и не подчинился человеческой справедливости, но также в момент наибольшего одиночества на кресте был Ему послушен, зная, что Божий план – это дар спасения, пожертвованный всем людям (ст. 7; ср. Мк 15, 34 и Лк 23,43.46).

 

Второе чтение:

Из Послания св. Апостола Павла к Филиппийцам 2, 6-11

 

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

 

Это прекрасный христологический гимн. Он словно драгоценные кораллы, нанизанные на    шелковую нить. Удивляет уникальностью отдельных выражений и фраз, которые составляют волнительную целостность. Пристально взглянем на существительное "хищение". Это перевод греческого harpagmós (ст. 6), а в дословном переводе: "угон", "грабеж", а также "предмет кражи". Какое же значение может иметь это слово по отношению ко Христу, который - как мы читаем – будучи образом (гр. morphe) Божиим, не почитал хищением быть равным Богу? Что имеется в виду? Кажется, что здесь речь идет об Адаме, иными словами о том, который, не имея такого образа, хотел его просто украсть или похитить. Поэтому св. Павел ставит в пример общине из Филиппии нового Адама, то есть Христа. Он принял возможность совершения искупления - ценой смирения и послушания и даже позорной смерти – гордыни непослушания первого Адама, из-за которого весь род человеческий впал в грех и смерть (Рим. 5,18 н). И поэтому Христос уничижил Себя Самого и принял образ раба, который является нашим образом (ст. 7), чему сопутствовало послушание до конца. На это добровольное уничижение отвечает Бог (ст. 9-11), который не только Его "возвысил", но и "превознес". Поэтому все творение призвано к единодушному признанию того, что Иисус Христос – это Kyrios, Господь, "во славу Бога Отца".

 

Евангелие:

от св. Марка 14, 1 - 15, 47

1 Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; 2 но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе. 3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. 4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? 5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. 6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. 7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. 8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. 9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала. 10И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. 11 Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его. 12 В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. 13 И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним 14 и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? 15 И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам. 16 И пошли ученики Его, и пришли в город, и нашли, как сказал им; и приготовили пасху. 17 Когда настал вечер, Он приходит с двенадцатью. 18 И, когда они возлежали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня. 19 Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? 20 Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо. 21 Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться. 22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. 23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. 24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. 25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием. 26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую. 27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. 28 По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее. 29 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. 30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. 31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили.  32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. 33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. 34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. 35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; 36 и говорил: Авва Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.

37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? 38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в  искушение: дух бодр, плоть же немощна. 39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. 40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. 41 И приходит в третий раз и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. 42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня. 43 И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. 44 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. 45 И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит:  Равви! Равви! и поцеловал Его. 46 А они возложили на Него руки свои и взяли Его. 47 Один же из стоявших тут извлек меч, ударил раба первосвященникова и отсек ему ухо. 48 Тогда Иисус сказал им: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. 49 Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня. Но да сбудутся Писания. 50 Тогда, оставив Его, все бежали. 51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. 52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них.

53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. 54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. 55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. 56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. 57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: 58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и  через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. 59 Но и такое свидетельство их не было достаточно. 60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? 61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? 62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. 63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? 64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. 65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам. 66 Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника 67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. 68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. 69 Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. 70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. 71 Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. 72 Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.

15,1Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату. 2 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. 3 И первосвященники обвиняли Его во многом. 4 Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений. 5 Но Иисус и на это ничего не отвечал, так что Пилат дивился.

6 На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили. 7 Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. 8 И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. 9 Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? 10 Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. 11 Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. 12 Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? 13 Они опять закричали: распни Его.  14 Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. 15Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк, 17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него; 18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский! 19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему. 20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. 21 И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его. 22 И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. 23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. 24 Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. 25 Был час третий, и распяли Его. 26 И была надпись вины Его: Царь Иудейский. 27 С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. 28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.

29 Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! 30 спаси Себя  Самого и сойди со креста. 31 Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. 32 Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его. 33 В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. 34 В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? 35 Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. 36 А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. 37 Иисус же, возгласив громко, испустил дух. 38 И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. 39 Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. 40 Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, 41 которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим.

42 И как уже настал вечер, — потому что была пятница, то есть день перед субботою, — 43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. 44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? 45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. 46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. 47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

 

В этом описании страстей содержится ответ на фундаментальный вопрос: Кто такой Иисус? Он пронизывает все Евангелие Марка. Именно в тайне Страстей Христовых находит свое полное отражение: Иисус представлен как истинный человек и истинный Бог. Утверждение сотника - по сути язычника, – который видит в Нем, умирающем именно "таким способом" (15, 39), Бога, является символом пути от неверия к исповеданию веры, по которому каждый из нас проходит, созерцая Распятого.

Отношение Марка весьма сдержано, порой, даже поверхностно, и благодаря этому кратко .Марк позволяет говорить последовательным событиям, в то время как главный Герой молчит. Презрение и насмешка, которые пронизывают все аспекты миссии Иисуса (14, 65; 15, 29. 31н), не находят меры и оправдания. Истинный человек в Гефсиманском саду (14, 33-52), падает на землю и молится, пребывая так в знаке молитвы и одиночества. Истинный Сын Божий взывает к Всевышнему Богу, обращаясь к Нему словами: Авва, Отче... После этой молитвы, к которой Он возвращался трижды, наступает момент страдания, но и молчаливого согласия с тем, чтобы исполнить волю Отца (14, 36). Иисус почти готов к тому, чтобы отдать Себя в руки народа. Стоя перед ним, не находит иных слов, как только те, которые являются подтверждением Его личности, что становится основой для приговора Его к смерти как богохульника (14, 61-64) и нарушителя (15, 2). В этой буре слов, которыми обвиняют и высмеивают Его, можно явно услышать: "Распни его!" Но даже тогда самым красноречивым является молчание Иисуса, которое в самый важный момент становится мощным призывом, молитвой обращенной к Отцу (15, 34) и знаком полной самоотдачи (15, 37). Таким образом, Сын Божий переступает порог смерти.

 

MEDITATIO

Сегодняшняя Литургия является началом празднования Пасхи. И вот мы находимся среди людей, которые радостно бегут навстречу Иисусу, входящему в святой город. Несколько мгновений спустя, прислушиваемся к Страстям, которые в случае Св. Марка дают нам окончательный ответ на вопрос, являющийся центральной точкой всего его Евангелия: Кто такой Иисус? Теперь, также и мы должны занять Его твердую позицию, чтобы не быть - как окружающий Его тогда народ - готовыми к внезапному повороту настроения от осанна до распни. Мы должны себя спросить сегодня, действительно ли мы готовы вступить вместе с нашим Учителем и Господом на путь любви. Этот путь, который обозначен, является, казалось бы, слабостью и ненужностью, которые проявляются - и мы должны помнить об этом, - в безоговорочном подчинении воле Отца. Это также нелегко. Потому что где-то в нас звучит сомнение не так уж редко возникающее: Если даже первые ученики, и именно те, которые на самом деле прикоснулись к Слову жизни, которые смотрели в Его глаза, не в полной мере смогли понять, что происходит, более того, оставили и отреклись от Иисуса, то на основании чего мы можем предположить, что останемся Ему верными; мы – которые столь легко доверяем многим фальшивым голосам, которые твердят, что гарантируют нам счастье за хорошую цену?

Как смеем мы смотреть на Иисуса, по крайней мере, в эти святые дни, и не подать руки тем, кто хочет задушить в нас любую искру любви? Только у подножия креста может в нас возродиться более зрелая вера в Иисуса: истинного человека и истинного Бога; Бога возлюбленного в Его созданиях, которые принимают и одобряют смерть из любви. Наша жизнь нуждается в этой вере, чтобы возродить в нас новизну жестов и действий, которые может пробудить только смиренная любовь, и преобразовать банальную повседневную жизнь в чудесное явление Царства Божьего, которое есть среди нас.

 

ORATIO

Удели нам, Господи, благодать проживания этого времени в глубоком внутреннем сосредоточении. Несмотря на наши ежедневные обязанности, пусть живет в нас память и воспоминание о Твоих святых муках. Руководи, Господи, нашим сердцем, когда речь идет о том, чтобы пережить нашу боль и страдания наших близких. Они являются хорошей возможностью для того, чтобы соединиться с Тобой, пожелавшим спасти нас ценой собственной крови. Только тогда, когда мы согласимся взять на себя страдания других людей, наших ближних, так, как Ты принял на себя наши страдания, мы сможем по-настоящему отпраздновать Твою Пасху и быть знаком надежды для многих наших братьев, которые ожидают нашей помощи, нашей поддержки и утешения.

 

CONTEMPLATIO

Сегодня мы приглашены склониться пред красотой Царя. Только тот может сделать это и в своей душе увидеть истинного царя, каким является Иисус Христос, кто подчинит Ему свой разум и искренне, с благочестием, возлюбит Его невыразимую благость и милость; а также тот, кто подражает Его смирению и добровольному унижению. В тот день Царь царей, Христос, явил свое глубокое смирение, чтобы мы имели возможность следовать за Ним, въехавшим в Иерусалим на осле, а не на красиво убранном коне. Проявил Свою доброту, когда, будучи Владыкой и Господом бесчисленного небесного сонма, стал царем и проводником сонма бедных странников. Как уже было сказано об этом у пророка Захарии: " Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима ". Каждая верная душа, дочь Сиона и Иерусалима, то есть Матери Церкви, именно в этот день должна выйти навстречу Христу, не только шагами своего тела, но и чувствами своей души, с поклоняющимся сердцем и радостными устами; с оливковыми ветвями, являющимися знаком благочестия, с пальмовыми ветвями, символизирующими победу и честь, потому что наш Царь, Иисус Христос, своим смирением победил высокомерного врага, дьявола, а своей собственной кровью искупил свой народ. По этой причине не приходит сегодня в роскоши, но как бедный и смиренный Спаситель, чтобы провозгласить людям мир, привлекая его от любви мира, и притягивая к себе любовью и славой Бога.

Св. Бонавентура, Воскресные проповеди, 20, 6. 9

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом: „Как многие изумлялись, смотря на Тебя (...) так многие народы приведет Он в изумление" (Ис 52, 14-15).

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

Невозможно оценить жизнь Иисуса - как бы мы сказали сегодня, - хладнокровно, потому что в нем сокрыта тайна, имя которой человек. Иисус являет себя при этом как Учитель жизни. Когда мы приближаемся к Вербному воскресенью, когда принимаем участие в торжестве Господа, которое не является каким-то мошенничеством, тогда Его слезы трогают нас еще больше. За несколько дней до распятия Он несет на своих плечах все человечество, всю историю, весь мир, и делает это в свете этого откровения, которое подтвердит свое всемогущество через ... смерть Бога.

Как Бог может плакать? Что это значит? Разве нам не говорили, что Бог всемогущ? Действительно, так нам говорили. Но заметим, что Иисус показал миру, что этот провал Бога, который являет себя в Нем как любовь, не является ничем иным как просто любовью. Но что может делать любовь? Ничего другого, как только любить. Но когда любовь не встречает любовь, когда она встречается с неприятием и отвращением, она слабеет и не может сделать ничего другого, как только обнажить свои личные раны. Если бы Бог не участвовал в нашей судьбе и нашей истории, и так до самой своей смерти на кресте, тогда был бы Богом непонятным, и даже просто возмутительным, скандальным. Но, к счастью, Иисус освободил нас от этого скандала и открыл глаза наших сердец. Скажу больше: Он в глубине нашей души запечатлел лик Бога тихого, неспособного принудить нас к чему-либо и предающегося в наши руки. И не есть ли это Бог, который не может войти в нашу историю без согласия нашей любви?

Тот, кто не отвлечется от себя, чтобы коснуться Иисуса, не может сказать, что встретил Его…

Морис Цюнделя, Искра, под ред. П. Боур [Cinisello B. 1990, 98n]

 

2.

Литургия Вербного воскресенья отражает восторг людей, ожидающих Мессию, но в то же время является литургией в полном смысле этого слова «страсти». Открывает перед нами перспективу уже неизбежной драмы, которую только что пережили заново, читая ее описание в Евангелии от Марка. Кроме того, и другие чтения вводят нас в тайну страданий и смерти Господа. Слова пророка Исаии, почитаемого некоторыми за своего рода евангелиста Ветхого Завета, приближают нам образ преданного бичеванию и битого по лицу осужденного (Ис. 50, 6). Рефрен ответного псалма: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты меня оставил» (Мк. 15, 34), позволяет нам созерцать смерть Иисуса на кресте.

Но апостол Павел во втором чтении ведет нас к более глубокому размышлению над пасхальной тайной: Иисус будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, (…) смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. "(Флп 2, 6-8). (...) Унижение и возвышение: вот ключ к пониманию всей пасхальной тайны; ключ к пониманию удивительной экономии Бога, которая исполняется в событиях Пасхи. (…) В ваше сердце, жаждущее правды и мира, на все ваши вопросы и проблемы, временами исполненные тревогой, Христос – страждущий и смиренный Слуга, послушный даже до смерти крестной и вознесенный во славу, где восседает одесную Отца – привносит самого себя как единственный надежный ответ. Не существует другого ответа столь простого, всеобъемлющего и столь убедительного. (...)

Мария, верная ученица Христа, да сопровождает вас на этом пути обращения и постепенного приближения к Ее Божественному Сыну, (Слову) которое (...) " стало плотию, и обитало с нами" (см. Ин 1, 14). Иисус "обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою "(2 Кор 8, 9), взял на себя наши грехи, дабы мы были искуплены Его кровью, пролитой на кресте. Таким образом, для нас Христос стал послушным до смерти. До смерти крестной.

Иоанн Павел II [проповедь в Вербное Воскресенье, Ватикан, 16 апреля 2000]