Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Покайтесь, ибо приближилось Царство Небесное. Мф 4,17

5 ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

LECTIO

Первое чтение:

Из книги пророка Иеремии 31, 31-34

 

31 Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, 32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.

 

В 586 г. до н.э. Иерусалим был разрушен Навуходоносором. Пророк Иеремия изначально находился среди народа, ожидающего высылки, и, таким образом, вместе с другими познал, что значит быть  изгнанным из своей земли. В таких, можно сказать, трудных условиях, Господь направляет к Иеремии, как к пророку, слова надежды. Все являются их адресатами. 30 и последующие главы в связи с этим пророчеством даже названы как Книга утешения. Сутью сегодняшнего отрывка является обещание "нового Завета". Он будет основываться уже не на стандартах - назовем их: внешних, но в близком единстве – проще говоря: супружеском - Бога и Его народа. В плену изгнания Бог возвращается к этому образу обращения к народу - невесты, которая, как правило, сопровождает первые импульсы зарождающейся любви (ст. 31). Поэтому не стоит удивляться, что речь идет о «новом Завете» (ст. 31. 33), выгравированном не на каменных скрижалях, а в глубине человеческих сердец. Он будет необыкновенным даром Бога и характерным знаком нового времени. Этот "новый Завет" подтвердит сам Иисус во время Тайной Вечери, во время установления Евхаристии (ср. Лк 22, 20). В то время как он будет завершен в Страстную пятницу, когда, испуская дух, Иисус изольет силу Святого Духа. Эта сила станет основой нового закона в сердце каждого верующего.

 

Второе чтение:

из Послания к Евреям 5, 7-9

Братья: Христос, 7 во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; 8 хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, 9 и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного.

 

Эти стихи выражают суть дела спасения, совершенного Христом. Он является не только исполнением обещаний Закона и различных пророчеств, но в конечном итоге дополнением поклонения Ветхого Завета. Истина в том - как пишет далее автор этого послания, - что только первосвященник,   милостивый и верный, может на самом деле очистить людей от их грехов через принесение в жертву самого себя, принесение - что важно - раз и навсегда (см. 7, 26н). Но для того, чтобы сделать это, Он был вынужден взять на себя наши слабости (ст. 7: "во дни плоти Своей", когда он был во плоти) и наши страдания (ср. 2,10), чтобы стать подобным нам во всем.

Фрагмент, прочитанный в сегодняшней литургии, очень реалистично говорит нам о том, насколько далеко зашло сострадание Христа, охватывающее нашу человеческую природу (ст. 7) и откуда Он черпал силы к заступничеству за нас. Здесь автор послания дает ответ: из полного послушания воле Отца. Таким образом, Христос был в состоянии распознать и понять человеческую природу, принимая ее как свою собственную. Более того, пережитое страдание стало для Него школой, благодаря которой, хотя и был совершенен как Сын Божий (ст. 8а), стал совершенным и как человек (ст. 9). Через сыновнее послушание совершил искупление за грех непослушания. Те, кто желает подражать Христу таким же образом, получают вечное спасение. И это было достигнуто за счет Его послушания (ст. 7б). Для Отца и для всех тех, для кого был наречен Первосвященником по чину Мелхиседека (ст. 10).

Подведем итог: страдание, принятое с любовью, позволяет увидеть во Христе новое сердце, послушное и сыновнее (ст. 8), обещанное Богом пророку Иеремии (Иер. 31:33). Глядя на Иисуса, на Его сердце, пронзенное на кресте, мы все можем познать Господа, как милосердную любовь.

 

Евангелие:

от св. Иоанна 12, 20-33

20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. 21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. 22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. 23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. 24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. 25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. 26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. 27Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. 28 Отче! Прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. 29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. 30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. 31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. 32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. 33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

 

Прочитанный ранее отрывок Евангелия расположен как бы между двумя полюсами: между прибытием в Иерусалим некоторого числа Еллинов, которые хотели увидеть Иисуса (ср. 20н, см. ст. 19б), и Его Вознесением на Крест (ст. 32н). Можно сказать, что это две "точки восхождения", два "вступления". Первое "вступление" продиктовано желанием прийти на еврейский праздник Пасхи, второе является выражением спасительной воли Отца, который, не сомневаясь, отдает на смерть Единородного Сына, истинного пасхального Агнца. Между этими двумя полюсами, между переходом от летописи, являющейся записью здесь и сейчас, к эсхатологическому уровню, между временем и концом времен находится "час" Иисуса. Он уже наступил, на что указывает вопрос Еллинов, хотя они не получают прямого ответа (ст. 23). Но Бог Отец дал им ответ, при том достаточно быстро. Более того, сделал это однозначно. Таким образом, находим это также в текстах синоптических Евангелий, было провозглашено страдание Сына Человеческого. Тем не менее, провозглашение Иоанна не превратилось в хвалебную песнь. Напротив, несколько противоположно ей. "Славное поклонение" и "возвышение" относится, и при том напрямую, к кресту и воскресению, которые в свою очередь являются двумя аспектами "времени Иисуса". Тот, кто хочет служить Ему, тот делает точно такой же выбор. Иными словами, к славе приходит через смерть (ст. 24-26). И это ни в коем случае ни какие- то соображения чисто гипотетического или философского характера. Иисус по-настоящему и глубоко потрясен перспективой того, что Его ожидает (ст. 26н: это Гефсиманский сад Иоанна), но Он сам, выражением чего является Его внутренняя позиция, безусловно настроен на претворение в жизнь воли Отца, которую пришел исполнить (ст. 27б). Именно это внутреннее сыновнее отношение и есть отношение прославления Отца, поскольку раскрывает суть тринитарной любви, являющейся импульсом спасения мира (ст. 28). Как следствие этого факта, Иисус проявляет себя как истинный Сын Человеческий, который был послан, чтобы совершить суд над миром, изгнать князя тьмы и ознаменовать Царство Божие (ст. 31). Таким образом, решающий час истории это смерть Иисуса на кресте.

 

MEDITATIO

Фрагмент сегодняшнего Евангелия очень важен для нашего великопостного духовного путешествия. Вкратце припомним: Иисус отправился в Иерусалим на празднование Пасхи. Там же появляются несколько Еллинов, которые приходят к Филиппу и говорят ему: "Господин! нам хочется видеть Иисуса". "Нам хочется" означает "мы хотим узнать" Иисуса. Так ли это? Это вопрос, который мы должны также часто задавать себе. Ибо мы тоже желаем познавать Его и приближаться к Нему снова и снова, так, словно мы никогда не видели Его, потому что невозможно познать Его до конца. Практически каждый день мы должны чувствовать в себе это желание. Но кто приведет нас к Нему; кто укажет на Него, кто нам Его покажет? Именно это глубокое внутреннее желание заставляет нас прислушиваться к Его Слову и искать Его в Священном Писании, в Евангелии, в Церкви, в братьях, в нашем сердце, в событиях прошлого и настоящего. Но мы не должны искать его вне себя, вне нас самих, но в себе, потому что Иисус живет в нас, если только мы в это верим. Самое главное - это    внутреннее участие, уповающим и верующим сердцем, в тайне Иисуса Христа. Только в этом случае мы можем приносить плоды. Но Иисус напоминает нам, что никто не живет по-настоящему, если не становится подобен зерну, которое умирает. Только тогда приносит плоды. Это тайна Иисуса:  умереть, чтобы дать жизнь другим. Но мы должны помнить еще об одном: мы никогда не будем иметь достаточно сил, чтобы пустить корни в плодородную землю и умереть, если не поймем, что сутью этой тайны является любовь. Именно она придает смысл кресту Христа, а также всем другим крестам, которые поднимаются рядом с Его крестом, и нам, ожидающим в его тени полного исполнения "нового Завета", которым является Пасха Христова (ср. Откр. 14, 13).

 

ORATIO

Иисусе, мы также хотим увидеть Тебя в тот час, когда Ты словно зерно погружаешься в землю нашей боли и страдания и прорастаешь как налитый колос, надежда плодородного урожая. Ты показываешь, как же сладко умереть тому, кто любит и жертвует собой в радости. Потерять жизнь с Тобою и для Тебя в действительности означает найти ее. Таким образом и слезы могут преобразоваться в радость. В Твоих ранах, Господи, находим приют. В них обретает смысл каждое человеческое страдание. Только глядя на Тебя, находим силы, чтобы доверительно отдать себя в Твои руки. Омой очи наших сердец, чтобы в нем, не как в зеркале, но лицом к лицу увидеть Тебя таким, каким Ты являешься. Аминь.

 

CONTEMPLATIO

Итак, в заключение я хотел бы добавить, что смерть и страдание нашего Спасителя являются красивейшим и наиболее побуждающим сигналом, который мог бы оживить наши сердца в этой земной жизни. (...) О, обрати свой взгляд на Иисуса, нашего великого Первосвященника, и смотри на Него с момента его зачатия. Подумай, Он нас носил нас на своих плечах, приняв бремя нашего искупления через смерть, и смерть крестную. О Теофим, Теофим, душа Спасителя знала всех нас по фамилии и имени, особенно в день своих страданий, когда жертвовал свои слезы, молитвы, свою кровь и жизнь за всех - тогда особым образом представлял Отцу ради тебя эти мысли, исполненные любви. Ах, Предвечный Отец, я беру на себя вину и все грехи бедного Теофима, перенося страдание и смерть, чтобы он был освобожден от нее, чтобы не погиб, но жил. Пусть я умру, только бы он жил! Пусть буду распят, только бы он был прославлен! (...)

Теофим, гора Голгофа является горой влюбленных душ. Вся та любовь, которая не имеет начала в страданиях Спасителя, незначительна и опасна. Несчастная смерть без любви Спасителя! Несчастная любовь без смерти Спасителя! Любовь и смерть так переплетены между собой в муках Христовых, что невозможно носить в сердце одну без другой. На Голгофе невозможно ни жить без любви, ни любить без смерти Спасителя. Все, что находится за этим, это либо вечная смерть, либо вечная любовь. Вся христианская мудрость заключается в том, чтобы сделать правильный выбор. (...) О, Вечная Любовь, жаждет Тебя душа моя и принимает вовеки: Приди, Святой Дух, наполни сердца Твоих верных и разожги в них огонь Твоей любви! Либо любить, либо умереть! Умирать и любить! Умереть для любой другой любви, чтобы жить для любви Иисуса.

(Польский текст в перев. Б. Бзовскойi, в: Святой Франциск

Сальский, Трактат о любви к Богу, 2002 Краков, 684-687).

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„Слово Твое оживляет меня" (Псалом 118, 50б).

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

Разговор об уничтожении Иисуса кажется почти невозможным и невообразимым. Иисус-Человек побеждает, проигрывая. Побеждает, уничтожая в себе, как человек, власть господства над другими и приобретения признания в глазах окружающих. Надо сказать, однако, что Он имел четкое осознание этого, что одинаково видно как в Его учении, так и в Его жизни. Искатели приключений, а также люди, стремящиеся к интеллектуальным познаниям, а именно такие, как эти Еллины, хотели добраться до Него в последние дни Его жизни в Иерусалиме. А Он выходит к ним с таким прекрасным образом, который является живым отражением притчи о Царствии Божием: " Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин 12, 24). Зерном, приносящим обильные плоды, является сам Иисус. Кенозис (от греч. "разрушение", "опорожнение") воплощения достигает своего пика в момент страдания и смерти на кресте. Но образ пшеничного зерна, умирающего, а затем дающего колос полный новых зерен, из которых затем делают хлеб, также имеет свое уникальное значение в таинстве Евхаристии. Жизнеспособность этого семени прекрасна и увлекательна. Закон зерна - это с одной стороны закон умирания, с другой стороны закон плодоношения. Можно было бы сказать: воспроизводство. Оно не имеет никакого другого смысла, ни других функций к исполнению, кроме как давать жизнь. Подобно и с уничтожением Иисуса Христа, являющегося зерном жизни, которое было положено в землю. Для Иисуса любить значит служить, а служить значит потерять себя для жизни других людей; значит умереть, чтобы дать жизнь. Каждый дар самого себя это семя любви, которое вносит свой вклад в возрождение любви. Там, где труднее всего согласиться на уничтожение самого себя, а именно быть слугой других, а также быть использованным другими, там также собираются лучшие урожаи любви. Итак, наш Господь Иисус Христос, делает так, что имеет место полное освобождение, окончание всякий раз, когда приносим к Нему наши жалобы, аналогичные тем, которых полны уста навязчивых и недовольных детей. Он позволяет нам погрузиться в Его тайну смирения и славы, несмотря на то, что мы не достойны того, чтобы полностью ее понять ... Анна-Мария Канопи, Уничтожение Христа, увековеченное в таинстве Евхаристии..., в: «Сокрытый Бог» [Ghiffa 1980, 60-69]

 

2.

Эти "Еллины", ищущие истину, не смогли бы приблизиться к Иисусу, если бы их желание, выраженное охотно и добровольно, не было бы конкретно изложено в четком решении: „нам хочется видеть Иисуса". Быть по-настоящему свободным означает иметь силы, чтобы выбрать Того, для которого мы были созданы, и согласиться на Его господство в нашей жизни. Прочувствуйте в глубине ваших сердец, что все хорошее на земле, все профессиональные успехи, даже человеческая любовь, о которой вы мечтаете, не всегда в полной мере способны удовлетворить ваши самые глубокие и внутренние ожидания. Только встреча с Иисусом может придать истинный смысл вашей жизни: " ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе", - пишет святой Августин (Исповедь, 1, 1). Не отвлекайтесь от этого поиска. Будьте в нем упорны, от этого зависит полная реализация вас самих и ваше счастье.

Дорогие друзья, если вы научитесь открывать Иисуса в Евхаристии, вы сможете открывать Его также в ваших братьях и сестрах, особенно в наиболее бедных. Евхаристия, принятая с любовью и с искренним почитанием становится школой свободы и милосердия, обучающей исполнению наибольшей заповеди. Иисус обращается к нам прекрасным языком самопожертвования и любви, даже принесением в жертву своей жизни. Простая ли это речь? Нет, вы об этом знаете! Нелегко забыть о себе; необходимо оторваться от притяжательной и нарциссической любви, чтобы открыться для радости любви, являющейся жертвой. Эта евхаристическая школа свободы и милосердия учит преодолевать поверхностные эмоции и укорениться в том, что истинно и хорошо; освобождает от концентрации на самом себе и предрасполагает к тому, чтобы открыться для других, учит переходу от любви «биполярной» к любви «эффективной». Любовь это не просто чувство; это акт воли, который основан на постоянном выборе блага другого человека вместо своих собственных интересов.

Иоанн Павел II [Послание к XIX Всемирному Дню Молодежи 2004]__