Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения. Пс 118,165

4 ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

LECTIO

 

Первое чтение

Из второй книги Паралипоменон 36, 14-16. 19-23

В те дни 14 Все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и сквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме. 15 И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. 16 Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения. 19 И сожгли дом Божий, и разрушили стену Иерусалима, и все чертоги его сожгли огнем, и все драгоценности его истребили. 20 И переселил он оставшихся от меча в Вавилон, и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского, 21 доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет. 22 А в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно, и сказать: 23 так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас — из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет.

 

Сегодняшний текст первого чтения, который был помещен в конце второй книги Паралипоменон, в синтетической форме прочитывает историю иудейского царства с точки зрения божественного взращивания. Люди не берут во внимание завет, заключенный с Богом, также видно бесспорное влияние языческих культов, а храм Господень осквернен. На эту растущую неверность людей Бог отвечает верной любовью. Он посылает пророков, чтобы они вывели народ на путь истины. Но их голос недооценивается. Поэтому Он решает привести свой народ к спасению через горнило страданий. Отсюда и разорение храма, и разрушение города, а также горечь изгнания, возвращающая земле Иудиной субботний отдых, которого она была лишена. Последние стихи отрывка (22н), которые используют слова, написанные в книге Ездры 1, 1-3б, повествуют об указе Кира и вселяют надежду и оптимизм. Ягве, который является Господом истории, поручает иностранному царю строительство храма в Иерусалиме. И здесь речь не идет только о физическом усилии, которое сопровождает возведение здания, хотя и это тоже; более с этим строительством, и это неизбежно, связано моральное и духовное обновление. Постоянное обращение к словам пророков (ст. 15.21н) – к которым автор Книги прибегает - являются доказательством, подтверждающим откровенность и верность Бога, который всегда действует в соответствии с планом спасения, требуя от человека его принятия и эффективного сотрудничества.

Второе чтение:

из Послания святого Апостола Павла к Ефесянам 2, 4-10

Братья: 4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы  спасены, — 6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. 8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: 9 не от дел, чтобы никто не хвалился. 10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

 

В отличие от более ранних стихов - где был обозначен образ смерти и греха – Св. Павел  показывает совершенное Богом дело спасения. Поэтому наиболее важные термины, которые здесь появляются, это: любовь и жизнь. Искупление - это выразительное свидетельство того, что Бог является любовью и изливающейся благодатью. Посредником этого дела спасения является Иисус Христос. Он принял человеческое тело, тем самым, став подобным нам; Он своей смертью победил нашу смерть; и, наконец, Он своим воскресением открыл нам путь к спасению. Таким образом, совершенно свободно, человечество было включено в славное поклонение Христу. Так же, как и в Послании к Римлянам Апостол, чтобы подчеркнуть наше участие в судьбе Христа, использует характерную лексику. Итак, мы читаем: „оживотворил со Христом ,(...) и воскресил с Ним, и посадил на небесах"(ст. 5-6).

В силу этого объединения, как природа, так и история мира, видимая глазами Отца, очень просто соединены друг с другом, но и в то же время спонтанно, так же, как история Иисуса. Начиная с 5-го стиха, Павел описывает и развивает тему благодати. Она является выражением всемогущества Бога в Его любви. Благодаря такому великому бесценному подарку, любое действие человека теряет свою значимость. Другими словами: благодаря милости сам человек становится новым творением, а все его действия являются ничем иным, как только излиянием Божией благодати в нем и вокруг него. Таким образом, исчезает также мотив для тщеславия: остается только милость Бога - Евхаристия.

Евангелие:

от св. Иоанна 3,14-21

В то время: Иисус сказал Никодиму: 14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. 19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, 21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

 

Эта часть является продолжением ответа, данного Никодиму. Здесь Иисус раскрывает свою личность и судьбу, которая Его ждет, а также миссию, полученную от Отца и ее цель. После идентификации со славным образом Сына Человеческого, который сошел с небес (ст. 13), Иисус сравнивает себя с медным змеем, которого Моисей вознес в пустыне, чтобы спасти грешный народ от верной смерти (Числа 21, 8н).

Чтобы понять это сравнение, необходимо войти в мир символизма, который для четвертого Евангелия является весьма значительным. Змей представляет собой знак смерти, но одновременно и своего рода противоядие от нее. По мнению соседних народов, с которыми Израиль имел отношения, он считался символом силы и жизни. Другими словами, змей — символ, полный противоречий. Аналогичный парадокс находим в распятии Христа на кресте. С одной стороны, это было наивысочайшим выражением позора, Иисус рассматривался как обычный преступник, но с другой стороны это распятие на кресте стало также пиком Его славы. Распятие как возвышение – это важная точка теологии Иоанна. Евангелист совмещает воздвижение креста с прославлением Христа, потому что именно на кресте Он являет Себя во всем своем великолепии спасительной любви Бога. «Любовь Бога» - эта мысль рассмотрена Иоанном в следующих отрывках, в которых показана нам ее суть. Короче говоря: это любовь, которая склоняет Бога Отца к принесению в жертву Единородного Сына, чтобы человек мог перейти от смерти греха к жизни вечной (ст. 16). Однако этот дар требует принятия его с верой. Как в пустыни необходимо было смотреть на змея, изготовленного из меди, так теперь нужно верить в Иисуса распятого и возвышенного. Следует иметь в виду, что миссия Сына Божия связана с выполнением миссии спасения (ст. 17), поэтому каждый, кто принимает или отвергает ее, делает выбор, который сам по себе является своего рода формой суда.

MEDITATIO

Сегодня чтение Слова Божия приглашает нас, прежде всего, к размышлению о том, что жизнь человека представляет собой обратный путь в дом Отца. Важно отметить, что человек следует по нему не в одиночестве, но в сообществе - как все человечество. Поэтому судьба наших братьев не должна быть для нас безразличной. Церковь (и таким образом каждый христианин) считает, что должна все более и более жить со Христом и во Христе, с тем чтобы иметь возможность дать жизнь тому, кто находится "во тьме и тени смертной". Постоянно глядя на Него, распятого и возвышенного, христианская община сможет подпитывать пламя надежды. Можно с уверенностью сказать, что Христос, Священник и Жертва, представляет собой специфический документ, в котором Небесный Отец говорит нам о своей безграничной любви, раскрывает свой план спасения и приглашает нас принять свой дар. Как люди желаем, и это, правда, жить, но реальность смерти не является для нас безразличной, более того, касается нас и нас окружает. Однако чтобы жизнь могла расти и развиваться, необходимо, чтобы мы постоянно черпали из источника жизни, который есть Христос; необходимо чтобы мы из нашей настоящей жизни сделали один великий дар.

Пребывание с Иисусом, момент за моментом, приобретает новый смысл. Он представляется нам как Тот, кто был вознесен на крест, то есть как тот, кто в своих страданиях был также прославлен. Именно в Нем нам была представлена конкретная и беззащитная любовь Бога. Если мы не будем отрывать наш взгляд от Распятого, то, со временем, сами станем источником, из которого польется свидетельство Духа Святого: Христос «возлюбивший меня и предавший Себя за меня» (Га 2, 20). Кроме того, этот источник никогда не перестает струиться своей песней любви, где смешиваются слезы покаяния и скорби со слезами радости. Благодатью мы спасены через веру. По благодати, по благодати...

ORATIO

Господи, Иисусе Христе, вечный Первосвященник, знающий наши слабости, Ты был искушен во всем: вглядываемся в Тебя, принадлежим Тебе, прими нас. Соделай, чтобы еще сегодня мы услышали Твой голос, Твое Слово, благодаря которому наши сердца перестанут быть твердыми. Соделай, чтобы мы позволили ранить себя любви и страданию, с тем, чтобы позднее с верой иметь возможность прильнуть к святейшей воле Отца. Господи, Ты был верен до крестной смерти, чтобы открыть нам путь в небесное святилище, где царствует вечный покой. Соделай так, чтобы с сегодняшнего дня, и с каждым разом все интенсивней, ощущали потребность стать святыми, полностью посвященными другим для их поддержки и внутреннего удовлетворения; чтобы мы были их спутниками жизни. Не благодаря нашим заслугам мы встретили и познали Тебя. То, что это произошло, это очевидный дар благодати, которая неустанно обновляется и приводит нас в восхищение. Соделай, чтобы все люди находили на наших лицах следы радости от принадлежности Тебе, живые эмоции, сопутствующие проповедованию Тебя и стремление к вечной жизни в Небесном Иерусалиме, на лоне Пресвятой Троицы. Аминь.

 

CONTEMPLATIO

Несказанное Божье милосердие! Несоизмеримое сострадание, достойное великого восхищения! Чтобы освободить слугу, пожертвовал собственным Сыном. Именно Он просвещает и милостиво учит нас пути смирения, любви и всех добродетелей… Он был пленен, чтобы освободить нас от ига рабства. Стал узником, чтобы избавить нас от врага. Был продан за деньги, чтобы искупить нас ценой собственной крови. Был обнажен, чтобы одеть нас в одежды бессмертия. Был осмеян, чтобы защитить нас от насмешек демонов. Был коронован тернием, чтобы освободить нас от шипов и страданий древнего проклятия. Был унижен, чтобы возвысить нас. Был распят на кресте, чтобы привлечь нас к Себе. За все это благодарю Тебя, Отче, и прославляю Твое пресвятое имя.

Иоанн из Фекампа, Духвная исповедь (Confessio theological), 26 [Милан 1986, 65н]

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. "

(Га 2, 20).

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

Иисус действительно пришел для того, чтобы страдать. Его идеалом, однако, не был крест, а послушание, и именно такой опыт отношений со своим Отцом, который позволил Ему дать совершенное свидетельство о Нем; свидетельство, не отступающее ни перед какими- либо трудностями, ни перед самыми драматичными вопросами жизни. У Иисуса был только один идеал: послушание. Его послушание, однако, не закончилось одновременно со смертью, потому что тот, кто так умирает, не имеет возможности прийти к воскресению. Продолжением этого послушания был дар самопожертвования - жертва Иисуса за нас. Как легко можно заметить, идеалом Иисуса не было страдание. Является ли крест Иисуса только единственным словом, сказанным в ответ на страдания человека, которое, реализуя идеал добра, справедливости и добродетели, натыкается на противоречия и только их познает? Это слово: "крест" приносит ли ответ на человеческую боль и страдание во всех его аспектах: на боль нежелательную, неожиданную и бессмысленную? На эти вопросы может быть только один ответ: да, крест Христов является словом, касающимся всякого рода человеческих страданий. Потому христианин не говорит: существует страдание, а также Иисус страдал. Нет, он научился чему-то совершенно противоположному. Научился тому, что человеческому страданию необходимо давать его собственное имя: страдание Христа. Другими словами, когда христианин смотрит на Распятого, видит в Нем страдания Христа и говорит: это страдание придает смысл также каждому человеческому страданию, которое не может быть названо иначе как "крест". Если бы мы ограничили крест Иисуса только одним конкретным страданием в мире, ничего бы не изменилось. Дать имя означает, однако, увидеть возможность смысла. Жизнь имеет смысл и значение даже тогда, когда она проживается в страдании. Напоминает мне об этом воскресение Христа, которое является плодом страданий и смерти, и которое не отрицает смысл жизни. Это право христианина, который, становясь перед реальностью страдания, называет его крестом. Это право к тому, чтобы эта сложная и таинственная реальность имела смысл ...

Джованни Моиоли, Слово о кресте [Виболдон 1987, 51-54]

2.

"Воззрят на Того, Которого пронзили " - эти слова направляют наш взор на Святой Крест, на древо креста, на котором висело Спасение мира. «Ибо слово о кресте - как пишет св. Павел – для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. "(ср. 1 Кор 1, 18). Это хорошо понимали жители Подхала. И когда закончился XIX век,(…) ваши отцы на вершине Гевонта установили крест. Этот крест находится там по сей день. Является тихим, но красноречивым свидетельством нашего времени. (…) Дорогие братья и сестры, не стыдитесь креста. Старайтесь каждый день брать крест и отвечать на любовь Христа. Защищайте крест, не позволяйте, чтобы имя Бога было оскорблено в ваших сердцах, в социальной или семейной жизни. Благодарим Божественное Провидение за то, что крест вернулся в школы, государственные учреждения и больницы. Пусть остается там! Пусть напоминает нам о нашем христианском достоинстве и национальной идентичности, о том, кем мы являемся и куда мы идем, и где наши корни. Пусть напоминает нам о любви Бога к человеку, которая в кресте нашла свое глубочайшее выражение. Любовь всегда связана с сердцем. Апостол связал его с Сердцем, которое на Голгофе было пронзено копьем сотника. В Нем раскрывается до конца любовь, которой предвечный Отец возлюбил мир. Возлюбил так, что «отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3, 16). В этом пронзенном Сердце нашло внешнее выражение это измерение любви, которая больше, чем любая любовь творения. В нем проявилась спасительная и искупительная любовь. Отец - как мы читаем - " отдал Сына Своего(…), дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. " (Ин. 3, 16).

Иоанн Павел II [Проповедь на Мессе в Закопане, 6 июня 1997]