Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Мф.5,12

3 ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГОПОСТА

LECTIO

 

Первое чтение

Из Книги Исхода 20, 1-17

1 И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:

2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

8 Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, 10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

12 Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

13 Не убивай.

14 Не прелюбодействуй.

15 Не кради.

16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у лижнего твоего.

 

Декалог, центральный пункт заключенного с народом Завета, стал экстраординарным событием со стороны Бога, Который являет Себя. В этих «Десяти словах» - так переводится этот текст с иврита – можно найти черты Божьего лика. Это Он обращается к Израилю и открывается ему как его Бог (ст.2), Бог ревнитель (ст.5; см. Исход 34,14), как огонь поядающий (Псалом 78, 58), потому что Его любовь подобна любви верного супруга. Установленное и свободно подтвержденное единство с Ним налагает жесткие и трудно выполнимые требования. Рассмотрим их вкратце. Прежде всего, в смысле вертикали это единство проявляет себя в том, чтобы отказаться от поклонения идолам, не произносить имени Бога всуе и праздновать субботу. И это еще не все, ибо единство с Богом имеет и горизонтальное измерение, что представляет собой каталог ссылок на иных людей (ст. 12-17). Принятие или отказ от этих слов прямо означает либо верность, либо предательство по отношению к Богу. Благословение или проклятие (ст.5б-6) означают жизнь или смерть и являются последствием сделанного выбора. На горе Синай Израиль в ответ на любовь Бога продемонстрировал свою веру и принял Кодекс Завета. И правда в том, что в данных условиях он не знал, что же действительно означает это обязательство. Все это объясняется постепенно, на протяжении многих веков, и достигло своей полноты в Иисусе Христе, таким образом, когда все старые законы были включены в одну новую заповедь: заповедь любви.

Второе чтение:

из Первого Послания святого Апостола Павла к Коринфянам 1, 22-25

Братья: 22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; 25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.

 

Сообщество в Коринфе разделено на различные фракции. Отнесение к той или иной группе зависит от того, кто из учеников Христа провозглашал Евангелие или уделял святое крещение данной фракции (1 Кор. 1, 11н). Однако когда св. Павел был проинформирован о данном факте, с большой твердостью обращается к Коринфянам, чтобы обратить их внимание на сущность апостольского провозглашения и указать на абсурд всех видов разделений. Личностью, – о которой пишет Апостол – является Иисус Христос, и при том распятый. Истина в том, что все люди готовы верить во Всевышнего Бога, но евреи видят, прежде всего, Его силу освобождения, поэтому ищут чудес, а греков напротив интересует только Его мудрость.

Однако это распятый Христос является удивительным, даже нежелательным, ответом Бога на ожидания всего человечества. Истинным знаком является Его крест, который освобождает людей от оков зла. Самой глубокой мудростью является Его смерть, которая таит в себе наш грех и удовлетворяет его самолюбие. И всё это ради того, чтобы каждому дать возможность достигнуть славы. Но чтобы это понять необходимо отказаться от логики этого мира, которая считает крест знаком глупости и слабости, а следовать по путям Господним, которые отличаются от наших (см. Ис. 55, 8). Только таким образом можно понять непонятную любовь Бога к нам, ту, которая была явлена нам во время Пасхи Христа.

Евангелие:

от св. Иоанна 2, 13-25

13 Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим 14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. 15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. 16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. 17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. 18 На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? 19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. 20На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? 21 А Он говорил о храме тела Своего. 22 Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус. 23 И когда Он был в Иерусалиме на празднике Пасхи, то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. 24 Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех 25 и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке.

 

Эпизод, записанный в Евангелии св. Иоанна, повествующий об очищении храма, имеет свое уникальное значение: это время начала общественного провозглашения слова Иисусом. Более того, происходит в непосредственной близости от великого праздника – еврейской Пасхи.

Кроме того, вся жизнь Иисуса отмечена календарем древних праздников, которые Он сам приводит к полноте окончательно и совершенно, когда проявляет себя как «Пасха наша» (ср. 1 Кор. 5, 7). Еврейская Пасха праздновалась в храме. Приносились в жертву животные, чтобы таким образом вспоминать о превосходных делах Бога, содеянных во время освобождения народа Израиля из египетского рабства.

В истории Иоанна Иисус, войдя в храм, изгнал из него не только торгующих (о чем упоминается в синоптических Евангелиях), но то же самое сделал с овцами и волами. Это знак, указывающий на единственную и истинную жертву, одновременно являющийся исполнением слов пророка Захарии: "Не будет более ни одного Хананея в доме Господа Саваофа в тот день" (Зах.14,21). Это событие не только исполняет ранние Писания, но также указывает на Божественность Иисуса, что сопровождается упоминанием о Его воскресении: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его " (ст. 19). И здесь евангельский отрывок достигает своего пика: в отличие от старого храма и древнего поклонения, от ситуации, когда Бог покинул храм и людей из-за их неверности и осквернения (см. Иез. 10, 18н), тело воскресшего Христа становится новым храмом (ст. 21н), в котором будет иметь место новое поклонение: "в духе и истине" (ср. Ин. 4,23).

MEDITATIO

Братская жизнь - это место нашего подлинного слушания Божьего Слова и ответа на Его вечную и верную любовь. Это Слово не является, однако, безымянным, но имеет четкий и однозначный лик Иисуса из Назарета: распятого, воскресшего и явившегося вначале своим ученикам, а затем Павлу на пути в Дамаск. Чтобы принять его, как нашу мудрость, мы должны, и это безвозвратно, а именно, таким образом, как это было в случае с евреями и греками, отложить в сторону нашу чисто человеческую логику. Только тогда возможно с верой следовать по пути креста. Надлежит так поступать не от случая к случаю, в исключительных ситуациях или чрезвычайных обстоятельствах, но должны делать это в любой момент нашей жизни. Эта новая логика должна заполнить всю нашу повседневную жизнь: личную и семейную, общественную и социальную. В каждый момент нашей жизни эти традиционные десять заповедей, содержащихся в «новой заповеди», данной нам Иисусом во время Тайной Вечери как Его завет, тем самым получают свое конкретное выражение в словах и делах, в мыслях и чувствах. Так что не ожидаем иных «знаков» Иисуса. Не будет уже ни иных, ни более очевидных, кроме знаков Его любви: пережитой ради нас смерти на кресте и Евхаристии, в которой оставил нам себя на алтаре.

ORATIO

Господи Иисусе Христе, войди в наши сердца как во святилище Твоего и нашего Отца. Взгляни на его самые сокровенные места, где сокрыты наши самые большие заботы и тревоги, которые часто делают нашу веру хрупкой и отвлекают наше внимание от Тебя. Освети, взгляни, очисть и освободи от того, от чего мы не можем оказаться, и что нас обременяет! Пусть наши бедные сердца станут домом молитвы, местом воспевания и провозглашения славы в Твою честь. Пусть наполнятся светом, будут открыты на Твое Слово и богаты только Твоим присутствием, во славу Бога Отца. Господи Иисусе Христе, посещай наши общины: вырывай каждый корень зависти, соперничества и ссоры. Пусть Твое присутствие принесет кротость, смирение и сострадание; и особенно пусть дарует нам возможность жертвовать собой ради других. Еще раз впиши индивидуально в сердце каждого из нас, а также на наши лица, все "десять слов», которые являются вариациями одной и той же любви.

CONTEMPLATIO

Храмами Христа являются святые христианские души, которые распространились по всему миру. Прославим Господа, потому что мы получили благодать быть святилищем Бога; но в то же время будем жить в святом страхе, что злодеяниями мы можем осквернить этот замечательный храм Божий. Бойтесь того, о чем говорил Апостол: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3,17). Этот Бог, который без особых усилий создал небо и землю силой своего Слова, пожелал создать в тебе свое жилище. Поэтому ты должен поступать таким образом, чтобы не обидеть столь достойного и великого Гостя. Пусть Господь никогда не найдет в тебе, то есть в своем храме, чего-то ужасного, темного и высокомерного: потому, что в тот момент, в который найдет в тебе какие-либо причины для оскорбления, сразу же от тебя отдалится. А если от тебя отойдет Искупитель, то незамедлительно приблизится к тебе обманщик и лжец.

Поэтому, братья, поскольку Бог восхотел соделать из нас свой храм и жить в нем, насколько это зависит от нас, постараемся с Его помощью отстранить от себя все то, что является поверхностным, и приблизить к себе то, что приносит радость. Если с Божьей помощью мы будем жить в этом мире, то всегда сможем пригласить Господа в храм нашего сердца и нашего тела.

Св.Цезарий Арль, Беседы, 229, 2 [CCL 104, 905-907]

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое"

(Пс. 118, 81).

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

Воплощение Cлова Божия в лоне Девы Марии начинает совершенно новый этап в истории присутствия Бога. Но на самом ли деле это действительно новый этап, или вернее последний либо завершающий, или можно миру дать еще нечто большее? Не существует ничего кроме храма, в котором мы можем надлежащим образом и эффективно поклоняться, молиться и приносить жертвы, и где действительно встречаем Бога, а этим храмом является Тело Христово. В Нем жертва становится всецело духовной, и фактически реальной в том смысле, в котором эта жертва берет в нас свое начало от Святого Духа, данного нам. После воплощения Дух Божий был дан нам наиболее реальным способом: Он присутствует в верующих как вода, дающая вечную жизнь (Ин 4, 14), делает их детьми Божьими, способными видеть Его в подлинном свете через познание и любовь. Речь не идет только и исключительно о самом присутствии. Это истинное пребывание Бога в верующих. Каждый в отдельности и все вместе, оставаясь в том же единстве, являются храмом Бога, потому что представляют собой Тело Христа, оживотворяемое и объединенное силой его Духа. Это истинный храм Божий мессианской эры. Однако в этом духовном храме, который существует в истории и во всем мире, телесный элемент не только наличествует, но также преобладает, можно даже сказать навязчиво. Таким образом, только тогда, когда все будет уже очищено, когда все станет благодатью, когда Бог окончательно одержит победу, будучи «всем во всем», когда, в конце концов, все будет походить от Святого Духа, то Тело Христа будет жить вечно, вместе с Головой, в доме Отца.

Слава мира нуждается в человеке, который является его переводчиком и посредником, действующим в рамках своей деятельности, и в частности путем прославления, исходящего из его уст (Евр 13,15). Но духовное поклонение человека и благодать, которая делает так, что он становится храмом Бога, не совсем идеальны, если они не представляют собой религию сына, а именно единственно истинное отношение со своим Богом, который не может прийти иначе, кроме, как только через Иисуса Христа. Это Иисус Христос является, в конечном счете, истинным храмом Божьим. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3.13).

Кард. Ив Мари-Жозеф Конгар, Тайна храма

[Турин 1963, 274-275. 286]

2.

Заповеди были даны для блага человека, для его личного блага, семейного и социального. Они действительно являются дорогой для человека. Недостаточно только материального порядка. Он должен быть дополнен и обогащен сверхъестественным порядком. Благодаря нему, жизнь приобретает новый смысл, а человек делается лучше. Жизнь, в самом деле, нуждается в Божьей силе и ценностях, сверхъестественных, только тогда она приобретает все свое великолепие.

Христос этот закон Ветхого Завета подтвердил. В Нагорной проповеди отчетливо обращается к тем, кто Его слушал: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф 5, 17). Христос пришел, чтобы исполнить закон, прежде всего, исполнить его в его содержании и значении, и через то показать весь его смысл и всю его глубину. Закон идеален тогда, когда он проникнут любовью Бога и ближнего. Любовь это то, что представляет собой нравственное совершенствование человека и его сходство с Богом. (…)

Этот призыв Иисуса является особенно важным в современном мире, где многие люди живут, как если бы Бога не было. Искушение править миром и своей жизнью без Бога либо против Бога, без Его заповедей, без Евангелия, существует и угрожает также и нам. А человеческая жизнь и мир, построенный без Бога, в конце концов, оборачиваются против человека. (…) Нарушение Божьих заповедей, отказ от пути, проложенному Богом, являются ничем иным, как попаданием в рабство греха, а «возмездие за грех смерть" (Рим. 6, 23).

Иоанн Павел II [проповедь во время июньского поклонения в

Эльблонге, 6 VI 1999]