Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Пс 118,2

1 ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГОПОСТА

 

LECTIO

Первое чтение

из книги Бытия 9, 8-15

8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним: 9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, 10 и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; 11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли. 12 И сказал Господь Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: 13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею. 14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга Моя в облаке; 15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.

 

Глядя на беззакония людей, Бог „раскаялся, что создал человека на земле" (Быт 6, 6) и решился уничтожить их, используя воды потопа. Он сохранил жизнь только праведникам, которые нашли благоволение в Его очах. Это с ними Он намерен начать "время нового творения", которое в некотором смысле является продолжением первого – вода покрыла всю землю – и в то же время в чем-то превосходит "первое творение". Бог, хотя и помнит о грехах человечества, однако открыто обращает к нему Свой милосердный Лик. И правда то, что животные были отданы во власть человека, становясь даже его пищей, однако, было явно выражено предупреждение, касающееся святости жизни, а особенно жизни человека, который полностью принадлежит Богу (ср. Быт 9,5н).

И таким образом все вновь обретает благословение от Бога. Более того, Бог заключает завет благодати, в котором ничего не ожидает со стороны партнера, поскольку знает, что "помышление сердца человеческого — зло от юности его" (8, 21б). Этот завет заключен в пользу жизни. Он был выражен в чудесном знаке, встречающемся в природе: знаке радуги. Бог, как воин, освободил землю от дождя, и теперь делает из своего лука (см. Авв 3,9), расположив его на облаках, знак мира, а также своеобразный символ защиты человека, чтобы воды хаоса не чувствовали себя победителями.

История потопа начинается с воспоминания о грехе, который царил на земле (6, 5. 12), но ключ к овладению им находится в памяти Бога (8, 1). Отсюда берет начало план очищающего потопа. По его завершению было сказано, что Бог будет помнить о знаке на небе и о вечном завете, заключенным между Ним и всякою живою душою (9, 15н). Таким образом, Бог решил, что будет принимать во внимание только свою доброту. Поэтому, чтобы доказать свою лояльность по отношению к человечеству, желает быть тем, который сам будет помнить о заключенном договоре. Таким образом, смертоносные воды потопа стали орудием богоявления – откровения – Божьего милосердия, ритуальным омовением возрождения всего человечества, предвестником крещения, которое приносит нам дар спасения.

 

Второе чтение

из первого Послания святого Апостола Петра 3, 18-22

Братья: 18 Христос однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, 19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, 20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. 21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, 22Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

 

В условиях всевозрастающей враждебности по отношению к христианам св. Петр направляет в некоторые общины Малой Азии послание, призывающее к стойкости в их свидетельстве веры, несмотря на умножающиеся страдания. Тем самым напоминает братьям, переживающим времена гонений, о спасительном деле Христа и о его результативности (ст. 18), также среди тех, кто уже умер (ст. 19), и даже во дни Ноя, тех, кого считали нечестивыми людьми (ст. 20). Тем же, которых называют благословенными из-за перенесенных страданий ради справедливости (3, 14), напоминает о радикальной несправедливости каждого человека, для спасения которого умер единственный Праведный. Кроме того, данный отрывок возвращает нам эхо первых литургий крещения, во время которых применяли исповедание веры. В древние времена Бог спас от гибели в водах потопа "нескольких" людей, которые нашли благоволение в Его очах (ст. 20б: здесь число "восемь" является символом Пасхи и крещения). Это ветхозаветное предзнаменование находит свое завершение в искуплении, совершенном Христом. Его познают на собственном опыте все те, кто благодаря водам крещения привносят его плоды в свою личную жизнь. Омовение крещения является также призывом, обращенным к Богу, чтобы последствия смерти, воскресения и вознесения Христа коснулись также и нас (ст. 21н).

 

Евангелие

от св Марка 1, 12-15

В то время 12 Дух ведет Иисуса в пустыню. 13И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. 14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия  Божия 15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

 

Через крещение в Иордане Сын Божий связал свою судьбу с грешниками, чтобы взять на себя все грехи мира. К этой необыкновенной миссии подготавливался в уединении пустыни, которая представляет собой уникальное место. Там можно встретить и Бога, и Его противника дьявола. Тем, кто Его поддерживал и помогал Ему там, был Святой Дух. Правда святой Марк не уточняет, какого вида были искушения, которым подвергался Иисус, но позволяет себе заметить, что они продолжались на протяжении всего пребывания в пустыни. В стихе 13б евангелист подчеркивает, что битва Иисуса была победоносной практически с самого начала. Выражение, что Он „был со зверями", равносильно тому, что оно указывает на Него как на нового Адама, который противостоит искусителю и поэтому становится Господом мира, живущего в мире (ср. Ис 11, 6-9). В этом отрывке Марк использует образ служения Ангелов. Он был взят из Псалма 91, 11, чтобы показать, что миссия Иисуса сопровождается помощью и поддержкой, исходящей от Бога. 14 и последующие стихи, написанные с большой осторожностью, являются своего рода кратким компендиумом миссии Иисуса: указывают на начало проповеди Евангелия (после ареста Иоанна Крестителя), и место, где это произошло - Галилея. Эта земля также упоминается в конце Евангелия святого Марка. Она становится местом встречи с Воскресшим. И стих 15: после двух глаголов, употребляемых в форме изъявительного наклонения, следуют еще два, но уже в повелительном наклонении. Почему? Потому что то, что делает Бог, требует соответствующих действий со стороны человека. Иисус провозглашает благую весть о том, что время обещаний уже „исполнилось" и „приблизилось Царствие Божие", к которому стремился весь Ветхий Завет. Однако чтобы реально его принять и обрести, необходимы перемены мышления, обращение (по-гречески: metanoéin) и принятие требовательной и потрясающей логики веры, а также активного и исполненного любви присоединения к Божьим планам.

 

MEDITATIO

Пока у человека есть жизнь, он всегда может начать все сначала. Также и сегодня. Это вполне реальная возможность, данная Богом. И это не потому, что я именно сейчас принял такое решение относительно моего прошлого. Если бы только я так решил, убежден, что такого рода перемены не длились бы слишком долго. Тем не менее, они могут длиться вечно, и могут начаться уже сегодня, потому что Бог является тем, кто приходит ко мне с таким предложением. Таким образом: «новое начало» не зависит от моей слабой воли, но от Его всемогущей силы любви.

Именно сегодня, благодаря Литургии Слова, нам предложена эта действенная благодать. И от потопа берет начало новое послание, знаками которого являются: красочная радуга на небе, а в сердце человека мир. Последний представляет собой «доказательство» того, что был смыт грех, который меня обременял и искажал мое человеческое достоинство. Добавим, что был смыт слезами сожаления и покаяния, водами крещения и кровью Христа. Другими словами, никто не подвержен уничтожению, никто не был лишен надежды. Иисус познал мои искушения и победил злого духа. От Него я могу черпать силу и мощь, при том каждый день. Исполнилось время. И если только пожелаю, Бог сможет царствовать во мне. От моего «да» зависит, начну ли я уже сегодня жить как «новое творение»...

 

ORATIO

Христе, спасение погибших. Ты лучше знаешь, сколько раз я пытался начать все сначала, но грех был сильнее меня. Потому я всегда чувствовал себя очень усталым и состарившимся в моем сердце. Поэтому спрашиваю, для чего все эти испытания. Христе, сила и мощь вводимых в искушение. Ты лучше знаешь, сколько раз я падал, хотя Ты был рядом. Только Ты можешь помочь тем, кто находится в плену своей слабости. Вот почему уже сегодня я ожидаю Тебя и прошу, приди! Христе, мир уповающих на Тебя, прими меня снова. Ты одержал победу над злым духом, который расставляет ловушки для каждого человека, поэтому приди провозгласить мне благую весть: „Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие". Не хочу получить благодать даром, поэтому прошу: обрати меня к себе уже сегодня. И тогда жизнь с Тобой и в Тебе станет восхищением нового творения.

 

CONTEMPLATIO

Господи Иисусе Христе, Первосвященник, который своей драгоценной смертью дал мне жизнь. Удали от меня, силой своего Духа и действенностью своего присутствия, все ловушки неприятеля. Разорви во мне все сатанинские сети и ради своего милосердия отдали от меня всякую слепоту сердца. Пусть Твоя совершенная любовь, Христе, поможет мне мужественно противостоять каждому искушению. Пусть Твое святое смирение научит меня мудро избегать всех козней врага. Пусть Твоя сияющая истина ведет меня и поможет мне предстать пред Тобою с искренним и совершенным сердцем. И пусть благословение Твоего благосклонного милосердия предшествует мне и следует за мной, и оберегает меня до конца моей жизни. Аминь. (Польский текст в переводе Б. Ходзинской, в: Св. Гертруда Хельфтская, Духовные упражнения, Краков 1999, 88.)

Св. Гертруда Хельфтская, Духовные упражнения, I

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе" (Еф 5, 8)..

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

Стать человеком означает стать «нищим», то есть не иметь ничего, благодаря чему мог бы быть сильным для Бога. Быть таким означает не иметь поддержки, силы и уверенности кроме приверженности и жертвы собственного сердца. Становление человека представляется как исповедание веры в нищету человеческого духа, произнесенной вопреки ожиданиям недоступной Божьей трансцендентности. Но именно благодаря возникновению такого мужества бедности могла начаться божественная история нашего спасения. Иисус Христос ничего не имел и ничем не защищался: даже фактом своего Божественного происхождения. В то время как сатана, пытавшийся помешать раскрытию такой радикальной бедности, хотел сделать Иисуса сильным. Почему? Потому что в действительности сам боялся только одного: бессилия Бога присутствующего в человеческой природе; бессилия Бога в сердце человека принесенного в жертву. В сердце, которое в безусловной верности присущей бедности страдало в своей глубине – и тем самым спасалось – благодаря человеческим  потребностям и ожиданиям, а также по причине гибели человека. С этой точки зрения искушение сатаны является сосредоточением на самоуничтожении Бога, нападением на безопасность и «духовное богатство», и потому на божественность Иисуса. Это своего рода показатель степени и величины Его человечества. Практически от самого начала он говорил и по-прежнему произносит слова, которые мы всегда в состоянии распознать, что они исходят именно от него: „Будете, как боги". Это искушение затмевает все другие соблазны.

Искушение, которое выражается тысячью способами. Оно была направлено против истины, которая была дана человеку. Сатана желает, чтобы земля стала исключительно его собственностью, а вместе с нею также и человек. Человек, за которого практически всегда от начала велась борьба, также еще до появления зари его освобождения.

Иначе говоря, человеку никогда не задавал вопросы тот, кто желал и желает вырвать его у Бога, о решении, касающегося его судьбы, которую бы принял, и потому является свободным. Этому практически от начала и непрестанно противостоит дьявол, потому что, или по дружески нас обольщает, или коварно нападает на нас…

Иоганн Баптист Метц, Бедность в духе.

Духовная медитация [Брешия 1968, 16н]

 

2.

Мы призваны к тому, чтобы подумать, на самом ли деле мы приняли Евангелие, зная о том, что вместе с программой жизни, которою оно нам дает, является, прежде всего, вестью (…) о том, что Бог нас любит, и через своего Воплощенного Сына показал свою солидарность, искупил нас от греха и смерти. Таким образом, Евангелие является орудием освобождения, радости, полноты жизни. Однако тот, кто серьезно принимает это послание, не может ни предпринять усилий в развитии новой жизни, которая черпает вдохновение из евангельских ценностей. Необходимо отойти от поверхностности жизни, чтобы достичь ее глубины; перейти от эгоизма к любви, стараться жить по образу Христа. Чтобы помочь нам в реализации этой задачи, Церковь указывает путь, обобщенный тремя словами: молитва, пост, милостыня. Молитва может принимать различные формы, личные и общинные. Однако надлежит, прежде всего, переживать ее суть, прислушиваясь к голосу Бога, который обращается к нам; общаться с ним как дети, в личном диалоге полном упования и любви. Пост – это не только внешняя практика в соблюдении умеренности в еде и образе жизни, но искренние усилия в том, чтобы вырвать из сердца все то, что является плодом греха и что приводит нас к злу. Милостыня не может

быть сведена только к пожертвованию денег от случая к случаю, но должна выражаться в том, чтобы уметь делиться и замечать потребности других. Достаточно «открыть глаза», чтобы увидеть вокруг нас множество братьев, которые страдают и материально, и духовно. Поэтому Великий Пост – это приглашение к солидарности.

Иоанн Павел II [в: Ангел Господень с Папой Иоанном Павлом II, т. VI,

Ватикан 1998, 343-344]