Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
“Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12”

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

LECTIO

 

Первое чтение

из Деяний Апостолов 1.1-11

1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. 4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. 6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? 7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. 9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. 10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.

 

Краткий пролог, взятый из Деяний Апостолов, связывает эту книгу с Евангелием от Луки, делая ее второй частью ("Первую книгу…", ст. 1) труда, написанного тем же автором. Начало Деяний составляет краткий синтез всего земного служения Иисуса (ст. 1-3). Это очень краткое резюме содержит весьма ценные примечания. Лука подчеркивает, как апостолы, избранные Святым Духом, стали свидетелями всего дела, учения, мук и воскресения Иисуса, а также хранителями указаний, оставленных Воскресшим Господом до Его вознесения на небо. Ясно видно, что их сила и власть исходят от Господа, который сделал их фундаментом Церкви,

существующей во все века (Еф 2, 20; Откр.12, 14). Кроме того - согласно тексту Луки - Иисус дает понять, что у Него есть план, который не известен ученикам (ст.6-7). Царство Божие, о котором Он говорит (ст. 3б), не является подобным мессианскому царству Израиля, время восстановления которого известно только Отцу, а его границы распространяются "даже до

края земли" (ст. 7 - 8).

Таким образом, апостолы получили от Христа миссию, но ее форма им уже не принадлежала. Они должны были быть полностью послушны Святому Духу, который был обещан им от Отца (ст. 4-8). Так же, как когда-то Авраам, апостолы должны были покинуть свою землю - землю своей определенности и безопасности - и нести Евангелие в дальние страны, не опасаясь преследований, усталости и отречений. Передача им этой миссии проповедования Евангелия завершает искупительное дело Христа на земле.

Сам Он, однако, исполняя предсказание апокалиптического видения Сына Человеческого, возносится вверх на небо (то есть к Богу), и делает это на глазах апостолов – свидетелей Его славы. Это продолжается до тех пор, пока облако не скрыло Его полностью (см. Дан. 7,13).

Ключом к пониманию всего служения Иисуса показанного Лукой является "вход" (из Галилеи в Иерусалим, из Иерусалима на небо) и "выход". И теперь это находит свое окончательное исполнение: в факте вознесения совершается полнота перехода (Пасхи) к Отцу. Однако, как обещают два мужа в "белой одежде" - то есть, два небесных посланника - в один прекрасный день Он вернется с небес так же, как вознесся на небо (ст. 11). Не следует теперь с любопытством изучать символы, появляющиеся на небе, потому что произойдет это так же неожиданно, как Его уход. Короче говоря, это совершится в срок, положенный Отцом (ст. 7) и будет окончательным "выходом", т. е. переходом истории в вечность, Пасхой творения к Богу, вознесением человечества на небо прямо в объятия Пресвятой Троицы.

 

Второе чтение:

из Послания Св. Апостола Павла к Ефесянам 4, 1-13

Братья: 1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира. 4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5 один Господь, одна вера, одно крещение, 6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. 7 Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. 8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. 9 А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? 10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. 11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.

 

Начиная от размышления над тайной Бога, совершившейся во Христе (гл. 1-3), Павел дает общине в Ефесе конкретные указания, касающиеся человеческой жизни, которые были синтетически включены в стих 1: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны». Это призвание должно быть охарактеризовано, прежде всего, единством, ибо

самым замечательным аспектом Божьего плана спасения является объединение всей действительности во Христе (ср. 1, 13. 20-23; 2, 14-18).

Поэтому все разделения необходимо переносить со смирением, кротостью, терпением, проявляя милосердие. А их плодом станет мир. В следующей части Апостол развивает начатую тему единства (ст. 4- 6), отметив, что именно повседневное человеческое поведение позволяет

христианам с одной стороны участвовать в Божественной тайне, а с другой передавать миру идеи Церкви в соответствии с планом Отца. Наверно 5 стих был аккламацией, произносимой во время литургии крещения. Здесь Павел углубляет ее смысл, смысл тринитарный и церковный. Упоминание о Христе, одном Господе, являющимся подателем веры, которому все принадлежат через крещение (ст.5), предшествует упоминание об одном Духе, который формирует Церковь, являющуюся одним Телом, и который ведет к одной цели, достичь которой призваны все верующие (ст. 4). В завершении Павел упоминает также об одном Боге, который является для всех Отцом, и который пребывает во всех.

Тем самым совершается великая подготовка к тому, чтобы объединить всю реальность во Христе. Итак Апостол относит ко Христу слова Псалма (ср. 68,19). Таким образом, Христос, одновременно со своим вознесением на небо, заключил в неволю все силы зла (ср. Кол 2,15) и передал людям великую истину о многообразии даров. Далее Павел комментирует текст, который использовал: началом вознесения Иисуса было Его смирение (Флп 2,7-9) в форме воплощения, поэтому теперь Он может Собою наполнить все (ст.8-10). И делает это с помощью множества даров, что проявляется в различных церковных служениях, данных

воскресшим Господом для формирования и единства Его мистического Тела до достижения всех полноты (ст.11-13).

 

Евангелие:

от св. Марка 16,15-20

В то время: Иисус, явившись Одиннадцати, 15 сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. 16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. 17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. 19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. 20 А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова оследующими знамениями.

 

Этот евангельский отрывок является вторым заключением Евангелия от св. Марка. Возможно он результат работы другого редактора. В содержание этого фрагмента были добавлены различные евангельские традиции о Воскресшем (ст. 9-20). Стихи 15-20 представляют собой как бы повторение Мф 28, 16-20, к чему присоединено описание, повествующее о самом вознесении.

Иисус, прежде чем закончить земное странствие, явился Апостолам, чтобы обратить их внимание на тот факт, что теперь они должны быть теми, благодаря кому Евангелие будет провозглашаться по всему миру (ст. 15). Важно то, чтобы каждый человек услышал Благую Весть о воскресении Христа и мог принять спасение, присоединяясь к Нему добровольно в исповедании веры и крещении (ст. 16). Таким образом, верующие ощутят, что Христос по-прежнему жив и действует. Его именем, и, следовательно, Его силой, ученики не только будут изгонять злых духов, но также будут приносить исцеление (ст. 17-18).

Важно отметить, что только после завершения этого разговора Воскресший восшел во славу Бога (ст. 19). Тем не менее, Он не покинул своих (ср. Мф 28,20), о чем мы неустанно получаем свидетельство. Где бы ни было проповедано Евангелие, там всегда присутствует Христос, который поддерживает эффективность деятельности Апостолов и подтверждает их учение многочисленными знаками (ср. Мф 16,20). Короче говоря, присутствие Иисуса Христа в Церкви – это наиболее живое, эффективное и спасительное присутствие. И потому Его вознесение не является знаком окончания, но скорее символом нового начала. Можно сказать, что это форма «незримого присутствия», сущностью которого является связь с Господом Иисусом, связь, которая достигнет своей полноты в конце времен.

 

MEDITATIO

Слова, связанные с Торжеством Вознесения Господа Иисуса Христа, крывают в себе, прямо или косвенно, чувство восторга и побуждают нас смотреть ввысь, возносить наши сердца, вглядываться в небо. И все для того, чтобы перенести наши сердца туда, где Христос сидит одесную Отца.

Сегодняшнее Торжество Вознесения указывает нам на нашу принадлежность, уже сейчас, к небесному Иерусалиму, на нашу жизнь в небе, хотя еще не плотью, но уже духом и сердцем.

Восходя на небо, Христос вознес туда – взял с Собой – трофей своей победы над смертью: свою прославленную человеческую природу. Короче говоря, природу, общую с людьми, своими братьями из крови и кости. Св. Павел говорит, что Христос когда-то сделал нас узниками. В каком смысле? Заключил наши сердца, потому что связал с Собою наши желания и нашу  любовь. Сердце – о чем мы знаем – находится там, где находится объект любви. «Если бы вы любили Меня, - говорит Христос - то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу» (Ин 14, 28).

В меру того, насколько вместе с Ним смиряемся и вместе с Ним умираем, настолько вместе с Ним и восходим к Отцу, освобождаемся от рабства и становимся более свободными людьми. Ожидание славного пришествия Христа может оказаться весьма трудным, если смотреть только на болезненные моменты человеческой жизни и истории, поэтому, как это делали первые христиане, следует вырабатывать в себе ощущение и чувство близости. Наши глаза должны уметь смотреть на небо, не избегая взгляда на землю; более того, помогая нашим братьям подниматься после падений и потерь, мы должны помочь им сосредоточить их взгляд на том, что находится на высоте. Наша повседневная работа и усилия должны позволять нам находить время для отдыха, уже сейчас, со Христом на небе. Иначе говоря, образ нашей жизни, перенесение страданий и умираний, должны ясно показывать, что тайна спасения совершается также и в нас самих.

 

ORATIO

Мы, странствующие по дорогам этого мира, воздыхаем об облачении в одеяния неугасающего света, которые Ты сам, Господи Иисусе, побуждаемый своею любовью, приготовил для нас. Соделай, чтобы не погибло то, что Ты сам по благодати вложил как дар в наши руки. Пусть сила Твоего Духа формирует в нас нового человека, облаченного в кротость и смирение.

Просим Тебя, чтобы мы не были глухими на Твои слова жизни, ибо если не будем идти за Тобой и не доверимся силе Твоего имени, никто иной нас не спасет. Пусть Твой Дух отодвинет в тень, обратит в небытие всех идолов, которые еще нас сдерживают и мешают в следовании по Твоему пути. Пусть никто и ничто, что существует на земле, не поработит наших сердец! Соделай, чтобы мы, глядя на Тебя и Твое царство, обладали таким зрением, которое бы позволило нам всегда и везде увидеть чудесные знаки Твоей любви.

 

CONTEMPLATIO

Благословенны вы, у кого адвокат сам Судья! Вас защищает Тот, кому следует воздавать честь. Чем-то нормальным является то, что все то, о чем просит Христос, исполняется, ибо Его слово становится делом, а Его воля оказывается результативным деянием. Сколь же велика эта надежность для верующих! Сколь велика уверенность верующих! (…)

Легко ли нести сладкое бремя Христа и быть коронованным в Его царстве? Что может быть проще, чем носить крылья, которые несут того, кто их носит? Что может быть более возвышенным, чем воспарить над облаками, куда восшел Христос? Некоторые возносятся, размышляя, ты же – любя. Хотя иногда искал то, что не приходит свысока, но с земли, обличи себя и повторяй за пороком: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле» (Пс 73,25). Сколь же велико это сокровище, приготовленное для меня в небе, а я отказывался от него! (…)

Христос, твое сокровище, вознесся на небо: там должно находиться твое сердце. Оттуда происходит твое начало, там находятся твое предназначение и твое наследие; оттуда также ожидай Спасителя.

Бл. Гуерик из Игны, Проповедь в день Вознесения Господа

(Sermone sull'ascensione del Signore) [ПЛ 185, 153-155]

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„сподобь нас вознестись к небесной радости ", [из Литургии]

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

Вполне очевидным является тот факт, что Христос восстановил человеческое достоинство наиболее проверенным способом, нежели его создал; что Он может собрать в один луч света и любви весь сотворенный мир, чтобы ни одно творение не избежало Божьей радости, чтобы ни одно творение не было исключено из освященного мира, чтобы каждое из них по-своему достигло вечной жизни. Интересно то, что именно тогда, когда мы срываем плод радости, отдаем вечности творение. Ба, оно становится более вечным. Вот почему я думаю, что мы должны привыкнуть к тому, чтобы ежедневно – глядя на вечность – делать для себя перерыв, в который сможем собрать все радости мира и человечества, радость души и мысли, как радости нежности, мягкости, доброты и дружбы.

Мы должны стремиться к этим моментам перерыва, чтобы в них открыть источник, который обновляет все наши горизонты. Несмотря на все наши неудачи, несмотря на все то, что может быть наихудшее в жизни, есть еще и любовь. Если правда то, что Бог не может остановить того, что мы сами делаем несуществующим, верно также и то, что сам способ свидетельствования о Его присутствии может показать всем тем, кто нас окружает, что Бог на самом деле является жизнью нашей жизни, чем может стать также и для них.

Морис Цюнделя, Изумление и бедность [Падуя 1990,151-155]

 

2.

Сын, Который «исшел от Отца и пришел в мир, опять оставляет мир и идет к Отцу» (ср.: Ин 16, 28). В этом «возвращении» к Отцу находит свое выражение истина о Вознесении «одесную Отца» - мессианская истина, предсказанная еще в Ветхом Завете. Поэтому, когда евангелист Марк пишет о Вознесении: «Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк 16, 19), он ссылается на «слова Господа» в Псалме 110 [109]: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног  Твоих» (Пс 110 [109], 1). «Сидеть одесную Отца» - значит соучаствовать в Его Царской власти и в Божественном достоинстве.

Иоанн Павел II [в: Верую В Иисуса Христа Искупителя,

Город Ватикан 1989, 617]