Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

 

LECTIO

 

 

Первое чтение

из Деяний Апостолов 1.1-11

 

 

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2  И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3  И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4  И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5  В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6  Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7   И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8  Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9  Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10  Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11  критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

 

Когда день Пятидесятницы подходил к завершению, исполнилось обещание, данное Христом (1, 1-5). Событие,  о котором говорится, имело место  около девяти часов утра, хотя сам праздник начался вечером предыдущего дня. Все произошло так же, как во времена великого Богоявления Ветхого Завета, особенно того, о котором написано в Книге Исхода (Исх. 19), являющегося своего рода прелюдией к подготовке дарования Закона. А воспоминание этого события иудеи праздновали именно в день Пятидесятницы (ст. 1-2). Этот праздник - добавим - также назывался праздником Седмиц, так как  наступал через семь недель  после праздника Пасхи.

Но вернемся к нашему тексту. Святой Дух представлен в нем во всей полноте, поскольку является  исполнением обетования. Богоявление начинается шумом с неба, как бы от несущегося сильного ветра, который наполнил весь дом и всех присутствующих в нем. Вскоре явились языки как бы огненные, которые разделились  и почили  на каждом из них, показывая силу воспламеняющего слова присутствующую в разных языках (ст. 3-4).

Обратим внимание на один важный аспект. Это событие  произошло в определенном месте (ст. 1) и касалось определенного количества людей. С этого момента и от этой группы людей, начинается великое дело евангелизации, приобретающее безграничные размеры (для "всякого народа под небом": ст. 5б). Дар слова - первый харизмат вдохновленный  Святым Духом - был уделен во славу Отца и для ее провозглашения, чтобы все люди, благодаря свидетельству учеников, открылись для дара  веры и воздавали славу  Богу (ст. 11, б). Две важные черты отличают эту новую способность в общении, являющуюся результатом Сошествия Святого Духа: во-первых, этот язык становится понятным для всех, что является очевидной реализацией языкового единства, нарушенного в Вавилоне (Быт. 11,1-9); во-вторых, эта способность объединяет с  экстатическими словами древних пророков (ср. 1 Цар 10, 5-7), по крайней мере, интерпретируется как пророческая, и именно самим Петром, когда он объясняет евреям, которые приехали из разных мест, что же произошло (ст. 17-18).

Таким образом, Святой Дух ворвался и изменил сердца учеников, делая их способными к пониманию, разъяснению, следованию и свидетельству  о путях Господних, чтобы те вели всех людей к полному общению с Ним, в единстве веры в Иисуса Христа, распятого и воскресшего (ст. 22-23 и 38-39;. ср. Еф 4,13).

 

 

Второе чтение:

из Послания  Св. Апостола Павла к Галатам  5,16-25

 

 

16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. 18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

 22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

 

Павел поучает тех, кто уже получил новую жизнь в Духе через крещение, поступать по Духу (ст. 16-25).  Это Он направляет стопы человека, является светом и силой на пути жизни. Если это так – возникает вопрос – для чего же  необходимо такое  особое приглашение, как у Павла? Ведь человек «любит для того, чтобы любить»! Кроме того, этому желанию, вложенному  Богом в сердце человека, противостоит сила, которую Павел согласно библейскому языку называет «плотью». Этот термин указывает на слабость, недостатки творения, его природную склонность к совершению зла. Короче говоря: человек стремится удовлетворить свой собственный эгоизм, рабом которого является (ст. 16-17). И от этой тирании его освобождает никто иной, как Святой Дух, однако не делает этого без прямого участия со стороны человека (ст.18).

Павел, хотя и деликатно, но все же очень твердо, объясняет Галатам  поведение человека, вызванное выбором князя плоти или являющееся воздействием Святого Духа. Все то, что исходит от плоти и закрывает доступ к Царствию Божию (ст. 19-21) называет «делами», в то время как то, что является результатом действия Святого Духа (ст. 22-23), называет «плодами». Таким образом, прямо говорится, что плоть является бесплодной и приводит к погибели человека. В то время как Дух Святой, благодаря различным добродетелям, приносит плод святости, который созревает в человеке, внутренне его объединяя. Тот, кто в крещении соединился с пасхальной тайной Христа, тот также распял в Нем свою плоть, чтобы жить с Ним как воскресший, ведомый Его Духом (ст. 24-25).

 

 

Евангелие:

от св. Иоанна 15, 26-27; 16,12-15

 

26  Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 27  а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

16.12  Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. 13  Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. 14  Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. 15  Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.

 

Подготавливая учеников к своему уходу, Иисус ясно рисует им образ враждебного и ненавидящего мира, который не откажется от преследования (15,18-25). Тем не менее, обещает им прислать  Параклета или Утешителя.  Это именно Он, Дух Святой,  которого Иисус пошлет ученикам, будучи у Отца, позволит им выстоять во время происходящих в мире процессов, направленных  против учеников.

Во-первых, Святой Дух внутренне их укрепит, благодаря чему смогут глубже познать Иисуса, что будет показано им в свете того, что пережили с Ним «сначала».  Таким образом, поддерживаемые Божьим Параклетом, придающим им  силы и мужество, Апостолы смогут свидетельствовать в мире об Иисусе (15,26-27). И потом это Дух Святой будет Тем, кто научит их «многому тому», чего Иисус не сумел им передать, потому что они не были еще достаточно зрелыми в вере и в понимании путей Господних. Но Утешитель – обещает Иисус – будет вашим проводником, станет тем, кто «наставит вас на всякую истину» (16,13).

Задание Святого Духа, однако, не ограничивается только разъяснением того, что происходит сейчас, учением о путях Господних, но забегает также и в будущее. Дух, мы слышим, «будет говорить, что услышит, и будущее возвестит» (16,13б). В этом случае Иоанн использует глагол «возвестит» (гр.  anangellein). Хотя это слово появляется в апокалиптических произведениях для обозначения откровений тайны «конца времен», не исключено, что в общине Иоанна указывало не только на предсказание будущего, но касалось, прежде всего, более глубокого понимания того, что происходило в действительности, что вновь могло служить прочтению будущих эсхатологических событий. Другими словами, Параклет преподнесет дар распознания «знамений времени» в свете Христа, давая своего рода временное и вечное понимание спасения, которое совершил Христос. Таким образом, Дух Утешитель актуализирует  в каждой эпохе Слова и дела Иисуса, являющиеся единым целым со Словом и волей Отца (16,13б-15).

 

MEDITATIO

          

Торжеством Сошествия Святого Духа завершается пасхальный период, который таким образом достигает всей своей полноты. Одновременно с излиянием Святого Духа Божья любовь наполнила все творение и вошла в человеческие сердца, принося с собой  жизнь и красоту. «Шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра» и «разделяющиеся языки, как бы огненные» - это красноречивые знаки, выражающие невиданную мощь, всеобщность и глубину того, что произошло. Это потрясение, приравненное ко второму творению. Вот мы стоим перед истинным потоком благодати, которая разрушает все барьеры, существующие между небом и землей, и устанавливает полноту общения. И сейчас наша задача состоит в том, чтобы не потерять эту благодать, данную нам,  но добиться того, чтобы она приносила обильные плоды.

Тайна Пятидесятницы – это тайна святости, то есть полной самоотдачи Богу. В каком смысле? Евангельский отрывок дает нам довольно ясное и четкое описание этого события. Все происходит в пасхальный вечер. Одиннадцать собрались в доме, который был заперт на ключ, и Апостолы были дезориентированы и находились в состоянии замешательства.  Это удивительно знакомый образ, не приходилось ли и нам также скрывать нашу веру в стенах нашего дома, что обусловлено, по крайней мере, уважением к  свободе других людей? Может быть. Но Иисус прекрасно нас знает  и имеет ключ, способный открыть наши сердца. Таким образом, в какой-то момент, тихо и неожиданно, верно и милосердно, приходит к нам снова наш Господь и вновь дает себя самого: «Мир вам! Примите Духа Святого ". И все меняется.

Ученики, облаченные в новую жизнь,  ощутили в пылающих сердцах горячее желание быть миссионерами Евангелия. Так родилась Церковь, обитель Святого Духа, призванная к пробуждению жизни. Родилась как маленькая община, как крошечное горчичное зернышко на бескрайних просторах, но, кажется, что это ее не пугает: она знает, что ее секрет в силе любви. Любовь придает силы и позволяет идти вперед  тому, кто имеет мужество, потому что верует.

 

 

ORATIO

 

Приди Дух Святой! Приди как свежий ветер, приди и разожги в сердце Церкви весеннюю любовь, юношескую любовь, полную удивления и восторга, любовь, способную к преодолению всех преград человеческого страха, готовую к разрушению всех барьеров недальновидного благоразумия. Одари Церковь любовью к Богу и к людям, способной поднять паруса и плыть по бескрайним просторам вод, чтобы достичь неизвестных берегов, где ожидается дождь нового сезона.

Снизойди,  Дух Святой, на Церковь, и, касаясь ее свежим бризом, высвободи из ее сердца дыхание свободы.  Пусть это даст голос  всем народам земли и направит ее в будущее истинного  мира и братства.

 

 

CONTEMPLATIO

 

Когда Божий огонь, приходя свысока, начинает воспламенять человеческое сердце, тогда проходят все страсти, прощение становится их силой. Груз, хотя бы он и был бы, не знаю, насколько тяжек, становится легким и, по мере того, как пробуждается страсть, становится нетрудным то, чтобы  человеческое сердце  ощутило  легкость, словно бы имело крылья голубя.

О, благословенный огонь, не опаляющий, но просвещающий; а если же и опаляешь, то лишь для того, чтобы уничтожить вредные привычки, чтобы не потерять жизнь! Кто позволит мне, чтобы я мог  быть охвачен этим огнем? Это огонь, который очищает меня, удаляя из  моей души огнем истинной мудрости тьму невежества, мрак неверного познания;  который в пылкую любовь превращает холод лености и  лени, эгоизма и небрежности. Это огонь, который не позволяет моему сердцу ожесточиться, но своим теплом делает его податливым, послушным и набожным. Кто освободит меня от тяжкого бремени мирских забот и на крыльях благочестивого и святого созерцания, которое питает и развивает любовь, вознесет мое сердце ввысь.

 

Св. Роберто Беллармин, О восхождении разума к Богу,

в: Все труды кардинала Роберто Беллармина, VI

[Неаполь 1862, 232]

 

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

 „О, приди к нам, Дух Святой,

И небесный луч пошли

Света незакатного» (из Литургии)

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

 

1.

 

Это было в четверток. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка отец Серафим начал беседу со мной на ближней пажнинке сенокосной своей, возле его ближней пустыньки против речки Саровки, у горы, подходящего близко к берегам ее.

- Господь открыл мне, — сказал великий старец, — что в ребячестве вашем вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской… Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего.  Как же стяжание? — спросил я батюшку Серафима. — Я что-то этого не понимаю. Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне: - Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня? Я отвечал: - Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..Отец Серафим сказал:- Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как я. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть.

И приклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне: „Благодарите же Господа Бога за незреченную к вам милость Его. Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто и не убойтесь — Господь с нами! Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговенный ужас. - Что же чувствуете вы теперь? — спросил меня отец Серафим. - Необыкновенно хорошо! — сказал я. - Да как же хорошо? Что именно? Я отвечал: — Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу! - Это, ваше Боголюбие, — сказал батюшка Серафим, — тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам. (Ин 14, 27).  Что же еще чувствуете вы? — спросил меня отец Серафим. - Необыкновенную сладость! — сказал я.  Эта та сладость, про которую говорится в Священном Писании: от тука дому Твоему упиются и потоком сладости Твоея напоивши я.  (Пс 36, 9). Что же еще вы чувствуете? - Необыкновенную радость во всем моем сердце! - Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полностью Своею наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радосто-творит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Эта та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем ".

 

Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым

 [Турин 1989]

 

 

2.

 

 

 «Он будет свидетельствовать о Мне;  а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною». (см. Ин 15,26-27). В этих словах содержится вся логика Откровения и веры, которой живет Церковь: свидетельство Духа Святого, которое проистекает из глубины тринитарной тайны Бога, и человеческое свидетельство апостолов, связанное с их историческим опытом общения с Христом. И то, и другое  необходимо. Более того, если присмотреться к ним внимательнее, мы имеем дело с одним свидетельством: Дух Святой продолжает обращаться к людям нашего времени посредством языка и жизни современных учеников Христа.

В день, когда мы торжественно празднуем воспоминание рождения Церкви, хотим выразить сердечную благодарность Богу за это двойственное, но по существу единое свидетельство, которое охватывает всю большую семью Церкви со дня Пятидесятницы. Мы хотим поблагодарить за свидетельство первой иерусалимской общины, которое, благодаря поколениям мучеников и исповедников веры, стало на протяжении веков наследием бесчисленного количества мужчин и женщин по всему миру.

 

 

Иоанн Павел II [проповедь во время Святой Мессы

В Навечерие торжества Сошествия Святого Духа,

10 июня 2000]