Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12

LECTIO

 

Первое чтение

из Деяний святых апостолов 10, 25-27. 34-35. 44-48

В те дни: 25 Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. 26 Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. 27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, 35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. 45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, 46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: 47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? 48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.

 

Бог побуждает к тому, чтобы посмотреть на других Его глазами: таким может быть общий синтез 10 главы Деяний Святых Апостолов. Описанное в ней событие касается не только ситуации ранней Церкви, но Церкви всех времен. В некотором смысле это пример открытости христиан для Божьего плана спасения. Указанный эпизод известен как «обращение Корнилия», но он мог бы носить и другое название, к примеру: «Обращение Петра». Ибо это Дух Божий, и даже трижды (см. 10, 9-16. 28), побуждает Петра отказаться от своих давних, закоренелых в иудаизме убеждений и принять универсальный характер спасения. Учитывая то, что плоды искупительной жертвы Христа являются даром для всего человечества, а не только для Израиля.

Корнилий не был евреем: «истинно познаю, - говорит Апостол - что Бог нелицеприятен» (ст. 34). Потому что дорог для Него тот,  кто подобно Корнилию боится Его и поступает по правде. Остановимся на мгновение и рассмотрим, что же такое «страх Господень»? Прежде всего, это относится к знанию. Проще говоря, это состояние, при котором человек  осознает  себя  как творение, зависящее от Кого-то, кто до конца ему неизвестен. Тем не менее, человек ощущает, что в руках этого Кого-то находится его судьба. Петр, заметим, говорит в этом контексте и о справедливости. Следует это понимать как честность соблюдения норм социального поведения. В древности это выражали кратко: suum cuique (каждому свое). Таким образом, справедливость (поступать по правде)  понимается как «отдать каждому то, что ему надлежит».

Итак, взглянув на «страх Господень» и справедливость, в личности Корнилия можно увидеть человека, который – хотя и неосознанно – но, однако, соблюдает двойную заповедь любви: любовь к Богу и любовь к ближнему. А эта заповедь является особым отличием учеников Христа. Более того, эта позиция Корнилия позволяет ему принять Божие спасение.

Здесь следует добавить, что и Корнилий имеет свое видение. Поэтому посылает к Петру и приглашает его в свой дом. И вот оба – иудей и язычник – выходят за рамки своего личного видения мира и благодаря действию Святого Духа встречаются, чтобы дать начало новой реальности. Для Петра это новшество будет основано на провозглашении всем людям Слова, которое Бог когда-то доверил сынам Израиля.

 

Второе чтение:

Из Первого Послания Св. Апостола Иоанна 4,7-10

 

7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. 8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. 9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. 10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

 

Эти слова представляют собой начало великого размышления на тему любви (4,7-5,3), являющейся  кульминацией Первого Послания Св. Апостола Иоанна. Источником  любви является Бог. Вследствие этого тот, кто черпает из этого источника и находится с ним в тесном контакте (ст.7),  живет любовью и распространяет ее вокруг себя. Вот почему любовь к Богу и братская любовь тесно связаны между собою и становятся  одной реальностью. С другой стороны: никогда нельзя сказать, что Бога знает тот, кто не остается с Ним в единении любви (ст.8; см. ст. 20-21)

 «Бог есть любовь». Это открытие Божьего Лика не является спекулятивным заявлением, но плодом переживания конкретной истории, непосредственным свидетелем которой является Иоанн (1,1-4). Более того, каждый верующий становится ее свидетелем (1,3), когда входит в церковное общение, а также тогда, когда испытывает ее в своем сердце. Любовь не является реальностью, которую необходимо объяснять. Бог показал, что является любовью тем, что Он сделал: через «безграничную любовь», приведшую Его к принесению в жертву человечеству Своего Единородного Сына. Сын отдал свою жизнь во искупление за грехи всех людей. Совершенная Им жертва является истинным зерном, которое, попадая в землю, дает безграничный урожай.

Освобождение из рабства греха открывает человеку жизнь в единении с Богом и делает его способным быть Его жилищем. Единородный Сын, пребывающий с Отцом в уникальном и неповторимом общении, был Им послан, чтобы привести нас в невыразимое пространство любви, которая объединяет в Пресвятой Троице  Отца, Сына и Духа Святого. И если через воплощение Слово, которое было у Бога, пришло в мир, чтобы явить Его нам, то через Воскресение человек, который был далек от Бога, был снова к Нему препровожден и  стал сыном в Сыне.

 

 

  

Евангелие:

от св. Иоанна 15, 9-17

 

В то время: Иисус сказал ученикам Своим:  9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. 10Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. 11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. 13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. 14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. 15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. 16Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. 17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

 

Сегодняшний отрывок Евангелия является продолжением и углублением темы второго чтения. Повествует о любви. Странствуя по притче о виноградной лозе и ветвях, Иисус добавляет новые элементы, чтобы слушатели могли еще лучше понять отношения, связывающие Его личность с личностью Отца, а также с людьми. Выражение «пребудьте во Мне»  (ст. 4-7) теперь  определено более точно и  заключается в формулировке: «пребудете в любви Моей». То есть в уникальной среде любви, среде полной и чистой  жертвенности, которое является жизнью в самой Троице  и  ее открытостью для человека (ст. 9).

Иисус, о чем свидетельствуют Его притчи, не любит абстрактный язык и не использует его. Когда Он говорит, всегда Его слова – это выражение «духа и жизни». Тем самым они способствуют пониманию того, о чем Он говорит. Становится также возможным переживание того, что они выражают. «Пребывать в Его любви» - это синоним «соблюдать Его заповеди».  Заметим, что жизнь  тринитарной общины становится для человека примером совершенного единства и любви. Короче говоря, Иисус пребывает в любви Отца и становится одним единым с Ним, поскольку принимает, любит и полностью актуализирует Его волю (ст.10). Вот как выражает эту реальность христологический гимн в Послании к Филиппийцам: «(…) смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.  Посему и Бог превознес Его» (Флп. 2, 8-9а). Это единение с волей Отца, пребывание в уверенности, что Его план спасения - наилучшее и высшее благо, является для Сына радостью, поэтому Он Сам, желая соблюсти заповеди, на самом деле, неустанно призывает учеников к участию в этой радости (ст. 11). 

Наиважнейшая заповедь Иисуса  - это взаимная любовь. Любовь, в которой возможно положить душу свою за других (ст. 12-13). Именно эта любовь преодолевает все препятствия, каждого человека делает моим ближним, вносит свой вклад в дружбу, которая жаждет делиться всем тем, что является самым важным. Полнота этой любви достигается в личности Иисуса, который, еще перед смертью, говорил своим ученикам: «Я уже не называю вас рабами, но друзьями», хотя знает, что вскоре они покинут Его, а Он  испытает истинное одиночество.

 

MEDITATIO

          

Сегодняшняя литургия – как и всегда – говорит нам о любви. Поскольку «Бог есть любовь», то, откровенно говоря, о чем ином еще может нам говорить Его слово или также в чем убеждать Его деяния? Поэтому призывает нас слушать внимательно, также и сегодня, как и каждый день, доносясь до нашего слуха новыми красками своего голоса.  Здесь мы слышим, что Слово Божье дает нам возможность понять эту уникальную реальность любви, и говорит нам о том, как ввести ее – любовь – в нашу жизнь.

Любовь со стороны человека начинается с концентрации внимания, с интенсивного ожидания Бога, который Сам является любовью. И потому начало любви – это обращение внимания на то, что Он прежде нас возлюбил, что всегда любит нас. И это не потому, что мы заслуживаем эту любовь. Открытие того факта, что мы любимы Богом, одновременно означает признание себя грешником, который был прощен. Важно отметить, что это прощение Бога – не говоря уже Всемогущего! – многого стоило. Но именно эта любовь – отдающая за нас все самое важное – явилась миру: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него…  послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (см. 1 Ин 4,9-10). Короче говоря, Божественный лик любви был явлен нам в лике страдания и славы Иисуса Христа.  И это Он призывает нас к пребыванию в Его любви – величайшей любви, любви, жертвующей своей собственной жизнью – чтобы мы могли вкусить единение с Отцом.

Еще раз призывает нас быть готовыми: подаренная и принятая  любовь  втягивает в свою великую силу, в свой динамизм, и никто не в состоянии устоять перед ней. Это приводит к ситуации, в которой каждый из нас, благодаря ей, мобилизован к самоотдаче в дар другому человеку: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас». И верно то, что даже в результате повышенного внимания, настойчивости  не можем сломать в себе нашей эгоистичной природы, но в нашем мышлении, речи и действии появится импульс, чтобы руководствоваться содержанием этой Божьей заповеди. Что не так просто…

Однако чтобы это стало возможным, нам был дан Святой Дух! И поэтому нам предоставлен еще один принцип любви: во всех случаях искать пути, которые Святой Дух обозначает перед нами, а все для того, чтобы любовь имела возможность  распространяться и достигать каждого человека. Также и Петр сильно потрудился, чтобы заметить Божий план действий.  Но, сосредоточив свое внимание на Духе и на братьях, указал зарождающейся Церкви новый путь любви и тем самым открыл перед нами яркие горизонты.

 

ORATIO

 

Господи Иисусе, Возлюбленный Сын Отца, Ты пришел в мир, чтобы научить нас языку любви. Твои намерения таковы, чтобы мы как малые дети учили его, глядя на факты, повседневные события. Божественный Учитель, в Своей  бесконечной благости жаждешь, чтобы мы познали любовь Отца, который пожертвовал Тобой ради нашего спасения. Помоги нам, чтобы мы не забыли этого учения, ставшего для нас заданием жизни. Одари нас силой смиреной любви; крепкой любовью, открытой для других, потому что каждый человек является нашим братом. Ты первый сохранил заповедь Отца и дал нам пример величайшей любви. Помоги  нам  открыть для себя, что практически ежедневно и различными способами нам дана возможность пожертвовать жизнью ради других. Более того, дай нам силы жертвовать ею как можно более конкретным образом.

 

 CONTEMPLATIO

 

Не любим, если прежде не возлюбят нас. (...) Апостол Иоанн показал то, что взял из сердца Бога, сказал нам: «что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас» (см. 1 Ин 4,10). Это многое дает человеку, он может сказать: «Мы возлюбили Бога». Кто? Кого? Люди Бога, смертные бессмертного; грешники праведного; убогие непоколебимого; творение Творца. „Мы любим, ибо Бог прежде возлюбил нас". Вопроси, откуда возникает в человеке любовь к Богу, и не обретешь иного ответа, как тот, что Бог прежде возлюбил его. Самого Себя дал нам Бог возлюбить, даровал и то, посредством чего мы можем любить Его. О том же, что же есть сие, чрез что мы любим Его, недвусмысленно говорит нам апостол Павел: „Любовь Божия излилась в сердца наши". Кто же излил ее  в них? „Духом Святым, данным нам" (см. Рим. 5, 5).

Посему, имея таковое упование, возлюбим Бога любовью Его. (...)Услышим, что о сем еще яснее говорит апостол Иоанн: „Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. " (см. 1 Ин  4, 16). Не достанет сказать: „Любовь от Бога". Но кто из нас дерзнул бы произнести сказанное Иоанном: „Бог есть Любовь". Говоривший сие знал, что было в сердце его. (...)

Бога не видишь, но люби Его, и тогда узришь Его. О сколько достойного осуждения вожделений любишь, хотя их нет. С нетерпением желаешь, чтобы иметь постоянно? Многие любят золото, хотя его не имеют. (…) Бог же дает нам  Себя в награду. Взывает к нам, любите меня и меня обретете; ибо не сможете любить меня, если не обретете меня. (…).

Спросите себя, братия мои, найдите скрытые тайники ваших сердец. Заметьте, сколько любви дано вам и преумножьте то, что обнаружите. Ищите это сокровище, ибо оно  ваше внутреннее богатство.

(Польский текст в переводе:

И.Яворского, в: Св. Августин,

Избранные речи – праздничные и повседневные проповеди, Варшава 1973, 222-227)

 

Св. Августин, Проповедь  34: O новой  песни и новой жизни

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих"

(Ин 15,13).

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

 

1.

 

Христианин – это личность, заботе которого Бог доверил других людей; мы доверены себе, друг другу,  и потому ответственны друг за друга. Ответственность начинается тогда,  когда станем людьми способными реагировать на существующую  потребность всем нашим разумением, всем нашим внутренним миром: это значит, что наша жизнь, наше сердце, наша воля, наше тело, наше христианское обязательство выходят далеко за рамки благочестивых побуждений, вытекающих из молитв и просьб о заступничестве. Это должно быть обязательство – подчеркиваю это – итогом которого станет наполнение всего нашего тела жизнью – даже если иногда трудно жить во имя Бога – и смертью. И если ничего уже  невозможно  сделать для человека, который страдает, всегда можно стать между жертвой и палачом. Я встретил в России одного монаха, священника, который провел в концентрационном лагере 26 лет. Он сидел передо мной на койке с сияющими, светящимися глазами и говорил: «Вы понимаете, Владыко, как Бог был добр ко мне! Меня, неопытного священника, Он избрал, на пять лет в одиночку посадил, в тюрьму, а потом на 26 лет в лагерь, для того чтобы я был священником там, где он больше всего нужен был и куда священника свободного не пускали...» Я знаю, что есть немного таких  людей, которые способны  не только действовать, но и думать в подобных условиях. И это отношение человека является присутствием Бога в месте, где Его присутствие необходимо. И речь не идет о жестах власти. Единственной, и одновременно исключительной вещью, которую имел этот христианин, была полная уверенность в жизни полностью посвященной Богу,  а через Него также и другим людям. Этому учит нас  бесконечное количество  свидетелей, живших на протяжении всей истории Церкви.

 

Антоний Блум, Жизнь в Церкви [Магнано 1990, 75n]

2.

 

Новый Завет показывает нам динамику любви сосредоточенной в Иисусе, Сыне, возлюбленном Отцом (см. Ин3,35; 5,20; 10,17), который через Него являет Себя нам. Люди вовлекаются  в эту любовь, познавая Сына, или принимая Его учение и дело спасения.

Участие в любви Отца можно обрести только через подражание Сыну в соблюдении заповедей Отца: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин 15, 9-10). Тем самым становимся участниками познания Отца через Сына: «Уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин 15,15).

Любовь позволяет нам полностью войти в сыновнюю жизнь Иисуса, делая нас сынами в Сыне: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его» (1 Ин 3,1). Любовь преображает жизнь, а также  проясняет наше познание Бога до уровня  совершенного знания, о котором говорит Св. Павел: «Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (см. 1 Кор 13,12).

 

Иоанн Павел  II [генеральная аудиенция, Ватикан, 6 октября 1999]