Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Не судите, да не судимы будете. Мф 7,1

 

5-е ВОСКРЕСЕНЬЕ ПАСХИ

  

LECTIO

 

 

Первое чтение

 

из Деяний святых апостолов 9,26-31

 

В те дни: 26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик. 27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса. 28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедывал во имя Господа Иисуса. 29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его. 30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.

 

В Иерусалиме имело место громкое событие: Савл, сеющий смертельный ужас среди христиан и охваченный жаждой преследования их общин, в какой-то момент, буквально ослепленный Святым Духом, присоединился к Иисусу.  Однако никто еще не знал о его обращении. Все по-прежнему боялись его и избегали встречи с ним. Но один из членов общины в Иерусалиме становится на его сторону. Человеком, открытым на голос Духа Святого и Его руководство,  оказывается Варнава. Он берет с собой Павла и отчасти становится его вступительным билетом в круг иерусалимских христиан (ст. 27-28). Стоит отметить, что практически от самого начала Павел изнутри горел желанием провозглашать Слово Божие. Вскоре дошло и до этого.

Интересно, что этот пыл, с каким он говорил во имя Господне, притягивает к нему, как и в Дамаске (ст. 22-25), гнев евреев греческого происхождения. Именно поэтому иерусалимские братья решили удалить его из города (ст.29-30), чтобы тем самым защитить его жизнь от угрожавшей ему опасности (ст. 29).

Здесь обратим внимание на план, который для каждого человека начертан Духом Святым, а также на  участие в его реализации, казалось бы, случайных людей. В данном случае это была забота, проявленная через Варнаву. Этот часто непонятный план имеет исключительное значение и играет важную роль в истории Церкви, потому что такая взаимная поддержка приносит плоды мира, способствует росту и развитию общин, которые  «при утешении от Святаго Духа, умножались» и расширяли горизонт своих деяний (ст.31).

 

Второе чтение:

 

Из Первого Послания Св. Апостола Иоанна 3, 18-24

 

18 Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. 19 И вот по чему узнаём, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши; 20 ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. 21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, 22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. 23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. 24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам. 

 

Апостол Иоанн, тот, кто «видел своими очами» Слово жизни и «осязал» Его своими руками, использует  только одно самое важное  слово, чтобы передать его всем людям: любовь. Не будучи утомленным им, повторяет его почти постоянно, придавая ему различные оттенки и акценты. Восхищение этим словом является результатом опыта, полученного из переживания пасхальной тайны. Поэтому напоминания св. Иоанна сосредоточены  на желании жить в единстве с Христом, чтобы вместе с Ним перейти от смерти к жизни (ст.16).

Принимая во внимание Пасху Христову – Его смерть и воскресение – не следует удовлетворяться только самими высказываниями на тему любви: необходимы конкретные действия, вдохновленные истинной, которую Христос нам показал (ст.18). «Ибо всякое дерево познаётся по плоду своему», - учил Иисус. (Лк 6,44). Тем самым каждый может оценить сам себя, учитывая свои собственные поступки. Важно отметить, тот, в ком посеяно Божье зерно (ст.9), является перед Богом с чистой совестью и с сыновним доверием (1Ин 3,19-21).

Иоанн вовсе не скрывает, что заповедь любви на самом деле является Божьей заповедью. Другими словами, невозможно, чтобы соблюдал ее сам человек, полагаясь только на свои собственные  силы. Но это возможно сделать только при помощи Духа Святого. Поэтому очень важно то, чтобы признать свою слабость. «Ибо без Меня – говорит Иисус - не можете делать ничего» (Ин 15,5). Отсюда – как результат – проистекает либо все бессилие человека, либо подлинное смирение, которое черпает силу из безграничного горизонта надежды:   «Потому что Бог – добавляет Иоанн - больше сердца нашего» (ст.20). Он, Всемогущий Бог, слушает всех тех, кто также Его слушает и «соблюдает заповеди Его» (ст.22). Тот, кто любит таким образом, идентифицирует свою волю с  волей Бога и становится по-настоящему подобен Христу. Тем самым обновляет в себе подобие Богу, по образу которого он был сотворен.

В 23 стихе читаем, что все заповеди собраны практически в одной: в заповеди веры в Иисуса Христа и взаимной любви. Таким образом, окончание  сегодняшнего отрывка возвращается к его началу: образуется замкнутый круг, центром которого является полнота жизни во Христе. Кто же любит, «соблюдая заповеди Его», уже сейчас испытывает радость жизни в Боге.

 

Евангелие:

от св. Иоанна 15, 1-8

 

В то время: Иисус сказал ученикам Своим:  1  Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь. 2  Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. 3  Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. 4  Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. 5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. 6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. 7  Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. 8  Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

 

Частое употребление, и даже в нескольких стихах, слова «быть» позволяет нам сделать вывод о том, что оно является ключевым для всего отрывка. Насколько в главе 14 – являющейся началом « прощальной речи» Иисуса – акцент делается на уход Христа и на тревогу Апостолов, настолько он перенесен на создание глубокого, реального и нерушимого единства, которое существует между Ним и теми, кто верит в Него.

Несмотря на то, что Иисус приближается к моменту своей смерти, однако по-прежнему остается для своих учеников источником жизни и святости («кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода»: 15,5). Более того, уходя к своему Отцу, Иисус имеет возможность пребывать в своих всегда. Используя хорошо известные сравнения, говорит о себе как об истинной жизни. Это образ, который часто использовали пророки, желая описать Израиль как бесплодный кустарник, не приносящий плоды, несмотря на нежную заботу Ягве (ср. Ис 5). Иисус представлен как истинный избранный народ, который в полноте отвечает на заботу Бога. Поэтому идентифицируется с Мудростью, о которой написано, что она как  кустарник образовала почки и произвела цветы и плоды. (Сир. 24,17). 

Ссылаясь на этот образ, Иисус желает прояснить, на чем основывается  практическое, проявляющееся в повседневности, единство с Ним, что из него получают верующие, какие ставит требования и каковы ожидания со стороны Бога. Это в какой-то мере ключевые знания, учитывая тот факт, что Иисус является первенцем нового человечества, того, которое рождается из спасительной жертвы на древе кресте. Он – святой ствол, из которого проистекает живительный сок, питающий ветви. И тот, кто остается в единстве с Ним, может приносить Отцу плоды любви и прославлять Его имя (ст. 15.8). И чтобы эти плоды приносились в изобилии, Отец – Господин виноградника – окружает его своей постоянной заботой.  Отсекает бесплодные виноградные лозы, и оставляет те, которые приносят плоды. Так происходит очищение. Оно имеет место тогда, когда слово Иисуса действительно принимается (ст.3). Тогда оно направляет действия человека и делает его другом Бога, сотрудником Его плана спасения и участником Его радости  (ст.7)

 

MEDITATIO

          

Чтобы быть в единстве с Христом и приносить плоды святости и мира, необходимо умереть и воскреснуть вместе с Ним. Короче говоря, необходимо стать новым творением, освобожденным от рабства греха. Для того чтобы быть чистыми и подлинными ветвями, приносящими плоды, нужно принять и признать право необходимого очищения. Страдание – это та обрезка, которую совершает Отец. Иисус говорит, что Отец сам лично, и, следовательно, собственными руками, отсекает каждую ветвь. Прежде всего, обрезает те, которые слишком разрослись, но не для того, чтобы их уничтожить или  уменьшить их жизнеспособность. Нет, делает это для того, чтобы оживить их, потому что тогда они принесут больше плодов. Смысл зерна заключается в его умирании. Отсюда очень важно то, чтобы мы прочитывали нашу жизнь с позиции ключа веры. Нужно верить, что страдание, воспринимаемое  таким образом – совсем не потому, что само по себе является добром, но потому что переживается  в любви и из любви – приносит плоды жизни, спасения и радости. Следует добавить, что речь здесь идет о страдании, которое является участием в Страстях Христовых, и которое является желаемым и допустимым согласно Божьему плану любви.

К сожалению, мы можем быть также теми побегами, которые заражены болезнями, наносящими вред всей виноградной лозе. Поэтому мы должны жаждать очищения. Выражением этого будет наше подчинение при обрезке, которая предполагает избавление от грехов и всего того, что неугодно Богу. Хотя это и настоящие муки, но в результате приносит спасительные плоды. 

 

ORATIO

 

Боже Отче, небесный Господин виноградника, который посадил на земле Твою избранную  виноградную лозу – праведную отрасль из потомства Давида – ту, что совершает Твою работу в любое время года. Соделай так, чтобы мы приняли с радостью начало весенней обрезки, даже тогда, когда как молодые лозы страдаем, проливая слезы, вызванные работой Твоих секаторов.  Приди очистить нас в летнюю пору, чтобы буйные побеги не питались живительным соком необходимым для дозревания обильных плодов винограда.

Плодом нашей жизни пусть будет любовь, та «великая любовь», которая из Твоего Божественного сердца, через сердце Христа, изливается бесконечным потоком в наши сердца. И все люди, наши братья, в твоем имени, также исполнятся духом сладости, радости и мира.

 

CONTEMPLATIO

 

Однако, и ту виноградную лозу, которую окопал, подвязывает и  приподнимает, чтобы не упала на землю. Одни ветви обрезает, другие сохраняет. Обрезает те, которые растут слишком буйно и напрасно, а оставляет те, которые с точки зрения садовника произведут плоды. Нужно ли еще писать об установлении подпорки и подвязывании, что реально и ясно учит тому, что в Церкви должно быть сохранено равенство? Ни один богач и высокопоставленный человек не должен возноситься, ни один бедный не должен быть унижен, ни один человек, который принадлежит к низшему сословию, не должен находиться в отчаянии. Для всех в Церкви должна быть равная и единая свобода, для всех – общая справедливость и милосердие. (…) Чтобы дух не был сломлен какими-либо мирскими бурями и не был ими уничтожен, охватывает виноградными побегами и колечками своих ближних, словно заключая их в  объятия любви и отдыхает в единении с ними. Это любовь, которая связывает нас с чем-то возвышенным и ведет нас к небу. Кто пребывает в любви, в том пребывает Бог. Господь сказал: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.  Я есмь лоза, а вы ветви».

 

Св. Амвросий, Hexaemeron (Шестоднев), III, 5,12

 

(Польский текст в переводе В. Шолдрскего, в: Св. Амвросий, Шестоднев. Комментарий к шести дням творения «Сочинения старохриситианских писателей» 4, Варшава 1969,102-103 )

 

ACTIO

 

В течение дня часто произноси и живи Словом:

 „Пребудьте в любви Моей!" (Ин 15, 9).

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

 

1.

 

Пятнадцатая глава Евангелия от Иоанна приближает нас к Христу. Отец, будучи тем, кто выращивает виноград, очищает каждую ветвь, чтобы приносила обильные плоды, а плоды, которые мы должны приносить в мире, в действительности красивы: любовь Отца и радость. Каждый из нас является именно такой ветвью. 

Когда я последний раз отправлялась в Рим, мне хотелось дать какую-то конференцию для моих новицианток и я подумала, что именно этот отрывок из Библии мог бы стать лучшим способом понять то, кто мы для Иисуса и кто Он для нас. Но я не понимала того, что понимают эти молодые сестры, когда размышляют над тем, насколько сильным является место прививки, либо  пребывания  ветви  на  виноградной  лозе. Выглядит так, словно бы ветвь  боялась, что кто-то может оторвать ее от виноградной лозы. Другая проблема, на которую  обратили мое  внимание, заключалась в том, что когда смотрим на виноградную лозу, мы не видим на ней плодов. Все плоды находятся на ветках. Тем самым мне сказали, что смирение Иисуса настолько велико, что Он нуждается в ветвях, чтобы иметь возможность приносить плоды. Это стало главной причиной того, почему я больше внимания уделила именно месту прививки виноградной лозы. И что же вышло? Для того  чтобы принести плоды, Он сделал такую прививку, что если бы кто-то хотел  оторвать ветвь от лозы, должен был бы приложить огромное усилие. Отец, а именно тот, кто выращивает виноград, очищает ветви, чтобы они приносили больше плодов, а ветвь тиха и спокойна, исполнена любви, безропотно подвергается этому очищению. Хорошо известно, что очищение означает на практике. В нашей жизни, всегда должен быть и есть крест, и  тогда – когда мы находимся рядом с Ним и крест касается нас – происходит это деликатное очищение.

Каждый из нас является сотрудником Христа, ветвью этой виноградной лозы. Но что на самом деле означает для вас и для меня быть сотрудником Христа? Означает пребывание в Его любви, познание Его радости, оказание Его сострадания другим, свидетельство о Его присутствии в мире.

 

Мать Тереза из Калькуты, Missione d'amore (Миссия любви)

[Милан 1985, 79с]


2
.

 

Привитые к лозе и животворимые ею, ветви призваны приносить плод: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин 15,5). Приносить плод - основное требование христианской и церковной жизни. Не приносящий плода не остается  в общении: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он (Мой Отец)отсекает» (Ин 15,2).

Общение со Христом, из которого проистекает общение  христиан между собой, является абсолютно необходимым условием принесения плода: «Ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15,5). А общение с другими есть самый прекрасный плод, который  могут  дать ветви, воистину, - это дар Христа и Его Духа.

Следовательно, общение порождает общение, оно существенным образом выражается как миссионерское общение. (…) Общение и миссия тесно связаны между собой, они пронизывают друг друга и взаимно столь глубоко друг  друга вмещают, что общение представляет собой одновременно источник и плод миссии: общение является миссионерским, а миссия совершается ради общения.

 

Иоанн Павел II, Апостольское обращение Christifideles laici, 32