4 ВОСКРЕСЕНЬЕ ПАСХИ
LECTIO
Первое чтение
из Деяний святых апостолов 4,8-12
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! 9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, 10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. 11 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, 12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.
Исцеление хромого дало Петру прекрасную возможность обратиться с речью к народу, собравшемуся в храме (3, 12-26). Он, исполненный любопытства, открылся для веры в Иисуса. Обо всем произошедшем было очень быстро донесено первосвященникам, которые тут же решили арестовать Апостолов. Здесь мы видим Петра, стоящего перед Синедрионом, который держал ответ, «исполнившись Духа Святаго» (то есть согласно обещанию Христа: Лк 12,11-12). Заметим, что Петр гораздо лучше и более полно описывает образ Мессии. Прежде всего, ясно указывает на то, «какою силою и каким именем» совершил чудо (ст. 7). Подчеркивает, что произошедшее не является делом рук человеческих, но результатом деяния «именем Иисуса Христа Назорея». Это чудо могло совершиться – и это второй важный момент – потому что Назорея, распятого начальниками народа и старейшинами, Бог воскресил из мертвых. И это исцеление хромого является знаком Его причинного присутствия также и сейчас и продолжением начатой Им миссии. Ею – как уже знаем – является спасение.
Кроме того, это еще и связано с этимологией имени «Иисус». Еврейское имя Иешуа происходит от ранней формы - Йехошуа, что означает: «Ягве - спасение». Однако это еще не все, что в то время сказал Петр об Иисусе. Он – проповедовал Апостол – не только продолжает жить, но – и это третий важный момент – является единственным Спасителем, о чем свидетельствуют тексты Священного Писания. И вот камень, который отвергли строители (Псалом 118,22), камень преткновения, разоблачающий намерения многих сердец (Ис 8,14), Иисус, стал фундаментом (Лк 20,17-18), на котором все зиждется (Ис 28,16). Таким образом «строящим», а позже возглавляющим общины, Петр ясно дает понять, что никто не имеет права делать себя господином кого-либо, но каждый должен мудро укладывать все камни, чтобы строительство было завершено. А для этого необходим надежный и прочный фундамент, который был опробован в страдании и муках, и уже был положен. «И - завершает свою речь Петр - нет ни в ком ином спасения».
Второе чтение:
Из Первого Послания Св. Апостола Иоанна 3, 1-2
Возлюбленные: 1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. 2Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
Практически в двух предложениях св. Иоанн показывает реальность, которая лежит в основе нашей христианской жизни. Речь идет о любви, которую Бог Отец дал нам в изобилии. Ее необычным проявлением было то, что Бог послал в мир Единородного Своего Сына, чтобы мы получили жизнь через Него (4,9). Благодаря жертве Сына (2,2), человек не только был вырван из рабства греха, но также обрел наивысшее достоинство. Крещение, которое является сакраментальным погружением в пасхальную тайну Христа, возвращает ему достоинство Божьего ребенка.
Поскольку эта реальность непонятна и превосходит все наше воображение, не всегда правильно воспринимается. И, наверное, именно поэтому была отвергнута. А Иисус сказал своим ученикам, что мир «ненавидит» тех, кто Ему принадлежит. Однако слово «мир» не обозначает только окружающую нас действительность, но также, а возможно и в первую очередь, внутреннее измерение этого мира – реальность греха. Ее проявлением является склонность к злу, от которой не освобождены также и те, кто был крещен. Часто они ведут себя как враги Евангелия.
Именно поэтому Иоанн призывает верующих к «познанию веры», то есть к тому, чтобы иметь живую осведомленность о благодати, полученной в результате становления детьми Божьими, призванными к лицезрению Бога, к жизни в полном единении с Ним в Его славе. А это произойдет тогда, когда истинно познаем самих себя. Лицезрение Бога – подчеркнем это – является благодатью и благословением, зарезервированным для чистых сердцем людей (см. Мф 5,8). Другими словами, наше настоящее положение и состояние будущей жизни предполагает неизменную приверженность делу обращения (ст.3), основанное не только на желании перемен, но подпитываемое желанием созерцать Бога и отвечать на Его любовь.
Евангелие:
от св. Иоанна 10, 11-18
В то время: Иисус сказал: 11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. 17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.
Говоря о Добром Пастыре, Иисус продолжает и углубляет самораскрытие своей личности как Мессии. В то время как в первой части (ст.1-10) Он описывает себя как пастыря, который является противоположностью «ворам и разбойникам», так во второй, а именно в отрывке, приведенном в сегодняшней литургии, внимание было сосредоточено на слове «добрый» (в буквальном смысле «прекрасный», которое является настоящим значением слова: kalos). Это прилагательное – kalos – говорит, что Иисус – идеальный пастырь, образец для других пастырей, следовательно, и для духовных и политических руководителей Израиля (см. Псалом 23 и 80). В этом примере фигурой, являющейся полной противоположностью такого образа пастыря, является «наемник» (ст.12) И именно эти различные способы поведения позволяют отличить доброго пастыря от наемника. Первый из них не убегает во время испытаний и надвигающейся опасности, не оставляет своей паствы, в то время, как другой – деятельность которого сосредоточена только на своей собственной прибыли – обращает внимание лишь на то, чтобы защитить себя самого и свои интересы. Тем не менее, следует отметить еще одну вещь: Добрый Пастырь, Иисус, не колеблясь, отдает свою жизнь в любой ситуации. И не только в так называемых ежедневных трудностях, но также и в момент принятия смерти за своих овец, вместо них. Это, в свою очередь, показывает, что Он ставит их абсолютно на первое место. Этого не сделает ни один наемник. Любое сравнение еще в большей степени отражает любовь Бога, значение которой ни с чем не может сравниться. Эту великую любовь Доброго Пастыря (ст. 14н) выражают определения: «познание» и «знакомство». Другими словами, категории, описывающие глубину близких отношений между Иисусом и овцами. Это связано с тем, что это взаимопонимание касается отношений между Отцом и Сыном. Это является формой абсолютной и бескорыстной самоотдачи, которая изливается на окружающих: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» (ст. 15). Обратим внимание на маленькую, но существенную деталь: Иисус здесь не говорит за своих овец, но просто: овец, а, следовательно, за: всех. Таким образом, это имеет отношение к мисси, которую выполняет ради всего человечества, которое пришел собрать воедино и привести к Отцу, как красивейшую невесту, без пятна и порока.
MEDITATIO
Господь наш Иисус Христос известен как Добрый Пастырь, как тот, кто защищает своих овец от опасности и ведет их на пастбища жизни. При этом призывает их к следованию за Ним с доверием по пути, на котором Он Сам их предваряет и ведет за Собой. Случайно не является ли этот образ забытым, ничего не говорящим современному человеку? Наверное, нет, потому что он подчеркивает условия, которые должен соблюдать «добрый пастырь», тем самым показывает, почему им является Иисус. Более того, этот образ помогает нам сделать правильный выбор среди множества различных предложений, которые перед нами открывает современный мир, и который довольно часто находит нас неподготовленными к принятию именно таких решений. Кроме того, заметим, прежде всего Иисус утверждает, что добрый пастырь «полагает жизнь свою за овец». И это демонстрирует не только словами, но, преимущественно, делами. Сколько различных учений, сколько наставников и учителей мудрости и знания часто предстают перед нами и обещают, что поведут нас далеко. Туда, где мы будем полностью самореализованы… Но никто из них не может освободить человека от тяжелого рабства. От рабства греха, из которого проистекает все остальное… Это может сделать только Иисус. Ибо только Иисус отдает свою жизнь, чтобы пробудить нас к другой, новой жизни, горизонт которой никогда не заканчивается, но всегда полон надежды и красоты. И, кроме того, действительно только Он «знает своих овец». Добавим, что Его с ними связывают такие же отношения, как и отношения, которые соединяют Его с Отцом. Речь идет о любви жертвенной и полной, в которой считаются с тем другим в измерении как истины, так и непохожести. Эта любовь безграничная, ни на что не взирающая, делает Иисуса способным выразить себя полностью в даре самого себя. Если примем жизнь, которую Добрый Пастырь отдал ради нас, если позволим Ему вести нас к отношениям познания – общения любви, сможем открыть для себя чудо быть детьми Божьими, а в вечности увидим, что мы подобны Ему. И потому не ожесточим наших сердец, отвергая краеугольный камень, который Бог положил в основание нового облика человечества. Только Христос, этот камень, является истинным спасением для человека. Поэтому ставим наши стопы в Его безопасные и уверенные следы!
ORATIO
Господи Иисусе, Божий Гость и Нищий любви, стоящий у ворот человеческого сердца, соделай, чтобы не было ничего слаще, ничего более желанного, чем следование вместе с Тобой и пребывание в Тебе. Именно сейчас, в эпоху столь многих миграций, путешествий человечества туда и сюда, в трудные времена, когда никто не может быть уверен в своей судьбе, но и позже, когда придет вечность, а с нею солнечные луга неба. Соделай это из любви к Твоему имени, чтобы показать Твою славу в радости нашего спасения. «Так, благость и милость да сопровождают меня» на пути настоящей жизни, и вовсе не для того, чтобы с нами не случилось чего-то страшного, но чтобы всё вместе с Тобой было благодатью, переживаемой в радости и мире.
CONTEMPLATIO
Человек, ты должен понять, кем был, где был, и кому был подчинен. Вспомни, ты был потерявшейся овцой: был в месте пустынном и бесплодном; питался плодами терна и сухими побегами растений;
подчинялся наемнику, который, увидев приближающегося волка, вовсе тебя не защищал. Теперь же тебя отыскал истинный Пастырь. Ты ощутил Его любовь, когда Он взял тебя на свои плечи и понес в овчарню, являющуюся домом Господа, название которого Церковь. Именно здесь Христос является твоим Пастырем и здесь собраны все Его овцы. Этот Пастырь не ведет себя как наемник, под руководством которого ты испытывал страдания и страх перед хищным волком. Мерой заботы, которою проявил к тебе Добрый Пастырь, является то, что ради тебя Он отдал Свою жизнь. Пожертвовал себя волку, который угрожал тебе, согласившись умереть ради тебя. Теперь все стадо овец может спокойно и уверенно находится в овчарне, не нуждаясь в том, кто бы открывал и закрывал ее ворота. Христос является этим Пастырем и Вратами, и одновременно пищей и тем, кто ее предоставляет. Пастбища, которые Добрый Пастырь приготовил для тебя и на которые препроводил тебя, вовсе не изобилуют пышностью сладких и горьких трав. То они есть, то их нет, в зависимости от времени года. Твоим пастбищем и пищей есть Слово Божие, а его заповеди – это чудесные луга, на которых можешь пастись вдоволь.
Св. Августин, Слово 366, 3
ACTIO
В течение дня часто произноси и живи Словом:
„Не убоюсь зла, потому что Ты со мной" (Псалом 23, 4).
ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ
Когда Иисус говорит: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих» (Ин 10,14), необходимо вложить в слово «знать» все то, что в устах Иисуса было наиглубочайшим, исполненным любви и наиболее привлекательным. «И Мои (овцы) знают Меня», потому что мы в свою очередь должны знать Его не только через знакомство с тем, что пишут о Нем комментаторы, что находим в книгах, но через жизненно необходимые познания, которые превосходят все знания. (…) Когда-то я понял достаточно конкретно, на чем основывается знание Доброго Пастыря. В полдень я сидел за столиком в столовой. Все утро мы работали, перенося мешки с сахаром, который всех нас облепил. Я сидел на краю стола в самом конце столовой, так что со своего места видел лица всех моих коллег по работе. Меня поразило, что эти лица, казалось, были закрыты как бы масками из пыли, грязи и усталости. Они все были одинаковы. После еды, поскольку осталось немного времени, может быть с полчаса, до начала работы, все разошлись, чтобы отдохнуть либо чем- нибудь заняться. Некоторые пошли в бар выпить кофе. Вместе с пятью или шестью коллегами я отправился в небольшое бистро, как говорят в Марселе, в «Бар Габи», называемого так по имени его хозяйки. Это была истинная жительница Марселя: полная женщина, преисполненная энтузиазмом и юмором. Всякий раз, когда заходил в «Бар Габи», думал о словах Иисуса: «знаю Моих (овец), и Мои знают Меня», ибо хозяйка бара знала овец, которые приходили к ней на водопой. Знала фамилию, имя и прозвище каждого. Старались сохранять анонимность. У каждого было свое прозвище. (…) Даже определения, которые в устах кого-либо могли быть оскорбительными, произносимые ею звучали дружелюбно. (…) Меня она также знала, я был для нее либо Джеки, либо Очкарик. Каждый был кем-то. И я видел, как в общении с этой женщиной, которая знала своих овец, и которые знали ее, спадают маски, поразившие меня несколько минут назад в столовой. Благодаря этой женщине, все вновь становились людьми с именами и фамилиями, и в их глазах отражалось что-то яркое и очень простое, словно в глазах детей.
(Польский текст в переводе А.Б., в Ж.Лев,
Иисус называемый Христом, Варшава 1977,130-131)
Жак Лев, Иисус называемый Христом
2.
Образ Иисуса Христа Пастыря Церкви, Его овчарни, ссылается на образ Иисуса Христа Главы и Слуги, и представляет по-новому и более убедительно содержащийся в нем смысл. Исполняя пророческое обещание о грядущем Мессии Спасителе, которого с радостью воспевал молящийся псалмопевец и пророк Иезекииль (см. Псалом 23[22]; Иез 34, 11 нн), Иисус говорит о себе, что Он «Пастырь Добрый» (Ин 10,11.14) не только Израиля, но всего человечества. (ср. Ин 10,16). А Его жизнь является непрерывным проявлением и ежедневным применением на практике Его «пастырской любви»: Иисус жалеет толпы народа, ибо они были изнурены и покинуты, как овцы без пастыря (см. Мф 9,35-36); ищет потерянных и рассеянных овец (см. Мф 18,12-14), а когда их находит, радуется, собирает их и защищает, знает их и называет каждую по имени (ср. Ин 10,3), приводит их к водам и на зеленые пастбища, где они могут отдохнуть (ср. Псалом 23 [22]), готовит для них пищу и питает их своей собственной жизнью. Эту жизнь Добрый Пастырь дает в соей смерти и воскресении, как говорится в римской литургии Церкви: «Воскрес Пастырь Добрый, Который душу Свою положил за овец Своих и за стадо Свое соблаговолил умереть. Аллилуйя.» Петр называет Иисуса « Пастыреначальником» (1Петр 5,4), поскольку Его дело и миссия будут продолжены в Церкви сначала Апостолами (ср. Ин 21,15-17), а затем их преемниками (ср. 1Петр 5,1нн) и священниками.
Иоанн Павел II, Апостольское обращение
Pastores dabo vobis, 22