Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я есмь хлеб жизни. Ин 6,48

3 ВОСКРЕСЕНЬЕ ПАСХИ

LECTIO

Первое чтение  

Из Деяний святых апостолов 3,13-15. 17-19

Петр сказал народу: 13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. 14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, 15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. 17 Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; 18 Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил. 19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши.

 

Вот хромой от рождения нищий – что было причиной невозможности войти в храм – был исцелен Петром и Иоанном «во имя Иисуса». Это событие вызывает в людях удивление. Именно поэтому первый из Апостолов берет слово и авторитетно объясняет им смысл того, что имело место. И с чего начинает свое выступление св. Петр? Именно с этого факта исцеления хромого, через что «Бог отцов наших» прославил – как он говорит – «Сына Своего Иисуса». В свете древних пророчеств (ст.18), и в частности содержания четвертой песни Слуги Ягве (Ис 52,13-53,12),  Апостол помогает толпе увидеть в личности Иисуса, Мессию, которого не признал еврейский народ, и потому приговорил Его к несправедливой смерти. Апостол обращает внимание на то что, когда не распознаются Божьи намерения, тогда беспорядок входит и в систему человеческих ценностей. Петр говорит об этом прямо: был помилован убийца и убит «Начальник жизни» (ст.14-15). Но как оказалось, смерть не сильнее жизни; историей не управляют люди, но Бог, который своей силой воскресил из мертвых своего верного Слугу. Итак, Апостолы – а вместе с ними также и все верующие – стали свидетелями этого события и участниками божественной жизни, данной им Воскресшим Господом. Но все, что делают, не делают собственными силами, но только во имя Иисуса, благодаря которому могут творить чудеса, и, прежде всего, призывать к обращению, приводящему к прощению грехов

 

Второе чтение:

Из Первого Послания Св. Апостола Иоанна 2, 1-5a

1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; 2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. 3 А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. 4 Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; 5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась.

 

После использования символики света и тьмы, чтобы выразить контраст, существующий между праведностью Бога и Христа (1,5.9;2,1) и грехом человека, Иоанн призывает всех верующих к глубокому размышлению над тем, какое направление дать своей собственной жизни. Апостол, который лично видел и своими собственными руками касался Слова жизни, теперь пишет нам (2,1) в авторитетной манере. Его слова – призыв к избеганию греха и вере в Божью справедливость, которая является, прежде всего, любовью и милосердием. Если действительно, правда то, что никого нет без вины – это заверение выражено также на страницах Ветхого Завета (Притч 20, 9; 28, 13; Екк 7,20) – то и это тоже правда – это опять же содержание Благой Вести Нового Завета – что Бог, верный и праведный, дает нам прощение и очищение силой крови своего Сына (1,7.9).

Заметим, что человек израненный грехом оправдан благодаря жертве Иисуса Христа, который навсегда остается нашим заступником у своего Отца. Именно в Нем и через Него нам дана возможность вернуться к Богу и соединиться с Ним. Невозможно обманывать себя любовью Бога, тем, что знаем Его – в библейском языке слово «знать» равнозначно слову «любить» - если не соблюдаем Его заповедей и не принимаем Его волю, которая находит свое отражение в нашей повседневной жизни. Другими словами, послушание и смирение – это две основные черты, которые должны характеризовать каждого христианина. Это они делают его способным к принятию «совершенной любви» (либо самого Духа Святого), которая уподобляет его Христу в полной самоотдаче и бескорыстии (ст.3-5).

 

Евангелие:

от св. Луки 24, 35-48

35 И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. 36 Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. 37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. 38 Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? 39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. 40 И, сказав это, показал им руки и ноги. 41 Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? 42 Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. 43 И, взяв, ел пред ними. 44 И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. 45 Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. 46 И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, 47 и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. 48 Вы же свидетели сему.

 

Наступил вечер Пасхи. Одиннадцать Апостолов, собравшихся в горнице, ожидают наступления темноты. Но одновременно с воскресением Иисуса граница между временем и вечностью – между смертью и жизнью была нарушена. В какой-то момент, когда уже явился ученикам, шедшим в Эммаус, появился среди них или вернее – «стал» посреди них. Иначе говоря «явился» как Тот, кто присутствует и приносит мир, то есть самого себя (ст.36). Евангелие подчеркивает одновременно усилие веры, связанное с отношением Апостолов, и добровольность со стороны Иисуса. Последнее проистекает из желания дать ученикам множество возможностей распознать Его личность. Поэтому Лука выделяет и уникальные знаки Его распятия, и совместную вечернюю трапезу (ст.41-43).

До этого момента евангелист написал своего рода хронику событий, но теперь (ст.44-48), под четким вдохновением Божьего Слова, открывает его значение. Тайна спасения – это исполнение Священного Писания, которое цитирует отрывки, являющиеся также частью описания страстей.

В связи с этим, в третий раз после воскресения возвращается к утверждению, прямо говорящему о необходимости смерти Христа (по- гречески dêi, что означает («это необходимо», ст:44) для реализации Божьего плана спасения.

И так переходим к третьей части сегодняшнего чтения. Перед нами фрагмент, показывающий опыт веры, связанный с событиями воскресения, которое открывает Апостолов на их миссионерскую деятельность. Они являются прямыми свидетелями, утверждающими основы веры распространяющими ее среди всех народов (ст.47), научая «во имя Иисуса» - то есть опираясь на Его авторитет – об обращении и прощении грехов. Заметим что Иерусалим, который в Евангелии от Луки является вершиной миссии Христа, становится отправной точкой для провозглашения Евангелия.

 

MEDITATIO

Пасхальная радость растет с каждой минутой и достигает своей полноты в вечной жизни, в будущем воскресении. Наша надежда – это надежда стать наследниками Царствия Небесного, надежда на воскресение из мертвых со Христом также и нашего тела. Обратим внимание, что эта радость переживаемая, приобретаемая опытным путем и требующая определенных затрат уже во время земного паломничества, но стремящаяся к достижению цели, которой является вечное счастье.

Но эта радость паломничества – всегда в сочетании с трудностями и страданиями переживаемыми во время пути – требует от нас аскетизма, преобразования сердца, полного участия, чтобы хорошо ее защищать.

Потому что и она может быть обессилена и ослаблена, и ее могут уничтожить страх, усталость и беспокойство. Трудности и препятствии, которые сопровождают нас на любой дороге. Также и на этой. Поэтому нам нужна внутренняя сила, исходящая от Бога. И тогда то, с чем мы не можем справиться сами, возлагается на Духа Святого, Духа Утешителя.

В связи с этим возникает вопрос: как получить и удержать этот дар, помогающий нам быть истинными свидетелями воскресшего Господа? Прежде всего, мы должны желать от чистого сердца и с великим смирением, чтобы он стал реальным даром. И если в нас есть, по крайней мере, хотя бы частица этого желания, это говорит о том, что в нас существует новая жизнь. Благодаря ней – новой жизни – можем исполнить завет, который оставил нам Христос, и одним из признаков того, что это уже происходит, будет истинная радость.

 

ORATIO

Бывает так, что на пути нашего паломничества испытываем одиночество сердца, поэтому просим Тебя, Господи, выйди нам навстречу., Ты, Живущий среди умерших, поделись с нами хлебом любви. Во время этого длительного путешествия, в конце которого собраны все наши тени, разбей, о Таинственный Странник, лагерь Твоего Слова, и тогда мы почувствуем, что наша надежда воскресла. Так, Господи, открой наши умы, чтобы понять Слово, которое может развеять существующие сомнения, рождающиеся в наших сердцах. Сколько же раз также и мы, неспособные распознать Тебя, от Тебя отрекались! Но Ты, единственный Праведный, в молчании принял жесточайшее наказание, став жертвой искупления за наши грехи. Не оставляй нас в нашем смятении и нерешительности. Пусть Твое присутствие наполнит нас миром; Твой Дух да просветит нас взор и соделает нас радостными свидетелями Твоей любви.

 

CONTEMPLATIO

Тогда «пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!» (Ин 20,26). «Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» (Лк 24,37); затем дунул, и говорит им: примите Духа Святаго (Ин 20,22). Потом послал им с неба того же самого Духа Святого, но уже как новый дар. Собственно эти дары стали для них свидетельством и аргументом попытки воскресения и жизни. Именно Дух Святой свидетельствует о том, что «Иисус есть истина» (см. 1Ин 5,6), истинное воскресение и жизнь. Вот почему Апостолы, которые до сих пор жили в изначальном неверии, после того как увидели Его живое тело, «с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян 4,33). Все это стало возможным благодаря животворящему Духу. Отсюда следует, что более ценным является зачатие Иисуса в собственном сердце, чем взирать на Него телесными очами либо слушать Его говорящего; влияние Духа Святого на внутренние чувства человека на самом деле более эффективно, чем впечатление, вызванное в результате смотрения на Его физические особенности. Так что теперь, братья мои (…), сердца ваши радуются в вас и говорят: «Было мне сказано, что: Иисус, мой Бог жив! Благодаря этой вести мой дух, погруженный в печаль, беспомощный из-за своей холодности, не имеющий мужества, вновь возродился!».

Бл. Гуэрик из Игны, Пасхальная Проповедь, I, 4

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„Сего Бог воскресил из мертвых" (см. Деян 3, 15).

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

Мир не является какой-то удивительной ситуацией; он – не состояние души, и тем более не политическая ситуация. Мир – это Кто-то. Это Личность. Мир – это имя Бога. Его «имя идет издали» (Ис 30,27), неся благословение, являющееся основой общины. Оно касается лично каждого и объединяет с собою. Мир является Кем-то, Пронзенным, который стоит посреди нас и показывает руки свои и ребра, говоря: «Мир вам!». Мир – это смотреть на Него и видеть Его: «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20,28); это также принятие факта смерти, как чего-то, что уже не может отделить нас от Его любви. «И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким» (Еф 2,17). Именно здесь, в этих словах, имеем наиболее выразительное отождествление мира с именем Иисуса. «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно» (Еф 2,14). И так из любой неясности, противоречия, с каждого разделения соделал Единое, ибо Он «разрушивший стоявшую посреди преграду» (Еф 2,14). Человек, который молится, стремится к миру всем своим сердцем, ищет Того, кто сам является миром, в этом единственном месте, где дело доходит до дара примирения, прощения грехов и мира. Это место – место принесения жертвы, Голгофа, вечная гора Мориа.

Бенуа Стандаерт, Мир и молитва, в: Г. Альбериго - Е. Бианчи - C. M. Мартини,

Мир: дар пророчества [Магнано 19912,129н]

 

2.

Церковь продолжает жить Евангелием мира. Провозглашает его всем народам и нациям. Неустанно показывает путь мира и примирения. Привносит мир, сокрушая стены предрассудков и враждебности между людьми. Делает это, прежде всего, в Таинстве покаяния и примирения, неся благодать Божьего милосердия и прощения, достигает до самых корней человеческого смятения, исцеляет израненную грехом совесть так, что человек испытывает внутреннее исцеление и становится носителем мира. Церковь делится миром, который сама переживает ежедневно в Евхаристии. Евхаристия – это вершина нашего мира. В ней приносится жертва примирения с Богом и братьями, звучит слово Божие, провозглашающее мир, течет непрерывная молитва: «Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, даруй нам мир». В Евхаристии принимаем дар самого Иисуса, который приносит себя в жертву и становится нашим миром. Четко понимаем, что мир не может дать нам этого мира, потому что сам не знает его (см. Ин 14,27).

Сегодня прославляем мир Господа нашего Иисуса Христа; мир, который Он дал всем тем, кто встречался с Ним во время Его земной жизни. Мир, которым радостно приветствовал учеников после Своего воскресения.

Иоанн Павел II [проповедь во время

июньского поклонения, Торунь, 7 июня 1999]