Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив Пс 102,8

4 ВОСКРЕСЕНЬЕ АДВЕНТА

LECTIO

Первое чтение

из второй Книги Царств 7, 1-5. 8b-12. 14a. 16

1 Когда царь жил в доме своем, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его, 2 тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. 3 И сказал Нафан царю: все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою. 4 Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану: 5 пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания, 8bЯ взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; 9 и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле. 10 И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде, 11 с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом. 12 Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. 14a Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; 16 И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицеем Моим, и престол твой устоит во веки.

 

Представленный текст Священного Писания из второй Книги Царств являет собой "манифест" царского мессианизма, то есть великого ожидания Мессии из колена Давидова. Особое внимание следует обратить здесь на слово "дом", которое в вышеуказанном тексте встречается довольно часто и является своего рода связующей нитью упомянутого отрывка. Во-первых, здесь речь идет о Давиде, который живет спокойно и безопасно в своем доме (ст. 1), затем он намерен построить дом Господу (ст. 2-5); в результате, Бог обещает построить дом для своего народа, чтобы он мог жить в нем в мире (ст. 10) и, наконец, Бог обещает построить дом Давиду (ст. 11), то есть, обещает ему многочисленное потомство и прочное царство.

Давид, по достижению вершины своего правления, когда провозгласили его царем Иудеи и Израиля, перенес Ковчег, знак присутствия Бога, на самое высокое место в городе, а именно туда, где сам жил. Ему оставалось реализовать желание - построить большой храм, достойную обитель для Бога. Но слова, сказанные пророком очень быстро подвергли сомнению его чудесный план, и как выяснилось, что вместо желаний Давида должны быть реализованы желания Бога: "Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом" (ст. 11) . Другими словами: только Бог может гарантировать Давиду и потомство, и стабильность. В богатую и сложную жизнь, представляющую собой смесь великодушных порывов и сильного соперничества, напряженности и разного рода опыта, входит Слово Божье, которое напоминает Давиду, кто является тем, который фактически может обеспечить реальную безопасность каждому дому. Поэтому, Давид должен войти в Божьи планы, а не наоборот.

Тем не менее, библейский автор также говорит, что свою верность Бог дарует не только Давиду, но имеет в виду благо всего народа. Народ, который был угнетен, теперь получает от Бога обещание спасения и окончательное утверждение: " И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде "(ст. 10).

 

Второе чтение

из Послания святого Апостола Павла к Римлянам 14, 24-26

24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано, 25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере, 26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.

 

Прочитанный выше гимн представляет собой окончание послания св. Павла, адресованного Римлянам. Несмотря на (относительное) согласование текста, его можно разделить на три основные темы. Первая это: Бог; вторая: тайна и - третья - провозглашение. Бог, будучи объектом прославления, является Тем, кто дает чувство уверенности, безопасности, стабильности, "Могущему же утвердить вас " (ст. 24). Он также "Единый Премудрый Бог" (ст. 26), и значит начало и конец всех человеческих поисков. Тайна. Это слово, которое для св. Павла означает "Божий план". Оно вращается в основном вокруг личности Иисуса. Что касается Иисуса – центра истории спасения - более раннее время можно рассматривать как время подготовки или как время "молчания" Бога, и вовсе не потому, что Бог на самом деле молчал, но Его речь пока еще не проявилась в предвечном слове Сына. Очень важным моментом, однако, является настоящее время: сейчас, потому что сейчас самое время откровения (ст. 24). Другими словами, "конец времен" существует уже «сейчас», потому что во Христе совершилось окончательное откровение Бога. Третьей темой является тема провозглашения Евангелия, что является для Павла специальным отличием настоящего времени. А поскольку христиане живут в конце времен, и именно во время окончательного откровения Отца, Слово Евангелия не может быть ничем иным, как словом "для всех", обращенным ко всем народам.

 

Евангелие

от Луки 1, 26-38

26 В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. 28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. 29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. 30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. 32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. 34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? 35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. 36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. 38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

 

Текст Луки, описывающий тайну Благовещения, содержит в себе две основные темы: провозглашение прихода Иисуса в мир и призвание Марии быть  рабой Господней. Иисус Христос был представлен в нем как «знак» верности Бога, который остался верен обещанию, данному Давиду: "Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца". (ст. 32-33). В личности Иисуса Христа, сосредотачиваются и исполняются все элементы обещания, данного Давиду. Он – Мессия, происходящий из рода Давида. Он - Сын Божий, который стал человеком. Он - новый храм, дом, подготовленный Богом, в котором происходит встреча Бога и человека. Более того, народ Божий, дом Иакова, обретает в Иисусе царя, который возрождает к жизни идеальное царство: Царство братства, мира и справедливости. Поэтому, также верность, как и дар, являются деянием Бога. Евангелие описывает все эти события посредством образа Марии, именно Той, которая благодаря своему «да» дала возможность этот дар реализовать в жизни. Она является полной противоположностью Давида, не мечтает о величии, не имеет достаточно высокого социального положения, которое способствовало бы ее влиянию на планы людей, но Ее дом был открыт, когда Ангел Божий "вошел к ней", как посланник Бога. Мария глубоко уповала на верность Бога, и потому отдала себя в полное распоряжение в реализации Его планов: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (ст. 38).

 

MEDITATIO

Слово Божье желает достичь самых глубоких слоев нашего сердца, и поэтому предлагает нам тему Божьей верности. Бог верный это тот, который в первую очередь, является скалой, дающей стабильность нашей жизни, хотя с другой стороны, это также Бог, приводящий нас в изумление. Давид должен был принять предложение Бога, что уже не являлось его планами, но планами Всевышнего, и они определяли его жизнь. Таким образом, не меняется только их архитектор, но должны измениться и все наши планы. Почему? Потому что Божий план указывает нам на двусмысленность наших человеческих действий и намерений. Это утверждение, которое сегодня мы стали понимать лучше. С одной стороны, мы испытываем трудности в том, чтобы оставаться верными, особенно в течение длительного периода, с другой стороны, мы чувствуем себя преданными другими, и в конечном итоге также Самим Богом. "Господь с Тобою". Это слова приветствия, с которыми Ангел обращается к Марии, что является выражением "направления" Божьего лика. Сегодня тот самый лик и также звучащее приветствие обращено и к нам. Бог с нами намного раньше, чем мы можем это для себя уяснить. Новая жизнь может родиться только тогда, когда мы всерьез воспримем эти слова: "Господь с Тобою". Однако мы не познаем верности Бога, если не начнем вместе с Ним идти по жизни. Так же, как Мария.Каждый из нас в своей жизни, вероятно неоднократно, переживал перечеркивание планов, а иногда даже целых программ, которые, казалось, были очень хороши. Во многих случаях, крах вызван неверностью и слабостью в погоне за преследуемой целью. Слово Божие, которое сегодня было к нам обращено, проливает свет на этот опыт, обучая нас с одной стороны тому, чтобы не верить в возможность контроля над своей собственной жизнью, с другой стороны обучая переживанию провала как возможности начала роста. Часто, особенно в горьких и трудных моментах нашей жизни мы говорим Богу "да", Тому, кто никогда не перестает быть Богом верным.

 

ORATIO

Боже, Отче Всемогущий, Ты реализуешь Свои планы, привлекая к Себе силой Твоей любви сердце каждого человека. Одинаково как среди влиятельных людей, таких как Давид, так и среди скромных, таких как Мария, находишь Твоих слуг. Наполни также и нас Твоим Духом, чтобы и мы могли принимать Твое Слово. Как и Марию, соделай нас способными желать то, чего Ты Сам желаешь: "да будет Мне по слову твоему." Эти слова не были безропотно сказаны, но самопроизвольно проистекали из души, пронизанные глубиной Твоего Слова. Они были "открытием" для новых желаний, которые только Ты можешь возвысить. Как и Марию, соделай нас людьми великого послушания. Она, будучи членом Твоего народа, народа завета, практически всегда знала, что человеческая жизнь является ценностью сама по себе только тогда, когда она соединяется с Тобой. В то время, когда потребовал от Нее эту жизнь, была готова ответить Тебе "да". Научи также и нас, членов Твоего народа, мышлению в единстве с Тобой и умению сказать не задумываясь "да" тогда, когда Ты от нас этого требуешь. Как и Марию, сделай нас Твоими рабами. Ибо только это может быть титулом для нашей славы, как было это в случае с Авраамом, Моисеем, Давидом, Марией и другими Твоими друзьями. Рождество напоминает нам, что именно такой была тайна жизни Твоего возлюбленного Сына.

 

CONTEMPLATIO

Пресвятая Дева является тем счастливым созданием, к которому было обращено божественное приветствие с целью урегулирования крупнейшего и наиважнейшего дела в мире: Воплощения Предвечного Слова, мира между Богом и человеком, искупления человечества. (...) Благодаря Благовещению Бог стал человеком, Дева стала Матерью Бога, души праведников были освобождены из бездны, руины неба были восстановлены, пустые троны наполнились, грех был прощен, дана была благодать, больные исцелились, мертвые воскресли, изгнанники возвратились. Пресвятая Троица оставила свой гнев, а люди обрели жизнь вечную. Одним словом, Ангельское приветствие - это радуга, знак милости Божьей, данный миру. (...) Ангельское приветствие – это одна из самых красивейших песен, которой мы можем восхвалять Всевышнего. (...) Потому мы повторяем это приветствие, чтобы поблагодарить Пресвятую Троицу за множество неожиданно полученных от Нее благ. Прославляем Бога Отца за то, что так возлюбил мир, что, чтобы спасти его, Он дал нам Своего Единородного Сына. Благословляем Бога Сына, потому что Он пришел с небес на землю, стал человеком и искупил нас. Прославляем Бога Святого Духа, потому что Он образовал во чреве Пресвятой Девы то самое чистое тело, которое стало жертвой за наши грехи. Именно с такими чувствами благодарности мы молимся Ангельским приветствием, тем самым, совершая акт веры, надежды, любви, благодарности за благодать нашего спасения.

Святой Луис Мария де Монфор,

Дивная тайна пресвятого Розария): тайна благодати и спасения [Вроцлав 1995, 32-33]

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге

моем" (Ис 61,10).

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

Счастье рождается в истине. (...) Невозможно подделать истину или подстроить ее под свои личные прихоти. Она нам дается, но пред ней надлежит склониться. Человек не может получить ее. А служить ей может лишь нищий. Мария, принимая обращенные к ней слова и говоря свое "да", ни сделала ничего иного, как только вошла в истину. В ту истину, с которой она была ознакомлена. Она ее не открыла и не овладела ею. Просто вошла в то, что ей было известно. Со страхом и доверием. Ничего не говорила, слушала. Слушала всем своим естеством.

Оберегать свои уста и язык – великое дело. Бог и Ребенок, который должен был родиться, всецело завладел жизнью Марии. Он стал для Нее самой ожиданием и надеждой. Никакие другие отношения не смогли бы оказать столь великого уважения к этому моменту как отношение Адвента, отношение ожидания. На протяжении всего отрывка, описывающего момент Благовещения, не уделено ни малейшего внимания сердцу Марии, Ее собственному "Я". Гораздо больше узнаем о том, что происходило в Боге, чем в сердце Марии. Эта любовь к истине произрастала из глубокого смирения творения ("Се раба Господня"). Мария – человек высочайшей веры. Безгранично доверилась тому, что приходит от Бога: "да будет Мне – говорит - по слову твоему" Единственный путь, ведущий к счастью – это быть человеком Адвента. Это значит: слушать больше, чем говорить, и знать, что "у Бога не останется бессильным никакое слово". Если Бог дает нам очень мало, это значит, что мало уповаем ... Трудно накормить тех, кто не голоден.

кард. Годфрид Даннеелс, Le stagioni della vita (Сезоны жизни)

[Брешиа 1998, 208-209. 211]

 

2.

Как учит Собор, «Богу, дающему Откровение, нужно принести послушание веры (ср. Рим 16, 26, ср. Рим 1, 5; 2 Кор 10, 5-6), посредством которого человек свободно и всецело предает себя Богу». Такого рода вера нашла свое совершенное осуществление в Марии. «Решающим» моментом было Благовещение. (…) Действительно, в Благовещении Мария всецело предалась Богу с «полным подчинением разума и воли», проявляя «послушание веры» Тому, Кто говорил с Ней через Своего посланника. Она ответила, следовательно, всем Своим человеческим и женским «я», и в этом ответе веры заключались как совершенное сотрудничество c «предваряющей и содействующей благодатью Божьей», так и совершенная открытость к воздействию Святого Духа, Который «непрестанно совершенствует веру Своими дарами». (…) Конечно, Благовещение представляет собой кульминационный момент веры Марии в Ее ожидании Христа, однако это также точка отсчета, с которой начинается вся Ее «дорога к Богу», весь Ее путь веры. И на этом пути, возвышенно и поистине героически, со все возрастающим героизмом веры, осуществляет себя исповеданное Ею «послушание» слову Божественного откровения. И это «послушание веры» Марии в течение всего Ее пути будет иметь удивительные аналогии с верой Авраама. Подобно Патриарху Народа Божия, Мария также на протяжении всего пути, пройденного Ею как Дщерь и как Матерь во исполнение Своего «fiat», «сверх надежды поверила с надеждою». На некоторых же этапах этого пути благодать, дарованная «Уверовавшей», будет проявляться с особой очевидностью. Уверовать - это значит «вверить себя» истине слов Бога живого, зная и смиренно признавая, «сколь непостижимы суждения Его и неисследимы пути Его» (ср. Рим 11, 33). Мария, Которая по предвечной воле Всевышнего оказалась, можно сказать, в самом центре этих «неисследимых путей» и «непостижимых суждений» Божиих, подчиняется им в сумраке веры, принимая полностью и с открытым сердцем все то, что предусмотрено в Божьем замысле.

Иоанн Павел II, Энциклика Redemptoris Mater, 13-14