Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Мф.5,12

3 ВОСКРЕСЕНЬЕ АДВЕНТА

LECTIO

 

Первое чтение

Из Книги пророка Исаии 61, 1-2а. 10-11

1 Дух Господа Бога на Мне,

ибо Господь помазал Меня

благовествовать нищим, послал Меня

исцелять сокрушенных сердцем,

проповедывать пленным освобождение

и узникам открытие темницы,

2 проповедывать лето Господне благоприятное

и день мщения Бога нашего

10 Радостью буду радоваться о Господе,

возвеселится душа моя о Боге моем;

ибо Он облек меня в ризы спасения,

одеждою правды одел меня,

как на жениха возложил венец

и, как невесту, украсил убранством.

11 Ибо, как земля производит растения свои,

и как сад произращает посеянное в нем,

так Господь Бог проявит правду

и славу пред всеми народами.

 

Первые слова, только что прочитанного воззвания (ст. 1-2), в котором пророк говорит от первого лица - должно склонять к мысли о том, что речь здесь идет о воспоминании, о его личном призвании - чуть позже были приписаны Иисусом самому себе. Это произошло тогда, когда Он говорил всинагоге в своем родном городе Назарете (Лк. 4, 18-19).

Пророк указывает на себя, как на того, на ком "пребывает" Дух Господень. Плод присутствия Духа выражается двумя глаголами: "помазал" и "послал" (ст. 1). Отсюда следует, что "помазание", является событием, которое касается его лично: пророк принадлежит Богу и служит Ему (слово

"помазание" в дальнейшем используется по отношению к "Мессии", то есть того, кто был помазан Богом или иначе освящен). А тот, кто принадлежит огу, принадлежит и другим, и именно поэтому пророк послан к народу с миссией, которая строго определена.

Выражение: "послал Меня", является введением в семь целей этого воззвания. Сегодняшние чтения показывают только некоторые из них. Первая из них - это краткое обозрение прочих: "благовествовать нищим", то есть тем, чьи сердца разбиты и сокрушены, кто остается в плену, оказался в ловушке ... Поэтому пророк обязан именно им провозглашать то, что Бог их не забыл, и, кроме того, заботится о них. Главное в этом, возвестить им "лето Господне", проповедовать радость, проистекающую из того, что Бог сейчас заботится о них.

Во второй части первого чтения (стихи 10-11) говорится о том, что "я" пророка расширяется и охватывает все народы. Он рад тому, что ему была доверена миссия: община Израиля, как невеста, может участвовать в радости, источником которой является любовь Бога по отношению к ней и облачение в ризы справедливости, и то, что Сам Господь научит ее исполнять Его волю.

 

Второе чтение

Из Первого Послания святого Апостола Павла

к Фессалоникийцам 5, 16-24

16 Всегда радуйтесь. 17 Непрестанно молитесь. 18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. 19 Духа не угашайте. 20 Пророчества не уничижайте. 21 Все испытывайте, хорошего держитесь. 22 Удерживайтесь от всякого рода зла. 23Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. 24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.

 

Почти весь фрагмент второго чтения представляет собой одно большое напоминание, за которым следуют пожелания и окончательные уверения. Правда здесь использованы короткие предложения, но весьма красноречивые и преисполненные конкретными наставлениями, которые, в соответствии с пожеланиями Павла, должны быть стремительно реализованы в повседневной жизни христиан. Наставляя своих, чтобы жили как "сыны света" (1 Фес 5,5), которые ожидают пришествия Господа нашего Иисуса Христа (ст. 23), апостол Павел дает очень конкретные, даже фундаментальные предписания (ст. 16-18), а затем дает советы, касающиеся жизни в общине (ст. 19-22), чтобы окончательно указать на все дело освящения человека (ст. 23-24).

Павел призывает к радости, молитве и благодарению, которые являются выражением воли Божией. Они представляют собой своего рода "естественную триаду" христианина, который ищет Божьей воли "всегда, непрестанно и во всем". Что касается жизни в общине, то сформулированные здесь обращения указывают на актуальную необходимость Павловых советов: "Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла" (ст. 19-22). Как видим, наиболее важное наставление, касающееся жизни в общине было помещено в самое начало: "Духа не угашайте" (ст. 19).

В завершении наставления св. Павла относятся к деяниям Бога, рассматриваемого здесь как Бога "верного". В учении Апостола, "верность" является очень важной темой. Ибо вот, Сам Бог будет лично заботиться о верующем человеке и никому не позволит вырвать его из Его рук.  

Евангелие

от Иоанна 1, 6-8. 19-28

6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. 19 И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? 20 Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. 21И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. 22 Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? 23 Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия. 24 А посланные были из фарисеев; 25 И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? 26 Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. 27 Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. 28 Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн.

 

Последнее предложение в этом отрывке Евангелия говорит нам о том, что Иоанн Креститель исполнял свою миссию "в Вифаваре при Иордане" (ст. 28). Название места - "дом свидетельства" - в данном случае может иметь символический смысл, потому что конкретно указывает на то, чем должна стать каждая община: настоящим домом свидетельства.

Вся евангельская история показывает нам, на чем именно основывается "свидетельствование". Столкнувшись с пришедшими из Иерусалима,  которые прибыли, чтобы определить, кем он является, Иоанн, отвечая на вопрос, в первую очередь направляет их к Иисусу: "Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (ст. 8); и только затем говорит о себе: "я глас вопиющего в пустыне» (ст. 23). Согласно учению Иоанна Богослова, Иоанн Креститель не является "апостолом" или аскетом, но прекрасным примером "свидетеля". В доме, которым является христианская община, - это, по сути, отношение, которое должно отличать нас от других. Никто не может казать о себе: "Я являюсь", но каждый должен направлять вопрошающего лично к Иисусу. Другими словами, каждый христианин может и должен быть "знаком" Иисуса, обладающим способностью отойти в сторону. Подобно тому, как это делал Иоанн Креститель. Каждый из нас является знаком полезным, даже необходимым, и потому, что является всего лишь только знаком, не может быть чем-то окончательным.

Чтобы быть хорошим свидетелем, сначала необходимо быть внимательным слушателем. Евангелист, выводя на сцену Иоанна Крестителя, указывающего на Иисуса, хотел показать тем самым, что истина уже присутствует: "Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете" (ст. 26) Это утверждение напоминает о ветхозаветной теме сокрытой мудрости, которая не может быть познана до той поры, пока сама себя не проявит. Иисус - та самая мудрость, которая открывается человеку.

MEDITATIO

Если Церковь это "дом свидетельства", то можно сказать, что необходимость существования свидетеля появляется тогда, когда имеет место какой-либо процесс. Евангелие от Иоанна учит нас, что в истории идет бесконечный процесс, в центре которого находится Христос - Божья истина. Во время этого процесса, община верующих постоянно призвана пребывать в качестве свидетелей со стороны Иисуса, со стороны Бога, или лучше сказать на стороне такого лика Бога, какое дал нам познать Иисус Христос. Имея это в виду, наша община должна проявлять именно это облик в своих действиях и проводимой работе.

В свете этого, теперь можно еще раз посмотреть на второе чтение, где Святой Дух, который вначале пребывал на пророке, а затем на Иисусе, в настоящее время присутствует в Церкви. Поэтому Церковь должна уделять пристальное внимание тому, чтобы - как говорил святой Павел - не угасить Духа. Ибо это Святой Дух облачает Церковь в "одежды праведности", давая ей способность говорить о Боге посредством своих деяний и провозглашать Благую Весть. Способствует тому, чтобы "исцелять сокрушенных сердцем". И здесь не идет речь о каких-то чудесных исцелениях, но о терпении, потому что многие раны заживают сами по себе, с течением времени. Нашей следующей задачей является "проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы", одновременно помня о том, что существуют так называемые порабощения явные, очевидные, но также и более скрытые, хотя и не менее важные, но одинаково достойные внимания и данные нам для преодоления. Наконец, мы также призваны к тому, чтобы "проповедывать лето Господне благоприятное". Так необходимым становится понимание того, что на наше время – которое очень часто растрачивается и используется неправильно – необходимо смотреть с соответствующим уважением и осторожностью, помня, что оно является благоприятной возможностью благодати, дарованной нам от Бога.

С приходом Мессии - Жениха облаченного в праведность, в нас пробуждается солидарность (желаем добра друг другу), а также вспыхивает радость, которая никогда не будет истинной, если не будет разделена с другими. Прекрасно знаем, что никогда не взойдем на "вершину" справедливости и братства, но постоянное обращение к Тому, Кто является Светом и Женихом, никогда не позволит нам, в духе любви, чтобы когда-либо нам не хватило сил на этом пути.

ORATIO

Господи, Ты призываешь нас к радости: "Всегда радуйтесь!" Кроме того, научил нас словам, выражающим радость: "Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения". Соделай, Господи, чтобы я был радостным христианином. Таким радостным, как Иоанн Креститель, который видел приближающийся свет и посвятил себя служению Слову. Радостным, как пророк, исполненный Твоим Духом святости. Радостным подобно Марии, когда она принимала и восхваляла то, что Ты уже сделал со мной и во мне. Господи, Ты призываешь нас к молитве: "Непрестанно молитесь". Мне кажется невозможным сочетание работы и молитвы. Эти две вещи всегда были мной отделены друг от друга. Мне казалось, что молиться можно только на коленях. Хотя я знаю, что Ты всегда присутствуешь и разделяешь со мной тяготы моих дней и трудности моей работы. Тем самым жаждешь моего освящения, чтобы "был совершенным". Ты, управляющий моими движениями на пути, ведущим меня к святости, научи меня жить в Твоем присутствии и делать все из любви к Тебе. Господи, Ты призываешь нас к благодарению: "За все благодарите". В Евхаристии соединяешь нас с Твоим благодарением. Соделай, чтобы я не ограничивался только произношением слов благодарности, иногда скучных и обычных, но чтобы научился благодарить Отца, давая свидетельство Его любви, в конкретном служении ближним. Приди, Святой Дух, стань в нас радостью, молитвой, благодарением и служением.

CONTEMPLATIO

Пришедшие из Иерусалима спрашивали Иоанна: "Кто ты?" На что князь неба, утренняя звезда, земной ангел, Иоанн Креститель сказал:. "Я не ...". А ведь каждый человек желает кем-то быть или что-то значить. Тот, кто хочет достичь такой глубины, как он, тоже должен следовать по наикратчайшему пути, может быть самому медленному, но и безопасному, в направлении глубокой и высшей истины, какой можно достичь в этой жизни. Для этого никто не является слишком старым либо слишком больным, или слишком бедным либо слишком богатым. Сколь невыразимый смысл содержится именно в этих словах: "Я не ...".Никто не желает идти по этому пути, или не каждый пойдет по нему. Каждый поступает так, как он хочет. Мы хотим быть один выше другого, один над другим. Поэтому так часто слышится плачь и жалобы. Такие картины хорошо известны. По этой же причине мы не находим мир ни в себе, ни вне себя. А в то же время это бытие никем, всячески, в каждом месте и у всех людей стало бы источником внутреннего мира. Мира истинного и вечного. Это было бы одновременно величайшее и благороднейшее дело, которое бы имел мир.

Бл. Генрих Сузо, Духовные произведения. Проповеди [Alba 1971,

584-585]

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге

моем" (Ис 61,10).

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

Пришествию Христа в мир придаем большое значение. Здесь речь идет именно о факте, который стал нормативным и интерпретирующим ключом всего религиозного мира, который исходит от Него. Христианское призвание состоит в фундаментальной радости того, кто его получает. Христианство – это сокровище, полнота и счастье. Можем также сказать нечто большее. Это благословение, в котором никогда не будет отказано. Никогда не потеряет "значимости". Христианин был призван к такому счастью, более достоверный источник которого не существует. Евангелие – это "благая весть". Это Царство, в котором не иссекает радость. Печальный христианин никогда не будет подлинным христианином. Мы призваны жить и свидетельствовать о новой жизни, которая подпитывается трансцендентной радостью. Любого рода боль и страдания нашей личной жизни не могут погасить радости этой новой жизни, но, напротив, должны вдохновлять подлинным выражением ее победы.

Павел VI [генеральная аудиенция, 04 января 1978 r.]

 

2.

Люди сегодня больше доверяют свидетелям, нежели учителям, опыту, нежели учению, жизни и действиям, нежели теориям. Свидетельство христианской жизни – это первая и незаменимая форма миссии: Христос, миссию Которого мы продолжаем, суть «свидетель» по преимуществу (Откр. 1:5, 3:14) и образец всякого христианского свидетельства. Дух Святой сопровождает Церковь на ее пути и связывает ее со свидетельством, которым Он свидетельствует о Христе (ср. Ин. 15:26-27). Первой формой свидетельства является сама жизнь миссионера, христианской семьи и церковной общины, которая являет миру новый способ жизни. Миссионер, который, вопреки человеческой ограниченности и недостаткам, живет простой жизнью, следуя примеру Христа, является знамением Бога и трансцендентной реальности. Но и все остальные в Церкви, желая подражать Божественному Учителю, могут и должны подавать такое свидетельство; во многих случаях это единственная возможность быть миссионером.

Евангельское свидетельство, которое мир находит наиболее притягательным, – это свидетельство заботы о людях, любви к бедным, слабым и страдающим. Бескорыстие этих действий, глубоко контрастируя с человеческим эгоизмом, порождает конкретные вопросы о Боге и Евангелии. Служение миру, справедливости, правам и совершенствованию человека также является евангельским свидетельством, когда оно отмечено заботой о людях и направлено на целостное развитие человека.

Иоанн Павел II, Энциклика Redemptoris missio, 42