Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Мф.5,12

 

2 ВОСКРЕСЕНЬЕ АДВЕНТА

LECTIO

Первое чтение

Из Книги пророка Исаии 40, 1-5. 9-11

1 Утешайте, утешайте народ Мой,

говорит Бог ваш;

2 говорите к сердцу Иерусалима

и возвещайте ему,

что исполнилось время борьбы его,

что за неправды его сделано удовлетворение,

ибо он от руки Господней принял

вдвое за все грехи свои.

3 Глас вопиющего:

в пустыне приготовьте путь Господу,

прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;

4 всякий дол да наполнится,

и всякая гора и холм да понизятся,

кривизны выпрямятся

и неровные пути сделаются гладкими;

5 и явится слава Господня,

и узрит всякая плоть [спасение Божие];

ибо уста Господни изрекли это.

9 Взойди на высокую гору,

благовествующий Сион!

возвысь с силою голос твой,

благовествующий Иерусалим!

возвысь, не бойся;

скажи городам Иудиным:

вот Бог ваш!

10 Вот, Господь Бог грядет с силою,

и мышца Его со властью.

Вот, награда Его с Ним

и воздаяние Его пред лицем Его.

11 Как пастырь Он будет пасти стадо Свое;

агнцев будет брать на руки

и носить на груди Своей,

и водить дойных.

 

Только что прочитанный фрагмент книги пророка Исаии является частью более длительного пророчества времен возвращения из изгнания, и именно, когда указ персидского царя Кира позволил евреям, которые были высланы в Вавилон, вернуться в страну.

Пророчество указывает наличие характерного двоегласия: с одной стороны, показана фигура пророка, который говорит, с другой – слушатели, которых пророк призывает к тому, чтобы они стали участниками утешения в Иерусалиме, жертвой многочисленных унижений.

Но фигурой является также и сам город Иерусалим (Сион), к которому непосредственно адресовано это обращение.

Основной идеей этого пророчества является пришествие Бога: «Вот Господь Бог грядет" (ст. 10). Только Бог может действительно утешить, и это происходит двумя способами: первым из них является власть, которая полностью меняет положение людей за счет исключения из их жизни рабства и служения другим (ст. 2); а второй является образ пастуха, который ведет свою паству, приспосабливаясь к условиям и потребностям каждого (ст. 11: "агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных").

Правдой является, что только Бог может по-настоящему утешить, но на человека возложено задание возвещать об этом другим: "Утешайте, утешайте народ Мой.... Говорите к сердцу Иерусалима "(ст. 1-2). Отсюда следует, что те, кто проповедует утешение, должны вместе с Богом разделять заботу о Его народе и иметь возможность "говорить от сердца".

Факт утешения, исходящего от Бога, не исключает активного участия человека. Поэтому появляется приглашение: "в пустыне приготовьте путь  Господу" (ст. 3). Со стороны литературного оформления здесь подразумевается путь, ведущий евреев из вавилонского изгнания в Иерусалим, однако само предостережение имеет, несомненно, гораздо более высокую ценность. Необходимо открыть свои сердца для Бога в духе истинного покаяния.

 

Второе чтение

Из Второго Соборного Послания святого Апостола Петра 3, 8-14

 

8 Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. 9 Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. 11 Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, 12 ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? 13 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. 14 Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире.  

 

Слова святого Петра, услышанные сегодня, относятся к конкретной проблеме, присутствующей в христианской общине, в которой кто-то, говоря: "Где обетование пришествия Его?" (2 Петр 3, 4), вносит смятение в сердца верующих, ставя под сомнение истинность обещания, касающегося возвращения Бога. Возражений, однако, гораздо больше, чем могло бы показаться на первый взгляд, и они касаются важности Божьего слова, которое якобы ничего не изменило в человеческой истории: "Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же. " " (2 Петр 3, 4). Первый ответ был дан, в цитированном Псалме 89, 5: "Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел". Ожидание возвращения Христа не является проблемой нескольких дней, лет или веков, но "качеством" времени, которое было дано каждому человеку. С точки зрения Бога время человека – это не сумма дней его жизни, но благодатное время, данное для покаяния (ср. Лк 4,19 и 13, 8). Это один день, в каком-то смысле короткое время, в котором должна практически преобладать только одна забота: забота о духовной верности Господу. Дни, данные человеку - подчеркнем – являются временем, данным ему для обращения. Это время дано всем, но те, кто считают, что они не нуждаются в обращении, не желают воспользоваться предоставленной им возможностью, и часто теряют терпение из-за опоздания божественного вмешательства (ст. 9).

Кроме того, катастрофическое видение, которое использует Св. Петр: «небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ...» (ст. 10.12), не только описывает, что произойдет на земле, а, скорее, дает предзнаменование того, что Бог уничтожит зло в этом мире, обновит его, проявлением чего станет новое состояние вселенной: новое небо и новая земля.

 

Евангелие от Марка 1,1-8

 

1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, 2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. 3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. 4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. 5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. 6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. 7 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; 8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

 

Для Марка Евангелие Иисуса, который есть Христос и Сын Божий (ст. 1), не

начинается сразу же с пришествия Христа, а со времени приготовления к Его пришествию. Ко времени подготовки относятся три основных элемента. Первый из них - Святое Писание (ст. 2-3), потому что Евангелие Иисуса придает этому Писанию практическую реализацию, и в свою очередь Евангелие само по себе может быть понято на основе размышлений над библейскими текстами, через которые Бог уже говорил. Слова, цитируемые св. Марком, взятые из Книги Пророка Исаии, указывают на образ пути, который необходимо приготовить: пути Бога к своим людям и пути людей, ведущего к Богу. Затем Марк "переходит" ко второму элементу, к миссии пророка называемого Иоанн Креститель, который указывал людям путь в пустыню, как на место, где Бог дает возможность истинного покаяния (ст. 4. 7-8). Согласно св. Марку, Иоанн Креститель не останавливается только на моральном учении, но говорит о необходимости ожидания кого-то "иного", кого-то, кто придет непосредственно от Бога. Третьим элементом является народ, который, услышав слова Иоанна идет в пустыню, как это сделал когда-то народ избранный (ст. 5). Тем самым созидается новый народ, что может произойти только при одном условии: человек отправляется в путь, выходит и движется в направлении Иоанна Крестителя, чтобы принять его слово, призывающее к покаянию. Только благодаря совместному путешествию к месту, где звучит Слово Божье, может наступить истинное возрождение человека и народа.

 

MEDITATIO

В сегодняшних чтениях доминирует одна метафора, метафора пути. Дополнением пути является идея Церкви, понимаемая как способ существования людей, формирующаяся в процессе нахождения в пути. Исаия обращался к разочарованному народу, который, чтобы пережить тяжесть трудного пути, ждал утешения и помощи. Ожидал слов, которые были бы направлены в глубину сердца. А для этого нужны пророки; пророки, заслуживающие доверия, а не потерпевшие неудачи. Учитывая разрушения нашей совести, бомбардируемой отрицательной и нигилистической информацией и сообщениями, для каждого из нас становится важным подъем духа и предание мужества, а это может возникать только из пророческого послания. Слова Иоанна Крестителя сконцентрированы именно в этом направлении. Подготавливают наши сердца на пришествие Того, кто крестит Духом Святым. Конечно же его строгий и покаянный характер не перестает протестовать против нашего образа жизни, когда не чувствуем необходимости обращения: дешевое утешение никогда не сможет нас удовлетворить, но то, что сделано искренне, может принести долгосрочный результат.

Почти обязательным элементом является наше свидетельство, проистекающее из глубокой веры в спасение, данное нам Богом; наше желание быть народом, который позволяет привлечь себя обещаниями Иоанна, чтобы позже иметь возможность убедить других в том, что спасение на самом деле близко. Кроме того, в нас также часто возникает скептический вопрос: а стоит ли это того? И Слово Божие нам отвечает: конечно, оно того стоит. Послание св. Петра напоминает нам, что это  время наполнено присутствием Бога и что его можно понять только веря по

настоящему и всерьез погружаясь в Него всем своим существом: пророчество, касающееся "нового неба и новой земли" рождает в верующем человеке желание жить в истинной святости. А это уже  ощутимый знак нового мира.

 

ORATIO

Обращаешься к нам, Господи, через пророков в полной мере участвующих в судьбе народа и времени, в котором они жили. Обращаешься через тех, кто желает пребывать в одиночестве, но умеет также уходить в пустыню, чтобы другие, идущие за ними, также услышали Слово Божье. Обращаешься к нам, Господи, через свидетелей, которые, разделяя заботы своих братьев, человеческие страхи и трагедии, полны веры в Твое причинное присутствие, в Твое обещание обновления жизни. Обращаешься к нам, Господи, через людей, которые мужественно бросают вызов моде, привычкам, предрассудкам или банальным фразам, доминирующим среди современников, но которые также обращаясь к отчаянным человеческим сердцам, солидарны современникам в поисках Твоего спасительного лика.

Взгляни, просим, на Твою Церковь, Церковь нашего времени, на нас, являющихся Твоим народом, сформированным благодаря Твоей милости пророками и свидетелями истины. Соделай так, чтобы мы стали посредниками Твоего утешения в этом времени, в котором раскрываем свое лицемерие и лицемерие других. Просим, Тебя, Господи, чтобы в пустыне нашей общины звучало Твое Слово, чтобы и мы открывались на него, и признавая наши грехи, снова были погружены в благодать Твоего Духа.

 

CONTEMPLATIO

О, величайшая любовь, благодаря которой мы любим Бога, выбираем Его, следуем за Ним, приходим к Нему и обретаем Его. Если спрошу, какой могла бы быть твоя любовь, замечу, что это путь - педагог, который принимает, управляет и ведет к цели. Являешься, о, величайшая любовь, дорогой человека к Богу и дорогой Бога к человечеству. О, счастливейший путь, познавший замечательный обмен великих богатств, из которых происходит наше спасение. Ты препроводил Бога к людям, и направляешь людей к Богу. Он вступил на этот путь, когда вышел нам навстречу. Мы преодолеваем его аскезом, когда направляемся к Нему. Ни Бог не мог прийти к нам, ни мы не можем устремиться к Нему иначе, как только благодаря любви. Не знаю, что будет наибольшей похвалой для тебя. Разве то, что способствовала снисхождению Бога с небес на землю, или, вернее то, что вознесла человека от земли на небо. Поистине велика твоя сила, если благодаря твоему посредничеству Бог так сильно унизился, а человек

был так возвышен.

Гуго Сен-Викторский, В похвалу божественной любви

[Милан 1987, 277-278]

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим!"

(Псалом 25, 4).

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

Если терпение является матерью ожидания, то ожидание может наполнить нас новой радостью в нашей жизни. Иисус показал нам не только наши страдания, но и то, что следует за ними. "Теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше" И мужчина, и женщина, если не имеют надежды, ориентированной на будущее, не смогут творчески жить настоящим. Парадокс ожидания заключается в том, что те, кто верит в будущее, могут лучше переживать настоящее. Те, кто ожидает, что из печали прольется радость, уже теперь, в прежней жизни, могут обнаружить первые признаки жизни новой. Те, кто с нетерпением ожидают пришествия Господа, в состоянии обнаружить, что Он уже пришел, и находится среди нас (...).

Только пребывая в уповании и верном ожидании Жениха, можем понять, насколько наша жизнь уже сейчас благодаря Нему наполнена радостью. Другими словами: подобно тому, как любовь матери к ребенку может возрастать в период ожидания его возвращения; подобно тому, как те, кто влюблены, в состоянии обрести вновь друг друга во время продолжительного отсутствия, так и в случае с нашей внутренней связью с Богом, которая могла бы стать гораздо более глубокой и зрелой тогда, когда мы терпеливо пребываем в ожидании Его возвращения.

 Генри Дж. М. Ньюмен, Сила от одиночества [Брешиа 1998, 59-62]

 

2.

Что составляет основное содержание учения Иисуса Христа из Назарета? На этот вопрос можно ответить одним словом: Евангелие, то есть Благая Весть. Благо-вествование Христос начинает таким призывом: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1, 15). Уже сам термин «Благая Весть» указывает на основополагающий характер Христова послания. Бог хочет ответить на глубоко укоренившееся в человеке желание добра и счастья. Можно сказать, что Евангелие, будучи таким ответом, носит «оптимистический» характер. Однако это вовсе не временный, преходящий оптимизм, не поверхностная «программа счастья», не обещание «рая на земле». «Благая Весть» Христова выдвигает перед слушателями принципиальные нравственные требования, указывает на необходимость самоотречений и жертв и в конечном счете связана с искупительной тайной креста. В центре этой «Благой Вести» находится программа, состоящая из восьми заповедей блаженства (ср.: Мф 5, 3-11);  она полностью определяет, в чем состоит то счастье, которое Христос пришел открыть человечеству, находящемуся здесь, на земле, на пути к окончательному и вечному предназначению.

Иоанн Павел II, Верую в Иисуса Христа Искупителя,

Ватикан 1989, 395]