Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Вы свет мира. Мф 5,14

1 ВОСКРЕСЕНЬЕ АДВЕНТА

 

LECTIO

Первое чтение

Из Книги пророка Исаии 63, 16b-17. 19; 64, 1-7

16 b Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое:

"Искупитель наш".

17 Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих,

 ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя?

обратись ради рабов Твоих,

ради колен наследия Твоего.

19 Мы сделались такими, над которыми

Ты как бы никогда не владычествовал

и над которыми не именовалось имя Твое.

64.1 О, если бы Ты расторг небеса и сошел!

горы растаяли бы от лица Твоего,

2 как от плавящего огня,

как от кипятящего воду,

чтобы имя Твое сделать известным врагам Твоим;

от лица Твоего содрогнулись бы народы.

3 Когда Ты совершал страшные дела, нами неожиданные,

и нисходил, — горы таяли от лица Твоего.

4  Ибо от века не слыхали,

не внимали ухом,

и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя,

который столько сделал бы для надеющихся на него.

5 Ты милостиво встречал радующегося и делающего правду,

поминающего Тебя на путях Твоих.

Но вот, Ты прогневался,

потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены?

6 Все мы сделались — как нечистый,

и вся праведность наша — как запачканная одежда;

и все мы поблекли, как лист,

и беззакония наши, как ветер, уносят нас.

7 И нет призывающего имя Твое,

который положил бы крепко держаться за Тебя;

поэтому Ты сокрыл от нас лице Твое

и оставил нас погибать от беззаконий наших.  

 

Сильнейшим моментом этого отрывка из книги пророка Исаии, несомненно, является воззвание: ,,О, если бы Ты расторг небеса и сошел!" (ст. 64.1) Пророчествующий редактор ввел его в целый ряд различных вопросов, которые придают ему соответствующие вес и значимость. Из всего текста можно выделить три основные темы. Прежде всего, здесь говорится о глубоком понимании, которым обладает народ Израиля относительно своего греха. На самом деле, это не столь важные разного рода немилости, в которые впал Израиль (а среди них и осквернение храма, которое опускает сегодня Литургия Слова), сколько важным является грех, рассматриваемый как узы, от которых люди не в состоянии освободиться: "Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих"(ст. 17); „Оставил нас погибать от беззаконий наших"(64, 7); "Вся праведность наша — как запачканная одежда" (64, 6). Грех наполняет ужасом, потому что люди не в силах сбросить его оковы. Более того, можно заметить, что этот народ, находясь в такой, а не иной ситуации, обращается к Богу, называя Его "наш Отец". Эта терминология редко встречается на страницах Ветхого Завета. Появляется там только в необычно важных контекстах. Впрочем то, что Бог является «Отцом» Израиля, представляет достаточный мотив, объясняющий освобождение его из египетского рабства (Исх. 4, 23: "Отпусти сына Моего"), кроме того Израиль - что, конечно, трогает сердце Бога - с несомненным упованием обращается к Нему, подчеркивая существующие узы родства. И, наконец, следует просьба, обращенная к Богу, чтобы расторг небеса и пожелал воззреть на то, что сам до сих пор делал. Это как если бы Израиль сказал Богу: не обращай внимания на то, что мы сотворили, но вспомни о том, что Ты, о Господи, сделал, и далее, а значит и сегодня, поступай с нами также.

 

Второе чтение

Из Первого Послания Святого Апостола Павла к Коринфянам 1, 3-9

 

3 Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, — 6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — 7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. 9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

 

Святой Павел, обращаясь к общине верующих в Коринфе, описывает текущую ситуацию христиан. Кажется, что они находятся между двумя периодами времени: между прошлым, то есть тем временем, когда Коринфяне в изобилии получали Божьи дары, и будущим, то есть днем откровения Господа нашего Иисуса Христа. Из этого следуют две позиции: позиция благодарности и позиция надежды. Начало провозглашения Слова Божьего Коринфянам было отмечено обилием излитых даров Святого Духа. Появилась довольно активная церковь, в которой у Апостола не было проблем с тем, чтобы побуждать ее членов к деятельному участию в ее жизни, а также распределению богатства даров отдельных ее членов для общего блага. И дары, как и оказанные благодати, как учит св. Павел, не были даны в качестве украшения или как повод для хвастовства, а скорее как задание и ответственность, чтобы тем самым помочь сем верующим в сохранении свидетельства о Христе. Таким образом, верующие, сполненные благодати Божьей, могут следовать в направлении откровения Господа Иисуса (ст. 7), где достигнут полного единения с Ним. Однако еще до начала бдительного ожидания Павел с удовольствием подчеркивает, что Бог является тем, кто приведет их к окончательной встрече с Его Сыном. Христиане, достаточно хорошо знающие свои слабости, могут рассчитывать на верность Бога, который любой ценой доведет до конца "призыв", с которым Он Сам к ним обратился.

 

Евангелие от Марка 13, 33-37

 

33 Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. 34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. 35Итак бодрствуйте, ибо не знаете когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру;  36 чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. 37 А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте.

 

Только что прочитанный фрагмент Евангелия начинается и заканчивается одним и тем же призывом: "Бодрствуйте!" (ст. 33 и 37). Между первым и вторым призывами размещены два учения. Первое из них отвечает на вопрос, откуда проистекает необходимость бдения: "Бодрствуйте, ибо не знаете, когда наступит это время" (ст. 33). Только при обычном и поверхностном чтении этого отрывка, могло бы показаться, что Иисус не раскрывает ни дня, ни часа для того, чтобы христиане жили в постоянном страхе. Тем не менее, это не так. Не было указано ни определенное время, ни конкретный час, потому что каждый момент хорош для того, чтобы открыться для Евангелия и погрузиться в него целиком и полностью. Иисус не желает отдать Свою жизнь за общину, которая будет жить постоянной одержимостью и желанием познания конца времен, но за общину, которая будет приобретена через чтение и переживание определенного Богом времени, тем самым в каждый момент будет являть свою глубокую приверженность в слушании и послушании. Все это в ожидании окончательной встречи, которая станет моментом введения нас в Царство навеки; в ожидании - добавим - неизменном и интенсивно проживаемом, полном доверия, а не тревоги и страха. Второе учение касается "стиля" бодрствования. Святой Марк, ссылаясь на притчу о человеке, который отправился в далекое путешествие, объясняет, что он оставил свой "дом" под присмотром слуг (ст. 34). В этом доме мы можем видеть образ христианской общины. Каждый верующий, повседневно оставаясь верным своему Господу, отвечает за эту замечательную и уникальную структуру. Так бдение можно охарактеризовать как "заботу о доме", о котором христианин - в ожидании пришествия Господа, - должен заботиться, выполняя работу, доверенную ему Богом.

 

MEDITATIO

Надежда - это уникальная добродетель Адвента. Это она позволяет нам смотреть в будущее с мужеством и уверенностью. Тем не менее, это была бы надежда обманчивая, слабая или даже теряющаяся в облаках нашей фантазии, если бы она была лишена взгляда на окружающую нас действительность ощущения реальности, и если бы она не была прочно укоренена в ранее познанных и пережитых хороших моментах. Эта тема объединяет все сегодняшние чтения. В частности, первое чтение сосредотачивается на благословениях полученных от Бога, которые являются основой ожидания Его пришествия. Это чтение начинается со слов, повествующих о Боге, а не о человеке: "Ты,Господи, Отец наш, от века имя Твое: "Искупитель наш" (Исаия 63, 16). Отправной точкой является уверенность в том, что Бог связан с нами, и потому не может быть далеко от нас. Но в истории каждых межличностных отношений (в супружестве, в дружбе, в общине ...) воспоминание о совместно пережитых красивых моментах может стать внутренней силой для принятия новых задач и решения новых проблем. Аналогично и в случае отношений с Богом, мы никогда не должны забывать о предыдущих совместных переживаниях. Но надежда должна быть также словом, которое звучит "истинно" и надежно также и в настоящее время. Поэтому она сочетается с бдением и активной деятельностью. В "доме", которым является Церковь, все слуги получили свое задание к исполнению, и все без исключения называются "слугами". Слуга - это тот, "кто принадлежит другому". Это тот, кто не властен над своей собственной жизнью. В доме Господа, никто не принадлежит себе, но только Ему и другим. Пример учеников, которые спали, вместо того, чтобы бодрствовать с Иисусом в Гефсиманском саду, показывает четко и ясно, что ожидание не может быть отмечено "посредственностью", но в значительной степени должно быть связано с возможностью отдать свою жизнь, как это произошло в случае с Иисусом.

 

ORATIO

Совершенно идеальным показателем, если речь идет о молитве сегодняшнего дня, связанной с этими чтениями, являются слова, взятые из первого чтения, которые были написаны в форме молитвы.

Ты, Господи, Отец наш. Когда мы приближаемся к Тебе, Господи, начинаем чувствовать силу этих слов. Ты связан с нами и дал нам возможность шантажа, потому что мы всегда можем сослаться на эту связь и постучаться в Твое сердце. Забудь о том, кем мы являемся, но помни, кем являешься Ты, потому что мы глина в Твоих руках, а Ты образователь наш, который неустанно нас созидает. Не забывай, Господи, о деле рук Твоих. Господи Иисусе Христе, доверивший нам заботу о доме Твоем, Церкви, и всех наших братьях, чтобы мы, в ожидании Твоего пришествия, заботились друг о друге, не позволь нашим утружденным рукам упасть от усталости, а нам уснуть. Не оставь нас в рабстве наших грехов и беззаконий наших. Ты, кто назвал нас "слугами", одари нас благодатью увидеть в Тебе того, кто стал нашим слугой. Бодрствуйте, молитесь - это Твое напоминание и Твое наставление. Подобно тому, кто проводит ночь в горах, и должен обращать внимание на каждый звук, потому что он может быть признаком не только чего-то неожиданного, но и опасного, так должно быть и в нашей жизни. Одари нас острым взглядом и чутким слухом, чтобы мы смогли увидеть, где Ты действуешь в одиночку, а где призываешь нас к сотрудничеству с Тобой.

 

CONTEMPLATIO

Появляется важный вопрос. Что на самом деле слово "бодрствовать" означает для Иисуса? Что значит быть бдительным? Речь идет не только о вере, но и о том, чтобы быть на страже. Ожидание. Знаете ли вы, что значит ждать друга; ждать его прихода, зная, что он задерживается? Что значит беспокоиться о том, что может случиться или нет? Бодрствовать для Христа является чем-то подобным. Бодрствовать со Христом, означает смотреть в будущее, не забывая о прошлом. Имеется в виду, не забывать о том, что Он пострадал за нас. Это - погружаться в созерцание, одновременно находясь под впечатлением силы искупления. Это - обновлять в себе, снова и снова, страдания и муки Христа. Это - облачаться, при том в духе радости, в одежды грусти и тоски, которые он вначале вложил на свои плечи, а затем позволить себе взлететь на небеса. И, наконец, оторваться от мира чувств и реальности, что будет сопровождаться надеждой, что Христос придет, вернется в мир, и сделает так, как сказал. Да, доверительное и благодарственное желание пришествия Христа: именно это и означает "бодрствовать".

кард. Джон Генри Ньюмен,

Духовный дневник и медитации

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

 „Гряди, Господи Иисусе!" (Откр 22, 20).

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

Ожидание не является очень популярной позицией нашей жизни. Это не способ провести время, который приветствуем с большой радостью и удовольствием. На самом деле, большинство из нас считают, что цивилизация, в которой мы живем, постоянно нам диктует: «Давай! Сделай что-нибудь! Покажи, что ты можешь что-то изменить! Не сиди и не жди!". Так что для нас и для большинства людей, ожидание связано с пустыней, раскинувшейся между местом, в котором мы находимся, и местом, к которому направляемся. Оно нам не нравится и хотим из него выйти, чтобы сделать что-то полезное (...). Доверительное и безусловное ожидание является крайне радикальной жизненной позицией. Это решиться на надежду, что с нами произойдет что-то, что выходит далеко за пределы нашего воображения. Это отказ от контроля над будущим и передача Богу возможности управлять нашей жизнью. Это жизнь в убеждении, что Бог созидает нас в любви, сохраняет в чувствительности и защищает от источника наших страхов. Наша духовная жизнь - это жизнь, в которой мы ожидаем, активно присутствуя в данную минуту, что с нами произойдет что-то новое, что выходит далеко за пределы нашего воображения и предвидения. Это действительно очень радикальный жизненный подход в этом мире, где все поддается контролю. (Текст на польском языке в переводе К. Станкевича, см. в:.. Найти дорогу домой, Краков 2004, 64 70)

 Генри Дж. М. Ньюмен, Путь ожидания

 

2.

Что значит "бодрствовать"? Это значит, что я стараюсь быть человеком совести. Не заглушаю и не искажаю ее голос. Называю по имени добро и зло, но не размываю их границы. Развиваю в себе добро, а зло стараюсь исправить, преодолеть его в себе. Это такой базовый вариант, который невозможно принизить, отодвинуть на задний план. Нет. Нет! Он везде и всегда на первом плане. И он тем более важен, чем больше обстоятельств способствуют тому, чтобы мы терпели зло, и легко от него освобождались. Особенно, если так поступают другие (...) Бодрствую - это означает дальше: я вижу другого (...). Бодрствую – это означает любовь ближнего – это означает основополагающую человеческую солидарность. Иоанн Павел II, VI Международный день молодежи, [в: „L'Osservatore Romano", пол., 12 (1991), 24]