Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения. Пс 118,165

ЛИТУРГИЯ СЛОВА ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

 

1) Тайна Великого поста в сердце современного человека

Мы живем в эпоху больших перемен, которым подвергаются и люди и учреждения. Однако, эйфория, с которой современный мир приветствует любые изменения, сопровождается - все чаще ясно видимой - необходимостью, и даже просто потребностью изменений гораздо более глубоких и радикальных. Таких, которые не должны принимать форму волн разливающихся на песке, ибо они оставляют след, который размывается каждой последующей волной, но должны оставлять отпечаток долговременного воздействия на нас самих, на наших чувствах, мыслях и действиях. К сожалению, все, что происходит в современном мире, делается в большой спешке. Таким образом, может создаться впечатление существования во время хаоса, что опять-таки не позволяет понять того, что в действительности имеет место. Однако, более глубокий анализ, проведенный на таком уровне реальности, позволяет понять, что существуют вопросы, которые требуют большей ясности и упорядочения нашей жизни. Следует даже сказать, что чувствуем необходимость существования времени глубокого вдоха. Понимаем это и тогда, когда слышим благородные слова о свободе человека, тогда часто замечаем, что люди попадают в обманчивые формы рабства. Некоторые действительно видят проблему, но прибегают к различным формам т. н. псевдоосвобождения, которые, как правило, являются краткосрочным убежищем, часто принимая формы алкогольного опьянения.

 

Тщательно изучая мир, можно сказать, что, хотя во многих областях жизни проявляются разного рода нововведения, однако не кажется, что они могли бы быть "лекарством" от незаметно приближающейся старости. Не без причины во время разговоров между людьми, часто можно услышать: "Я устал. Не могу терпеть. "Почему?" Ибо и отпуска, и праздники, а также короткие выходные не оказывают желаемого и ожидаемого эффекта. И так появляется необходимость реального, и даже можно сказать, глубокого отдыха, который приходит только с оживляющей и возрождающей тишины. Межличностные отношения, как личные, так и те, что строятся на социальной основе, становятся все более запутанными, полными конфликтов и лицемерия. Это источник нашего беспокойства, тем более, что "носим в себе" стремление к большей ясности и прозрачности, преодоления ненависти и веры в силу прощения и проистекающей из нее радости. Внутри нас таится и ожидание взаимных встреч, братских связей и диалога. А все это не что иное, как различные грани пульсирующей внутри человека необходимости спасения. Но возникает вопрос: Человек, мы все способны принять и реализовать это великое намерение?

 

Великий Пост является для христианина временем, которое позволяет совершать истинные преобразования и обновления. Это время, чтобы принять "новое дыхание", но на этот раз с полной грудью, чтобы - возможно, в очередной раз - "разобраться" в своих делах, прояснить недоразумения, наладить реальные межличностные отношения, чтобы, наконец, возобновить прерванный диалог с другими людьми и ощутить вкус реального отдыха ... И это действительно ведет к спасению. Конечно, это совершается не только за счет доброй воли человека и не является плодом его интеллекта. Скорее, это зависит от принятия решения прислушиваться к голосу Бога и поддаться Его преобразующим деяниям. Это, в свою очередь, позволяет "отойти" от текущего образа жизни и "пойти" по пути Бога: пути спасения.

 

2) Тайна Великого поста, провозглашаемая в литургии

В Великопостной литургии Бог является тем, кто выходит навстречу человеку. Выходит, не смотря на наши ожидания, наши бедствия, а также говорит нам о том, что сделал и чего хотел бы сделать для нас и для нашего освобождения. С воскресенья по воскресенье, с каждым днем открывает свой план и указывает на различные этапы пути, ведущие нас к спасению.

 

ЧТЕНИЯ ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ И ПРАЗДНИКАМ

Отображение всей истории спасения

(Первые чтения года A, B, C)

Великий Пост в первую очередь это время набросков истории нашего спасения. В это время христианин имеет возможность проследить различные великие этапы истории спасения, которые постепенно приближаются в первых чтениях каждого воскресенья (см. год А с годами B и C). И так, перед нашим взором предстают сотворение и грех первых людей (I воскресенье), становится патриархом Авраам (II воскресенье), слышим об исходе из рабства (III воскресенье) и царствовании Давида (IV воскресенье), призвании и деяниях пророков (V воскресенье). Таким образом, Литургия Слова, - более через представление конкретных фактов, чем при помощи слов - описывает, как Бог осуществляет свой план спасения. Смысл этого послания ясен: Бог призывает человека к вере, к заключению завета и к жизни в согласии с Его волей, а, когда он прислушивается к посланию, происходит то, что на человеке покоится Дух Божий.

 

Первое большое сокращение всей истории спасения представлено в чтениях I-го воскресенья года А. Их содержание ясно: история – это место искушения. Первый человек поддался искушению из-за отсутствия принятия Божьего Слова и Его планов (первое чтение); новый Адам, Христос, "господствует" над искушениями, потому что живет Словом и волю Отца делает Своей волей (Евангелие); " Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих" (второе чтение, см Рим. 5, 15). Другими словами, если человек стремится преодолеть искушение, которому подвергает его дьявол, и если он желает исполнять волю Отца, должен начать следовать за Христом; должен пойти с Ним в пустыню и вкусить дар умерщвления. Практически вся история спасения должна стать большой дорогой ведущей человека в пустыню, дающей возможность поиска Господа и Его живительного слова, чтобы в итоге человек мог вступить во владение "землей", ему обетованной.

 

Второе сокращение истории спасения представлено в конце Великого поста, а точнее в день Навечерия Пасхи. Чтения этого дня начинаются от припоминания акта сотворения, после чего ведут нас через историю призвания Авраама и Израиля и посредством провозглашения наступления нового сотворения до факта воскресения Христа, то есть к "цели" акта сотворения. История спасения, которая открывается постепенно в течение всего Великого поста, достигает конечной цели в пасхальной тайне Христа. Это она дает всей истории смысл и является ее кульминацией. Как легко можно заметить, история спасения, на протяжении последующих литургических лет, развивается поэтапно, принимая тем самым конкретные, и одновременно специфические особенности. Можно сказать, что все это последовательно: особенность крестильная, христологично - пасхальная и покаянная.

 

Год A: Крестильная черта

 

Чтения года А были взяты из древней традиции, которая помогла катехуменам открывать значение святого крещения. В их содержании находим великое предзнаменование того, что Бог совершает во время крещения. Можно даже сказать, что это лучшая катехизация крещения.

Первое воскресенье: воскресенье искушения. Это общее введение в климат Великого Поста. Наше внимание сосредоточено на ожидающей человека борьбе, если он намерен сделать важный, действительно практически окончательный выбор. В это время Церковь, после того как выслушает свидетельства, представленные крестными и катехетами, отмечает выбор тех, кто был допущен к принятию Пасхальных таинств. Следующие воскресенья будут показывать им крещение в последовательных образах воды, света и жизни.

Второе воскресенье: воскресенье Авраама и преображения. Крещение - это Таинство веры и Божьего усыновления. Вместе с Авраамом, отцом все верующих, также катехумены должны вступить на путь и выйти из своей земли (первое чтение); цель этого исхода показана в преображении Христа (Евангелие), благодаря которому крещеный человек будет назван «чадом Божьим».

Третье воскресенье: воскресенье Самарянки. Подобно Израилю во время исхода, каждый катехумен ищет воду, которая может его спасти (первое чтение); Иисус же, подобно, как и самарянке, говорит ему, что Он является подателем живой воды, которая утоляет всякую жажду человека (Евангелие). Этой водой является Его Дух (второе чтение). Как заметил Иоанн Креститель, Иисус является Тем, Кто крестит водой и Святым Духом. В это воскресенье Церковь отмечает первый «Скрутиниум», в то время как в течение недели передает символ веры (Credo). Возвращаясь к «Скрутиниум», стоит напомнить, что это обряд очищения ума и сердца, преобразования намерений и мотивирования воли, целью которого является еще более сильная преданность Христу и продвижение по пути любви к Богу.

Четвертое воскресенье: воскресенье слепого от рождения. В Крещении человек становится в некоторой степени "извлеченным" из тьмы и познает просвещение (Евангелие); с этого времени он способен жить, как сын света (второе чтение), освященный царским помазанием (первое чтение). В этот день имеет место второй «Скрутиниум».

Пятое воскресенье: воскресенье Лазаря. В крещении человек переходит от смерти к жизни (Евангелие и первое чтение), и, живя Духом воскресшего Христа, начинает нравиться Богу (второе чтение). В этот день имеет место третий «Скрутиниум», а в течение всей недели совершается введение катехуменов в Молитву Господню (Отче наш).

 

Год B: Новый Завет присутствующий в пасхальной тайне Христа

Чтения года В сосредоточивают наше внимание на вопросе Завета и пасхальной тайне Христа. Они являются своего рода приглашением открыть для себя Христа, который во время пасхальной тайны жертвует собой, делая это целью совершения нашего спасения, обновления завета с Отцом и делая его "новым и вечным Заветом".

Первое воскресенье: в искушении Иисуса была показана битва, в которой Он должен был сразиться со злом, чтобы победить его Своей смертью и воскресением (Евангелие). Гораздо раньше также и Ной должен был принять участие в аналогичном сражении. Также и он сделал окончательный выбор в пользу Бога. Таким образом, он себя спас и заключил завет с Богом (первое чтение). И именно это событие ознаменовало крещение (второе чтение)

Второе воскресенье: Бог берет на себя инициативу. В тайне Преображения, во время которого показана тайна креста, Бог Отец указывает на Иисуса, как на Своего Сына (Евангелие). Не избавил Его от драмы Креста (второе чтение), но пожертвовал Его нам. Аналогично сделал Авраам, когда готов был принести в жертву Богу своего первенца (первое чтение). Следующие воскресенья Великого Поста представят нам Иисуса, как Того, кто принял план Отца, чтобы стать храмом, в котором приносится новая жертва для нашего спасения.

Третье воскресенье: распятый Христос (второе чтение) в своем теле является новым храмом, разрушенным и вновь возведенным (Евангелие). Это пасхальное событие является проявлением мудрости и силы Бога (второе чтение), Который исполняет старый закон (первое чтение).

Четвертое воскресенье: как и возвращение из плена (первое чтение), так и освобождение от грехов (второе чтение) являются спасением, которое вознесенный на кресте Христос, как змея в пустыне, приносит всем людям. Таким образом, Его суд представляется актом спасения (Евангелие).

Пятое воскресенье: Иисус, через свое послушание даже до крестной смерти (второе чтение), является зерном пшеницы. Оно, попадая в землю, умирает и приносит много плода, и прославляется (Евангелие). В Нем, во Христе, и совершается завет, плодом которого является освобождение от греха (первое чтение).

 

Год С: Провозглашение примирения

Третий цикл великопостных чтений является большой катехезой примирения, которая достигает своей вершины во время празднования Пасхи.

Первое воскресенье: первым шагом, приводящим к примирению, является признание Бога своим Господом, как это сделал Израиль (первое чтение), а особенно возможность увидеть Его в Иисусе, пребывающем в пустыне (Евангелие). Следствие? Кто уверует в Иисуса, будет спасен (второе чтение).

Второе воскресенье: Иисус преображенный является провозглашением тайны, которая совершается в нас через примирение (Евангелие). Оно полностью исполнится в конце времен (второе чтение). А сейчас, в распятом Христе, свою реализацию находит Ветхий Завет (первое чтение).

Третье воскресенье: Бог посылает Моисея освободить свой народ (первое чтение). Эта история своего рода наука (второе чтение), которая нашла свое исполнение в Иисусе, призывающего к покаянию (Евангелие).

Четвертое воскресенье: принимая призыв к обращению, сын, который оставил своего отца, возвращается (Евангелие). Христос является Тем, кто примиряет с Богом (второе чтение) и, празднуя Пасху как Израиль (первое чтение), приводит в дом, в землю обетованную.

Пятое воскресенье: тот, кто уподобляется Христу в смерти для греха (второе чтение), тот также через прощение (Евангелие), становится "новым творением" (первое чтение). И это в его адрес направлена мотивация "жить обновленной жизнью": "Иди и впредь не греши" (Евангелие, Иоанн 8,11).

 

ЧТЕНИЯ В БУДНИЧНЫЕ ДНИ

Чтения в будничные дни представляют собой "различные темы, подходящие для великопостной катехизации". (См. Ordo lectionum Missae 98. Libreria Editrice Vaticana, 1981). Укажем основные темы.

Пепельная Среда: призыв к внутреннему обращению, посту и духовному братству.

Первая неделя: обновление поощрения к обращению, представление эффективности деяния Слова Божьего и привлечение внимания в любви к ближнему.

Вторая неделя: прощение грехов, истинные ценности, предзнаменование мук.

Третья неделя: распоряжение, чтобы слушать одного Бога; информация об исцелении делами Бога, Божьем прощении и взаимном прощении грехов; духовное поклонение.

Четвертая неделя: обновление, исходящее от Бога (новое небо и новая земля, целебная сила воды, исцеление расслабленного), Союз, неверие и искушение убить Иисуса.

Пятая неделя: спасительная сила Божия (Сусанна, блудница, медный змей, молодые люди в огне, Иеремия), предзнаменование страстей Иисуса, смерть Иисуса для спасения и повторного объединения сынов Израилевых.

Шестая неделя, то есть Страстная Неделя: страдающий Слуга Ягве.

В течение последних двух недель Великого поста читаются последовательно фрагменты, взятые из Евангелия от Святого апостола Иоанна, записанные в главах с 4 по 11. Тем самым показан вход Иисуса в Иерусалим, сопровождаемый: заявлениями, в которых Иисус говорит о себе, что Он Сын Божий, и растущим противостоянием евреев, которое в конечном итоге заканчивается решением о Его убийстве.

3) Тайна Великого поста, отмечаемая в Литургии

Во время Великого поста празднуется тайна исхода Израиля. Это находит свое дополнение в возвращении Иисуса "из этого мира к Отцу ". Оба эти события по новому переживаются в Церкви. Во-первых, Израиль, призванный Богом, встает на путь освобождения под руководством Моисея. Он идет в пустыню, чтобы там услышать голос Бога (ср. Иер 7:23) и научиться жить Его словом: "Перед получением закона Моисей постился сорок дней и сорок ночей ... Тогда ему было достаточно слова Божьего и света Духа, который снисходил на Него "(Литургия Амвросия).

Позже, Христос продолжает и заканчивает путь Моисея, начатый в пустыне, одновременно становясь проводником и освободителем всех людей. Через пост, к которому приступает, показывает то, что он свободен и имеет власть над вещами, тем самым становится способным жить "иным хлебом", являющимся "всяким словом, исходящим из уст Божиих " (Мф. 4,

4). Другими словами, пищей Иисуса является исполнение воли Отца. В отличие от первого человека, который отверг план Бога, касающийся человека, и попал в зависимость, новый Адам, Христос, принимает волю Бога, что делает Его Господом всего и всех: даже Ангелы будут служить Ему

(Мф. 4, 11).

И теперь, Церковь празднует тайну исхода и поста Иисуса, что делает в основном в период Великого поста, в это особенное время духовного возрождения. Однако, не переживает этот период в одиночку, но вместе с катехуменами, которые готовятся к принятию таинств христианского посвящения, и, следовательно, к новому образу жизни в соответствии с духом Евангелия. В Великий пост, благодаря последовательным торжествам (выбор, скрутиниум, передача Символа веры и молитвы Господней), катехумены вступают на "путь крещения", который через очищение и просветление ведет их к принятию Пасхальных таинств.

Церковь переживает это период обновления как время очищения от грехов вместе со всеми кающимися, которые после крещения чувствуют себя соединенными с Богом и людьми. Согласно древней традиции в конце Великого поста будет иметь место торжество примирения с участием всех "святых". Это обряд так называемого "пути примирения". Подчеркнем, однако, что Церковь празднует великопостное время вместе со всеми. В этот период ищутся пути более глубокого обновления, при этом "смотрят" на Христа, его любовь к Отцу и к людям, а также проживается Его тайна "зерна", которое падает в землю, умирает, и приносит много плода. И это смысл "пасхального пути", по которому должны все следовать.

 

4) Тайна Великого поста, переживаемая в повседневной жизни

Практика Великого поста

Христианин проходит путь Великого поста, поддаваясь непрерывному воздействию Слова Божьего, внедряя в жизнь его великопостные наставления (пост, милостыня, молитва), которые должны обрести новое толкование, как отметил это Павел VI во время Пасхи в 1967 году. "Пусть - писал Папа - каждый изучит свою собственную совесть, которая как бы новым голосом говорит в наше время" (Павел VI энциклика Populorum progressio, 47.)

Рассмотрим наиболее важные наставления Великого поста:

 

а) Пост. Без сомнения, имеет физическое измерение. В дополнение к воздержанию от пищи, он может также принимать другие формы, такие, как отказ от стимуляторов (сигареты или алкоголь), или отказ от определенных форм развлечений. Однако, на данном этапе еще не можем говорить о посте. На самом деле, пост только внешнее проявление, или – может лучше - знак внутренней реальности. Другими словами, этот обряд, который должен раскрыть смысл спасения. Короче говоря, это таинство святого поста.

Таким образом, ритуальный пост становится знаком:

- жизни Словом Божьим: Не постится истинно тот, кто не желает питаться Словом Божьим. "Ты не питаешь нас только пищей – земной- говорит об этом Литургия Амвросия - но каждым Твоим святым Словом", как делал это Иисус Христос, который "более чем пищи желает святости человеческих сердец; Его пища – спасение людей. Его питание – исполнять волю Отца ";

- существования в нас желания искупления: "Не постимся в связи с Пасхой или, глядя на крест, но за наши грехи, потому что мы приближаемся к тайнам" (св. Иоанн Златоуст);

- нашего воздержания од греха: "Пост действительно великий, и потому касается всех людей, является воздержанием от зла и от запрещенных удовольствий мира; это совершенный пост (...). Итак, если в этом мире живем честно, если мы воздерживаемся от зла и от запрещенных удовольствий мира, тогда уверенно держим пост в течение сорока дней "(Св. Августин).

 

б) Милостыня. Это плод поста и отречений, которые тесно с ней связаны. Но, однако, это не средство для оказания помощи в переживании различного рода ситуаций отмеченных несправедливостью. В настоящее время, христианская милостыня скорее связана с вовлечением справедливости и реконструкции социальных систем. Понимаемая таким образом милостыня помещает христианина среди тех людей, которые прикладывают усилия для создания нового, справедливого общественного

порядка.

 

с) Молитва. Своими корнями она возвращается к посту, который делает так, что человек начинает жить Словом Божьим. Она может родиться только на основе слушания Слова Божьего, особенно того, которое слушается в общине. Во время Великого поста, одинокие христиане и все семьи или христианские общины чаще, чем обычно собираются вокруг Слова Божьего, находят больше времени, чтобы его "слушать" (например, почему бы не выключить телевизор?), таким способом отвечая Богу Завета своим хоровым "Аминь".

 

5) Итог

Евхаристия во время Великого поста означает:

- вместе с Израилем и Иисусом (конечно, под его руководством), пройти путь, ведущий через пустыню; путь испытаний и веры;

- учиться ежедневному питанию хлебом пустыни, точнее Словом, которым является Сам Христос;

- участвовать в самоочищении, в принятии дара крови Христа и в великопостной аскезе;

- в большей решимости принимать отношение сыновнего послушания Отцу, и принесения себя в жертву братьям, что представляет сущность духовной жертвы христианина.

Только в этом случае, возобновляя обеты крещения в пасхальную ночь, будем в состоянии "сделать четкие шаги" на пути к новой жизни с Христом, воскресшим Господом во славу Отца и в единстве со Святым Духом.