Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Пс 111,1

5 ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

LECTIO

 

Первое чтение:

из книги пророка Исаии 43,16-21

 

16 Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю, 17 выведший колесницы и коней, войско и силу; все легли вместе, не встали; потухли как светильня, погасли.  18 Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете.  19 Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне. 20 Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. 21 Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою.

 

Главы 40-55 из Книги пророка Исаии приписывают одному из его учеников, так называемому „Второисайе”, жившему в период вавилонского плена. Свои слова пророк адресует людям, лишенным надежды: "глухим" и "слепым" (см. Ис. 43,8). Точно записывает слова не свои, но Бога, коими Тот хочет утешить свой угнетенный народ.

Сегодняшний фрагмент, который является пророчеством освобождения, начинается с упоминания событий, связанных с исходом из египетского рабства. Поскольку для Бога нет ничего невозможного (ср. Быт 18, 14), поэтому как когда-то Он "открыл в море дорогу" (ст. 16), так и теперь – возможно даже больше, чем когда-либо – Израиль будет ощущать Его присутствие в своей истории. Вмешательство Бога будет проявлением новым (ст. 19) и сделает так, что на второй план отойдут вещи, связанные с так называемым первым исходом. Весь мир познает это новшество Бога, и все будет зависеть от данного преобразования, являющегося обещанием и знаком абсолютной новизны, которое совершится в полноте вместе с обновлением всего во Христе. И таким образом освобожденный народ вновь станет певцом славы Всемогущего Бога.

 

Второе чтение:

Из Послания Св. Апостола Павла к Филиппийцам 3, 8-14

 

Братья: 8 Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа 9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; 10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, 11 чтобы достигнуть воскресения мертвых. 12 Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. 13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, 14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.

 

Прочитанный ранее отрывок из Послания святого Апостола Павла к Филиппийцам является свидетельством человека, которого коснулось новшество Бога. Вот Павел, который - что стоит отметить, - как никто другой мог иметь чувство гордости по поводу своего прошлого, пережитого в лоне иудаизма, но, захваченный Христом, не сомневается в том, чтобы признать «потерю» всего того, что было для него – по крайней мере до сих пор – причиной для гордости.

Он, добровольный узник Христа (ст. 12), представляет себя как бегуна, который в "подвиге добром", наконец, оказался на верном пути, ведущем его к обозначенной цели на небесах (ст. 14). Обращаясь к иудейским слушателям, гордящимся праведностью, вытекающей из Закона, Апостол холодно и достоверно относится к своей биографии (ст. 4-14). Его история на слушающих может произвести впечатление.

Гордый фарисей с давних времен (ст. 4-6), который в свою пору заметил иллюзию старой системы понимания выгод и потерь (ст. 7н). Так что, когда он был завоеван Христом, возрастает в своей внутренней жизни со своим Господом (ст. 8) и стремится только к тому, чтобы обрести познание (ст. 8,10) и достичь Его самого (ст. 12). Только в этом случае он может получить приз, который не имеет себе равных (ст. 8. 14).

 

Евангелие:

от св. Иоанна 8, 1-11

 

1 Иисус же пошел на гору Елеонскую. 2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. 3 Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, 4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 5а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? 6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. 7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. 8 И опять, наклонившись низко, писал на земле. 9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. 10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

 

Хотя сам текст сохраняет некоторые черты, характерные для стиля св. Луки, однако он стал частью Евангелия от св. Иоанна. Более того, можно сказать, что это своеобразная неустойчивая скала, блуждающий камень, найденный в пустынном месте. Но, несмотря на это, создает тему всей этой главы: Христос - свет миру (см. ст. 12).

Кроме того, наш отрывок показывает то, что Христос судит не по внешнему виду и образу (ст. 15), но, познав наиглубочайшую истину человеческого сердца. Основа этого глубокого содержания довольно прозаична. На рассвете (ст. 2), сразу же после ночи, которую провел на горе Елеонской, где молился (7, 53 - 8,1), Иисус вступает в полемику с книжниками и фарисеями. Те предают на суд "Учителя" женщину и ее общественное преступление (8, 3-9а). Что ими движет? Кажется, что они хотят поставить ловушку для Иисуса (ст. 6), которая бы коварно Его подловила (см. Иер. 18,18) либо на выступлении против закона Моисеева, что стало бы причиной для Его каменования, либо против римского права, которое с 30 года после Рождества Христова передало Синедриону ius gladii (право меча), оставляя за ним право приговора к смертной казни за преступления против Закона. Однако то, что не может избежать нашего внимания, практически весь сегодняшний текст стремится к одному вопросу: "Женщина, где твои обвинители?", и к комментарию: "И Я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши ".

В пустыне, являющейся плодом греха, появляется – можно было бы сказать, используя язык, господствующий сегодня в средствах массовой информации – новое качество: «река милосердия» (см. первое чтение: Ис 43,19н). Ее воды очищают и исцеляют все вокруг (Откр. 21,5), а каждое творение делают новым.

 

MEDITATIO

Пятое воскресенье Великого Поста имеет уникальный характер: призывает интенсивным и мощным голосом Праведного, окруженного своими преследователями. Является также ясным предвестником приближающихся страданий.

Иисус ощущает себя все более и более одиноким. Совершенно одинок, поскольку в полной мере участвует в своей миссии, желая попасть туда, куда никто не может пойти с Ним, и никто не может Ему помочь, только Отец. Удивительным, однако, остается факт, что в часы наибольшего одиночества не забывает о своих, показывая им в полноте величие своей любви. Той любви, мерой которой является готовность взять на себя всю тяжесть греха, чтобы возместить причиненный ущерб. Это показывает нам фрагмент Евангелия из сегодняшней литургии. И мы имеем возможность его пережить и стать его героями.

Вся сцена, признаем это, является уникальной. Вот Иисус – опять же используем язык сегодняшних СМИ - подвергается "процессу дискредитации". Книжники и фарисеи, упивающиеся своей хитростью, ставят перед Ним женщину, взятую в прелюбодеянии. В тишине всего события можно услышать сильные слова ... Обвинители прячутся за завесой Закона, которая фактически становится завесой для их высокомерия и лицемерия. Выставлена на всеобщее обозрение только лишь грешная женщина. Однако ее касается взгляд милосердного Иисуса. В этом случае - стоя перед Ним в истине - можно получить Его прощение и возродиться силой Его любви: "Иди и впредь не греши".

Также и мы должны встать перед Ним, вместе со всеми нашими братьями, чтобы попросить Его не об осуждении, но о прощении. Такой подход позволит нам остаться верными новой заповеди, перейти к новой жизни, делая нас при этом свидетелями надежды, укрепленными помощью Господа. При всем том, нам необходимо упорство, которое поможет нам продолжить начатый путь обращения и достижения Пасхи в полноте радости.

 

ORATIO

Господи Иисусе, Ты милосердие Отца, которое снизошло, чтобы столкнутся с нашей нищетой на улицах мира и площадях наших городов. Ты, о Господи, в порыве Твоего милосердия, направь к нам свои руки, которые всегда открыты и готовы принять тех, кто потерялся. Мы, хотя и не хотим быть "книжниками и фарисеями", обвинителями наших братьев, но довольно часто бросаем в других камни нашего собственного греха.

Господи Иисусе, Владыка мира, в суматохе наших страданий соделай нас способными молчать в Твоем присутствии, когда наша душа, обнаженная и полная стыда, исповедует свои грехи, достигая милосердного взгляда спокойных глаз Доброго Пастыря. Кто нас осудит, если Ты нас оправдаешь? Кто откажется от нас, если Ты нас любишь? Только Ты остаешься с нами, о, Непорочный, Чистый и Святый, который не можешь не видеть зла. Вот мы очищенные Твоим прощением, не хотим уже больше грешить. Укрепи нас в верности Твоей любви. Аминь.

 

CONTEMPLATIO

Стучу в Твои двери, мой Господь, прошу уделить мне немного из сокровищницы Твоей милости. Я грешник, который годами сворачивал с Твоего пути. Дай мне силы, чтобы, наконец, я мог признать свои грехи, дабы освободиться от их власти и иметь возможность жить в Твоей благодати.

В чьи двери стучаться, милосердный Господи, если не в Твои? Кто нас поддержит в наших падениях, если Твое милосердие не заступиться за нас, о Царь, перед величием которого преклоняются также цари? Боже: Отче, Сын и Святой Дух, будь для нас стеной и защитой от лукавого и его демонов, которые ведут борьбу против нас. Пусть крылья Твоего милосердия укроют нас в то время, когда отделишь праведников от грешников.

Пусть песнь нашей молитвы станет ключом, который откроет нам двери рая; тогда хор архангелов будет взывать: "Как сладко должно быть пение людей, ибо Господь так быстро слышит их воззвания".

из сирийской литургии, цит. у: Э. Бьянки (ред), Молитвенник [Торино 1997]

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„Итак, кто во Христе, тот новая тварь” (2 Кор. 5,17).

 

ДУХОВНЫЕ ЧТЕНИЯ

1.

Возможно, мы никогда не могли понять, что Иисус явил себя – а именно то, кем являлся - прежде всего, тем, кто был наиболее отдален и отвержен другими. Ни от Самарянки, ни от прелюбодейки, и даже от разбойника Иисус не требовал признания грехов. Но когда смотрел на них с бесконечной добротой и любовью, они повиновались Ему в смирении.

Поэтому возникает вопрос: Что такое грех? И в связи с ним: Что такое зло? Там, где мы видим несправедливость и грех, там Бог, может быть, видит только страдания, крик о помощи, которого не может не услышать. Для этого ли милосердие? Было ли это причиной того, чтобы Иисус пришел на землю? Заметим: когда Бог стал человеком, в тот час все зло, которое спустилось на землю, пало также на Него. Однако из всего этого зла он смог извлечь только любовь, и при том явленную до последнего вздоха, до последней капли крови, до наибольшего переживания человеческих страданий, до смерти.

Но затем воскрес. Потому что любовь сильнее смерти. И поэтому страдания, испытываемые всеми людьми, начиная от самых маленьких, слабых, нерожденных, от детей, которые никогда не будут расти и никогда не будут нормально развиваться, и, заканчивая преступниками или святыми, были взяты Им на плечи и искуплены. Преображены в чистую любовь навсегда. Теперь достаточно просто пойти по Его стопам, по Его пути. Поэтому речь идет о признании и принятии страдания, смотря только на то, чтобы оно не переродилось во зло. Это трудно, но в другом человеке должен видеть личные страдания, которые обязан исцелять любовью.

Иисус взял на Себя страдания Магдалины. Той, что опрометчиво либо из чувства несправедливости, в конце концов, из страха перед страданиями, позволила тому, чтобы они переродились в грех. (...) Поэтому, если тот, кто действительно сбился с пути, встретит Христа и поймет, что Он взял на себя все его страдания, тот также сойдет с ума от любви к Богу, а для других будет делать именно то, что Иисус сделал для него самого. Те, кто действительно пережили обращение, не могут делать ничего иного, как только уподобляться Христу: объединяться с Ним в борьбе против зла, позволять распинать себя страданиям других даже до Его Воскресения из любви. Мир все еще говорит о сокрушении, раскаянии и покаянии ..., но нас поторапливает лишь любовь!

Эммануэль – Мари Чинкуин, Все против, если Бог.

Утопия из Вифании [Торино 1984, 49-52]

 

2.

В литургии V воскресенья Великого Поста читаем отрывок из Евангелия от св. Иоанна, повествующий о женщине, взятой в прелюбодеянии, которую привели к Иисусу. Господь не только не осуждает ее, но на самом деле спасает от каменования. Не говорит ей: Не согрешила, но: Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши (Ин. 8,11). Действительно, только Христос может спасти человека, потому что берет на себя бремя его грехов и дает ему возможность измениться. Этот эпизод Евангелия наглядно показывает нам, что христианское прощение не означает просто терпимость, но это что-то большее. Это неравнозначно тому, чтобы забыть о зле или - что    еще хуже - отрицание зла. Бог не прощает зла, но прощает человека и учит нас тому, чтобы отличить само злодеяние, которое как таковое заслуживает осуждения, от человека, который его совершил, и которому Он дает возможность измениться. В то время как человек склонен идентифицировать грешника с грехом, закрывая перед ним все пути выхода, Небесный Отец послал Своего Сына в мир, чтобы для всех открыть путь спасения. Этот путь – Христос: умирая на кресте, искупил нас от наших грехов. (...) Сегодня существует необходимость христианского прощения, которое дает надежду и доверие, но не ослабляет борьбы со злом.

Необходимо уделять и принимать прощение. Человек, однако, не сможет простить, если сначала не позволит, чтобы Бог простил его, и не познает, что он нуждается в Его милосердии. Будем готовы простить вину других только тогда, когда поймем, насколько великая вина была прощена нам самим.

Иоанн Павел II [размышление на молитву Ангел Господень, 29 марта 1998]