Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12

3 ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

LECTIO

Первое чтение:

из Книги Исхода 3, l-8a. 13-15

 

В те дни: 1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. 2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. 3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. 4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! 5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. 6 И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.

7 И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его 8 и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед. 13 И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? 14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. 15 И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.

 

Отрывок, повествующий о призвании Моисея, касается одного из самых важных моментов, записанных на страницах Священного Писания - откровения имени Бога. Напомним: после бегства из Египта Моисей отказался от реализации своих личных планов и приспособился к сложившимся обстоятельствам (ст. 1). И вот, в самый разгар повседневной деятельности Бог приготовил для Моисея сюрприз. Ибо он обратил внимание на странное явление: недалеко от него был в огне куст, который, тем не менее, не сгорал. Движимый любопытством, Моисей подошел к горящему кусту. А там его уже ожидал Бог, который дважды назвал его по имени, на что Моисей ответил: "Вот я". Тем самым он проявил свое послушание и свою полную готовность, выраженную в слушании слов Бога. Бог же учит Моисея святому страху, который связан с Его присутствием (ст. 4-5. 6б). В то же время Он позволяет познать Себя как Бога отцов, и, наконец, утверждает, что всегда присутствовал в истории евреев и готов действовать для них (ст. 7н). Однако, несмотря на все это, желает привлечь Моисея к делу спасения, которое является освобождением от гнетущего рабства, чтобы Его народ мог снова поклоняться Ему на протяжении всей своей жизни (см. ст. 12). Моисей, однако, не проявляет желания принять возложенную на него миссию. Он прекрасно знает о своих недостатках и отсутствии доверия у людей. Как можно – казалось бы, спрашивает – пойти к людям от имени Бога, чьим именем пренебрегают? Здесь стоит отметить, что для семитов имя является очень важным, поскольку оно указывает на целостность личности. Знать имя означает, по крайней мере, в некотором смысле, располагать тем, кто его носит.

В этом контексте становится понятной просьба Моисея о том, чтобы назвать имя. Загадочный ответ Бога: «Я есмь Сущий» (ст. 14), только внешне является формой ответа на вопрос. Оно заключается в священной тетраграмме - YHWH, которая интерпретируется самим Богом, как причинная форма глагола "быть" с различными возможными оттенками. Бог, открывая свое имя Моисею, кажется говорит: не можешь понять меня, Я тот, который позволяет существовать; Я тот, кто стоит перед тобой; Я тот, кто будет, и именно таким, каким будет явлен. В силу этого откровения, которое также является уверенностью в том, что Бог отцов будет со своим народом (ст. 15), Моисей соглашается принять доверенную ему миссию.

Второе чтение:

из Первого Послания Св. Апостола Павла к Коринфянам 10, 1-6. 10-12

 

1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; 2 и все крестились в Моисея в облаке и в море; 3 и все ели одну и ту же духовную пищу; 4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. 5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. 6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. 11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. 12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

 

Община в Коринфе была очень живой и неспокойной. Характеризовалась многочисленными обращениями. Со стороны язычников, однако, испытывала опасность в виде безнравственных обычаев. Говоря о различных проблемах, которые ее касались, св. Павел предлагает поразмышлять над фактами, связанными с исходом из Египта. Анализ показывает, и это, очевидно, что благодать была дана всем без исключения – Апостол повторяет это неоднократно, намекая на Крещение и Евхаристию (ст. 1-4а) - но Бог от каждого отдельно требует того, чтобы не оказалось, что она была напрасна.

Так что же так беспокоит св. Павла? Во-первых, почти магический фидеизм, замечаемый в таинствах, а также своего рода духовная эйфория. Потому что они могли стать причиной пренебрежения принципами и моральными обязательствами, что с точки зрения подлинно христианской жизни является очень важным. Наша жизнь должна быть морально правильной, чтобы могла нравиться Богу (ст. 5н). Кроме того, ропот, способствующий разделению, является предосудительным, и считался выражением недовольства людей во время путешествия по пустыне (ст. 10). Пример Израиля здесь является образцовым и ... отрицательным, но и эффективным для предупреждения других от попадания в подобные проблемы, с которыми связано наказание, какое когда-то встретил Израиль (ст. 11).

Тем более - как пишет Апостол, - мы уже достигли "последних веков ". И это не самое лучшее время, чтобы жить так неосмотрительно. Пусть каждый в своей совести задаст себе вопрос и оценит состояние своих сил (ст. 12), потому что приходят дни, когда необходимо быть сильным и иметь сильную поддержку.

Евангелие:

от св. Луки 13,1-9

1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. 2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? 3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. 4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? 5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. 6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; 7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? 8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, 9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

 

Иисус не так давно предупреждал своих собеседников, чтобы мудро распознавали знамения времен (ср. Лк 12, 54-57), и теперь некоторые из них требуют от Него авторитетного толкования двух событий. Первое из них относится к кровавой репрессии, за которой стоял Пилат. Она касалась находящихся в храме во время жертвоприношения (ст. 1-3). Второе было связано с  трагической гибелью восемнадцати человек, на которых упала башня Силоамская (ст. 4). Ответ Иисуса – это попытка сломать их стереотип мышления: то, что произошло - замечает Иисус – не является обычным осуждением жертв, но актуальным призывом к обращению, который адресован всем остальным (ст. 5). Чтобы проиллюстрировать необходимость покаяния, Иисус рассказывает притчу о бесплодной смоковнице (ст. 6-9). У пророков это дерево, на самом деле очень часто встречаемое в виноградниках, было символом неверности Израиля (ср. Иер 8, 13, Ос 9,10, Ми 7,1). У синоптиков смоковница является также символом отсутствия поспешности (Мф. 21, 18-22, Мк 11, 12-14). Иисус, однако, абстрагируясь от ассоциаций, которые связаны с этим деревом, оставляет калитку, открытую для надежды. Здесь бесплодие смоковницы становится для садовника возможностью, чтобы попросить еще о дополнительном времени благодати. А  тот год юбилейный (ст. 8н) дается Богом, который в ожидании долгожданного плодоношения готов еще раз проявить доверие.

MEDITATIO

Всегда есть соответствующее время и место для того, чтобы встретиться с Богом. Это момент, который становится началом обращения либо радикального отказа от Бога. Но обращение – это путь, который требует стабильности и постоянного обновления решения продолжать начатое путешествие. Если во времена Ветхого Завета народ странствовал под руководством Моисея, то теперь, во времена Нового Завета, мы путешествуем под руководством Сына Божия Иисуса Христа. Это Он выводит нас из рабства греху, за пределы нас самих. Взаимная помощь в следовании по пути обращения - то есть помощь в поиске и подражании Христу – является смыслом жизни Церкви. Нас должно беспокоить то, чтобы никто не заблудился, не остался позади либо не отдалился. На такую прогулку, достаточно оживленную, приглашает нас сегодняшнее Евангелие, которое оканчивается притчей о бесплодной смоковнице. Слуга, который просит не рубить дерево- это именно Иисус. Он Тот, кто ходатайствует за нас и постоянно направляет к нам слова, которые будут повторяться практически до конца времен: "Еще чуть-чуть; еще хотя бы этот год, я приложу все усилия и позабочусь о нем". Эту заботу Иисус показывает нам в Своем Слове, Таинствах и провиденциальных действиях - что мы испытываем в различных сложных ситуациях нашей жизни – с целью нашего спасения. Посему позволим, чтобы заботился о нас. Его Святое Слово словно плуг, который разрыхляет почву нашего сердца, но также словно семя, которое бросается в него, чтобы оно могло принести плоды.

 

ORATIO

На трагическом горизонте современных лет войны, ненависти и насилия, среди медленно текущих и трудных дней нашей жизни, являешься Ты, Господи, Боже наш, чтобы сказать нам, кто   Ты есть.Научи нас слышать Твой голос; помоги оставаться в тишине, стоя на коленях, хотя бы мгновение, в сиянии лампады, которая горит перед дарохранительницей. Пусть нас не пугает одиночество наших церквей, которые, хотя и стали настоящей пустыней, до сих пор являются местом, где можно встретить только Тебя, ожидающего нас, людей, обеспокоенных и озабоченных чем-то иным. Еще раз поведай нам о том, что Ты сделал для нас, для бесчисленных человеческих поколений, которые прошли перед нами по дорогам истории, когда, услышав полный отчаяния возглас, возносящийся с земли, в своем милосердии склонился над нами, чтобы заключить с нами вечный Завет. Соделай, чтобы мы, помня о Твоем примере, научились видеть страдания многочисленных наших братьев, на которые мы раньше не обращали внимания и не проявляли нашей заботы относительно их судьбы.

CONTEMPLATIO

Возлюбленный Господь, смотря на любовь, с которой Ты отдал свою жизнь за овец, умоляю и прошу Тебя: Своим перстом на моей груди начертай Твое сладкое имя, которое не уничтожат никакие забвения. Впиши на страницах моего сердца Твои заповеди и Твою волю, Твой закон и Твои требования, чтобы всегда и везде я видел Тебя, милосердный Господь, и все Твои заповеди. Как сладки для уст моих Твои слова! Дай мне, Господи, хорошую память, чтобы я никогда не забывал о них.

Огонь, всегда пылающий; Любовь, всегда горящая, сладчайший Христос, благой Иисус, вечный и неизменный свет; Хлеб жизни, нас укрепляющий, но сам никогда не уменьшающийся. Каждый день вкушаемый, но всегда остающийся целым: гори во мне, разжигай меня, освещай и освящай Твое творение; освобождай его от всякого зла, наполняй милостью и соделай, чтобы она всегда была в изобилии, поскольку я вкушаю Твое Тело для спасения моей души. И пока Тебя вкушаю, буду жить Тобою, для Тебя буду идти, к Тебе буду стремиться, и в Тебе буду находить отдохновение.

Жан из Фекамп, Духовная исповедь, III, 47-52

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его”

(Пс 103, 2).

ДУХОВНЫЕ ЧТЕНИЯ

1.

Тем не менее, в жизни человека все временно и связано со временем. Как грешники, так и праведники живут во время, которое является даром Бога, временем благодати, и поэтому временем, данным для обращения. Ни закоренелый грешник, ни закоренелый праведник не могут оставаться закоренелыми навсегда. Все были приглашены, чтобы стать "обращающимися грешниками". (...) Бог касается нас бесконечно, чтобы приучить нас к этому состоянию обращения. Мы сами можем только подготовить себя к тому, что нас будет касаться Бог. (...)  Человек, который не обращается, остается вне Любви. Он имеет два варианта: либо быть довольным собой и своей праведностью, либо ощущать глубокое неудовлетворение и отчаяние. Не обратившись, не можем оставаться в присутствии истинного Бога, но только в присутствии какого-либо из наших бесчисленных идолов. Более того, без Бога мы не можем пребывать в обращении. В конце концов, обращение не является результатом наших хороших решений или напряженных усилий. Это первый шаг любви, и в значении гораздо большей степени Любви Бога, нежели нашей. Обратиться значит подвергнуться непреодолимому влиянию Бога, поддаться первым признакам любви, которую Он проявляет к нам; и потому обратиться значит сдаться Ему, капитулировать. Если капитулируем перед Богом, то отдаем себя в Его руки. Все формы сопротивления исчезают в пылающем огне Его Слова и перед Его взглядом; нам остается только молитва пророка Иеремии: "Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся" (Плач 5,21 см. Иер, 31, 18.). Польский текст в переводе П. Рака, Краков 2004,16-22.

Андре Люф, Жизнь по благодати

2.

В этом кругу доктрин, чувств, религиозных и покаянных актов, исправления причиненного зла и восстановления добра, сакраментальной практики, справедливого и истинного смирения - содержится то, что является наиболее ценным в практике католической жизни. Здесь чудесным образом обновляется тройственный порядок: во-первых, в смелой и спасительной оценке собственных нужд (вспомните притчу о блудном сыне: in se reversus - возвращенный себе). Душа снова становится честна с собой, возвращается в себя, познает себя и обвиняет себя с абсолютным мужеством: отвергает то, что внутренне ее оскверняет, и восстанавливает владение собой. Человек снова становится достойным называться человеком. Потом наступает необычная, незаслуженная встреча с Богом, с Его бесконечной нежностью, с его огромной, отзывчивой добротой. С Богом, который ожидает только подходящего момента, чтобы показать Свое всемогущество в Своем милосердии. Это рождается новая жизнь. Это сверхъестественная сила благодати вновь начинает оживлять нашу естественную жизнь, внедряя в нее Духа Божьего Животворящего.

Это величайшее счастье, которое может встретить человека, ранее не имеющего права поддерживать с Богом связь, полученную при крещении. Это воскресение в новой полноте и в новой истинно пасхальной радости. Третьим восстановленным порядком является церковный порядок: грешник, если не отверг веру явно, что исключает его из общины верующих, остается членом Церкви, но остается членом неактивным и парализованным и – словно бы - духовно мертвым, общественно лишенным живого общения с мистическим Телом Христа.

Павел VI, Твердо пребывайте в вере, том 2, Краков, 1974, 488-489.

Павел VI, генеральная аудиенция [19 февраля 1969]