Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив Пс 102,8

2 ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

LECTIO

 

Первое чтение:

из Книги Бытия 15, 5-12. 17-18

В те дни: 5И вывел Бог Аврама вон и сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. 6 Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. 7 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. 8 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? 9 Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. 10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. 11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. 12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий.

17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. 18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата.

 

Ожидание наступления времени Бога продолжается и об этом напоминает нам испытание Аврама. Поэтому Бог успокаивает его и обещает ему значительную компенсацию (ст. 1): его потомство будет так многочисленно, словно количество звезд на небе и будет обладать всей землей, на которой сейчас живут его враги. Аврам же обновляет завет своей веры. Мы читаем: "Аврам поверил" (ст. 6а). Что не удивительно, так как практически на каждое слово Бога Аврам ответил всецело: "Аминь": вся его жизнь коренится в слове Божием, словно на твердой и надежной скале.

Эта покорная вера была угодна Богу, подобно тому, как нравится Ему любая достойная жертва. Посему "Господь вменил ему это в праведность" (ст. 6,б). Таким образом, Бог дал этому оценку, как это делали священники, когда они должны были засвидетельствовать о достоинстве приносимой жертвы. Через свое отношение - можно так сказать - Аврам вошел в определенные отношения с Господом. И теперь Господь показывает себя как Бог, берущий в свои руки судьбу Аврама, в отношении которого имеет идущие далеко вперед планы (ст. 7). Об этом свидетельствуют используемые в тексте два ключевых словах, предвещающие предстоящий исход: "вывести" и "дать".

Обещание Господа - заметим - никогда не бывает обещанием несущественным или не имеющим значения. Тем не менее, Аврам выражает просьбу о гарантиях его исполнения. Тогда Бог предлагает -  что успокоило бы Аврама - ритуал завета. Он основан на прохождении между рассеченными наполовину животными, что означает, что обе стороны завета призывали на себя проклятие претворения в жизнь судьбы этих мертвых животных, в случае если бы они не сдержали верность данным обязательствам. Стоит отметить тот факт, что Бог поручает Аврааму приготовление обряда, в то время как только Он Сам проходит между рассеченными наполовину животными, как дым и огонь одновременно.

Когда Бог допускает, что сон одолевает Абрама (tardēmah), в результате чего он становится безразличным ко всему происходящему, Он сам завершает обряд. Таким образом, Бог навсегда связывает Себя с историей Аврама и его потомством, сделав это через принесение торжественного обета, не подлежащего каким-либо изменениям. Таким образом, Бог стремится к неизменной верности, не требующей со стороны человека каких-либо обещаний.

С этого момента Бог может сказать Авраму и любому другому человеку: "Не бойся; Я твой щит" (ст. 1), открывая в будущее широкие горизонты человеческой надежды (ст. 5,18-21).

Второе чтение:

из Послания Св. Апостола Павла к Филиппийцам 3, 17 - 4,1

17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. 18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. 19 Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном. 20 Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, 21 Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё. 4.1 Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные. 

 

Христианам, живущим в Филиппах, св. Павел еще раз адресует свои пожелания, чтобы защитить их от тех, кто хочет ввести практику иудаизма, которые даже хвастаются сохранением обычаев  "плоти", то есть чисто человеческих (3, 1-4). Для этого Апостол приводит пример из собственной жизни и объясняет сделанный им выбор (ст. 5-14).

Ибо есть - предупреждает Павел – много таких, кто хотел бы отвлечь их от веры во Христа распятого, чтобы заменить ее обрезанием и чисто внешними практиками, связанными с использованием определенных продуктов. Это те вещи, которые в центре внимания ставят "чрево", что должно быть скорее предметом стыда, а не поводом для славы! Разоблачая ограничения такой чисто земной религии (ст. 19), св. Павел пытается поднять и направить ввысь человеческое видение веры и ожидания человеческого сердца. Это не земля является отчизной человека – говорит Апостол, - но небо, где живет Бог, наш Отец. Это оттуда мы ожидаем славного пришествия нашего Спасителя.

Давайте на секунду вернемся к первой части Послания. Там св. Павел рисует картину человеческой жизни, используя образ соревнования в беге (2,16; 3,12-14). Теперь, однако, этот бег превращается в ожидание и горячее желание достичь цели. Ссылаясь на христологический гимн (глава 2), Апостол указывает на возможность нового, созерцательного взгляда на конечную цель человека: Иисус Христос – это Господь, которому все подчинено.

Таков горизонт христианской жизни, поэтому важно оставаться сильным в Господе. Важно оставаться верным Ему. Верность всей общине является для св. Павла венцом, и тем самым победным знаком окончания начатой гонки.

Евангелие:

от св. Луки 9, 28б-36

В то время: 28б Взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. 29 И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. 30И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; 31 явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. 32 Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. 33 И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, — не зная, что говорил.

34 Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. 35 И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. 36 Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели.

 

Как и в других синоптических Евангелиях, так и в Евангелии от Луки, Преображение Иисуса приобретает контекст в виде предшествующих ему событий (ст. 18-27). Те же самые факты, однако, были преподаны с несколько иной точки зрения, что помогает углубить понимание их значимости. Вот Иисус вместе с тремя избранными учениками восходит на гору "помолиться" (ст. 28). Важно отметить также, что более ранние события были встроены в молитву Иисуса "наедине". После ее завершения Иисус задает ученикам вопрос, чтобы получить представление о том, в какой степени они поняли то, кем Он является и чему еще должен научить их о Себе. Теперь, во время очередной молитвы, подтверждает свои предыдущие слова. Вот молитвенное общение с Отцом преображает Христа, да так, что вид Его лица "изменился". Сияние, исходящее от Него, позволяет узреть в Нем Сына Человеческого, которого в Израиле предсказывали и ожидали.

Упомянутые в тексте Моисей и Илия, то есть Закон и Пророки, стали свидетелями истинности этого события. Они беседовали с Иисусом на тему исхода. Подобно тому, как два великих посланника откровений Бога, также и Иисус должен был уйти, должен был пересечь определенную границу.

Для Него, однако, это будет крайний предел, граница земной жизни. В какой-то момент учеников Иисуса охватила апатия и усталость. Произошло ровно то же самое, что произойдет позже в Гефсиманском саду.

Это признак неприспособленности человека к поднятию бремени Бога. Это можно увидеть как в час славы, так и во время страдания. Существенным в нашем тексте является облако, окружающее присутствующих. Оно показывает, что Иисус – это исполнение истории и обрядов древнего Израиля, однако, Он сам является скинией встречи Бога и человека.

Глаголющий из облака голос Бога подтверждает, что Иисус - возлюбленный Сын. Этот последний термин напоминает титул Отрок Господень в Ис. 42, 1, титул, относящийся к Сыну Человеческому согласно иудейской апокалиптике времен Иисуса. Таким образом, Отец свидетельствует об идентичности и миссии Христа и рекомендует слушать Его.

После видения с учениками остался только один Иисус. Дальнейший путь совершается в вере. В вере, которая рождается от слышания и полного послушания (Рим. 10,17) и реализуется в верности следования.

MEDITATIO

Слово Господа позволяет человеку смотреть в сторону цели его земного странствования: наша истинная отчизна на небесах, и именно в ее направлении должны быть обращены наши сердца и направлены шаги земного пути, который состоит из наших ежедневных решений. Господь наш, Иисус Христос, каждый день выводит нас из круга наших ложных уверенностей, в которых напрасно ищем мира и удовлетворения наших желаний. Подобно как Авраму или Израилю, также и нам говорит: "Я Господь, Который вывел тебя…, чтобы дать тебе...". Также и за нашу веру Бог обещает нам великую награду, но сначала мы должны принять и одобрить жизнь, суть которой заключается в согласии на исход; согласие на приключение, которое никогда не исполнится на земле, которое - чтобы суметь верно следовать за голосом Божьего призвания и попробовать то, что на самом деле было нам обещано - требует готовности бросить все и немедленной отставки.

Христос приходит, чтобы открыть для нас путь, осуществление которого позволяет нам увидеть в своем Лике, преображенном молитвой. Мы стали детьми Божьими в крови возлюбленного Сына, день за днем мы должны становится теми, кем мы являемся, слушая Его Слово, повинуясь этому слову и останавливаясь на молитве, чтобы пребывать с Ним в живом единстве. Только в Его свете мы видим истинный свет, и поэтому с искренним сердцем доверяемся Его предводительству. Он знает путь, ведущий к жизни, и не позволит, чтобы мы остались позади. Таким образом, переходя от исхода к исходу, мы будем приближаться к небесному Иерусалиму, отчизне каждого человека, и благодаря Его милости мы достигнем пребывания в единстве с тринитарной любовью.

ORATIO

Господи, Иисусе Христе, икона славного величия Отца, Красота, пламенеющая живым огнем Святого Духа, Ты, Свет от Света, Лик Любви, соделай нас достойными приступить к Твоему присутствию на святой горе молитвы. Очарованные Твоим сиянием желаем всегда пребывать с Тобой на вершине славы. Тем не менее, наши сердца ощущают себя потерянными при мысли, что для достижения полноты света необходимо пройти через крещение кровью, через жертву, через полную самоотдачу. Гору молитвы сложно покорить. Ее пик покоряется только через Голгофу. Мы не чувствуем себя способными к тому, чтобы настолько отдать себя. Мы часто думаем о том, чтобы сдаться. В этом случае, Господи, быстро простри перед нами свой свет, чтобы также преобразился крест и уже не пугал нас.

 

CONTEMPLATIO

Твое Преображение, о Христе, бросает яркий свет на нашу повседневную жизнь и позволяет нам направить наши мысли к  бессмертному предназначенью, которое было предначертано в этом событии.

Христе, Ты на горе Фавор в одно мгновение показал величину и блеск своей Божественности и дал познать избранным ученикам, кто ты есть на самом деле: Сын Божий, "сияние славы и образ ипостаси Его". В этом событии позволяешь также познать трансцендентное предназначение нашей человеческой природы, которую Сам принял, чтобы спасти ее; что также и она, искупленная Твоей жертвой любви, была предназначена для участия в полноте жизни "в наследии святых во свете".  

Это тело, которое преображается на глазах удивленных Апостолов, является телом Христа, нашего брата, но является также нашим тело, призванным к славе; свет, который пронизывает его, будет также нашим уделом в Твоем наследии и великолепии. Мы призваны быть частью такой великой славы потому, что мы являемся "причастниками Божеского естества". Если с честью и уважением мы подойдем к нашему христианскому призванию, нас ожидает несравненно великое предназначение.

Павел VI, Размышление перед молитвой Ангел Господень

[6 августа 1978 – не озвученное]

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„Господь — свет мой и спасение мое" (Пс 27,1).

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

Евангелие утверждает, что Его Лик был полностью преображен. Хорошо знаешь, что лицо проявляет сердце: раскрывает внутренний мир человека. Глазами сердца созерцай это Лик, и через это познай сердце Христа. Лик Христа выражает и проявляет бесконечную нежность Его Сердца. Когда ты испытываешь огромную радость, твое лицо озаряется и отражает блеск твоего счастья. Нечто подобное произошло с Иисусом в момент Его Преображения. Если в молитве будешь познавать Сердце Христа, обнаружишь, что жизнь Бога, огонь горящего куста сокрыты в глубинах самой сущности Христа. Через Свое Воплощение сделал человеческой жизнь Бога, чтобы дать ее тебе, не уничтожая тебя, потому что никто не может видеть Бога и жить. Во время Преображения эта жизнь Бога легко сияет средь бела дня и освещает лицо и одежду Христа. В Лике Иисуса видишь славу Божию. Во время Преображения Иисус излучает всю силу Славы Господа, то есть интенсивность Его жизни.

Иисуса сопровождают фигуры Моисея и Илии. Это не ошибка: сама сущность Христа олицетворяет Бога трижды Святого в горящем кусте, Бога доверяющего и близкого с горы Хорив. Но для этого необходимо увидеть весь размер Славы Христа, которая сияет таинственным образом в Его путешествии в Иерусалим, то есть в Его Страстях. В самом центре своей славной смерти Иисус высвобождает эту сокрытую в Нем интенсивность Божественной жизни. Созерцание Преображения также вводит тебя в тайну Пресвятой Троицы, наиболее важным символом которой является облако. Участвуешь в поцелуе любви, который Отец дает Сыну, когда соглашаешься в Иисусе отдать свою жизнь в любви Отцу.

(Польский текст в пер. И. Швейцер-Групинской и

Ф. Жеромской, Варшава, 1983, 94-95).

Жан Лафрансе, Проси Отца своего

2.

С того дня, когда Петр исповедал, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живого, Учитель "начал открывать ученикам Своим, что ему должно идти в Иерусалим и много пострадать (...), и быть убиту, и в третий день воскреснуть" (Мф 16,21). Петр отвергает эту весть, другие понимают ее не больше, чем он. В этом контексте  находится таинственный эпизод Преображения Иисусова на высокой горе, перед тремя избранными Им свидетелями: Петром, Иаковом и Иоанном. Лицо и одежда Иисуса становятся ослепительно сияющими, Моисей и Илия являются, говоря Ему "об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме" (Лк 9,31). Их осенило облако, и голос с неба произнес: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте" (Лк 9,35).

На мгновение Иисус, открывая Свою Божественную славу, подтверждает тем самым исповедание веры Петра. Он также показывает, что для того, чтобы "войти в славу Свою" (Лк 24, 26), Ему надлежит пройти крестный путь в Иерусалиме. Моисей и Илия видели Славу Божию на горе; Закон и Пророки возвестили страдания Мессии. Страсти Иисуса воистину отражают волю Божию: Сын действует как Отрок Господень. Облако указывает на присутствие Святого Духа: "Вся Троица является: Отец - голосом, Сын - как человек, Дух - в сияющем облаке":

Катехизис Католической Церкви, 554-555