Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою. Пс 39,5

1 ВОСКРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА

LECTIO

Первое чтение из Книги Второзакония 26, 4-10

Моисей сказал народу: 4 Священник возьмет корзину из руки твоей и поставит ее пред жертвенником Господа Бога твоего.

5 Ты же отвечай и скажи пред Господом Богом твоим: отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный;

6 но Египтяне худо поступали с нами, и притесняли нас, и налагали на нас тяжкие работы;

7 и возопили мы к Господу Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше;

8 и вывел нас Господь из Египта [Сам крепостию Своею великою и] рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесами,

9 и привел нас на место сие, и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед;

10 итак вот, я принес начатки плодов от земли, которую Ты, Господи, дал мне, [от земли, где течет молоко и мед]. И поставь это пред Господом Богом твоим, и поклонись пред Господом Богом твоим.

 

Этот текст является одним из наиболее важных текстов Ветхого Завета. Содержит в себе исповедание веры, о которой каждый израильтянин свидетельствовал, посещая храм по случаю ежегодного Праздника Жатвы. Сопровождалось это принесением в жертву первых плодов земли. Однако следует отметить, что приношению жертв язычниками сопутствовало чтение "предания " на тему плодовитости. В то время как каждый еврей - что очень важно - вспоминал, и тем самым делал актуальным, "историю" спасительного вмешательства Бога отцов. Таким образом припоминал деяния, какие Он сам, Бог, соделал для своего народа.

 

"Исповедание веры" Израиля подверглось своего рода эволюции страдания и спасения. Ее суть заключается в убеждении, что скитающийся Арамеянин, испытывающий лишения и опасности, стал отцом многочисленного народа (ст. 5). И это так случилось, потому что таково было обещание Бога Аврааму. Кроме того, этот многочисленный и могущественный народ познал также вкус угнетения и унижения, что, при всем том, Бог увидел, и, выслушав возносимые к Нему молитвы, предпринял соответствующее вмешательство. Вывел народ израильский из Египта и препроводил его в чудесную и плодородную землю, "в которой течет молоко и мед", которая богата пастбищами для скота и цветами для пчел.

 

Ключевыми для этого текста являются два слова: "вывел" и "привел". Чаще всего цитируется второй из глаголов, указывающий на историческое вхождение в Землю обетованную. Впрочем, это событие было актуальным, или припоминалось, ежегодно, когда в храм приносились первые плоды земли. Почему же именно тогда и именно таким образом? Ну, потому что практически каждый раз при сборе плодов земли, человек входит в новое владение землей. И это историческое событие повторялось также в сакральной среде во время совершения литургии: народ, который вошел в землю, теперь входит в храм. Таким образом, человек ответил и отвечает Богу исповеданием веры, в ходе которого он приносил в жертву часть того, что получил от Бога, благодарил, прославлял и заверял в послушании, что выражалось в жесте поклонения.

Второе чтение:

из Послания Св. Апостола Павла к Римлянам 10, 8-13

 

Братья: 8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.

9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать ИИСУСА ГОСПОДОМ и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,

10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.

12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.

13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

 

Человек, который искренне и подлинно ищет Бога, помнит об ограниченности своей греховной природы. Закон, который был дан через Моисея, очищает совесть и помогает стать ближе к замыслам Бога. Тем не менее, для формирования праведника, для того, чтобы быть святым, не достаточно скрупулезного исполнения норм и предписаний.

 

Существует правда, которую можно было бы описать через напряжение и усилия человека, желающего собрать заслуги перед Богом, но он рискует тем, что единственное то, чего он достигнет, будут гордость и отчаяние. Существует и иная правда, своего рода дар, исходящий от Бога, который был дан человечеству через Иисуса Христа. Эта правда принимается по вере (ст. 4), той самой, которая действует только через любовь (ср. Гал 5,4-6). Другими словами, только принятие апостольского учения (керигма) и принятие откровения приносят реальные изменения менталитета, глубокое покаяние, поддерживаемое уверенностью, что "всякий, верующий в Него, не постыдится". Таким образом, спасение дано всем тем, кто призывает имя Господне, независимо от того, к какому народу принадлежит (с 11-13).

Евангелие:

от св. Луки 4,1-13

1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,

6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;

7 итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.

8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.

9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,

10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;

11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

13 И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени.

 

В версии Евангелия от Луки истории, описывающей искушения Иисуса, предшествует Его родословная, которая восходит к Адаму. Таким образом, Иисус был представлен как "новое начало" человечества. Подобно тому, как это происходило в отношении первого человека, и, как это происходит в отношении каждого человека, также и Он был подвергнут искушению. Сорок дней, проведенных в пустыне, о которых упоминается в тексте, это всего лишь символическое число. Это своего рода форма обращения к сорока годам изгнания, а также к сорока дням поста Моисея на горе Синай и сорока дням путешествия Илии к горе Хорив. В нашем случае, находящийся в пустыне Иисус был искушаем от диавола - того, который разделяет - и таким образом подвергался искушению принять иную мудрость: мудрость, противоположную воле Божьей и соответствующую ожиданиям людей.

 

Испытание, которому подвергается Иисус, является частью области человеческой слабости (ст. 2б-3а). Здесь Иисус был принуждаем к тому, чтобы подтвердить достоверность слов, услышанных с небес во время крещения в Иордане (3, 22). Он должен был всего лишь совершить чудо, которое одновременно с голодом устранило бы страдание человеческой плоти. Это событие стало бы также прелюдией к исполнению мессианских ожиданий, согласно которых Мессия принес бы с собою утоление голода и процветание, и, конечно же, все это сверхъестественным образом (ст. 3). Иисус, однако, отвергает предлагаемую Ему логику действий, используя текст из книги

Второзакония (8, 3).

Следующее испытание касается власти и мирового господства. Сатана ссылается на обещание Бога, которое Он адресует Мессии в Псалме 2. Также и в этом случае Иисус не подчиняется шепоту искусителя, но полностью отдает себя в руки Бога (ст. 6-8).

В конце дьявол ведет Иисуса на крыло иерусалимского храма, чтобы искусить Его предложением: приступить к мессианскому царствованию с впечатляющими знаками. Это испытание – искушение успехом, которое сатана подтверждает Словом Божьим. В ответ на это Иисус цитирует ему другой отрывок из Ветхого Завета (Втор. 6,16), который выражает полное доверие воле Отца (ст. 9-12). Искушения, которые были здесь представлены, являются источником всех других искушений. Таким образом, дьявол, исчерпав свои предложения, отошел от Иисуса "до времени" (ст. 13), то есть до момента Его страданий и смерти, которые будут временем тьмы и окончательного испытания.

MEDITATIO

"Испытание", "спасение" и "исповедание веры" – это наиболее важные линии, которые прочерчивает перед нами сегодняшняя Литургия Слова, одновременно задавая вопросы о текущей реальности Церкви, и потому о жизни каждого верующего. Сколько уже раз, среди различного рода страданий и искушений, мы познали, что Господь - наша сила, что только Он может нас избавить от всего этого. Воспоминание о чудесах благодати, совершенных для нас Богом, является не только требованием сердца, но и своего рода задачей, миссией, наконец, свидетельством, даваемым другим, чтобы и они также, призвав имя Господа, познали радость  спасения.

 

Каждый из нас чувствует необходимость защиты от ловушек дьявола. Об этом нам напоминает сегодняшнее Евангелие, поставив перед нами фигуру Иисуса. И Он подвергался искушениям, которые лежат в основе всех других искушений, более того, скрываются в благородных намерениях. Но окончание этого испытания достойно похвалы, а предпринятые меры наиболее подходящие ... Иисус тем самым познал человеческие слабости, которые очень часто ломают волю человека и затуманивают способность сделать выбор. Тем не менее, именно в моменты своей слабости Он победил лукавого, в пустыне и на кресте, показывая тем самым путь, ведущий к победе. Как и Иисус, мы должны сохранять в наших сердцах Слово Божие, которое является нормой нашей жизни и лампой для наших стоп. Если, однако, мы не будем бояться исповедовать Его искренне, тогда мы почувствуем, что Господь - это наша сила и щит нашего спасения (ср. Пс

18, 3).

 

ORATIO

Господи, Боже спасения моего, благодарю Тебя всем моим сердцем, которое, будучи свободным, открывается для жизни, и желает эту жизнь посвятить Тебе. Я люблю Тебя, Господи, сила моя, взявший на себя мои слабости, чтобы также и я одержал победу над злом. Мой щит и моя крепость, мое спасение, Ты знаешь, как я ищу мирской славы и боюсь быть отвергнутым другими. Ты знаешь, что я не хочу и не могу отказаться от веры, которую испытал в моем сердце. И хотя она горит всего лишь слабым языком пламени, я знаю, тот, кто верит в Тебя, не будет разочарован. Я буду провозглашать Твое имя моим братьям и принесу им Твое слово, ибо вера преумножается, когда ею делишься.

Свет для моих стоп и оплот моего сердца, соделай, чтобы я был более бдительными в отношении любых ловушек, чтобы моя жизнь для всех была знаком великолепия Твоей славы.

CONTEMPLATIO

"Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих" (Пс 91, 11). Диавол прекрасно знает об этом обещании, поэтому он использует его во время испытания; он знает, какова наша сила, знает также и наши слабые стороны. Однако если мы пребываем в тени престола Всевышнего, не должны ничего бояться. Пока мы пребываем во Христе как на фундаменте, можем чувствовать себя в безопасности. Именно Он уничтожил власть дьявола (...), поэтому теперь все злые духи, вместо того, чтобы господствовать над нами, боятся нас и убегают при виде каждого истинного христианина. Они знают, что в нем есть что-то, что делает так, что он становится тем, кто господствует. Более того, если только захочет, он сможет насмехаться над ними и сделать так, что они убегут. Они прекрасно это знают и принимают это во внимание, предполагая свое нападение. Только грех дает им возможность господства над человеком.

Таким образом, их целью является привести человека к греху, удивить его им, потому что они хорошо знают, что нет другого пути, чтобы его поразить.

Поэтому, братья мои, не пренебрегаем образом злых духов, но изучаем его, бодрствуем, молимся, постимся, находясь под крылом Всевышнего, который является нашим щитом и нашей защитой.

кард. Джон Генри Ньюмен, Литургическая проповедь

[Фоссано, б.р., 144]

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„И сия есть победа, победившая мир, вера наша" (1 Ин 5, 4б).

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

Евангелие показывает нам сражение Иисуса с сатаной. Иисус был искушаем. Он хочет также познать борьбу души, желающей остаться верной Богу, но и преследователя, который его окружает, отделяет от Него и бросает в водоворот зла. Тем самым обращает наше внимание на то, что то, что относится к Иисусу, касается также и нас. Жизнь Иисуса была организована по образу нашей жизни; то, что происходит в Его жизни, отражается, как в зеркале, также и в нашей. Иисус был искушаем? Также и мы, и даже более чем Он, можем и должны быть искушаемы. Это логическое утверждение, потому что мы живем в мире, одержимом и терзаемом инициативой, сокрытой в тех, кого св. Павел называет «мироправителями тьмы века сего" (ср. Еф 6,12). Мы словно окружены чем-то несчастливым, злым, порочным, что приносит нам страдание, использует наши слабые стороны, пронизывает наши привычки, следует за нами и предлагает нам только то, что является злом. Итак, искушение является встречей порядочного добра с привлекательными злом, и при том в форме наиболее коварной из всех.

Зло невозможно распознать в его истинной форме как нашего врага, как что-то страшное и пугающее. Напротив. Искушение является симуляцией добра. Является обманом, потому что зло принимает форму добра. Является путаницей между добром и злом. Эта двусмысленность, которая постоянно появляется перед нашими глазами, приводит к тому, чтобы мы увидели добро там, где, наоборот, присутствует зло.

Павел VI, в: У. Гамба, Размышления Папы Павла VI

на каждый день года [Вигодажере, 1983, 279]

2.

Существует различного рода опыт - испытание и страдание - человечества, наций и народов, семей и каждого человека. Существуют также различные испытания, которым Господь подвергает свою Церковь: изнутри и снаружи. Нет необходимости их здесь перечислять. Церковь живет среди людей и народов. Церковь является свидетелем поколений и веков. Не может быть свободна от испытаний и невзгод. Необходимо, чтобы Церковь нашего времени (...) была полностью осведомлена об испытаниях, через которые она проходит.

Чтобы также знала о тех искушениях, которые для нее готовит этот мир. Церковь не может быть свободна от искушений, если Сам Господь пережил их - наряду с сорокадневным постом. Осознание подчинения искушению, так или иначе, является первым условием покаяния, или обращения. И в этом хотел убедить нас Христос: тот, кто пришел, чтобы проповедовать покаяние Церкви и людям всех времен. Современный человек - человечество - сталкивается с такими искушениями, с такой угрозой зла, которой, вероятно, никогда раньше не испытывал.

Церковь, которая служит народу, всем и каждому, проповедуя обращение, должна обращаться ко Христу в меру потребности людей, в меру угроз для человечества, а также в меру испытаний, которым она сама - Церковь - подвергается.

Это время Великого Поста!

Это время, когда должны мы все, кто является Церковью, проявить такую верность Спасителю, какой Он от нас ожидает. Мы должны обратиться к Нему - и через Него к Отцу – по мере угроз человеку и испытаний, которым подвергается Церковь! Мы должны доверять Ему!

Иоанн Павел II [в: Ангелус с Папой

Иоанном Павлом II, т. VI, Ватикан 1998, 202]