Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Вы свет мира. Мф 5,14

СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА ИИСУСА, МАРИИ И ИОСИФА

 

LECTIO

Первое чтение:

Из Первой Книги Царств 1, 20-22. 24-28

 

20 Чрез несколько времени зачала Анна и родила сына и дала ему имя: Самуил, ибо, [говорила она], от Господа [Бога Саваофа] я испросила его.

21 И пошел муж ее Елкана и все семейство его [в Силом] совершить годичную жертву Господу и обеты свои [и все десятины от земли своей].

22 Анна же не пошла [с ним], сказав мужу своему: когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда.

24 Когда же вскормила его, пошла с ним в Силом, взяв три тельца [и хлебы] и одну ефу муки и мех вина, и пришла в дом Господа в Силом, [и отрок с ними]; отрок же был еще дитя.

25 [И привели его пред лице Господа; и принес отец его жертву, какую в установленные дни приносил Господу. И привели отрока] и закололи тельца; и привела отрока [Анна мать] к Илию

26 и сказала: о, господин мой! да живет душа твоя, господин мой! я — та самая женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу;

27 о сем дитяти молилась я, и исполнил мне Господь прошение мое, чего я просила у Него;

28 и я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу.

 

Анна, как и Сара, Ревека, Рахиль, мать Самсона и мать Иоанна Крестителя, была бесплодной женщиной, но Бог услышал ее молитвы, преисполненные веры и надежды, подарив ей желанного сына Самуила, чье имя означает "Имя Бога", или, как это определила сама мать "Испросила его от Господа" (ст. 20). Сам библейский текст богат богословским содержанием, и не только потому, что в нем подчеркивается сила Божия, чтобы возродить что- либо из смерти к жизни, из небытия к бытию (ср. Рим 4,17), но потому, что он подчеркивает инициативу Бога, который осуществляет план спасения, основанный на любви.

 

В первой его части (ст. 20-22) библейское повествование говорит о том, что Елкана и все его семейство посещают храм, но без участия его жены Анны, которая сказала: "Когда младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом" (ст. 22). Напротив, во второй части (ст. 24-28) описывается паломничество Анны с маленьким Самуилом в храм в Силоме с целью принесения жертвы и посвящения сына служению Богу, согласно данному раннее обещанию. Ибо Анна знала, что он дар от Бога.

 

Все дети - это дар от Бога, они принадлежат Господу, и их призвание служение Богу. Божий дом станет домом для того, кто освящен, посвящен Господу. Также Иисус Марии и Иосифу откроет в тот день, когда они найдут Его в храме, что Его жилище - дом Божий, и что именно здесь начнется Его миссия всеобщего спасения.

 

Второе чтение:

Из Первого Послания Св. Апостола Иоанна 3, 1-2. 21-24

 

Возлюбленные:

1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.

2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется,будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.

21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,

22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.

23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.

24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.

 

Святой Апостол Иоанн развивает мысль о том, что Иисус является примером для каждого христианина. Праведником, без греха, послушным воле Отца. Верующий человек по-своему уже живет в праведности и является чадом Бога (ст. 1), и, следовательно, не должен грешить (см. 4-9). Поведение христианина должно указывать на новое рождение. Оно возможно, благодаря любви Бога. Наряду с фактом нового рождения Святой Дух в христианине выстраивает сыновнее отношение с Богом, которое имеет место в глубине его сердца. Детство раскрывается во всей своей полноте в созерцании Бога (ср. Мф 5,8).

 

Выражения, используемые св. Иоанном: "дитя Божие" (ст. 2) и "рожденный от Бога" (ст. 9), указывают на то, чтобы стать новым человеком, призванным к тому, чтобы идти к новой жизни. Это возможно в подражании Отцу, результатом которого будет более полное соединение с Ним, до полной идентификации, когда узришь Его "лицем к лицу" (1 Кор 13,12). Ценность христианской жизни заключается в том, что мы являемся детьми, верными Его заповедям и спасенными Им, Тем, который любит нас и достоин нашего упования, и которого можем попросить практически обо всем. Напротив, мир, который отвергает Бога и не знает Иисуса, не любит христиан и противостоит царству Божьему и Евангелию.

 

Заповедь, которую Бог оставил Своим ученикам, ясна: верить в Иисуса и жить в любви к братьям, а значит поступать так, как заповедал и показал нам Иисус Христос (ст. 23). Мерой христианской любви является возможность жертвовать собой. Кто так поступает, пребывает в общении с Богом, имеет в себе Божьего Духа (ст. 24).

 

Евангелие:

От Луки 2, 41-52

 

41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.

42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю вИерусалим на праздник.

43 Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,

44 но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми

45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;

47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо!что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

50 Но они не поняли сказанных Им слов.

51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.

52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

 

Рассказ, описывающий потерю и обнаружение Иисуса в храме, является отрывком, показывающим назаретскую каждодневность. Он был размещен в контексте двух кратких описаний, взятых из жизни в Назарете: ежегодное паломничество в Иерусалим, происходящее по случаю Пасхи (ср. Втор 16,16) и возвращение в родительский дом Иисуса, где Он оставался послушным своим Родителям, так как любой ребенок.

 

Богословское значение этого события имеет мессианский характер, и жест Иисуса несет на себе пророческую печать. Иисус утверждает, что Он очень хорошо осведомлен о своей миссии и напоминает о будущей разлуке с Родителями. Когда Мать нашла Его в храме, задала Ему вопрос: "Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя" (ст. 48), на что Иисус Ей отвечает: "Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" (ст. 49). Говоря "отец Твой", Мария имела в виду Иосифа; но Иисус говоря: "Отцу Моему", указывает на Бога Отца. Здесь мы имеем дело с деликатным, но важным сигналом о том, что Иисус превосходит своих Родителей. Ссылаясь на первенство принадлежности Богу и первенство личного призвания. Но вскоре после этого Иисус вернулся в Назарет и далее был послушен своим родителям.

 

Послушание детей своим родителям - это их обязанность. Более того, оно процветает там, где есть климат роста, развития и личностной зрелости; и, следовательно, там, где признается первенство Бога и личное призвание. В самом деле, дети не принадлежат своим родителям, но Богу, и стоят перед задачей осуществления индивидуальных призваний, которые являются наиболее важными ценностями каждой семьи. Потому также и Иисус оставит свой домашний очаг и будет исполнять волю Отца, то есть заниматься соответствующими для Него Божьими делами.

 

MEDITATIO

Иисус, хотя и пришел в мир в человеческой семье, есть как бы над ней, потому что одновременно происходит из глубины тайны Бога. Возрастая в послушании своим земным Родителям, вместе с тем обладает уникальными чертами: скрывает в себе тайну единства с небесным Отцом, а в мире показывает свое особое послание, что делает так, что мир становится все больше человеческим. Мария и Иосиф чувствовали это и принимали со смирением сердца. Каждый христианин в первую очередь дитя Бога и принадлежит семье самого Бога. Великим даром Бога, как пишет св. Апостол Иоанн, является то, что мы являемся Его детьми: "Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими " (1 Ин 3,1).

 

Здесь речь вовсе не идет о выдаче желаемого за действительное или о том, чтобы произвести впечатление на христианскую общину. В самом деле, мы дети Отца, Который любит нас, хотя в действительности и в полной мере мы не способны понять этот дар. Божье усыновление это семя и дар, который постоянно раскрывается в непрерывном возрастании к полноте, которой будет созерцание Бога. Его необходимо переживать, наслаждаться им и развивать изо дня в день, пребывая в вере и любви. Так что мы должны с радостью продвигаться к идеалу, каким для христианина является уверенность: буду подобен Богу. Однако уверенность в нашем подобии Богу не строится на наших победах или с применением наших усилий. Эта уверенность основана на великодушии Отца, на Его бесценном даре, который Он нам дал, сделав нас своими детьми и призывая нас возрастать в нем в принятии и исполнении Его Слова.

 

ORATIO

Господи Иисусе Христе, пусть молитва матери Самуила, возносимая к Богу, и молчание Марии после Твоих слов, услышанных в храме в Иерусалиме, когда Тебе было двенадцать лет, помогут нам размышлять и молиться за многих родителей, которые имеют чрезмерное собственничество по отношению к своим детям. Знаем, что в период достижения подросткового и юношеского возраста дети рассматриваются как личности, принадлежащее только и исключительно семье. Но, однако, когда они начнут ощущать свою свободу, и здесь речь идет о том, чтобы сделать выбор в жизни, карьере и призвании, начинаются драмы, возникают разного рода напряженности и доходит до семейных конфликтов.

 

Господи Иисусе, Ты, который пережил опыт послушания и чувство собственной независимости в лоне Своей семьи из Назарета, помоги нам понять, что семья имеет воспитательную функцию также в отношении введения детей в более широко понимаемое человеческое сообщество. Позволь нам понять, что дети – это не собственность своих родителей, что они также являются Твоими детьми и что каждый из них имеет свое собственное и конкретное призвание, которое они должны принять и развивать в мире и для мира, особенно когда речь идет о верующих людях. Соделай нас способными к построению новых отношений в семье и в обществе по Твоему образу и Твоему подобию. И если, правда то, что дети должны быть открыты для широкой действительности семьи, то, правда также и то, что родители не должны закрывать границы, обозначенные детьми, потому что дети не являются высшей ценностью. Наивысшей ценностью являешься Ты сам. Ты, который являешься подателем жизни и всех наших благ.

 

CONTEMPLATIO

Всегда огонь любви ребенок ощущает у себя в груди,

При мысли о том, что сердце Матери страдает вместе с ним:

Царица, Твое сердце, ах, как я понимаю,

Чтобы обрести мою любовь, сколько слез пролило!

Вот, что говорят о Тебе слова Евангелия,

Приблизиться к Тебе и не бояться смотреть,

Так проста основа Твоей жизни,

Жила, страдала, как я, Матерь Спасителя! (...)

Там, в земле Египетской, в нищете, сладкая, тихая,

Кажешься мне спокойной, радостной в Своем сердце;

Изгнание? Твое лоно свободно дышит,

Иисус - Твоя родина, Твое небо, Твоя весна! ...

Но потом опять горькая печаль в Иерусалиме

Наполняет Твою душу, пропал дорогой Иисус! ...

Три дня искала Его повсюду, шепча сладкое Имя;

Это было Твоим изгнанием! Полным боли страха.

Наконец находишь Его посреди учителей,

Где Он вызывает удивление у старцев, собравшихся вокруг Него.

И восклицаешь: "О, мой Сын! – обнимая Его дрожащими руками -

Я и отец с великой скорбью искали Тебя!"

И когда прижимаешь к себе свое единственное Чадо;

Слышишь прямой ответ Маленького Иисуса:

"Зачем было вам искать Меня? - или вы не знали,

что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?!"

Евангелие говорит мне, достойный удивленья

Иисус преуспевал в премудрости, и был в повиновении

У Своих Отца и Матери, послушный, веселый,

Каким только мог быть возлюбленный Сын Марии.

Познала секрет, следуя по Его стопам,

Не только в храм вело Его учение,

О Матерь, Сын Твой желал, чтобы Ты была примером,

Пусть душа, в ночи веры также ищет Иисуса.

Если Творец мира дал столько страданий

Своей Матери, что Она умирала от боли и горечи,

То это благодать для нас - страдать от изгнания,

А страдание из любви является вершиной сладости!

( Польский текст в переложении П.Ковальчевской.)

Св. Тереза из Лизье, "Почему я Тебя люблю, о Мария"

[май 1897 r.]

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему " (Лк 2,49).

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

 

1.

Фрагмент, взятый из Евангелия от св. Луки, является единственным во всем Евангелии, где мы можем увидеть все членов святого семейства, свободно и сознательно действующих и поступающих. 

 

В более ранних эпизодах Иисус был представлен как ребенок, который еще не был самостоятельным. В то время как во все последующих Иосиф, который отошел в тень - вероятно, в тень смерти - уже не упоминается.

 

Тем не менее, в нашей истории, эти три личности показаны как личности, "ищущие Бога". Действительно такими увлечено ищущими Бога являются Мария и Иосиф, которые думали, что они ищут потерянного мальчика, в то время как искали Того, в котором телесно обитала полнота Божества, как об этом говорит св. Павел (ср. Кол 2, 9); Того, который всегда был Словом, с самого начала был у Бога и был Богом (ср. Ин. 1,1); Того, кто является Господом неба и земли (ср. Мф 28, 18).

 

Ищущим Отца является также Иисус, который очарованный видом храма не выходит из него, но остается в пределах его стен в течение трех дней, слушая говорящих о Боге Израиля раввинов.

Это истина, которую нам трудно понять, но дом в то время имел уникальное и глубокое значение. Он был местом, где с радостью и большим увлечением говорили о Боге, и потому искали Его. Ищут Бога, Который является вечной столицей и источником любви.

Джакомо Биффи, Проповедь в Торжество Святого Семейства

 

2.

Насколько родители, одаривая жизнью, участвуют в творческом действии Бога, настолько в воспитании оба становятся участниками Его отцовской, а вместе с тем и материнской педагогики. Божие Отцовство – согласно апостолу Павлу – является прообразом всякого родительства во Вселенной (Еф 3, 14-15), а в особенности – человеческого материнства и отцовства. Этой Божией педагогике лучше всего учит нас Предвечное Слово Отца, Которое, став Человеком, открыло человеку его человеческое во всей его полноте, то есть открыло сыновство Божие. Открыло, в чем суть воспитания.

 

Через Христа всякое воспитание в семье и вне семьи оказывается введенным в спасительное измерение Божией педагогики, обращенной ко всем людям и ко всем семьям, и обретающей свою полноту в Пасхальной тайне смерти и Воскресения Христа. В этой наивысшей точке нашего Искупления начинается весь (и любой) процесс христианского воспитания, которое является и воспитанием для достижения полноты человеческой сущности.

 

Первыми из числа непосредственных воспитателей детей всегда остаются их родители. Это их первое и основное право. Именно потому, что они родители, они являются и воспитателями. И если эту задачу родители разделяют с другими людьми, а также с различными институтами, например, с Церковью и государством, то в этом находит свое отражение принцип взаимопомощи. Родители не в состоянии удовлетворить все потребности процесса воспитания в целом, особенно, если речь идет об образовании, или об обширной сфере социализации. В тех сферах, где семье не удается эффективно действовать самой, принцип взаимопомощи оказывает поддержку родительской любви и служит семейному благу. Таким образом, взаимопомощь дополняет родительскую любовь и вместе с тем подтверждает ее фундаментальный характер. Все другие участники воспитательного процесса действуют в известной мере от имени родителей, руководствуясь их согласием, а в определенном смысле – даже их пожеланиями.

Иоанн Павел II, Послание семьям, 16