Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Истинно, истинно говорю вам: верующий в меня имеет жизнь вечную. Ин 6,47

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Ночная Месса

 

LECTIO

 

Первое чтение

Из Книги пророка Исаии 9.2-4,6-7

 

2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий;на сидящих в стране тени смертной свет воссияет.

3 Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.

4 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.

6 Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира.

7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

 

Все библейские тексты, читаемые во время Рождественской Мессы, хотя и с различных точек зрения, пытаются ответить на один вопрос: каково истинное значение Рождества? Все размышления начинаются с древних пророков. Речь Исаии подтверждает драматичность ситуации, в которой оказался Израиль, потому что отовсюду слышны голоса иностранных завоевателей. Вторжение ассирийцев (VIII век до Р.Х.), которые вступили в Галилею, угрожает Иудее и Иерусалиму, а народ, сталкиваясь с террором захватчиков, начинает - как говорит пророк - "ходить во тьме" и не знает, куда идти. К этим людям, у которых практически не осталось надежды, Исаия начинает говорить: "Народ, ходящий во тьме, увидит свет  великий" (ст. 2).Затем, обращаясь к Богу, произносит: "Ты умножишь народ, увеличишь радость его" (ст. 3).

 

А что же позволит людям перейти из тьмы к свету, от печали к радости?  Аллюзия, используемая Исаией, действительно относится к отступлению ассирийцев, но Божий пророк также говорит об отступлении всех врагов. Предвещает радость, причиной которой будет Тот, Кого называют: "Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (ст. 6). Именно Он, истинный герой Израиля, сделает это. Но как это будет? Исаия дает ответ: "Ревность Господа Саваофа соделает это" (ст. 7). Таким образом, истинным смыслом Рождества является это древнейшее послание: Вот пришел конец страхам и наступил день освобождения от господства врагов. Совершит это "Дитя, [которое] рождается для нас" (ст. 6, ср. Ис.7,14; Мих. 5.1-3; 2 Цар 7,12-16). Этот потомок от семени Давидова одарит все общество жизнью, в которой будут преобладать справедливость, мир и радость. Все обретут мужество и будут с радостью ждать следующего утра.

 

Второе чтение

Послание Святого Апостола Павла к Титу 2.11-14

 

11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,

12научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,

13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,

14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам

.

Св. Павел в письме к Титу, своему ученику, обращенному из язычества, епископу Крита, объясняет смысл пришествия Иисуса на землю, трактуя все это событие словами, полными надежды: "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков" (ст. 11). Наиболее важным аспектом Рождества для Павла является универсальность спасения, и самой подлинной вестью того времени - провозглашение спасения и новой жизни для всего человечества, независимо от расы, цвета кожи, социального происхождения и интеллектуальных качеств. Сам Спаситель пожертвовал Собой, и Он не является просто ребенком, который местом своего рождения выбрал убогий хлев, наполненный необычайным молчанием и дискомфортом, но в первую очередь, является искренней улыбкой Бога, благодаря чему стал Кем-то видимым. Так случилось для того, чтобы в людях, находящихся в отчаянии, пробудить искру надежды.

 

Он пришел к нам, чтобы научить нас идти дорогой добра, воздержанности и справедливости, отказа от заманчивого и иллюзорного зла, которое приносит с собой мир. Пришел также для того, чтобы укрепить нас в ожидании Славного Его пришествия (ст. 13). Он, как замечает Св. Павел, добровольно "дал Себя за нас" (ст. 14), но еще раньше говорил нам об Отце, и называл нас своими друзьями. В конце концов, из любви к нам умер за нас на кресте, избавил от всякого рабства и навсегда привел примиренное человечество к Отцу.

 

Только вера позволяет нам увидеть Божью силу, проявляющуюся в судьбе бедного человека. С того момента, когда Сын Божий стал человеком, Бог желает, чтобы Его принимали и относились к Нему как к человеку. Так должны искать Бога, потому что Он остался среди нас, как человек.

 

Евангелие

От Луки,2.1-14

 

1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

3 И пошли все записываться, каждый в свой город.

4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемыйВифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,

5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;

7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места вгостинице.

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.

9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:

11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который естьХристос Господь;

12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

 

Св. Лука Евангелист, опираясь на предзнаменования пророков (см. Мих. 5,1-4, 1 Цар 16,1-3), рассказывает нам об историческом рождении Иисуса. Его история проста, но очень убедительна и наполнена богословским содержанием. Он использует структуру миссионерского провозглашения, которое содержит три важных момента. Прежде всего, мы получаем весть о самом событии и обстоятельствах. Это: издание указа императора Августа, и - как результат - первая перепись населения, проводимая Квиринием, правителем Сирии. Именно тогда имело место рождение Иисуса в Вифлееме, в стране, находящейся под управлением иноземцев (ст. 1-7). Следующий элемент этой истории - провозглашение. Ангел является пастухам, которые стали первыми свидетелями спасения (ст. 8-14). И, наконец, последовало принятие провозглашения пастухами, которые идут в грот, чтобы встретить там Иисуса, а затем сообщить о произошедшем событии другим людям (ст. 15-20).

 

Центральной точкой повествования являются слова ангела, адресованные пастухам. Они касаются радости, вытекающей из происходящих событий. Не менее важной в Евангелии от Луки является и вера в Спасителя Иисуса, явленного в малом и бедном младенце "в пеленах, лежащего в яслях" (ст. 12).

 

Во всем этом тексте проявляются две темы, которые взаимно проистекают и дополняют друг друга: видимая нищета человеческой судьбы Иисуса и скрытая слава Бога, присутствующего среди людей. Только несколько пастухов - представители бедной и смиреной части человечества – находят в этом маленьком ребенке ожидаемого Мессию. Это замечательное и необыкновенное ознаменование начала новой эры в человеческой истории.

 

MEDITATIO

Для того чтобы созерцать тайну Рождества, прежде всего, нуждаемся в обычной простоте, приводящей нас к удивлению его посланием. Изумление и взгляд ребенка – это средства, необходимые для того, чтобы мы могли оценить послание, которое открывается нам в эту святую ночь. Это послание наполнено радостью, причины которой понятны: появление на свет Ребенка, Спасителя всех людей, который приносит надежду, исполненную миром, справедливостью и спасением. Однако возникает вопрос о знамениях, которые сопровождают этого ребенка. Перечислим их: слабость, бедность, бесправие и смирение - это то, что мир всегда отвергал, и что на примере Божьего Сына стало чем-то особенным.

 

Появление Иисуса сделало так, что все ложные «человеческие гарантии» были подвержены сомнению, потому что Бог не избрал крепкое, мудрое и сильное в глазах всего мира, но напротив, Он избрал слабое, глупое и можно сказать, последнее: избрал младенца в яслях (см. Лк. 2,7.12.16; 1 Кор 1,27; Мф. 11.25), который был и беден, и отвержен, и удален за пределы того, что являлось действительно важным. И именно в этой нищете, отверженности, «незначительности» простирается мир Духа, а мы, запутанные в трагедиях нашей повседневной жизни, все еще упорно ищем князей крепких, властных и сильных. Дитя из Вифлеемской пещеры говорит нам, что чудо Рождества познают только те, кто принимает Его и Его "ничего нестоящие" с точки зрения мира дары.

 

Когда именно в таком свете взглянем на события сегодняшней ночи, то поймем, что это не только лишь какая-то дата, о которой мы должны помнить, но что это событие способно также и сегодня заражать надеждой и преобразовывать.

 

Согласно старой раввинской традиции четыре ночи играют важную роль в человеческой истории: ночь сотворения (Быт. 1.3), ночь Авраама (Быт 15.1-6), исход из Египта (Исх. 12.1-13) и Вифлеемская ночь. И эта последняя самая важная, потому что именно тогда Сын Божий принес миру – столь отличающийся от pax augusta - мир, который стал основой «цивилизации любви» (Павел VI). Способны ли мы к тому, чтобы пережить тайну этой ночи?

 

ORATIO

Господи Боже вселенной, благодарим Тебя за то, что во Младенце Иисусе, который пришел в мир и принес покой, радость, справедливость и спасение, проявилась Твоя любовь ко всем людям. Мы также желаем понять что-либо из тайны Воплощенного Слова, несмотря на то, что слишком малы наши умы.

 

Для евреев своего рода абсурдом была бы мысль о том, что окончательное Слово Бога проявится в слабости человеческого тела Иисуса. Зато для язычников скандалом было бы то, чтобы принять полноту человеческой природы Божьего Сына, которая считалась недостойной божественности. Мы же верим, что Слово в определенный момент истории, рождаясь от Марии, "стало плотью" (ср. 1 Ин 4,2-3) и приняло - как любое творение – его слабости и немощи. Верим также, что в Иисусе Христе, истинном Боге и истинном Человеке, совершилось окончательное и полное откровение Отца и провозглашение послания спасительной веры.

 

Человек третьего тысячелетия нуждается в Иисусе, нуждается в личности, являющей любовь Отца, чтобы иметь возможность выйти за пределы своего эгоизма и поверхностное восприятие, которые лишают его ценностей, дающих надежду на новую жизнь.

 

Боже, Отче наш, рождение Твоего Сына открывает нам то, что мы также стали Твоими детьми в Иисусе, и можем Тебя познавать.

 

Соделай, чтобы вся наша жизнь в подражании жизни Христа, была одним большим сыновним послушанием Тебе и Твоей воле. Потому, в Рождественскую ночь становимся на колени, пребывая в поклонении прославления человеческого облика Младенца Иисуса, Твоего Единородного Сына, в котором отражается невидимый лик Отца, чтобы мы могли в нем заметить наше божественное отражение.

 

CONTEMPLATIO

А я, кто я? Как достойно могу сказать о том, что созерцаю? Слов мне недостаточно: язык и губы бессильны, когда им приходится говорить о чудесах этого Божественного торжества. Поэтому вместе с хорами  Ангелов восклицаю, и буду восклицать: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

 

Бог есть на земле; и потому, кто же не будет небесным? Бог нисходит среди нас, рожденный от Девы; кто же не станет сегодня более Божьим, не будет жаждать святости Девы и не будет горячо искать мудрости, чтобы стать ближе к Богу? Бог сокрыл Свой лик в бедности; кто же не станет богатым в божественности Бога, если же примет что-либо в смирении?

 

Полон сил и с радостью кричу как пастухи, и вскакиваю на ноги свои, услышав звучание Божьих слов; страстно желаю идти в хлев, принимающий Бога, и следовать к Небесному гроту; решился увидеть тайну, которая была в нем явлена и провозгласить в присутствии Новорожденного: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!".

Св. Софроний Иерусалимский Проповеди | Рим 1991.55-57

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

«Ибо младенец родился нам – Сын дан нам» (Ис 9,6)

(Лк 1, 45).

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

Как раз нынешней ночью, только что закончившейся, предстало неисчислимое воинство небесное перед вифлеемскими пастухами, говоря им: “Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение”. Как раз в эти, из всего года, дни празднуем мы и Рождество Христово, и Его Страсти и Смерть на Кресте. Возлюбленные чада, мир не устает удивляться этому. Ибо кто же на свете станет плакать и ликовать единовременно и по одной и той же причи не? Ибо или радость будет вытеснена горем, или же горе уступит место радости и ликованию. Ибо только в Христианском Таинстве нашем можем мы плакать и ликовать единовременно и по одной и той же причине. Теперь задумайтесь на мгновенье над значением слова “мир”. Не удивляет ли вас, что Ангелы провозвестили мир, тогда как вся земля была объята войной или страхом перед войной? Не кажется ли вам, что посулы ангельские были ошибочны, неисполнимы и ложны?

 

Вспомните теперь, как сам Господь наш говорил о мире. Он молвил ученикам своим: “Мир оставляю вам, мир мой даю вам”. Но думал ли Он о мире, как мы его понимаем сейчас, - королевство Англия в мире со своими соседями, бароны в мире с королем, человек мирно считает в дому свою мирную прибыль, очаг разожжен, лучшее вино выставлено на стол, чтобы угостить друга, жена поет колыбельную детям? Тем, кто стал Его учениками, суждено было иное: им предстояло идти далеко по свету, испытывать бедствия на земле и на море, претерпевать боль, пытки, тюремное заключение, разочарования и, наконец, мученическую гибель. Что же имел Он в виду? Если вопрос этот беспокоит вас, вспомните и другие слова Его: “Не так, как мир дает, я даю вам”. Так что Он дал своим ученикам мир, но не тот, который дает наш мир.

(Польск ий т екст в переводе И. С. Ситы, Варшава 1979, 43- 44)

Т.С.Элиот Убийство в соборе

 

2.

Рождается Дитя. Очевидно одно из многих детей на свете. Дитя рождается в Вифлеемском сарайчике. И потому рождается в условиях крайней нужды – бедный среди бедных. Однако тот, кто рождается, является "Сыном" в полном смысле этого слова. (...) Это Дитя - Сын Божий, единосущный Отцу. Предсказанный пророками, через Святого Духа стал человеком в лоне Девы Марии (...)

 

О, Дитя, которое восхотело иметь ясли как колыбель! О, Творец Вселенной, который отказался от Божьей славы! О, наш Искупитель, который отдал свое беззащитное тело в жертву для спасения человечества! Пусть сияние Твоего рождения озарит ночь мира. Пусть сила Твоего послания любви уничтожит высокомерный обман злого духа. Пусть дар Твоей жизни позволит нам лучше понять, какое значение имеет жизнь каждого человека. (...)

 

Ты, Мария, бодрствующая рядом со Своим всемогущим Сыном, дай нам Твои очи, чтобы мы смотрели на Него с верой; дай нам Твое сердце, чтобы мы прославляли Его с любовью.

 

В своей простоте вифлеемское Дитя учит нас вновь открывать для себя истинный смысл нашей жизни. Учит нас, чтобы мы “целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке” (Тит 2, 12).

 

О, Святая Ночь, столь ожидаемая, которая навсегда соединила Бога и человека! Вновь возрождаешь в нас надежду. Вызываешь в нас полное восторга изумление. Даешь нам уверенность в торжестве любви над ненавистью, жизни над смертью. Вот почему мы по-прежнему погружены в молитву.

 

В исполненной света тишине Твоего Рождества продолжаешь к нам говорить, Эммануил. И мы готовы слушать Тебя. Аминь.

Иоанн Павел II, Проповедь в Рождественскую ночь

[Рим, 25 декабря 2003 г.]