Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Не судите, да не судимы будете. Мф 7,1

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

LECTIO

 

Первое чтение:

из Книги пророка Исаии 40, 1-5. 9-11

 

1 Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш;

2 говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое

за все грехи свои.

3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; 4 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;

5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это.

9 Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш!

10 Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его.

11 Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных.

 

С этого замечательного пролога начинается "Книга утешения Израиля" (Ис. 40-55). Так Бог пробуждает Свой народ, народ униженный и находящийся в вавилонском плену, используя посланников Своей воли, к которым также принадлежит Второ-Исаия, пророк неволи. Тот же пророк объявляет, что не задержится приближение освобождения со стороны Бога, желающего спасти свой народ, который остался верен Ему. Итак, "остаток Израиля" возвратится на родину, и это возвращение будет сопровождаться великой радостью. Те, кто вернутся, также обретут землю, как это было обещано их отцам, и все страдания и скорби исчезают с их лиц.

 

В начале посланник приносит благую весть освобождения тем, кто был в Вавилоне. Использует при этом слова, которые волнуют сердца и открывают сердце Бога: "Утешайте ... говорите к сердцу ... возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его ... приготовьте путь Господу" (ст. 1-5). Затем весть адресуется Сиону, Иерусалиму, где провозглашается послание утешения для тех, кто остался на родине, "Вот Бог ваш! Вот, Господь Бог грядет с силою ... Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки" (ст. 9-11). Вот приблизилось время прощения и освобождения для народа. Посреди народа с великой силою явлена будет слава Божия. Заметим, что это Бог берет инициативу в свои руки по отношению к своему избранному народу, и, как пастух, пасущий свое стадо, собирает вокруг Себя свой народ. Это Он "агнцев носит на груди Своей " и "водит дойных " (ст. 11; ср. Иер 23, 3; Иез 34, 11-16; Иоан 10, 1-6, Лк 15, 3-7). Таким образом, в народе совершается реализация мессианского царства мира, спасения и справедливости.

Второе чтение:

из Послания Св. Апостола Павла к Титу 2, 11-14; 3, 4-7

 

11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,

12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,

13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,

14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

3.4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,

5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,

6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,

7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

 

Тит отвечал за общину христиан на Крите. Святой Павел после ободрений, направленных в адрес своего ученика, и касающихся способов реагирования в зависимости от категории людей, которые формируют вверенную ему Церковь, напоминает о личности Иисуса. В Нем мы получили спасение, данное нам Отцом. По словам Апостола, Иисус является величайшим проявлением доброты и любви Бога по отношению к человечеству: "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков" (ст. 11). Бог Отец завершил свое дело через личность своего Сына, Иисуса, а единственной целью этого было то, чтобы сделать нас детьми Божьими, что и произошло в крещении - "банею возрождения и обновления Святым Духом" (3, 5).

 

Любовь Бога Отца дана нам через Сына и Святого Духа, чтобы мы были способны к принятию полноты даров спасения. Только община веры, переживающая этот дар, может быть светом для неверующих и получить награду, о которой говорил нам Иисус: вечную жизнь. Не удивительно, что идеалом христианской жизни, на который следует обращать внимание, как отдельным христианам, так и всей общине, всегда является пример и личность Иисуса. Именно во время своей земной жизни, Он всегда был послушен Отцу, перенес все искушения от лукавого, а во время исполнения своей публичной миссии всегда поступал справедливо, возлюбив всех, и даже пожертвовав своей жизнью (ст. 12-14).

Евангелие:

От Луки 3, 15-16. 21-22

 

15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, —

16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,

22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

 

Евангельское повествование о крещении Иисуса, записанное у св. Луки, состоит из двух частей. В первой части (ст. 15-16) подчеркивается разница, существующая между крещением Иоанна Крестителя, который крестил водою, и так совершал очищение согласно старой еврейской традиции, и крещением Иисуса, крещением Святым Духом, который переменяет сердце человека, наделяя его новой жизнью. Во второй части (ст. 21-22) подчеркивается превосходство и богатство крещения Иисуса. В нем Он раскрывается как Мессия и Сын Божий. То же самое относится к крещению христианина, для которого крещение – это дар Святого Духа. В Духе, через Сына, мы становимся детьми Божьими. Другими словами, крещение – это особый момент откровения Духа Божия в личности Иисуса. Он сам получил Святого Духа во время молитвы.

 

Задание Иисуса в мире двойственно: Он Мессия, посланный Отцом, и потому получает силу Духа, чтобы исполнить миссию спасения людей, что является делом самого Бога. Но Иисус, также возлюбленный Сын Отца, отражение Бога, откровение слова, услышанного от Отца и переданного людям. Из этого рождается призвание Церкви и каждого верующего. Оно основывается на принятии призвания любви, которое Отец направляет к нам через Сына, чтобы и мы также передали Его нашим братьям. Так христианин понимает новое призвание к надлежащему переживанию личного крещения. Это понимание принятия Святого Духа и новой жизни, которая была дана нам, побуждает нас к отношениям, достойным детей Божьих, способных свидетельствовать о Божьей жизни и истине, делающей человека свободным (ср. Ин 8, 31-32).

MEDITATIO

Основная миссия Церкви в мире – это провозглашение "благой вести" об Иисусе Христе. Другими словами: евангелизация (ср. Мк 16,15-18).

 

Уникальная и непредсказуемая ситуация, в которой находится как мир, так и Церковь, и, прежде всего требования третьего тысячелетия делают так, что евангелизационная миссия Церкви требует оригинальных пастырских программ, которые смогли бы ответить на вызовы современного человека. Кроме того, сердцем евангелизации по-прежнему остается ясное и полное провозглашение личности и жизни Иисуса, Его учения и Царства, которое имело начало в Его пасхальной тайне: страсти, смерть и воскресение. Личность Иисуса, которую каждый христианин должен провозглашать словом и примером своей жизни, это человеческое лицо Сына Божия и божественное лицо Иисуса человека.

 

Личная встреча с Богом всегда оставляет следы в виде огромного духовного возрождения и чисто человеческого обновления. Вот почему верующий человек несколько принужден как к участию, так и к делению с другими опытом этой столь чудесной возвышенной встречи. Почти всегда пережитый опыт становится импульсом к следующей встрече, чтобы и другие также могли лично встретиться с Иисусом и Его Словом.

 

Итак Бог становится тем, кто присутствует в человеческой судьбе, оказываясь единственным Спасителем всего человека и Господом истории, который действует через Своего Духа, являющегося Духом жизни. Встреча со Христом, почти для всех, заканчивается принятием Его даром данной любви, принятием Его планов, согласием на Его предназначение и провозглашение Царства Божия, которое направлено прежде всего к бедным и к тем, у кого нет надежды на будущее. Вот именно так рождается справедливое и единое общество.

ORATIO

Господи и Отче! Ты явил нам множество из того, что касается нашего счастья и вечного спасения. Это совершилось через Твоего Сына, Иисуса Христа. Это Он делает нас людьми, полными радости. Тем не менее, довольно часто в нас рождается страх, или, скорее, опасение, что мы не сможем в полной мере ответить на Твою отцовскую любовь. Мы часто размышляем о судьбе избранного народа, который во время существования "первого завета" оказался жестокосердым (Исх. 19, 9-11). Позже, когда послал Своего Сына в мир, явившего нам Твой лик в духе истины и смирения, вожди народа отвергли Его. Так случилось потому, что в их сердцах не обитало Твое слово; в своей жизни не нашли для Тебя места. В общем говоря, в их сердцах не возрастало семя слова Иисуса.

 

Господи Иисусе Христе! Ты всегда учил нас, что вера рождается в сердцах тех людей, в которых живет любовь. Как люди ощущаем себя слабыми и боимся, что также и в наших сердцах она не будет расти в нашей повседневной жизни, что мы не будем возрастать в истине и братской любви. Соделай так, чтобы мы никогда не ожесточали наших сердец перед Твоим отцовским наставлением и перед благодатью Святого Духа. И даже если проявится в нас опыт человеческой слабости или наши сердца будут закрыты на благодать Твоего Слова или изменим Евангелию и сокроем несправедливость под покровом любви, не оставляй нас и позволь нам найти внутренний мир и единство с Тобой, в Котором сокрыта наша истинная радость.

CONTEMPLATIO

«Небеса проповедуют славу Божию" (Пс 18, 2). Кто это небеса? Те, кто стал его троном. Ибо как Бог восседает на небесах, так также восседает Он и в глашатаях Евангелия. И ты, если пожелаешь, станешь небесами. (...) Начинаешь понимать то, что находится на вершине, а не то, что на земле; не стал ли ты небом? Носишь тело, а сердцем ты уже на небе: ибо твое жительство на небесах (ср. Флп 3, 20 ). (...) Вся Церковь провозглашает Христа и небеса говорят о славе Его. Ибо все верные, на которых лежит забота о том, чтобы обрести для Бога тех, кто еще не уверовал, и делают это из любви, являются небесами. (...) Хватайте, приводите, притягивайте, кого только можете: будьте спокойны, приводите к Тому, который смотрящим на Него не надоедает. Просите Его, чтобы освятил их, чтобы могли смотреть так, как следует (...).

 

Так, как если бы ты видел солнце, и кому-то восхваляющему светило сказал: Это не свет. (...) Почему? Потому что ты познал что-то другое. (...) Уверуй и узришь. Может, не имеешь того, чем мог бы узреть? В конце концов, есть очи, которыми видишь эту красоту. Ибо как мы имеем очи плоти, коими мы можем видеть свет, так есть и очи сердца, каковыми можно узреть сию радость. Может быть, это израненные очи, запорошенные, затуманенные гневом, жадностью, похотью, чувственными наслаждениями. Затуманены твои очи и не желают созерцать этот свет. Уверуй и узришь. Будешь исцелен и узришь. "Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие". (Польский текст в переводе И. Суловскего, см. в Св. Августин, Толкование на псалмы, "Писания древнехристианских

писателей 40, LC, 287-288, 295-297)

Св. Августин, Толкование на псалом 96, 10. 18-19

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Лк 3,16).

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

 

1.

Ты – дитя Божье. Эта твоя сущность, которую тебе нужно осознать. Приняв эту истину о себе и утвердившись в ней, ты можешь жить в мире, где радость соседствует с болью. Тогда ты можешь принимать и хвалу, и хулу, видя в них возможность укрепиться в своей принадлежности к семье Божьей. Ведь именно твое сыновство дает тебе полную свободу, поскольку выводит тебя за пределы всякой земной славы или человеческого поношения. Ты принадлежишь Богу и в мир послан именно как Его дитя.

 

Тебе необходимо духовное руководство, нужны люди, которые помогут тебе держаться своей истинной сущности.

 

Ты долго ничего не знал о том внутреннем святилище, где берет начало твое сыновство. Поэтому всякий, кто способен был его коснуться, обретал неожиданную и часто безграничную власть над тобой. Эти люди становились частью твоего «я». Ты больше не мог жить без них. Но они не могли исполнить божественной роли и потому уходили, а ты ощущал себя брошенным. Однако именно чувство оставленности и звало тебя обратно – к твоей подлинной сущности чада Божьего.

 

Один лишь Бог может обитать в сокровенных глубинах твоего существа. Только Он способен дать тебе ощущение надежного дома. Но есть опасность, что ты позволишь другим людям растащить по частям свое «святая святых» и таким образом ввергнешь себя в полное отчаяние.

(Польский текст в переводе. И. и И. Гжегорчиков, dz. cyt., 74-75.)

Генри Нувен, Внутренний голос любви

2.

В деятельности Церкви, посвященной провозглашению Евангелия, имеются грани и составные части,  на которых следует остановиться. Некоторые из них настолько важны, что мы зачастую стремимся их отождествить с самой евангелизацией. В этом случае евангелизацию можно было бы определить как благовестие о Христе тем, кто о Нем не ведает, как проповедь, катехизис, крещение и другие совершаемые таинства. (...)

 

Для Церкви совершать евангелизацию означает нести Благую Весть во все слои общества и способствовать преображению изнутри, обновлению человеческого сообщества: «Се, творю все новое». Но никогда не будет нового человечества, если прежде не будет нового человека, обновленного крещением и жизнью по Евангелию. Цель евангелизации - как раз это внутреннее преображение, и если попытаться выразить это иначе, то более справедливо было бы сказать, что Церковь евангелизирует только тогда, когда Божественной силой Вести, которую она несет, она стремится изменить как личное, так и общественное сознание людей, их деятельность, жизнь и среду, которая их окружает.

 

Изменяющиеся слои общества: для Церкви речь идет не только о проповеди Евангелия во все более расширяющихся географических поясах или все более многочисленным народам, но также о том, чтобы достичь и преобразить силой Евангелия критерии оценки, устоявшиеся ценности, сферы интересов, способы мышления, источники воодушевления и образы жизни человеческого сообщества, которые находятся в противоречии со Словом Господа и замыслом спасения.

 

Все это можно было бы выразить таким образом: нужно совершать евангелизацию не напоказ, подобно наведению поверхностного глянца, а в живой форме, достигая подлинной глубины, самих корней человеческой культуры в целом и отдельных культур в том разнообразном и широком смысле, который подразумевается в пастырской конституции «Радость и надежда» (Gaudium et spes), всегда начиная с личности и постоянно возвращаясь к отношениям разных личностей между собой и с Богом.

Павел VI, Апостольское обращение Evangelii nuntiandi, 17-20