Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
“Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12”

LECTIO

Первое чтение

Из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова 24.1-4, 8-13

1 и среди народа своего будет восхвалена.

Премудрость прославит себя

2 и пред воинством Его будет прославлять себя:

В церкви Всевышнего она откроет уста свои,

3 и, подобно облаку, покрыла землю;

«я вышла из уст Всевышнего

4 и престол мой — в столпе облачном;

я поставила скинию на высоте,

8 и Произведший меня

указал мне покойное жилище и сказал:

Тогда Создатель всех повелел мне,

9 и прими наследие в Израиле.

поселись в Иакове

10 и я не скончаюсь вовеки.

Прежде века от начала Он произвел меня,

11 и так утвердилась в Сионе.

Я служила пред Ним во святой скинии

12 и в Иерусалиме — власть моя.

Он дал мне также покой в возлюбленном городе,

13 в наследственном уделе Господа.

 

Текст первого чтения, взятый из книги Премудрости Иисуса, сына

Сирахова, является одним из величайших литературных произведений книг

мудрости, содержащим похвалу Премудрости Божьей, которая является

живым источником, обновляющим в жизни всё то, что Бог разделяет с

людьми. Здесь воплощённая премудрость восхваляет сама себя, и делает это в

присутствии Всевышнего. Представляет себя соединённой с Богом, но и

одновременно отделённой от Него. Как личность отождествляет себя со

словом Божьим (

которое подобно Божьему Духу, покрывало первоначальный хаос творения

(ст. 2–3; Быт 1,2). Эта извечная Премудрость существовала вблизи Бога, имея

своё жилище рядом с Его престолом, и является вечной (ст. 4,9). Прошла по

всему миру и получила указание пребывать в Израиле: «поселись в Иакове и

прими наследие в Израиле» (ст. 8). С тех пор она стала служить на Сионе, а

Иерусалим, святой город, стал её жилищем. Таким образом, Израиль стал

святым народом, владением Господа и Его наследием (ст. 10–11).

В Новом Завете эту премудрость олицетворяет Иисус. Когда Иоанн

Богослов говорит о Слове, как о своеобразной отправной точке, он

использует именно этот текст. Также использует его при обращении к

теологии Слова и Премудрости. Последняя понимается как «движущая сила»,

«озаряющее откровение», «созидающая жизнь личность». Кроме того, св.

Иоанн использует аналогичные тексты о премудрости, чтобы описать

отношения Христа с Отцом (ср. Притч. 8; Прем 6–9). Коротко подытожим:

Иисус — полное и окончательное Слово Отца, подлинная Премудрость,

которая стала видимой, личность, посланная Богом как Единородный Сын

Отца.

из Торы), а как символ — с облаком, окутывающим землю,

 

Второе чтение

Послание Святого Апостола Павла к Ефесянам 1,3-6.15-18

3 благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в

небесах, Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа,

4 чтобы мы были святы и непорочны пред Ним

в любви, по благоволению воли Своей,

так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира,5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа,

6 которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном

в похвалу славы благодати Своей,

15 всем святым, молитвах моих, славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит

надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых…

 

Второе чтение состоит из двух разных частей. Первая часть (ст. 3–6)

является началом христологического гимна: его главная тема – это история

спасения, которая берёт начало от Отца, Сына и Святого Духа, а законом,

преобладающим в ней, является безвозмездная любовь Бога.

Отец – это источник, начало и конец всего. Святой Дух является

гарантией и залогом наследства, подаренного человеку. В то время как Сын,

единственный посредник Божьего дела, является Тем, кто делает всё

реальным «здесь и сейчас» в акте самопожертвования. Отец – инициатор

спасения, использует в этом деле своего «Возлюбленного» Сына (ст. 6).

Таким образом, деяние всех трёх Божественных Лиц направлено на спасение

человека, являющегося центром Божьих планов, хотя конечной целью

истории спасения является не человек, но слава Самого Бога.

Осознание этого плана, который в замысле Бога существовал ещё до

факта сотворения, несомненно, представляет собой причину огромной

радости и пребывания в великом изумлении. Мы являемся существенной

частью любви, которой Отец одаривает Своего возлюбленного Сына. Таким

образом, мы введены в полноту тайны Троицы, характеризуемой бесконечно

изливающейся любовью, благодаря чему — уже навсегда — мы находимся в

объятьях Бога. Всё это совершается в Церкви, в которой «во Христе» мы

становимся усыновлёнными Богом детьми (ср. Рим 9,4, Гал 3.1–7). Всё это

бесценный дар, изливающийся из сердца Бога, любящего всех людей

непостижимым для нас образом.

Вторая часть чтения (ст. 15–18) является отражением благодарности

Св. Павла по отношению к Богу; его признательностью за братьев по вере,

для которых просит о Божьей мудрости и даре истинной любви, полной

святости.

 

 

Евангелие от Иоанна 1.1-18

1

было в начале у Бога.

начало быть, что начало быть.

человеков.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

6 свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали

чрез него. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

9 приходящего в мир. не познал.

приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека,10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

14  истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и 15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о

Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что

был прежде меня. благодать, произошли чрез Иисуса Христа.

Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина18 Бога не видел никто никогда;

 

MEDITATIO

Литургические чтения сегодняшнего воскресенья показывают, что

Иисус представляет собой видимый образ Бога Отца. Поскольку Он является

источником миссии Сына, а Тот непрестанно вглядывается в Него. Всё, чем

обладает Сын, исходит от Отца: учение, сила, власть над жизнью и смертью.

«Моё учение — не Моё, но Пославшего Меня» (Ин 7,16). «Слово же, которое

вы слышите, не есть Моё, но пославшего Меня Отца» (Ин 14,24). Сын, сам по

себе, ничего бы не значил, но читаем – «как научил Меня Отец Мой, так и

говорю» (Ин 8,28). Итак, Иисус слушает Отца, всматриваясь в Него взглядом

внутреннего созерцания, и передаёт Его слова. Более того, так хорошо и

подлинно передаёт слова Отца, что для Евангелиста Он Сам является Его

Словом (Ин 1,1–2). Таким образом, Иисус становится совершенным

проявлением отцовской любви, поскольку непрестанно слушает Бога,

становясь «единым» со Словом Отца.

Тем не менее, вершиной откровения Иисуса не является то, чему Он

учил своим словом, но, скорее, Его дела и поступки, свидетельствующие о

Его жизни. Иисус до конца исполнил дело, порученное Ему Отцом. И это Его

труды являются выражением дара самопожертвования. Благодаря тому, что

Он отдал свою жизнь на древе креста, мы стали усыновлёнными детьми того

же самого Отца. Именно с этого холма, на котором был установлен крест,

проистекает наша уверенность в любви, данной нам Отцом и явленной

Иисусом из Назарета. Эта жертва — совершенное свидетельство логики Бога,

которую по-человечески никогда мы не сможем понять.

 

ORATIO

Господи, Иисусе Христе, апостол Иоанн, в конце своего пролога,

говорит: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре

Отчем, Он явил» (Ин 1,18). Отсюда следует, что ни один человек, живущий

на земле, никогда не видел и не увидит лик Творца. Но ты, о, Иисус,

Возлюбленный Сын Отца, Премудрость Божья и отражение Его Сущности,

дал нам Его познать и явил Его нам. Это благодаря Тебе, Бог Отец явился нам

в человеческих словах, а также в делах, которые Ты Сам воплотил в жизнь,

живя среди нас, вплоть до самопожертвования из любви к нам на дереве

креста. С тех пор принятие или непринятие Тебя означает принятие или

непринятие Отца. От этого, в свою очередь, зависит наше спасение.

Господи Иисусе, благодарим Тебя сегодня за то, что сделал нас

истинными детьми того же Отца, и назвал нас своими друзьями. Мы

прекрасно знаем, как много Ты пострадал за нас через осуждение и распятие,

но, прежде всего, это Ты учил нас, что «нет больше той любви, как если кто

положит душу свою за друзей своих» (Ин 15,13). Поэтому просим Тебя,

чтобы одарил нас великим и благородным сердцем, открытым для всех

наших братьев и сестёр, несмотря на все наши грехи, чтобы мы могли

полюбить их так же, как Ты возлюбил нас. Ты открылся для нас как живущее

и живое Слово Отца, а мы так часто являемся человеческими и пустыми

словами, в которых нет места для истины Твоего Евангелия. Научи нас тому,

что важно в жизни, научи вслушиваться в слова, которые направляешь к нам

в «созерцании». Если услышим это внутреннее слово, то сумеем понять что

говорит св. Августин: «Это великая тайна: звук слова касается ушей, но сам

учитель находится в глубине сердца».

 

CONTEMPLATIO

Там, над моей душой, дом моего Бога. Там обитает, оттуда взирает на

меня, оттуда меня сотворил, направляет меня, заботится обо мне, побуждает

меня, призывает меня, сопровождает и приведёт меня туда.

И тот, кто имеет таинственный дом на высоте, имеет также шатёр на

земле. Его прибежищем на земле является Церковь, пока ещё странствующая.

И здесь следует Его искать, потому что в храме находим путь, ведущий

домой. (…) В доме Божьем вечное торжество. Ведь там не празднуется что-

то, что проходит. (…) Во время этого вечного и непрестанного торжества

звучит незнакомая и сладкая для ушей сердца песнь благодарения, конечно

настолько, насколько не заглушает её мир (…)

 

«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?» Вот мы несколько

возрадовались внутренней сладостью, удалось нам бросить мимолётный,

быстрый и чистый взгляд на что-то неизменное. Что ещё смущаешься, что

ещё унываешь? Ибо не сомневаюсь в Боге. (…) Или дьявол, мой враг, не

подстерегает меня, чтобы погубить? Не ставит ли он ежедневно ловушки для

меня? Не желаешь, чтобы тревожила тебя, будучи в мире и в пути вдали от

дома Бога?

«Уповай на Бога» Почему: «Уповай»? Что Ему скажешь? «Бог мой и

Спаситель мой». Не могу спасти себя сам: это призн

Спаситель мой».

Св. Августин

аю, так скажу. «Бог мой иТолкование на псалом 41,8-11

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

«Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф 1,4)

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

Бог, многократно и многообразно говоривший в пророках, после этого

«в последние сии дни говорил нам в Сыне» (Евр 1, 1-2). Ибо Он послал Сына

Своего, Предвечное Слово, просвещающее всех людей, чтобы Он обитал

среди людей и поведал им тайны Божии (ср. Ин 1, 1-18). Итак, Иисус Христос,

воплотившееся Слово, посланный «как Человек к людям», «говорит слова

Божии» (Ин 3, 34) и совершает дело спасения, которое Отец дал Ему

сотворить (ср. Ин 5, 36; 17, 4). Поэтому Он, видя Которого, всякий видит и

Отца (ср. Ин 14, 9), всем Своим присутствием и явлением, словами и делами,

знамениями и чудесами, особенно же Своею смертью и славным

воскресением из мёртвых и, наконец, ниспосланием Духа Истины завершает

Откровение во всей полноте и подтверждает его Божественным

свидетельством, что означает: с нами Бог, чтобы освободить нас от тьмы греха

и смерти и воскресить нас в жизнь вечную.

Итак, христианское домостроительство, поскольку оно — новый и

окончательный завет, никогда не прейдёт, и уже нельзя ожидать нового

всеобщего Откровения до явления во славе Господа нашего Иисуса Христа

(ср. 1 Тим 6, 14 и Тит 2, 13).

Догматическая Конституция «DEI VERBUM», 4 О Божественном Откровении

2.

Иисус посредством Своих слов и действий сохраняет необыкновенную

связь со «Своим» Отцом. Евангелие от Иоанна подчёркивает то, что Он

говорил людям, является плодом этого глубокого и неповторимого союза: «Я

и Отец – одно» (Ин 10,30). И, более того: «Все, что имеет Отец, есть моё» (Ин

16,15). Существует взаимосвязь между Отцом и Сыном в силу того, что они

знают друг друга (ср. Ин 10,15), в том, кем являются (ср. Ин 14,10), в том, что

они делают (ср. Ин 5,19; 10,38) и в том, чем они обладают: «И все Моё Твоё,

и Твоё Моё» (Ин 17,10). Это взаимный обмен, находящий полное выражение

в славе, которую Иисус получает от Отца в глубочайшей тайне Его смерти и

воскресения, после того, как Он Сам воздал славу Отцу во время Своей

земной жизни.

Это значимое единство с Отцом не только сопровождает деятельность

Иисуса, но и определяет всё его существование. «Воплощение Сына Божия

открывает, что Бог есть Предвечный Отец, что Сын единосущен Отцу, то есть

что Он в Нём и с Ним есть тот же единый Бог» (ККЦ, 262). Евангелист Иоанн

ясно подчёркивает, что религиозные лидеры народа протестуют именно

против Его божественности, не могут смириться с тем фактом, что Он

Генеральная Аудиенция 10 марта 1999

Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец18 иИ укоренилась я в прославленном народе,