Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Пс 102,2

ВОСКРЕСЕНЬЕ ПАСХИ

 

LECTIO

Первое чтение:

Из Книги Деяний Святых Апостолов 10. 34a. 37-43 

34 Петр отверз уста и сказал: 37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: 38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. 39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. 40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться 41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. 42 И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. 43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

 

Святой Петр, исполнившись Святого Духа, сильным и твердым словом описывает то, что произошло с Иисусом из Назарета. И вот, благодаря Петру, который способствовал развалу барьеров, являющихся результатом строгого и неукоснительного соблюдения заповедей еврейского закона, провозглашение спасения - керигмы – начинает достигать также и язычников. Многие из них приняли христианскую веру, потому что имели открытые сердца. Ссылаясь на это обращение Апостола, св. Евангелист Лука предоставляет нам подлинные фрагменты служения «первоначальной евангелизации» зарождающейся Церкви. Таким образом, можно легко увидеть, что темой такого обучения была личность Иисуса из Назарета, Мессии помазанного Богом Святым Духом (ст. 38). Другими словами, таким образом Апостолы дают свидетельство о том, как Иисус Христос во время Своей земной жизни творил чудеса, исцелял больных и освобождал от злого духа тех, кто находился под властью дьявола. Заметим, что одинаково как вера, миссионерское участие, так и великая радость или даже энтузиазм учеников Иисуса взяты из опыта переживания пасхальной тайны, из встречи с воскресшим Христом, который - как сами думали ранее, - умер навсегда. Это содержание их живого свидетельства. Этого Иисуса, отвергнутого людьми, и умершего на кресте, «Бог воскресил из мертвых», чем запечатал истину, которую проповедовал сам. Следует подчеркнуть и тот факт, что Воскресение Иисуса связано с Богом, а не с властью или силой Христа, что только укрепляет веру в древнее происхождение этого керигматического фрагмента.

Кроме того, св. Петр, впадая в пафос проповеди, добавляет: что это не сказки или обыкновенные человеческие заблуждения, но настолько конкретная реальность, что к ней можно вернуться через обращение к самому элементарному опыту: "с Ним ели и пили". И это стало возможным благодаря тому, что Иисус явился «предъизбранным от Бога» (ст. 41). Тем не менее, это избрание стремится к всеобщей, или католической открытости. Апостолы получили от Иисуса задание провозглашения, чтобы все люди узнали, что Бог определил Судьей живых и мертвых (см. Дан 7,13н; Мф 26, 64) Того, Который был распят и воскрес, и через свою жертву заслужил прощение грехов для каждого, кто в Него верит (ст. 42-43).

 

Второе чтение:

из Послания св. Апостола Павла к Колоссянам 3, 1-4

Братья: 1 Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2 о горнем помышляйте, а не о земном. 3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. 4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

 

В Послании к Колоссянам - одном из так называемых узнических посланий – Св. Павел, начиная с событий Пасхи (ср. Кол 1,12-14), поднимает тему космического измерения тайны Христа и указывает на ее существенные признаки. И так Иисус является создателем вместе со своим Отцом (1.16), рожденным прежде всякого творения и новым Адамом (1.15), Главой тела, которое называется Церковью, и Спасителем мира (1,16-20). Каждый христианин становится живым членом Христа. Это воплощение осуществляется в акте крещения, который делает крещеного человека участником смерти и воскресения Господа. Но достигается оно также благодаря вере, которая приводит к полному развитию крещальных задатков этого таинства христианского посвящения. Подчеркнем еще одно: духовная реальность не только ведет к сознательному отказу от греха и следованию по пути новой жизни, но также и решительному направлению к азимуту, каким является небесная реальность. Тем более что эти усилия сопровождаются осознанием новой личности - личности Божьего ребенка. Таким образом, христианин определяет себя как паломника, стремящегося к вечной родине. Обратим внимание, что с одной стороны, он по-прежнему идет к ней, а с другой – во Христе Воскресшем, уже в ней находится.

 

Отсюда проистекает необходимость принятия мудрых решений и исканий "горнего" (ст. 1), и, следовательно, проживания жизни истинно воскресшего из мертвых и стремящегося к небесной славе. Здесь же следует искать одобрение Павла, чтобы оставить все, что делает нашу жизнь показным и бесполезным (ст. 3.3). Ибо христианин умер для земных дел, но живет сокрытый в Том, который Сам является Жизнью. Таким образом, когда Христос явится во славе, тогда перед глазами всех проявится и духовная красота всех тех, кто ежедневно жил по вере и нашел в Нем единство и полноту (3, 4).

 

Или

Второе чтение:

из Первого Послания св. Апостола Павла к Коринфянам 5,6b-8

Братья: 6Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? 7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. 8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.

 

Встреча с воскресшим и живущим Христом определяет и обозначает мораль христианина, который теперь становится свободным от бремени жестких и конкретных норм поведения. Вот почему св. Павел преднамеренно может обратиться к пасхальной тайне, особенно тогда, когда в определенных ситуациях, таких как, например, в общине в Коринфе, вынужден был авторитетно вмешаться.

 

Говоря о еврейской Пасхе, которую Иисус завершает и превосходит своей искупительной смертью, Св. Павел призывает очистить старую закваску, и только тогда начать торжественное празднование. Эта «старая закваска» является признаком испорченности, а она ни в коей мере не должна иметь места в новой жизни христианина (ст.7)

 

Теперь вы – как бы говорит Коринфянам Апостол Павел – должны стать новым хлебом, который освящает сам Христос через принесение в жертву самого себя. Он – истинная Пасха, непорочный Агнец, чья кровь защищает нас от смерти (см. Исх 12,12н). Поэтому, зная об этой жертве, христианин призван к новой жизни и к изгнанию из своего сердца старых привычек, различных мелких и больших пороков, чтобы быть в состоянии предстать перед Богом в истинной чистоте и искренности, как новый пасхальный хлеб (ст.8)

 

Евангелие:

от св. Иоанна 20, 1-9

1 В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. 2 Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. 3 Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. 4 Они  побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый. 5 И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6 Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7 и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. 8 Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. 9 Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

 

Прежде чем ученики встретили воскресшего Господа, они пережили болезненный опыт пустого гроба. Они убеждаются в  том, что тело Иисуса отсутствует. Кроме того, этот факт уникальным образом был подчеркнут четвертым евангелистом. Св. Иоанн вводит читателя в  диалектику видения, одним словом, веры, которая является своего рода «духовным видением». Процесс обнаружения сущности веры нарастает в двух следующих главах (20. и 21.), при чем Апостол подчеркивает уникальность тех, кто не видел, но уверовал (Ин. 20,29). В сегодняшнем отрывке эта «диалектика видения», приводящая к вере, представлена в использовании близких друг другу глаголов: «увидеть» и «видеть». Первый предполагает простую регистрацию явления, второй же предполагает, что кто-то не только что-то увидел, но и «обнаружил». И в этом определенном смысле «понял» (ст.1,5; ст.6, ст. 8).

 

Обратим внимание, что история о Воскресении содержит две важные детали. Первая указывает на время: «в первый же день недели», вторая на пору времени: «когда было еще темно». Таким образом, Иоанн подчеркивает уникальность этого первого дня недели, с которого начинается новое творение. Вот – как бы говорит евангелист – истинный «день Господень» (dies dominica); день, в который доверчивая вера – еще не освященная великолепием Воскресшего – ходит во тьме и ведет за врата смерти.

 

К этому добавим: первый пример такой доверчивой веры – это Мария Магдалина.  Когда она пришла ко гробу – и, вероятно была не одна, на что указывает форма множественного числа, используемая в стихе 2б – «видит» (по-гречески blépei, надлежит применять слово «видит», ст.1.) отваленный от гроба камень. Движимая тем, что увидела, уже не обращает внимания на все остальное, но быстро бежит к Петру – значимость его личности подчеркивают все традиции – и к «другому ученику, которого любил Иисус». Все указывает на то, что речь идет об Иоанне, который является автором четвертого Евангелия.  Итак, Мария Магдалина приходит, чтобы сказать им, что унесли тело Господа из гроба. Апостолы туда вначале пошли, а затем побежали. И хотя другой ученик прибежал к гробу первый, не вошел в гроб. Но наклонился и также «увидел» (греч. blépei, ст. 5) лежащие пелены. Вслед за ним пришел Петр. Он вошел в гроб, и «видит» (греч. theōrêi, ст. 6) пелены лежащие, а также плат, который был на главе Его, и который лежал особо свитый на другом месте.

 

Таким образом, Евангелист предоставляет нам несколько ценных замечаний. Необходимо обратить внимание на разницу между этими деталями и деталями, связанными с воскресением Лазаря (Ин. 11,44). Важно отметить, что Петр, разглядывая каждую деталь пустого гроба, находится в тишине, в которой можно было почувствовать почти физическое присутствие невысказанных вопросов… «Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал» (ст.8). Здесь был использован чрезвычайно важный глагол: êiden. Чтобы понять его значение, достаточно сказать, что от него происходит слово: «идея» (представление, понятие). Когда ученик увидел, он начал представлять себе, что же здесь случилось. И все это происходит, начиная от реальности, которая доступна его чувствам, и в действительности происходит на его глазах, заканчивая тем, что в ней сокрыто. Так приходит к вере, которая еще остается в полумраке, на что указывает стих 9, а также последующее повествование. Описанная здесь ситуация помогает нам понять, что вера не является чем-то таким, что можно обрести раз и навсегда. Это скорее начало пути к пребыванию в единстве с Господом; единстве живом и подверженном непрерывному углублению, вплоть до обретения полноты жизни в царстве бесконечного света.

[Можно также прочитать Евангелие из Навечерия Пасхи (см. том 3): Мф

28,1-10; Лк 24,1-12.]

 

MEDITATIO

„Радость моя! Христос воскресе!". Такими словами преподобный Серафим Саровский приветствовал тех, кто посещал его, либо тех, кого он встречал на своем пути. Таким образом, он становился посланником пасхальной радости. В день Пасхи из евангельского повествования проистекает радость Воскресения. Она адресована всем людям через ангелов, а также через свидетельство благочестивых женщин, Апостолов и христиан предыдущих поколений. Иными словами, через всех тех, кто всегда жил в Живущем. Их слова являются своего рода поощрением, если не сказать провокацией. Благодаря этому призыву, в сердце каждого человека рождается принципиальный вопрос, связанный с жизнью каждого из нас: кем для тебя является Иисус Христос? Этот вопрос мог бы стать кровоточащей раной, если бы не указывал на путь, дающий возможность найти соответствующие ответы. Ибо Виновника жизни не следует искать и невозможно найти среди мертвых. Иисуса не встретишь на страницах учебников по истории или в словах тех, кто указывает на Него как на одного из многих учителей человеческой мудрости. Хотя бы потому, что Он, будучи освобожден от уз смерти, Сам выходит к нам навстречу. На пути человеческой жизни невозможно не встретиться с Ним. Но необходимо быть осторожным, потому что Иисус принимает образ путешественника, нищего или простого садовника. Он тоже, будучи по-своему неуловимым, совершенно разным, позволяет найти Себя в Церкви, которая была послана для того, чтобы принести благую весть о Воскресении во все концы земли.

 

Что действительно важно, это отправиться рано утром в путь. Без промедления, будучи свободным от всех предрассудков и страхов, но полным надежды,  преодолевающей любые сомнения. Так и только так. А сегодня, имея такую открытую для надежды готовность, мог бы встретить живого Бога? Конечно же, да. Тем не менее, для каждого как способ, так и место встречи будут разными. За исключением одного: радикальное преобразование личности, которое является необходимым условием для встречи с Воскресшим Господом. Поэтому, когда встречаешь брата, который без всякого стыда приветствует тебя: "Радость моя! Христос воскресе", будь уверен, что он уже встретил Христа. Если встретишь человека, который всецело посвятил себя другим братьям и делам неба, будь уверен, что он уже встретил Христа ... Следуй за ним, познавай его секреты, а затем также и для тебя наступит желанный час встречи.

 

ORATIO

Соделай, Господи, чтобы и мы также ощутили себя людьми призванными, замеченными и узнаваемыми Тобой, присутствующим среди нас, и чтобы мы могли таким образом открывать единственную истинную ценность нашего существования среди различных творений, подлежащих уничтожению.

 

Дай нам смиренное сердце, открытое и всегда готовое для того, чтобы встретиться с Тобой и позволить Тебе запечатлеть в нас Твой Божественный знак, который, хотя и похож на глубокую рану, является непередаваемой болью и радостью, и все же дает уверенность в том, что мы созданы для Тебя, принадлежим Тебе и не желаем ничего иного, как только пребывать вместе с Тобой, нашим единственным Господом.

 

Хотим приблизиться к Тебе в это Пасхальное утро, встав перед Тобой с босыми ногами надежды, чтобы прикоснуться к Тебе пустыми руками нашей бедности, посмотреть на Тебя глазами любви и послушать тебя открытым ухом веры. Когда приближаемся к Тебе, ощущаем некоторый страх или опасение, призываем Твое Имя, которое, словно музыка и пение, звучит в глубинах нашего сердца, где Святой Дух, оплакивая с невыразимым стоном наши страдания, своей сладостью и силой приводит нас на путь любви.

 

CONTEMPLATIO

Действительно ли твой дух в полноте воскрес со Христом, ты сможешь это утверждать только тогда, когда сумеешь сказать с полной уверенностью: "Если Христос жив, то этого мне достаточно!”. Эти слова отражают истинную и искреннюю привязанность к Иисусу, достойную Его друзей. „Если Христос жив, то этого мне достаточно!”. Если Он жив, то и я живу, потому что моя душа заключена в Нем; Он - моя жизнь и все то, в чем я более всего нуждаюсь. Если Иисус жив, чего мне еще недостает? Даже если мне будет чего-то не хватать, то это не будет иметь для меня никакого значения, ибо Иисус жив... Если Он допустит, что мне не будет хватать меня самого, достаточно того, чтобы Он жил, даже для себя самого. Когда любовь ко Христу всецело поглотит сердце человека, и до такой меры, что он забудет о себе, но будет ориентирован только на Иисуса Христа и на все то, что Его касается, тогда это будет означать, что любовь в нем совершенна.

Бл. Гуерик из Игны, Пасхальная проповедь, I, 5

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего" (Кол 3,1).

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

В непрерывном ходе событий нашелся единый центр; была найдена своего рода точка опоры: Христос воскрес! Существует только одна истина: Христос воскрес! Существует только одна истина, адресованная всем: Христос воскрес!

 

Если бы Богочеловек не воскрес, то и весь мир был бы одним большим абсурдом, а Пилат был бы прав, задавая этот презрительный вопрос: „Что есть истина?” Если бы Богочеловек не воскрес, то и все ценности стали бы – и это безвозвратно - пресловутым фунтом лоскутов, а сама красота бы перестала существовать, и при том навсегда. Если бы Богочеловек не воскрес, тогда бы точно рухнул мост, соединяющий небо и землю, а мы бы потеряли и то, и другое. Не познали бы мы небо и не могли бы защитить землю от разрушения. Но Тот, по отношению к которому несем наиценнейшую вину, воскрес, а Пилат и Каиафа облачены в бесславие.

 

Таким образом, трепет радости охватывает все творение, которое испытывает невыразимую радость, ибо Христос воскрес и призывает к себе также свою Церковь: "Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!". Совершается великое дело искупления. Прорастает семя жизни и непонятным образом обновляет сердце творения. Невеста и Дух говорят Агнцу: "Приди!". И так в красоте своего первоначального великолепия Невеста встречается с Агнцем.

Павел Флоренский, Сердце Херувима [Казале Монферрато 1999,172-174]

 

2.

Гроб пуст. Это немой свидетель главнейшего события человеческой истории: воскресения Господа нашего Иисуса Христа. На протяжении почти двух тысячелетий этот пустой гроб давал свидетельство о победе Жизни над смертью. Наряду с апостолами и евангелистами, с Церковью, существующей в каждое время и в каждом месте, мы также свидетельствуем и провозглашаем: „Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти” (Рим. 6, 9). (...) Воскресение Иисуса является последней печатью всех Божьих обещаний, местом рождения нового воскресшего человечества, залогом истории, отмеченным мессианскими дарами мира и духовной радости. На заре нового тысячелетия христиане могут и должны смотреть в будущее с непоколебимым упованием на славную силу Воскресшего Господа, с которой Он творит все новое (см. Откр. 21, 5). (...)

С этого места, где Воскресение было провозглашено сначала женщинам, а затем Апостолам, настоятельно призываю всех членов Церкви, чтобы вновь дали обет послушания Божией заповеди проповедовать Евангелие по всему миру. На заре нового тысячелетия существует большая потребность в провозглашении с крыш Благой Вести о том, что "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. " (Ин 3, 16).

Иоанн Павел II [проповедь в базилике Гроба Господня в Иерусалиме

26 марта 2000]