Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив Пс 102,8

6- ое ВОСКРЕСЕНЬЕ ПАСХИ

LECTIO

Первое чтение:

из Деяний Святых Апостолов 15, 1-2. 22-29

 

В те дни: 1 Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. 2 Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. 22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, 23 написав и вручив им следующее: "Апостолы и пресвитеры и братия — находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. 24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, 25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, 26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. 27 Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. 28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: 29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы".

 

Распространение Евангелия, и особенно среди язычников, поставило перед зарождающейся Церковью серьезную проблему, связанную с ее отношением к закону Моисея. Поэтому возник вопрос: имеет ли Тора еще какую-то ценность после явления Христа, а в частности ее предписания, связанные с исполнением культа? И так Церковь столкнулась с первым кризисом, касающимся противостояния старого стиля жизни, проистекающего из иудаизма, и обычаев новых общин, которым был чужд еврейский закон. Решение этой проблемы имело огромное влияние на развитие евангелизационного призвания.

Наряду с собранием Апостолов и пресвитеров в Иерусалиме происходит так называемый первый Вселенский Собор. Это было событие большого значения и стало своего рода отправной точкой для Церкви всех времен. Его решения имеют существенное влияние, как на внутреннее единство, так и на распространение всей Церкви. Это желание жить в истине, имеющее немаловажное значение для будущего общины из Антиохии, где возникла проблема, стало причиной послать в Иерусалим Варнаву и Павла с тем, чтобы они там изложили суть проблемы и испросили совета у Апостолов и пресвитеров (см. ст. 2).

Важно отметить, что Иерусалимская Церковь приветствовала их с распростертыми объятиями. Также было предпринято совместное обсуждение возникшей проблемы (ст. 4-7а). Выступление Петра, доклад Варнавы и Павла, свидетельствующий о великих делах Божиих, которые имели место среди язычников, и в конечном итоге авторитетное слово Иакова, непосредственно отвечающего за Церковь в Иерусалиме, помогают в различении путей Святого Духа (ст. 28). Именно под Его руководством было фактически достигнуто полное согласие ("Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили...": ст. 22-25), что нашло свое отражение в официальном документе, направленном в Антиохию. Он гласит, что предписания иудейского закона не следует применять по отношению к языческим народам.

В некотором смысле, как когда-то Иисус собрал все предписания и рекомендации в одной заповеди любви, также и теперь различного рода предписания культового закона были побеждены благодаря свету Святого Духа, о чем свидетельствует это послание, отправленное через Иуду и Силу. В нем обращено внимание на то, что важно, то есть на необходимость обращения и отречения от греха. И даже если определенные стандарты культа по-прежнему остаются актуальными, то, конечно же, не из-за их собственной ценности, но из-за сохранения церковного единства составляющих общину евреев-христиан и обращенных язычников.

Эта история показывает, что проблемы не решают абстрактные понятия, но сознательный и четкий выбор, который должен быть сделан с большой мудростью и в соответствующее время. Это, в свою очередь, становится основой для устойчивых перемен, которые должны привести к общему росту и развитию, а не быть причиной для серьезных разногласий.

 

Второе чтение: из книги Откровения

св. Апостола Иоанна 21,10-14. 22-23

 

10 И вознес меня Ангел в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. 11 Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. 12 Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: 13 с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. 14 Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца. 22 Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. 23 И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец.

 

Вместе с видением небесного Иерусалима заканчивается КнигаОткровения, а вместе с ней и все библейское откровение. Совершая своеобразное и однозначное сравнение с более ранним видением другого города, города зла, великой блудницы Вавилонской, а также описывая казни, которым он был подвергнут (гл. 17-18), Иоанн берется за описание другой великолепной реальности „нисходящей с неба”, являющейся даром Бога. Речь об Иерусалиме, Невесте Агнца, Святом Городе. В нем показана красота самого Бога, от него исходит блеск Его света (ст. 11; ср.4, 5).

Совершенство города было описано с помощью набросков, ранее сделанных пророками (Иез 40, 2; Ис 54, 11-12; 60, 1-22; Зах 14 и т.д.). Они представляют собой новый и замечательный синтез. В них говорится о трех ключевых элементах, имеющих исключительный характер в этом великолепном сооружении: стена, ворота и основания. При чем стена свидетельствует о его размере, компактности и безопасности, а не о закрытости. С каждой стороны света расположены трое ворот (ср. Иез 48,30-35), через которые могут войти в город все народы земли, создавая тем самым единый народ Божий, тот, которому было доверено откровение. Кроме того, на воротах были написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых, а также высечены фигуры двенадцати Ангелов, которые символизируют посредников древнего Закона (ст. 12- 13). Основанием этих стен являются Апостолы распятого и воскресшего Христа, на свидетельстве которых основана Церковь (Еф. 2, 19-20). Однако в городе не хватает святого места, то есть Храма, который способствовал тому, что Иерусалим считался „Святым Городом”. Тем не менее, это очевидное отсутствие является его величайшим изобилием, потому что Всемогущий Бог и Агнец - его храм. Встреча с Богом не происходит в каком-то уникальном и особенном месте, как это было ранее. В Небесном Иерусалиме встреча с Богом становится выражением духовной реальности и образом жизни общины. Всемогущий Бог и Агнец будут в нем всем во всем (1 Кор 15,28), а присутствие славы Божией (shekhînah) и воскресшего Христа станет светом все освещающим, в который все будут погружены (ст. 22-24, ср. Ис 60,19-20).

 

Евангелие: от св. Иоанна 14, 23-29

 

В те дни: ,23 Иисус сказал ученикам Своим: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. 24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. 25 Сие сказал Я вам, находясь с вами. 26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. 27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. 28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. 29 И вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.

 

Накануне своего исхода, Иисус заверяет своих учеников в том, что Он вернется и явится тем, кто действительно любит Его (ст. 21б). И это те, кто соблюдает Его Слово. Любовь Иисуса – настоящая любовь, укоренившаяся в вере в то, что Он был послан Отцом и что пришел на землю, чтобы явить Его и рассказать все то, что слышал от Него (ст. 24б; см. 15,15). Тот же, кто, веруя, проживает свою жизнь в послушании Слову, становится местом обитания Бога (ст. 23), и благодаря Святому Духу ощущает единство с Отцом и Сыном.

Время, наступившее для учеников, - трудное время, но, однако они не должны пребывать в тревоге, что остались сиротами. Бог Отец пошлет им Святого Духа, который станет для них проводником. Истина в том, что дело спасения осуществляется через страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа, но необходимо, чтобы каждый включился в него и позволил себя спасти. А это задача Святого Духа: открыть человеческие сердца для понимания тайны Бога и вдохновить их встать на путь обращения. Поэтому благодаря действию Святого Духа, Христос становится современником для каждого человека, рождающегося для новой жизни. Именно через Святого Духа Библия становится живым Словом, адресованным каждому сердцу.

Миссия Святого Духа заключается в обучении и напоминании того, что Иисус сказал и сделал во время своей земной жизни. Это учение и напоминание не переносят человека в какое-то далекое время и место, но дают глубокий взгляд на существующую реальность, потому что здесь и сейчас Иисус присутствует как Эммануил, или "С нами Бог". Он Сам подтвердил это, когда к обетованию Святого Духа присоединил еще один дар: "Мир оставляю вам, - сказал Он, - мир Мой даю вам". Этот мир - Он сам. Поэтому, данный мир отличается от того, который дает мир.

Это личность, вечная жизнь, любовь. Таким образом, словно бы возвращаемся к корням. Заметим, что Иисус живет в сердце человека, чтобы сделать его способным к любви. Только любя, человек открывается все более и полней для Бога и вместе с Ним становится сотрудником в великом деле спасения. Тогда он словно бы рождается как личность, приносящая мир, являющийся предвестником неба.

 

MEDITATIO

И нас – безутешных и неуверенных, даже тогда, когда повышаем голос, чтобы оценить самих себя - Иисус одаривает миром. Миром, отличающимся от мира, который, дает мир, или от того, которого мы сами желаем. Без сомнения, это мир гораздо более ценный, мир, который переносит нас в вечность. Подобно как ученикам на Тайной Вечере Он отдал свое сердце и все сокровища жизни, содержащиеся в Нем, также и нам сегодня дает ключ к своему миру. Он, в свою очередь, показан нам как эффект, как результат Его действий. Ключ мира - любовь, которая создает в нас место обитания Бога. Заметным проявлением этого состояния является радость.

Это программа для нас. На сегодня. Навсегда. Простая программа, хотя трудная для реализации. Но не смотря на это ее возможно реализовать благодаря дару Святого Духа, живого напоминания об Иисусе, лампы для наших стоп и силе в реализации нашего христианского призвания. Если мы откроем наши сердца для мира Господа нашего Иисуса Христа, то вначале в нашем внутреннем мире ощутим своего рода хаос. Это может показаться странным, потому что мы думали, что уже не столкнемся с какими-либо проблемами или противодействием со стороны других людей. Поскольку нам казалось, что Святой Дух внутренне нас успокоит, а между тем ... Между тем, Его мир оказывается неизвестным нам динамизмом любви, а не идиллическим спокойствием. Если мы откроем для него - этого мира - двери нашего сердца, тогда все братья смогут проходить через них. И при том со всеми своими проблемами. Мы предполагали, что они будут внутренне богатыми, одарят нас своими дарами, а между тем это бедные люди. Вот почему „Отец бедных”, Святой Дух, становится в нас Утешителем и Тем, кто учит нас слушать, и при том слушать без предубеждений, всех остальных. Припоминает нам слова Иисуса, которые становятся в нас светом, которые показывают путь мира другим братьям. Примерно то же самое, о чем сейчас идет речь, произошло почти две тысячи лет назад, во время проведения Иерусалимского Собора ... Короче говоря, мы принимаем участие в том же самом, все еще продолжающемся и непрерывном деле, потому что мир Иисуса, который излился в сердце каждого ученика, должен распространяться по всему миру. Его цель - это радость и вечная слава, являющиеся даром Бога. А нам была дана возможность участвовать в подготовке этой славе, и при том уже в настоящее время.

 

ORATIO

В Тебе, и только в Тебе, Господи, наши беспокойные сердца находят отдых. Ты - истинный мир, которого нам не может дать ни мир, ни его тщеславие и ничтожность. Ты - драгоценное сокровище, залог вечного наследия, которого никто у нас не отнимет. Одари нас горячим и искренним желанием вслушиваться в каждое Твое слово, чтобы мы были готовы к тому, что Ты доверишь нам сделать. В то же время соделай, чтобы мы не слишком полагались на свои собственные силы, но доверяли силе Твоего Духа, живущего в нас. Это Его движение

открывает нас для постоянной молитвы за каждого человека, страдающего вдали от Твоего Лика. Пусть Твоя безграничная любовь пробуждает в нас истинное усердие, чтобы ни один бедный человек не прошел мимо нас, не найдя в нас утешение и поддержку.

 

CONTEMPLATIO

А когда придет Святой Дух, Он научит нас всему (ср. Ин 14, 26), и более того, еще тому, что грядет. "Все" не означает, что Он скажет вам, как закончится та или иная война или уродится ли пшеница. Нет, речь не о том. "Все" – означает то, что нам необходимо для истинной жизни Божией, для глубокого познания истины и для осознания испорченности человеческой природы. Подражайте Богу и следуйте по хорошему, святому пути. Многие люди так не поступают, и, если Бог зовет их внутрь, выходят наружу, а когда зовет их наружу, заходят внутрь - все делают наоборот. Через "все" я понимаю все, что мне необходимо внутренне и внешне, а именно: глубокое и внутреннее, чистое и четкое понимание своих поступков, самоуничтожение и тяжелое осуждение за то, что мы так далеки от истины, и к нашему собственному сожалению – привязываемся к мелочам. Кроме того, Он (Святой Дух) учит нас глубокому смирению и подчинению Богу и всем творениям. Это искусство, в котором помещаются все другие элементы, необходимые для достижения истинной святости: настоящее, не требующее объяснений, но истинное и глубокое смирение, не только в словах, но и на деле.

Да поможет нам Бог подготовится таким образом, чтобы мы действительно получили Святого Духа. Аминь. (Текст на польском языке в переводе В. Шимоны, в: Иоханн Таулер Проповеди, Познань 1985,140)

Иоханн Таулер Проповедь в IV Воскресенье Пасхи

 

ACTIO

В течение дня повторяй и живи Словом:

„Мир оставляю вам, мир Мой даю вам” (Ин 14, 27).

 

ДУХОВНЫЕ ЧТЕНИЯ

1.

Без Святого Духа, то есть, если Святой Дух не будет нас формировать изнутри, а мы не будем прибегать к Нему нормальным и обычным образом, мы действительно будем идти по стопам Иисуса, но не будем следовать в ритме Его сердца. Святой Дух делает нас соответствующими духу Евангелия Иисуса Христа, способными к внешнему провозглашению, то есть к тому, чтобы давать Ему свидетельство нашей жизнью. Дуновение Господа, Святой Дух, касается нас и должен придавать нашим действиям своего рода динамику, соответствующую Ему; своеобразное дыхание, к которому наша воля не остается равнодушной, но которая пронизывает ее. Короче говоря, Бог будет одаривать нас такой силой Святого Духа, которая станет отражением нашего принятия Слова, где бы мы его ни услышали. Поэтому нас должна характеризовать одна действительность, одна истина, один Дух Всемогущий, Который овладеет всей нашей жизнью, чтобы иметь возможность управлять ею, в зависимости от обстоятельств, как дух истины, дух терпения, дух мудрости, который на самом деле является одним и Тем же Духом, Духом Божьим. Все наши действия должны быть продолжением этого самого воплощения. Необходимо только, чтобы все наши действия мы доверили Духу, который присутствует в нас, и таким образом, чтобы Он мог заметить в них отражение своего лика. Святой Дух от нас ничего не требует, только это. Он не пришел к нам для того, чтобы отдохнуть; Он неутомим и ненасытен в своей деятельности. То, что мы не становимся с Ним одним целым, может только мешать Ему. Выражением отсутствия этого единства может быть проявление недоброй воли с нашей стороны или недостаток доверия к тому, что Он намеревается сделать. На самом деле, в глубине нашего сердца, отсутствует уверенность в Его методах действий. Но когда мы позволяем Ему действовать так, как Он это для себя наметил, тогда Он становится неутомимой личностью. Достаточно только не погасить в себе пламени, и тогда Его огонь возгорится и все истребит. Если бы мы были людьми великой веры, тогда могли бы доверить Святому Духу все действия в течение всего нашего дня, независимо от того, какими они были, и Он видоизменил бы их в истинную жизнь ...

Мадлен Дельбрайль, Неделимая любовь.

Фрагменты писем [Касале-Монферато 1994 43-45]

 

2.

Возглашаемое Святым Духом и возглашаемое Иисусом Христом тесно связано между собой. Речь идет не о двух различных, обособленных Откровениях. Это следует из обетования, данного Иисусом Христом: «Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин 14, 26). Напоминание — это функция памяти. Вспоминая, возвращаются к минувшему, к тому, что было сказано или сделано, обновляя в памяти прошедшее, как бы оживляя его. Но служение Святого Духа, Духа Истины, наделенное Божественной силой, направлено не только  к прошлому как таковому. Дух Истины, «напоминая» о словах и действиях, обо всей спасительной тайне Христа, постоянно актуализирует Божественные истины, претворяет их в деятельность Церкви, способствует тому, что они все время с нами, что они становятся реальностью жизни Церкви — сообщества спасения.

Иоанн Павел II  Верую в Духа Святого,

Господа Животворящего, Ватикан