Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Не судите, да не судимы будете. Мф 7,1

3- ое ВОСКРЕСЕНЬЕ ПАСХИ

LECTIO

Первое чтение:

из Деяний Святых Апостолов 5, 27б-32. 40б-41

В те дни: 27b Спросил Апостолов первосвященник, говоря: 28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. 29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. 30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. 31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. 32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему. 40 И, запретив Апостолам говорить о имени Иисуса, отпустили их. 41 Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие.

 

Свет и тьма, как элементы театральной сценографии, сопровождают Церковь от самого начала ее существования. Итак, с самого начала симпатии по отношению к христианской общине росли изо дня в день (ст. 14-16), но достаточно было и проявлений зависти и ревности со стороны еврейской власти того времени. Эта неприязнь в какой-то момент достигает своего апогея, перерождаясь в преследования. Когда все более и более частыми стали аресты, допросы и угрозы, тогда также возросло и усилилось действие Святого Духа в Апостолах, а через них и в других.

Дошло до того, что Апостолы, во второй раз представшие перед Синедрионом, дают явное свидетельство свободы и мужества. Это мужество - parrēsía означает «смелость и искренность в провозглашении своих мыслей и убеждений». Короче говоря, то, что они имели в виду, это быть послушным Богу, ничего не противопоставлять Ему самому и даваемому свидетельству (см. ст. 28-29). Это полное отсутствие страха делает их провозглашение и свидетельство веры еще более эффективными.

Петр, очередной раз, провозглашает керигмат (ст. 30-32), и еще раз на вождей народа возлагает ответственность за смерть Иисуса, чего элита того времени явно избегала (ст. 28б). Однако здесь речь не идет об обвинении ради обвинения кого-либо. Суть речи Петра – это указание на цель такого Божественного действия. Ибо Бог допустил все это, "дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов" (ст. 31). Таким образом, хотя Петр неоднократно обвинял участников распятия Христа, в каждом случае Святое Писание подчеркивает, что после проявления сожаления и принятия его слова „многие уверовали”.

Когда сердце человека пронизано сожалением и покаянием (Деян. 2,37), тогда дар Божий становится весьма изобильным даром. Но когда Слово Божие отвергается, сердце человека становится черствым, и даже прибегает к насилию (5, 33. 40). Но задачей Апостолов является пребывание в провозглашении Евангелия даже тогда, когда имеют место преследования. Единственным же укреплением для них является действие Святого Духа, который укрепляет их в вере (ст. 32) и наполняет радостью (ст. 41). Это свидетельство переживания благословений, обещанных Господом Иисусом, являющихся компенсацией за преданность Его имени (Мф 5,10-12).

 

Второе чтение:

из книги Откровения св. Апостола Иоанна 5, 11-14

Я, Иоанн 11 видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, 12 которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. 13 И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. 14 И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков.

 

Это сцена уникального величия, но и уникального страха, требующая тщательного ее рассмотрения. Вот Всемогущий Бог восседает на троне, держит запечатанную книгу Его, не поддающихся  проникновению, планов. И никто не в состоянии открыть эту книгу. Наступает минута тишины, наполненная ожиданием и страхом. Кажется, что эта ситуация является просто безнадежной. Но вот появляется победоносный Агнец, как бы закланный (5,1-7: на арамейском языке слово talja указывает как на "слугу", так и на "агнца").

Обращаясь к символу Агнца, св. Иоанн ссылается на личность Христа, истинного Пасхального Агнца, Страдающего Слугу Ягве, который взял на себя наши немощи и дал нам свое спасение (Ис 53, особенно стих 7).

Христос, Агнец как бы закланный, стоит посреди престола и посреди старцев (ст. 6). В Его присутствии начинается пение гимна торжественной космической литургии. Ее участниками являются бесчисленное множество ангелов (ст. 11-12), взятых из числа творений (ст. 13), которые во веки веков возносят хвалу Всемогущему Богу и Христу, нашей Пасхе.

Таким образом происходит объединение неба и земли, которые с тех пор образуют замкнутый круг. Этот гимн славы начинается на небесах, распространяется и достигает земли, начинает с ней диалог, чтобы вновь вознестись на небо, и там увенчаться произнесением многозначительного: "Аминь". Это выражение окончательного утверждения четырех животных, символизирующих всех живых существ. Таким образом, совершается торжественный акт подтверждения приверженности воле Божией.

Тишина, которая сопровождала поклонение старцев, во время этой своеобразной небесной обедни всего народа Божия продолжается звучанием нового гимна и преобразует его в интенсивное созерцание.

 

Евангелие:

от св. Иоанна 21, 1-19

В то время: 1 Опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: 2 были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. 3 Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. 4 А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. 5 Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. 6 Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. 7 Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море. 8 А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою.

9 Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. 10 Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. 11 Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. 12 Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. 13 Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. 14 Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых. 15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. 16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. 17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. 18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. 19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

 

Двадцать первая глава Евангелия от Иоанна, расположенная после ее первого окончания, к предыдущей главе добавляет несколько существенных элементов: открывает перспективу, касающуюся будущего Церкви (ст. 1-14), формирует основу для первенства Св. Петра, понимаемое как служение выполняемое в качестве наместника Христа (ст. 15-19), а также показывает отношения между Петром и любимым учеником (ст. 20- 23).

Строки 1-14 следует читать вместе с текстом о призвании первых учеников (ср. Лк 5, 1-11). Когда ученикам стало недоставать воскресшего Христа, они начали испытывать моменты неопределенности, касающиеся построения их будущего. Первая мысль, которая приходит им на ум, это возвращение к прежнему образу жизни. Только он был бы обозначен учением Иисуса, которого они знали как человека, живущего на земле. И вот тогда имеет место третье явление Воскресшего Господа (ст. 14), которое для учеников становится новым призванием следования за Ним (ст. 19), следования, сутью которого является переживание постоянного присутствия Господа, распознаваемого через веру (ст. 7 . 12), что Он подтверждает в преломлении хлеба (ст. 13). Дело в том, что без Него, без присутствия Иисуса, ученики не имеют сил, чтобы что-либо сделать на практике (ср. Ин 15, 5). Например, им не хватает пищи (ст. 5), но по Его слову, в послушании веры (ст. 6б), вылавливают множество рыбы. Так вот: все происходит так, как в день их первого призвания (Лк 5, 9). И знаменательно то, что также как и тогда, несмотря на большое количество рыбы, сеть не прорвалась. Это доказывает, что Апостольская Церковь, по существу неделима, по-своему неразрывна, хотя и вмещает в себя бесчисленное количество отличающихся друг от друга людей (ст. 11).

Во время этой эпифании, когда вместе с Воскресшим вкушают пищу, Иисус реабилитирует Петра в глазах остальных учеников. Тот еще недавно трижды отрекся от Христа, а теперь – также трижды – должен признаться, что любит Его. Более того, Иисус также трижды вверяет ему полномочия заботиться и пасти Его овец, что должен делать в духе служения, как представитель Доброго Пастыря (ст. 15-17). Поэтому также и самому Петру придется отдать свою жизнь за овец, воздавая славу Богу через понесенное страдание. Но сейчас призвание Петра последовать за Учителем имеет иной вкус, нежели чем тогда, когда услышал его первый раз, „когда был молод”. Это призвание имеет вкус любви (ст. 17), которая делает способными следовать по стопам Христа (1 Петр 2,21) и ведет к любви „до конца”.

 

MEDITATIO

Сегодняшняя литургия Слова обозначает перед нами длинный и увлекательный путь от земной жизни к вечности. Сейчас коротко опишем его этапы и попросим Господа о благодати его прохождения. В его начале находится переживание встречи. Оно касается нашей повседневной жизни, нашей обычной работы и предпринимаемых действий. Это встреча с Воскресшим; встреча, к которой чаще всего мы не готовы и слепы как Апостолы, когда плывут на своей лодке по морю. „Ученики – читаем у св. Иоанна - не узнали, что это Иисус”, но, не смотря на это, послушались совета незнакомца. Можно даже сказать, что интуитивно доверились ему. Хотя они и не знали, почему. И, наконец, когда сети наполнились, они были уверены, и даже внутренне убеждены в том, что это был Господь. Подобно Симону Петру, мы также должны подвергнуться очищающей силе поставленных Иисусом вопросов. Хотя они открывают наши грехи, наши прошлые и настоящие слабости, Господь все же ждет нашего согласия, подтверждения нашей любви. Заметим: только после распознавания Иисуса, а также самих себя в Его свете, мы можем полностью пожертвовать себя Ему. Тогда нет больше места для иллюзий, потому что для нас останется только одно - но это самое драгоценное из всего! - непреодолимое желание любить Его всем сердцем. Даже до безумия. И тогда Он доверит нам свои сокровища: наших братьев; сделает нас ответственными за наше свидетельство перед другими и в подражании Ему приведет очень далеко. Приведет нас туда, куда мы, по крайней мере, сегодня не можем добраться.

В свете этой встречи с Христом, когда мы прислушиваемся к эху внутреннего вопроса - "Любишь ли ты Меня?" – и к нашему смиренному ответу, следует продолжить начатый путь. Он должен сопровождаться мужеством в открытии для других пути веры, что происходит, когда искренне и мужественно провозглашаем имя Иисуса Христа, Богочеловека, Который был распят за наши грехи и воскрес к жизни через Отца для нашего спасения. Правда в том, что на этом пути будет достаточно страданий, да и преследований, но также и радости от пребывания в любви Христовой. Это будет радость, которая однажды охватит всю Вселенную в одной, совместно возносимой песне прославления к Всемогущему Богу, нашему Создателю, и к Христу, закланному Агнцу, нашему Спасителю, в Святом Духе – являющимися настолько сильными узами любви, что стал личностью!

 

ORATIO

Явись вновь, Господи. Мы так же, как когда-то Твои ученики, желаем пойти вместе с Тобой и противостоять тьме ночи. Без Тебя мы ничего не можем сделать. Наши сети постоянно пусты и кажутся бессмысленными наши усилия забрасывания их в море. Но на Твое слово еще раз можем забросить их, потому что Ты желаешь препроводить нас за горизонт логики нашего мышления, которое сосредоточено на холодном подсчете потерь и выгод, а также на ожидаемой прибыли. Когда касаемся дна нашей нищеты, Ты позволяешь нам испытать Твою силу воскресшего Господа. Верим, что Ты Господь. Несмотря на нашу нищету, соделай так, чтобы мы в начале каждого нового дня возобновляли в себе желание следовать за Тобой, смиренно повторяя: „Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя”.

 

CONTEMPLATIO

Исполнять волю Христа, это-то и значит в особенности быть со Христом (см. Ин 14,15.23); воля же Его заключается не в ином чем, как в попечении о пользе ближнего (см. Флп 2,4-5).

Хочешь ли я представлю тебе и четвертое доказательство? Симон Ионин! любишь ли ты Меня, говорит Христос: паси агнцев Моих (Ин. 21, 15.16); и спросив его в третий раз, сказал, что это пасение и есть знак любви. И это сказано не к одним только священникам, но и к каждому из нас, кому вверено хотя малое стадо (см. Лк 12,32). Не презирай его только за то, что оно мало, так как Отец Мой, говорит Он, благоволил о нем (Лк. 12, 32).

Каждый из нас имеет овцу, которую и должен водить на добрую пажить. Муж, вставая с постели, о том только и должен стараться, чтобы и делами, и словами насаждать в своем доме и семействе большее благочестие. (…)

Если и в делах житейских никто для себя одного не живет, но всякий, и художник, и воин, и земледелец, и купец, посвящают себя занятиям для пользы и выгоды общественной, то тем более должно быть это исполняемо в делах духовных. В этом преимущественно и состоит жизнь; напротив, кто живет только для самого себя, а о всех прочих нерадит, тот лишний, тот не человек, а изверг рода человеческого. (…) Действительно, кто заботится о благосостоянии других, тот никогда не оскорбит, о всех станет болезновать, всем по силе своей будет помогать; ни у кого ничего не станет отнимать, не будет лихоимствовать, никого не будет обманывать, ни лжесвидетельствовать; воздержится от всякого порока, будет хранить всякую добродетель, молиться за врагов, благодетельствовать злоумышляющим против него, ни с кем не будет ссориться, никого не будет злословить, хотя бы сам слышал бесчисленные хулы. (…) Если же будешь искать только своего, то о чужом совершенно не будешь стараться.

(Текст на польском языке в переводе. A. Барона, в: Св. Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Матфея, ч. 2, Краков 2001, 413- 415.)

Св. Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Матфея, 77, 6

 

ACTIO

В течение дня повторяй и живи Словом:

„Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя”. (Ин 21, 17).

 

ДУХОВНЫЕ ЧТЕНИЯ

1.

Любовь Христа к Петру была безгранична: в любви к Петру Иисус показал нам, как нужно любить человека, которого видишь. Иисус не сказал: „Петр должен измениться и стать другим человеком, и только потом Я полюблю его снова”. Нет! И даже наоборот. Он сказал: „Петр это Петр, и Я его люблю; это Моя любовь поможет ему стать другим человеком!”. Он не разорвал отношений с ним, чтобы снова завязать их тогда, когда Петр изменится... Нет, Он сохранил свою дружбу с ним, и это помогло Петру стать другим человеком. Как думаешь, без этой верной дружбы Христа Петр был бы спасен? Кто может помочь тому, кто согрешил, совершил ошибку или упал, если не тот, кто является его  другом, даже тогда, а может быть, прежде всего, тогда, когда оскорбления коснулись именно его самого?

Любовь Христа была безгранична, и именно такая, какой должна быть, когда необходимо исполнить заповедь любви, когда необходимо любить человека, которого видишь. Чисто человеческая любовь всегда руководствуется совершенствами, а также несовершенствами любимого человека. В то время как христианская любовь соглашается со всеми недостатками и слабостями возлюбленного, и, несмотря на различного рода происходящие перемены, находится рядом с ним, любя того, которого видит. Если бы это было не так, Христос никогда бы не любил: ибо где бы Он нашел совершенного человека?

Сёрен Кьеркегор, Деяния любви

[Милан 1983, 341-344]

 

2.

Воскресший задает Петру вопрос, который определит всю его жизнь: „Симон Ионин! любишь ли ты Меня” (Ин. 21, 16). Иисус не спрашивает его, какие он имеет таланты, умения, навыки. Не спрашивает даже того, который предал Его недавно, будет ли он верен ему с этих пор, не оступится ли. Спрашивает его о существенной, единственной вещи, которая может стать основой призвания: любишь ли ты Меня? Сегодня Христос обращается с тем же самым вопросом к каждому из вас: любишь ли ты Меня? Не требует от вас, чтобы вы были в состоянии говорить с толпой, руководить организацией или распоряжаться имуществом. Он просит вас любить Его. Все остальное будет проистекать из этого. Решение следовать за Иисусом не означает, что необходимо немедленно что-то сделать или что-то сказать, но, прежде всего, любить Его, быть с Ним, принять Его безоговорочно в своей собственной жизни. Сегодня искренне ответьте на вопрос Иисуса. Некоторые смогут сказать вслед за Петром: „Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя” (Ин 21, 16). Другие скажут: „Господи, Ты знаешь, как сильно я хотел бы любить Тебя, научи меня любить Тебя, чтобы я мог следовать за Тобой”. Важно то, чтобы не свернуть с пути, но идти вперед, не теряя из виду цель, до дня, в который сможешь всем сердцем сказать: „Ты знаешь, что я люблю Тебя”.

Иоанн Павел II [проповедь, провозглашенная в Кастель Гандольфо участникам VII Международного

Молодежного Форума, 17 августа 2000]