Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив Пс 102,8

4 ВОСКРЕСЕНЬЕ АДВЕНТА

 

LECTIO

 

Первое чтение

из Книги Пророка Михея 5, 2-5a

 

Так говорит Господь:

2 И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных.

3 Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их.

4 И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли.

5 И будет Он мир.

 

Михей, современник пророка Исаии, жил в драматический период Иудейского царства. В то время самой большой угрозой была власть Ассирии, а Израилем управляли те потомки Давида, которые более заботились о своих собственных интересах, чем о благе народа. В таком контексте появляется сегодняшнее пророчество, говорящее о возрождении. По словам пророка все необходимо начать с самого начала. Сам Бог будет способствовать возрождению своего народа через действия праведного царя, который прибудет не из Иерусалима, но из маленького городка, называемого Вифлеем (ст. 1), то есть фактической родины Давида. Поэтому нужно вернуться к скромному началу, а именно ко времени, когда Давид был избран царем. Он, младший из семи братьев, которые, судя по-человечески, были наиболее подходящими людьми для принятия власти. Но – пророк как бы говорит – если не начнется все с начала, то нельзя говорить о каком-либо возрождении.

 

Между тем необходимо время очищения (ст. 3). Время, в период которого Израиль будет находиться под властью различных правителей. Завершение их правления наступит в день, когда родится новый царь. Правда в том, что пророк не называет его имени, но описывает черты, характерные для его правления (ст. 4): будет твердо управлять и заботиться о народе, как пастух о своих овцах. И самое главное: придет в величии имени "Господа, Бога своего". Имя "Бог" [YHWH] не может не обращать нашего внимания на рассказ о явлении, которое произошло на горе Синай. Тогда свидетелем этого откровения Бога был Моисей. Этот «новый царь», о котором говорит пророк, возвратит к духу завета, заключенного между Богом и Его народом, а народ, благодаря этому, обретет мир (ст. 5).

 

Это пророчество сохранилось в Израиле как слово, которое никогда не было исполнено ни одним из царей, восседавших на иерусалимском троне. Тем не менее, в Новом Завете евангелист Матфей признает, что оно было полностью реализовано в личности Иисуса Христа, Который родился в Вифлееме (ср. Мф 2, 6), как истинный пастырь, заботящийся о рассеянном и измученном стаде (ср. Мф 9, 36).

 

Второе чтение:

Из Послания Святого Апостола Павла к Евреям 10, 5-10

 

5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.

6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.

8 Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил",

9 потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе.

10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

 

Этот текст является одним из сильнейших фрагментов Послания к Евреям. Иисус представлен как тот, кто приходит, чтобы исполнить волю Божью; как Царь - Мессия, который полностью отождествляется с волей Божьей.

 

Автор Послания предлагает вначале медитацию на тему тайны Воплощения. Итак, мы имеем такую ситуацию: Иисус приходит и принимает человеческий облик с целью освящения всей человеческой жизни, воспринимаемой в перспективе святости: "По сей-то воле освящены мы" (ст. 10). Чтобы совершить наше освящение, Христос не принес ритуальное жертвоприношение Богу, но пожелал, чтобы Его тело, Его человеческая природа, стали местом, где будет реализовано полное и совершенное послушание Богу Отцу: "Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне (...),Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже" (ст. 5-7). Вот в чем истинный смысл воплощения. Иисус Христос избрал себе человеческую природу, чтобы, в конечном итоге, посвятить ее служению Божьей воле. Его тело было полностью сосредоточено на Боге. Это означает, что Его воля, Его тело, а также Его поступки и дела были полностью подчинены исполнению воли Отца. Через послушание Иисуса, достигаемое в человеческом теле, также и человек обрел способность к такому послушанию.

 

Евангелие:

От Луки 1, 39-48a

 

39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,

40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,

42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,

47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

48 что призрел Он на смирение Рабы Своей.

 

Одной из основных тем посещения, описанного св. Лукой, является радость. Во-первых, это радость, проистекающая из факта встречи двух матерей. Далее радость Иоанна Крестителя, который услышал голос "Матери Господа моего", носящей в своем чреве Сына Божия. В радости Иоанна Крестителя можно увидеть признаки радости Давида. Давид танцевал при виде приближающегося Ковчега Завета, знака присутствия Бога (ср. 2 Цар 6), а Иоанн радовался, при том так сильно, что "взыграл" (ст. 41) в утробе своей матери, потому что Мария, как Святой Ковчег, носила в своем чреве Господа и Спасителя мира.

 

В Иоанне Крестителе, испытывающем радость от присутствия Марии и Иисуса, был представлен весь Ветхий Завет, который ожидал Нового Завета и в данный момент принимал его. Елисавета, как женщина пожилого возраста, к тому же, бесплодная, на собственном опыте познала реализацию планов Бога, которые скрывают в себе как страдания людей, так и их желания.

 

Во всей этой сцене был представлен образ человечества, ожидающего Христа и приветствующего Его. Символом этого человечества становится Елисавета, потому что только в момент своей встречи с Иисусом она начинает понимать, что ждала именно Его, хотя и не подозревала об этом. Сын Божий, Который стал человеком, становится источником радости, поскольку передает истину, к которой призван каждый человек: быть чадом Божиим.

 

Теперь вернемся к Марии. Она слышит приветствие Елисаветы, в котором названа «благословенной» (ст. 42). Слышит также слова восхваления того же благословения (ст. 45), которое проистекает из ее глубокой  веры в исполнение Божьего обетования. Таким образом, Мария, давая человечеству Сына Божия, учит нас отвечать верой на предложение Бога. Вера и смирение: "Что призрел Он на смирение Рабы Своей" (ст. 48). В личности Марии становится актуальным Божий план (объявленный пророком Михеем), который берет свое начало от людей смиренных.

 

MEDITATIO

Благословение веры. Восхваление Марии, произнесенное Елисаветой, приглашает нас также задуматься о нашей вере. И именно сейчас, в этот период ожидания.

 

Вера Марии характеризуется следованием за Божьим обетованием. Она уверена в том, что Бог ожидает от Нее, и в том, что Он умеет держать данное однажды слово. Тайна Бога для Нее пока еще сокрыта в этом маленьком Ребенке, который, как и все другие, находится в ее материнской утробе. Однако, принимая все с великой верой, начала убеждаться в том, что Бог собирается исполнить свое обещание. Это касается также каждого из нас. Если мы не будем верить, то никогда не испытаем того, каким образом Божий дар, больше таинственным образом, принимает конкретные формы также и в нас самих.

 

Вера Марии олицетворяется также в Ее путешествии к Елисавете. Это путешествие было осуществлено с большой поспешностью. Мария пошла к своей родственнице, которая нуждалась в помощи - как повсеместно и справедливо считается - но также отправилась в путь, необходимый для постижения того, что Бог делает через других. Также и мы должны смотреть и на это отношение, чтобы научиться отдавать себе отчет в том, что Бог действует в истории других людей. Это своеобразное совместное предложение двух женщин, Марии и Елисаветы, которое сегодня направлено к нам: обе говорят друг другу о том, что Бог совершает в них в данный момент. Ни одна из них не говорит о себе, но каждая говорит о той другой либо о том, что сделал Бог. И каков результат? Достижение пика прославления, о чем говорится в великолепном гимне Magnificat.

 

Вера Марии призывает нас войти в атмосферу людей бедных в Господе, то есть смиренных и простых, которые все свои надежды возлагают на Бога и способны увидеть то, что Он совершает. Это образ готовности Марии с точки зрения плана Бога, который также и нас приглашает к принятию слов Псалма 40 (ст. 8-9). Эти прекрасные слова автор Послания к Евреям вкладывает в уста Иисуса: "Вот, иду исполнить волю Твою, Боже" (Евр 10, 7).

 

ORATIO

Вот, вышел мне, Господи, навстречу и одарил меня благодатью познания Тебя. Несомый Церковью, как Твоей Матерью Марией, посетил меня и возбудил во мне веру. Господи Иисусе, я благодарю Тебя.

 

Одари меня такой же самой радостью, какою одарил Иоанна Крестителя, чтобы я мог радоваться Твоему пришествию ко мне, и тогда во мне будет живым переживание этой встречи и продлиться во мне благодать посещения.

 

Обнови во мне дар Святого Духа, чтобы как Елисавета я был готов принять любого, кто будет говорить мне о Тебе, и, прежде всего, находиться в поиске Тебя там, где ты позволяешь Себя найти, в Церкви. Тогда и моя маленькая история, где Ты, Господи Иисусе, имеешь место, войдет в историю, в которой продолжает говорить Бог Отец.

 

Прошу Тебя, чтобы Ты так же, как в Марии, которая носила Тебя во чреве своем и родила Тебя, принимал определенные формы также и во мне. Соделай, чтобы рожденный как Божие дитя по Твоему образу и Твоему подобию, становился фактически новым человеком, таким, каким являешься Ты. "Величит душа моя Господа". В ходе подготовки к празднованию Твоего рождения одари также и нас благодатью слов, которые произнесла Мария, чтобы мы на самом деле прославляли дела Отца, осуществляющего их и сегодня посредством тех, кто имеет страх Господень.

 

CONTEMPLATIO

Дева, Бога приняв в свое чрево,

поспешила к Елизавете;

и нерожденный, Ее поцелуй распознав,

возрадовался и во чреве взыграл,

словно бы к Богородице воззвал:

 

Радуйся! Ты пускаешь Побег неувядающий.

Радуйся! Ты приносишь Плод неумирающий.

Радуйся! Ты взращиваешь Растящего души.

Радуйся! Ты жизнь даешь Подателю Жизни.

 

Радуйся, пашня, плодородная для жатвы умиления,

Радуйся, трапеза, изобильная яствами милосердия!

Радуйся! Луг отдохновения в тебе расцветает,

 

Радуйся! Пристань для душ в тебе возникает.

Радуйся, благоуханное к Богу ходатайство,

Радуйся, за весь этот мир Заступница!

Радуйся, к людям Божье благоволение,

Радуйся, к Богу людское дерзновение!

 

Радуйся, Невеста приснодевственная!

Акафист Пресвятой Богородице [Икос 3]

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„И блаженна Уверовавшая,

потому что совершится сказанное Ей от Господа"

(Лк 1, 45).

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

 

1.

Как мы ожидаем? Ожидание вместе с родными и друзьями лучше, нежели ожидание в одиночестве. Совместное ожидание более человеческое и более божественное. Один из самых красивых фрагментов в Священном Писании начинается так: "Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету" (Лк. 1, 39). Это история посещения Марией Св. Елисаветы сразу же после получения обещания о том, что родит сына. Что же произошло тогда, когда Мария получила обещание? Она пошла к Елисавете. В жизни Елисаветы, как и в жизни Марии, также что-то произошло. Каким образом они могли это пережить?

 

Встреча этих двух женщин очень трогательна для меня, потому что Елисавета и Мария встретились для того, чтобы помочь друг другу в ожидании. Посещение Марии открыло для Елисаветы то, чего ожидать. Младенец взыграл от радости во чреве ее. Мария подтвердила ожидания Елисаветы. Тогда Елисавета сказала ей: "И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа " (Лк. 1, 45). А Мария ответила: "Величит душа моя Господа" (Лк. 1, 46). Она сама преисполнена радостью. Эти две женщины, поддерживая друг друга, создают друг для друга пространство ожидания.

 

Подтверждают друг другу, что происходит что-то, чего стоит ждать. Здесь мы видим образец для семьи и христианской общины. Сущность семьи и общины – это взаимная поддержка, священнодействие и принятие; место, где мы развиваем то, что уже в нас заложено. Посещение Елисаветы является одним из самых красивых посланий на тему того, что такое община, совместная жизнь, собрание вокруг обещания, подтверждение того, что происходит между нами.

(Текст на польском языке в переводе К. Станкевича, Краков 2004, 70-71).

Генри Нувен, Найти путь домой

 

2.

Воистину великие дела Божьи, великие Божьи тайны совершаются в тайне, в доме Захарии. Церковь будет постоянно ссылаться на них, будет повторять вместе с Елисаветой: "Блаженна Уверовавшая ", и будет вместе с Марией петь "Magnificat".

 

Событие, которое когда-то произошло в земле Иудейской, содержит в себе непередаваемый смысл. Бог пришел в мир. Он стал Человеком. Был зачат Святым Духом во чреве Девы из Назарета, для того чтобы по истечении положенного времени родиться в Вифлееме. Но, прежде чем все это произошло, Мария носила Иисуса, так как каждая мать носит в себе дитя своего материнского лона. Она вынашивала не только его человеческую жизнь, но также всю Его тайну - тайну Сына Божия, Искупителя мира. Поэтому посещение Марией Елисаветы является довольно обычным событием, и в то же время одновременно уникальным и неповторимым.

 

Вместе с Марией в дом Елисаветы и Захарии приходит предвечное Слово, Сын Божий. Он приходит, чтобы быть среди нас. Так, как когда-то период перед рождением связал Его с Назаретом, а затем и с окрестностями Иудеи, где жила Елисавета, и в конце концов с маленьким городом Вифлеемом, где он пришел в мир, так и теперь каждое Его посещение связывает Его с любым другим местом на земле, где его литургически празднуем.

Иоанн Павел II [проповедь во время Литургии Слова в Замостье, 12 VI 1999]