Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Вы свет мира. Мф 5,14

3 ВОСКРЕСЕНЬЕ АДВЕНТА

LECTIO

 

Первое чтение

из Книги Пророка Софонии 3, 14-18a

 

14 Ликуй, дщерь Сиона!

торжествуй, Израиль!

веселись и радуйся от всего сердца,

дщерь Иерусалима!

15 Отменил Господь приговор над тобою,

прогнал врага твоего!

Господь, царь Израилев, посреди тебя:

уже более не увидишь зла.

16 В тот день скажут Иерусалиму:

"не бойся", и Сиону:

"да не ослабевают руки твои!"

17 Господь Бог твой среди тебя,

Он силен спасти тебя;

возвеселится о тебе радостью,

будет милостив по любви Своей,

будет торжествовать о тебе с ликованием.

18 Сетующих о торжественных празднествах

Я соберу: твои они.

 

Пророк Софония, предшественник пророка Иеремии, именно такими словами описывает желание возрождения Иерусалима во времена царствования Манассии, идолопоклонника и разбойника. Это возрождение должно иметь духовный характер, а также и социальный. Адресатом пророческих слов является "дщерь Сиона" или "дщерь Иерусалима". Оба эти термина взаимозаменяемы, но указывают на один город: на Иерусалим, о котором говорится, что Бог задумал для него что-то новое.

 

Во всем этом пророческом тексте можно выделить различные темы, которые повторяются, по меньшей мере, два раза. И так необходимым и даже неотложным становится доверие, которым должны быть наделены слова надежды. Таким образом, основным тоном цитируемого отрывка становится радость, в которую перерождаются обещания Господа. Пророк, описывая всю эту ситуацию, использует такие слова, как радость, веселье, ликование, торжественное празднование... Короче говоря: это описание внутренней радости, проявляющейся внешне и становящейся уделом всей общины. Наиболее интересный аспект этой ситуации - это то, что речь здесь не идет только о радости, являющейся уделом человека, но также и уделом самого Бога (ст. 17: "Господь Бог твой среди тебя..., возвеселится о тебе радостью "). Отрывок начинается радостью народа и заканчивается радостью Бога.

 

Причиной этой радости является пришествие Бога, который, отвергая все убеждения, обитает в городе, как спаситель: "Господь посреди тебя " (ст. 15.17). По-своему спасение совершается как «возрождение» в любви ("будет милостив по любви Своей": ст. 17). Поэтому для пророка Софонии спасение основывается на подтверждении первоначальной любви Бога, на обретении утраченной любви. Это любовь, разрушающая все страхи, потому что уже не будет никаких причин для страха или беспокойства, благодаря тому, что Бог даст познать его любовь. Именно из этого отрывка черпает свое вдохновение сцена Благовещения записанная у Св. Луки: "Радуйся ... Господь с Тобою ... Не бойся ... ".

 

Второе чтение:

Из Послания Святого Апостола Павла к Филиппийцам 4, 4-7

 

4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. 5

Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. 6

Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с

благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7 и мир Божий,

который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления

ваши во Христе Иисусе.

 

Поощрение к радости, а также стимул отказаться от любых страхов ("Не заботьтесь ни о чем ": ст. 6), находят у Павла свое основание в том факте, что "Господь близко". В этом случае, слово "Господь" относится не только к Богу, но также и к Иисусу, потому что в Нем Бог приближается к человечеству. Послание к Филиппийцам показывает достаточно ясно, в чем заключается разница, существующая между христианской надеждой и надеждой того, кого называют "оптимистом по жизни". Христианская надежда не основана на чувствах, добровольных движениях, на внутреннем положительном настрое, чтобы быть оптимистом, но на личности Иисуса, который является гарантом того, что "наступает" в будущем, всех будущих ожиданий. В этом случае, только три слова отражают характер надежды, личной и общинной: радость, доверие и мир.

 

Радость проистекает из пребывания в общении с Иисусом и другими людьми. Тот, кто так считает, не является весельчаком, но страдающим Апостолом, узником, который призывает Филиппийцев пребывать в радости.

 

Доверие: "Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом" (ст. 6). Доверие, оказанное Богу, не является чем-то недостойным человека, а также побегом из так называемого нереального мира, но составляет неотъемлемую часть мудрости, потому что "Стопы святых Своих Он блюдет" (1 Цар 2,9).

 

Мир: это результат того, что было сказано ранее. Тогда можно сделать такой вывод из прочитанных слов св. Павла: мир - это не отсутствие забот и тревог, но плод силы Божией, которая защищает сердце и ум человека, верующего в Иисуса Христа (ст. 7). А это нечто принципиально отличное от обычного "размышления ни о чем". Истинный мир не является чем-то поверхностным, но удерживает человека там, где он принимает решения о самом себе, в уме и сердце. Благодаря этому все действия и отношения с другими людьми будут действиями и отношениями истинного мира.

 

Евангелие:

От Луки 3, 10-18

 

10 И спрашивал его народ: что же нам делать? 11 Он сказал им в

ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища,

делай то же. 12 Пришли и мытари креститься, и сказали ему:

учитель! что нам делать? 13 Он отвечал им: ничего не требуйте более

определенного вам. 14 Спрашивали его также и воины: а нам что

делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и

довольствуйтесь своим жалованьем.

15 Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах

своих об Иоанне, не Христос ли он, — 16 Иоанн всем отвечал: я крещу вас

водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать

ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. 17

Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в

житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. 18 Многое и

другое благовествовал он народу, поучая его.

 

Святой Лука, после адресации Слова Божьего к Иоанну Крестителю, указывающего на приближающееся время спасения (Лк 3,2), припоминает этические вопросы воззвания Иоанна, в которых ясно показано, какие дороги должны стать простыми, и соответственно сформированными согласно путей Божьих.

 

К Иоанну приходили разные люди. Трижды (ст. 10. 12. 14) слышим из их уст вопрос, обращенный к пророку: "Что же нам делать?". И он, отвечая им, не выдвигает перед ними какие-то необоснованные требования, но рекомендует обращать внимание на ближнего и проявлять ко всем истинное уважение. Интересно, что Иоанн Креститель, человек пустыни, которого спрашивают: "Что нам делать?", не говорит о том, чтобы ему подражали как отшельнику и аскету, живущему в пустыне. Ответы, данные им, оставляют человека на его нормальных путях, потому что в этой ежедневной среде каждый человек должен подготавливать свой путь для Господа.

 

Некоторых спрашивающих надоумливает, чтобы делились своими ценностями: "У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же" (ст. 11). Среди тех, кто приходил, были мытари и воины, то есть две социальные категории людей, ведущих, по крайней мере, «сомнительный» образ жизни. Но также и они могут претендовать на спасение, если будут жить честно и откажутся от угнетения других. Более того, когда пришел Иисус, именно мытари и воины (например: сотник) стали свидетелями спасения, предложенного им. Не должны были при этом соблюдать каких-либо сложных условий. Это было спасение, которое получили бесплатно, что тем более "побуждало" их к новой жизни.

 

В конце евангелист отмечает, что "народ был в ожидании" (ст. 15), а также тот факт, что помышляли, не является ли Иоанн обещанным Мессией. Итак, от вопроса: что нам делать, перешли к вопросу о Мессии, а именно: "Кто может нас спасти?». В этом случае, Иоанн Креститель направляет интересующихся дальше, к Тому, кто должен прийти. Поскольку именно Он может реально изменить прежнюю жизнь, сжечь плевелы и одарить Святым Духом.

 

MEDITATIO

Слово Божие призывает меня к радости, являющейся выразительным знаком христианского свидетельства. "Радуйтесь в Господе": в нас самих. В просторечии никогда не говорим "радоваться в ком-то", но скорее "радоваться с кем-то" или "радоваться кому-то". Зато Библия ясно мне говорит: "Радуйся в Господе ". И именно к такой радости я призван: должен радоваться как с кем-то соединенный, как объединенный с Господом. Моя радость будет истинной только тогда, когда возникнет на основе опыта отношений, то есть соединения с Господом Иисусом.

 

Радость, укоренившаяся в надежде на пришествие Христа, будет выражена в уважении и вежливости по отношению к другим, в проявленном по отношению к моим братьям смирении, в поисках того, что подходит для каждой конкретной ситуации, в усилии, чтобы найти соответствующие меры по отношению к каждому брату.

 

Более того, моя радость должна быть выражена также в действиях, совершаемых ради справедливости, в деяниях жизни "искупленного" человека. Для того, чтобы уже сейчас я мог обрести внутренний покой, Евангелие не оставляет меня только с вопросом: "Что мне делать?". Желает помочь мне в поиске ответов на некоторые более глубокие вопросы, а именно: "Кому я должен доверить мое сердце? Кто может обратиться ко мне с истинным словом, которое возбудит и укрепит во мне желание совершать что-то доброе? ". Иоанн Креститель, учитель морали и справедливости, предостерегает от упущения из виду этих вопросов, более того, он дает мне на них ответы. Можно сказать, что направляет меня к тому Единственному, на которого стоит смотреть и которому следует доверять свою жизнь.

 

ORATIO

Смотрим на Тебя, Господи Иисусе, то есть на Того, кого Иоанн Креститель называется сильнейшим. Ты сильнейший, потому что Ты делаешь так, что сила Бога Отца становится присутствующей и действует для нас и для нашего спасения. Ты сильнейший также потому, что можешь победить любую из наших слабостей и каждое наше сопротивление. Ты сильнейший потому, что оберегаешь нас от зла и одариваешь наши сердца миром.

 

Смотрим на Тебя, Господи Иисусе, который крестишь Духом Святым. Таким образом, погружаешь нас в жизнь самого Бога. Посылаешь нам Святого Духа, который живет в нас. Духа, плодами которого являются: любовь, радость, мир, долготерпение, снисходительность, доброта, верность, кротость, воздержание и самообладание.

 

Смотрим на Тебя, Господи Иисусе, который приходишь, чтобы судить мир. Предай Твоему огню также и сегодня: позволь нам познать святость самого Бога, Его требовательную любовь, ту, которая очищает нас и имеет для нас неоценимое значение, для нас слабых, словно солома. Когда среди толпы, собравшейся на берегу Иордана, мы замечаем наши грехи и нашу изменчивость, приблизься также и к нам, и одари нас своим могуществом, чтобы мы имели достаточно сил вернуться к Богу.

 

Смотрим на Тебя, Господи Иисусе. Когда где-то в другом месте ищем радость, Ты приближаешься к нам и говоришь: "Твой Бог радуется в тебе и тобою".

 

CONTEMPLATIO

Откроем наши очи для обожествляющего света, а наши уши на голос Бога, который ежедневно призывает нас, говоря: "О, если бы вы ныне послушали гласа Его: "не ожесточите сердца вашего" (Пс 94, 8) И еще: "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам" (Откр 2, 7). А что говорит? "Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас" (Пс. 33, 12). "Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма" (Ин 12, 35).

 

Среди многочисленной толпы, которой Господь говорит эти слова, Он ищет сотрудника и повторяет еще раз: "Кто есть человек, любящий долгоденствие, чтобы видеть благо?" (Пс 33,13 Вульгата) Ежели услышав сие, ответишь: "Я", Бог скажет тебе: "Если желаешь иметь истинную и вечную жизнь, «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним » (Пс 34, 14-15).Если будете следовать этому, очи Мои будут обращены на вас, а уши мои открыты на ваши просьбы. И, прежде чем, воззовете ко мне, скажу: "вот Я!" (Ис. 58,9) Что же может быть лучше для нас, дорогие братья, чем этот Божий глас приглашения? В своей благодати сам Господь показывает нам путь жизни. (...)

 

Если, однако, иногда для того, чтобы исправить ошибки и сохранить любвь там, где справедливость и здравый смысл этого требуют, мы окажемся немного более строгими, сразу не убегай, охваченный страхом, с пути спасения, потому что войти на него можно только сквозь узкие врата.

 

По мере продвижения вперед в жизни общины и в вере, твое сердце расширится, и будешь следовать по пути заповедей Божьих с невыразимой сладостью любви.

Св. Бенедикт Нурсийский, Устав

[Пролог 9-20. 47-49]

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь!" (Флп 4, 4).

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

Радость – это молитва, радость – это сила, радость - это любовь. Бог любит тех, кто дает с радостью. Лучший способ выразить нашу благодарность Богу и людям – принимать все с радостью.  

 

Никогда не позволяйте, чтобы заботы охватили вас так, чтобы по этой причине забыть о радости воскресшего Христа. Мы все жаждем неба, где пребывает Бог, но, однако не имеем возможности оказаться на небе сразу: достаточно, однако, быть счастливым с Ним в данный момент. Быть с Ним счастливым сейчас означает: любить так, как Он любит; помогать так, как Он помогает; давать так, как Он дает; спасать так, как Он спасает; быть с ним двадцать четыре часа в сутки; касаться Его в Его облачении бедности, в бедных и тех, кто страдает.

 

Радостное сердце – это обычный плод горящего любовью сердца. Даром Святого Духа является участие в радости Иисуса, живущего в душе. Сохраняем в наших сердцах радость любви Бога и делимся этой радостью, любя друг друга, как Он любит каждого из нас.

Бл. Мать Тереза Калькуттская

 

2.

Радость, которую испытываем из-за того, что мы являемся христианами – тесно связанными с Церковью, "во Христе", в состоянии благодати с Богом - действительно может насытить и исполнить сердце человека (...) Радость всегда рождается с некоторой точки зрения на человека и на Бога: "Если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло". Здесь мы касаемся врожденных свойств человеческой личности, которых она не может утратить: стремление делать добро всегда идет по пути разума и любви, а также по пути созерцания и действия. Чтобы умели распознавать то, что является наилучшим у братьев, также присутствие Бога, столь близкое сердцу человека! (...)

 

Воспитание такого видения не является только задачей психологии, но представляет собой также плоды Святого Духа. Этот Дух, переполняющий личность Иисуса, соделал так, что Иисус, живя на земле, так ревностно обращал внимание на радости повседневной жизни, и так мягко и результативно относился к грешникам, чтобы привести их на путь новой молодости, обновить их сердце и дух! Тот же самый Дух вдохновлял Деву Марию и различных Святых. Также и в наше время тот же Святой Дух поддерживает радостью многих христиан, чтобы ежедневно жили в своем конкретном призвании, а именно, в мире и надежде, которые возвышаются над разочарованием и страданием. Это Дух Пятидесятницы в настоящее время вводит множество учеников Христа на путь молитвы и просьбы в радостном сыновнем прославлении, а также направляет их к смиренному и радостному служению людям, обездоленным и отвергнутым нашим обществом. Ибо радость тесно связана с самоотдачей. Таким образом, в Боге все является радостью, поскольку все это дар.

Павел VI, Апостольское воззвание Gaudete in Domino