Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я есмь хлеб жизни. Ин 6,48

Рождество Христово (месса ночью) – год А

LECTIO

Чтение из Книги пророка Исаии 9, 2-4,6-7

Народ, ходящий во тьме,
увидит свет великий;
на сидящих в стране тени смертной
свет воссияет.
Ты умножишь народ,
увеличишь радость его.
Он будет веселиться пред Тобою,
как веселятся во время жатвы,
как радуются при разделе добычи.
Ибо ярмо, тяготившее его,
и жезл, поражавший его,
и трость притеснителя его
Ты сокрушишь,
как в день Мадиама.
Ибо младенец родился нам –
Сын дан нам;
владычество на раменах Его,
и нарекут имя Ему:
Чудный, Советник, Бог крепкий,
Отец вечности, Князь мира.
Умножению владычества Его
и мира нет предела
на престоле Давида
и в царстве его,
чтобы Ему утвердить его
и укрепить его
судом и правдою
отныне и до века.
Ревность Господа Саваофа соделает это.

 

Все библейские тексты, читаемые во время Рождественской Мессы, хотя и с различных точек зрения, пытаются ответить на один вопрос: каково истинное значение Рождества? Все рассуждения начинаются с древних пророков. Речь Исаии подтверждает трагическую ситуацию, в которой оказался Израиль, потому что отовсюду слышны голоса иностранных войск. Вторжение ассирийцев (VIII век до Р.Х.), которые вступили в Галилею, угрожает Иудее и Иерусалиму, а народ, сталкиваясь с террором захватчиков, начинает - как говорит пророк - "ходить во тьме" и не знает, куда идти. К этим людям, у которых  практически не осталось надежды, Исаия начинается говорить: .. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий "(ст. 1). Затем, обращаясь к Богу, произносит: "Ты умножишь народ, увеличишь радость его " (ст. 2).

А что же позволит людям перейти из тьмы к свету, от печали к радости? Намеки, сделанные Исаией, действительно относятся к отступлению ассирийцев, но Божий пророк также говорит об отступлении всех врагов. Провозглашает радость, причиной которой будет Тот, которого называют: "Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (ст. 6). Именно Он, истинный герой Израиля, сделает это. Но как это будет? Исайя отвечает:.. " Ревность Господа Саваофа соделает это " (ст. 7). Таким образом, истинным значением Рождества является древнее послание: Пришел  конец страхам и день освобождения от власти врага. Соделает это, "Дитя, [которое] рождается для нас" (ст. 5, ср. Ис.7,14; Мих. 5.1-3, 2 Цар 7, 12-16). Этот потомок от семени Давидова даст всему сообществу жизнь, в которой будут преобладать: справедливость, мир и радость. Все обретут мужество и будут с радостью ждать следующего утра.

 

Чтение из Послания Святого Апостола Павла к Титу 2, 11-14

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

 

Св. Павел, пишет письмо к Титу, своему  ученику, обращенному из язычества, епископу Крита, объясняя смысл пришествия Иисуса на землю, объясняя это событие словами, полными надежды: "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков "

Наиболее важным аспектом Рождества для Павла является универсальность спасения, и самой подлинной вестью того времени  - провозглашение спасения и новой жизни для всего человечества, независимо от расы, цвета кожи, социального происхождения и интеллектуальных качеств. Сам Спаситель пожертвовал Собой, и Он не является просто ребенком, который, как место своего рождения выбрал убогий хлев, наполненный  необычайным  молчанием и дискомфортом, но в первую очередь, является искренней улыбкой Бога, благодаря чему стал Кем-то видимым. Так произошло для того, чтобы в людях находящихся отчаянии пробудить искру надежды.

Он пришел к нам, чтобы научить нас идти дорогой добра, умеренности и справедливости, отказа от заманчивого и иллюзорного зла, связанного с миром. Пришел также, чтобы  укрепить нас в ожидании Славного Его возвращения ст. 13). Он, как  замечает Св. Павел, ... добровольно предал Себя за нас "(ст. 14),  но еще раньше  говорил   нам  об Отце, и называл нас своими друзьями. В итоге из любви к нам  умер за нас на кресте, избавил от всякого рабства, и навсегда привел  примиренное человечество к Отцу.

Только вера позволяет нам увидеть Божью силу, проявляющуюся в судьбе бедного человека. Со времени, когда Сын Божий стал человеком, Бог желает, чтобы Его принимали и обращались с Ним как с человеком. Таким образом должны искать Бога, потому что он остался среди нас, как человек.

 

+ Чтение из Евангелия от Луки,2, 1-14

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

 

Св. Лука Евангелист, опираясь на  предзнаменования  пророков (см. Мих. 5,1-4, 1-я Царств 16:1-3) рассказывает нам об историческом рождении Иисуса. Его история проста, но очень убедительна и исполнена богословским содержанием. Она использует структуру миссионерского провозглашения, которое содержит три важных момента. Прежде всего, мы получаем весть о самом  событии и обстоятельствах. Это: издание указа императора Августа, и - как результат - первая перепись населения, проводимая Квиринием, правителем Сирии. Именно тогда имело место рождение Иисуса в Вифлееме, в стране, управляемой иностранной властью (ст. 1-7). Еще один элемент этой истории - провозглашение. Ангел является пастухам, которые стали первыми свидетелями спасения (ст. 8-14). И, наконец, последовало принятие провозглашения пастухами, которые идут в грот, чтобы встретиться в нем с Иисусом, а затем говорить о произошедшем событии другим людям (ст. 15-20).

Центральной точкой истории являются слова ангела, обращенные к пастухам. Они касаются радости, вытекающей из происходящих событий. Не менее важным, в Евангелии от Луки, есть и вера в Иисуса Спасителя, явленного в малом и бедном младенце, который был "в пеленах, лежащего в яслях" (ст. 12).

На всем этом тексте проявляются две темы, которые взаимно влияют друг на друга и взаимно дополняют друг друга: видимая нищета человеческой судьбы Иисуса и скрытая слава Бога, присутствующего среди людей. Только несколько пастухов - представители бедной и скромной части  человечества – замечает в этом маленьком ребенке ожидаемого Мессию. Это прекрасное и чрезвычайное ознаменование начала новой эры в человеческой истории.

 

MEDITATIO

Для того чтобы созерцать тайну Рождества мы, прежде всего, нуждаемся в обычной простоте, приводящей нас к удивлению  его посланием. Изумление и взгляд на ребенка – это необходимые средства  для  того, чтобы мы могли оценить послание, которое открывается нам в эту святую ночь. Это послание  наполнено радостью, причины которой понятны: Рождение ребенка, Спасителя всех людей, который дает надежду, исполненную миром, справедливостью и спасением. Однако возникает вопрос о знаках, которые сопровождают этого ребенка. Перечислим их: слабость, бедность, бесправие и смирение - это то, что мир всегда отвергал, и что на примере  Божьего Сына стало чем-то особенным.

Появление Иисуса сделало так, что все ложные «человеческие гарантии» были подвержены сомнению, потому что Бог не выбрал крепкое, мудрое и сильное в глазах всего мира, а, наоборот, Он выбрал слабое, глупое и можно сказать, последнее: выбрал  младенца в яслях (см. Иак . 2,7. 11 16, 1 Кор 1,27; Мф. 11.25), который был и бедным, и отверженным, и отстраненным за пределы того, что являлось действительно важным. И именно на этой  нищете, отвержении, «незначительности» простирается мир Духа, а мы, запутанные в трагедиях нашей повседневной жизни, все еще упорно ищем князей крепких, властных и сильных. Дитя из Вифлеемской пещеры говорит нам, что чудо Рождества познают только  те, кто принимает Его и Его дары "ничего нестоящие" с точки зрения мира.

Поэтому, когда именно в таком свете взглянем на события сегодняшней ночи, то поймем, что это не просто дата, о которой должны помнить, но что это событие способно также и сегодня заражать надеждой и преобразовывать.

Согласно старой раввинской традиции четыре ночи играют важную роль в человеческой истории: ночь сотворения (Быт. 1. 3), ночь Авраама (Быт 15.1-6), исход из Египта (Исх. 12.1-13) и Вифлеемская ночь. И эта последняя важна, потому что именно тогда  Сын Божий принес миру - отличающийся от  pax augusta - мир, который стал основой «цивилизации любви» (Павел VI). Способны ли мы к тому, чтобы пережить тайну этой ночи?

 

ORATIO

Господи  Боже вселенной, благодарим  Тебя за то, что в Младенце Иисусе, который пришел в мир и  принес  покой, радость, справедливость и спасение, проявилась Твоя любовь ко всем людям. Мы также  хотим понять, по крайней мере, хотя бы что-нибудь из тайны Воплощенного Слова, несмотря на то, что слишком малы наши умы.

Для евреев было нелепо думать о  том, что окончательное Слово Бога проявится в слабости человеческого тела Иисуса. Тем не менее, для язычников скандалом было то, чтобы принять полноту человечности Божьего Сына, которая считалась недостойной божественности. Мы, однако, считаем, что Слово в определенный момент истории, родилось от Марии, "стало плотью" (ср. 1 Ин 4,2-3) и приняло -  как любое творение – его слабости и немощи. Также верим, что в Иисусе Христе, истинном Боге и истинном Человеке, совершилось окончательное и полное откровение Отца, и провозглашение послания  веры, которая спасает.

Человек третьего тысячелетия нуждается в  Иисусе, нуждается в личности показывающей любовь Отца, чтобы иметь возможность выйти из своего эгоизма и за пределы поверхностного восприятия, которые лишают его ценностей, дающих надежду на новую жизнь.

Боже, Отче наш,  рождение Твоего Сына  открывает нам то, что мы также стали Твоими детьми в Иисусе, и можем Тебя познать.

Сделай, чтобы вся наша жизнь, вдохновленная жизнью Христа, была одним большим  сыновним послушанием  Тебе и Твоей воле. Потому, в Рождественскую ночь становимся на колени, пребывая в поклонении прославления  человеческого облика Младенца Иисуса, Твоего Единородного Сына, который отражает невидимый лик Отца, так чтобы  мы смогли увидеть в нем наш Божественный облик.

 

CONTEMPLATIO

А я, кто я? Что достойным образом могу сказать о том, что вижу? У меня нет слов: язык и губы бессильны, когда дело доходит до рассказов о чудесах этого божественного события. Поэтому вместе с хорами Ангелов восклицаю, и буду восклицать: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Бог есть на земле; следовательно, кто же не будет небесным? Бог среди нас, родился от Девы;  следовательно, кто же  не станет сегодня  более Божьим, не будет жаждать святости  Девы  и не будет горячо искать мудрости, чтобы стать ближе к Богу? Бог сокрыл Свой лик в бедности; кто же не станет богатым в божественности Бога, если примет что-либо в скромности?

Полон сил и радостно взываю как пастухи, и вскакиваю на  ноги, услышав звучание Божьих слов; страстно желаю идти в хлев принимающий Бога и следовать к  Небесному гроту;  решился  увидеть тайну, которая была в нем обнаружена и возвысить свой голос в  присутствии новорожденного : .. слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!".

Св. Софроний Иерусалимский  Проповеди Рим 1991.55-57

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

«Ибо младенец родился нам – Сын дан нам» (Ис 9,6)