Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Покайтесь, ибо приближилось Царство Небесное. Мф 4,17

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 

LECTIO

Первое чтение

Из Книги пророка Исаии 42.1-4, 6-7

1 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку,

избранный Мой, к которому благоволит душа Моя.

Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;

2 не возопиет и не возвысит голоса Своего,

и не даст услышать его на улицах;

3 трости надломленной не переломит,

и льна курящегося не угасит;

будет производить суд по истине;

4 не ослабеет и не изнеможет,

доколе на земле не утвердит суда,

и на закон Его будут уповать острова.

6 Я, Господь, призвал Тебя в правду,

и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя,

и поставлю Тебя в завет для народа,

во свет для язычников,

7 чтобы открыть глаза слепых,

чтобы узников вывести из заключения

и сидящих во тьме — из темницы.

 

Это первая из четырех песен о страданиях "Слуги Божьего" (см. Исаия 42,1-9; 49, 1-7; 50, 4-9а; 52,13 - 53,12) работы Второ-Исаии. Автор переносит нас во времена рабства или в период непосредственно следующий за ним. В этой сцене он указывает на таинственную персону, помазанную Богом, которая для реализации своей задачи включает в себя как избранный народ, так и некоторые исторические личности Израиля. В чертах этой персоны Новый Завет видит историю и трудные моменты жизни Иисуса из Назарета.

В читаемом сегодня отрывке Слуга Господень показан в процессе исполнения своей миссии, в момент обновления завета с Богом и выведения народа из рабства. Для того чтобы выполнить данную задачу, эта личность была уже сформирована в утробе своей матери, избрана Богом и помазана Духом Святым, чтобы принести всем народам Слово и истину о Боге (ст. 1).

Главные черты Слуги Господа: кротость и доброта. Он пройдет тяжкие испытания и познает страдания, которых у него будет предостаточно, а его оружием будет мир (ст. 2-4). Его миссия - это миссия царя, священника и пророка. Как царь он провозгласит "Закон на земле" и установит правосудие, то есть будет реализовывать спасение, исходящее от Бога (ст. 6а). Как священник станет "заветом для народа" и как пророк объявит волю Бога и станет "светом для народов" (ст. 6б, см. Лк 1,79; 2,29.32, Ин 8,12).

Его миссия при поддержке Духа Святого будет направлена на освобождение человека от всякого зла. Слепые люди, живущие в темноте, прозреют и смогут выйти на правильный путь, ведущий к истинной жизни.

Узники обретут свободу, но это будет свобода искупленных и возлюбленных детей Божьих (ст. 7).

 

Второе чтение

Деяния Святых Апостолов 10,34-38

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, 35

но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен

Ему. 36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса

Христа; Сей есть Господь всех. 37 Вы знаете происходившее по всей

Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: 38

как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил,

благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с

Ним.

 

Это введение в учение св. Петра, которое имело место в Кесарии, в доме Корнилия. Оно стало своего рода подготовкой к крещению сотника, что было одновременно примером евангельского универсализма. Петр был препровожден Святым Духом в Кесарию, чтобы там дать начало обращению язычников. И начал свою миссию с обращения римлянина, который был набожным человеком, боящимся Бога. Слова св. Петра начинаются смелым, но в то же время ярким и четким посланием: "истинно познаю, что Бог нелицеприятен" (ст. 34). Перед Богом не считаются ни раса человека, ни его социальное положение, потому что все люди одинаково любимые дети одного Отца и имеют то же самое достоинство. И это в равной мере касается как евреев, так и язычников, потому что как тех, так и других Иисус искупил и сделал единым народом Божьим, и это без каких- либо исключений (ср. Деян 15,7-9;. Втор. 10,17; Рим 2,11). Христос принес мир всем народам, проповедуя "благую весть". Поэтому все те, кто принимают Его Слова и признают его Сыном Божьим, получают прощение грехов.

Все учение Иисуса, начиная от крещения в Иордане и слов подтверждения произнесенных Отцом, который провозгласил, что это его "Возлюбленный Сын" (Лк 3,22), и, заканчивая возвращением Иисуса в дом Отца, что исполнилось через смерть и воскресение, было одним большим провозглашением спасения для человечества. Вся жизнь Иисуса, отмеченная помазанием Духа Божьего, стала одним большим переходом между людьми для того, чтобы рассказать им о любви Отца. Красноречивым свидетельством этой любви была смерть на древе креста. Ее плодом стало прощение грехов и спасение всего человечества. И таким образом проявилась великая сила Святого Духа, подобно тому, как это имело место позже в доме Корнилия.

 

Евангелие

От Матфея 3.13-17

13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну

креститься от него. 14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно

креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? 15 Но Иисус сказал ему в

ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.

Тогда Иоанн допускает Его. 16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из

воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия,

Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. 17 И се, глас с небес

глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое

благоволение.

 

Это сцена, описывающая крещение Иисуса в Иордане. Крещение было делом Иоанна Крестителя. Этот ритуальный жест очищения, совершённый для того, чтобы омыть грехи, стал причиной для порождения оживленных споров среди первых христиан. Потому что они считали, что Иисус не нуждался в таком крещении. Более того, все это могло создать впечатление, что Иоанн Креститель являлся кем-то более важным, чем Иисус. Но именно это включал в себя Божий план. Поэтому Иисус подчиняется воле Отца, показав тем самым солидарность с народом и принимая на себя тяжесть всех грехов (ст. 15; см. Мф 26,42; Ин 1,29; 2 Кор 5,21). В то же время, в момент принятия крещения, Христос являет себя как "Слуга" кроткий и смиренный, как Тот, Кто берет на себя все человеческие немощи, не оставляя для себя никаких привилегий (см. Ис 42,1-2).

Кроме того, Богоявление, которое имело место при крещении, подчеркивает некоторые отличительные черты миссии Иисуса: участие в нем небес; сошествие Святого Духа на Иисуса в образе "голубя" и глаголющий с небес глас Отца, провозглашающий что это Сын Его возлюбленный, Который является Миссией (ст. 16-17). Образ голубя, символ Израиля, стал также символом нового поколения народа Божьего, который имеет свое начало от Иисуса, становясь тем самым зрелыми плодами сошествия Святого Духа на людей. Другими словами: вместе с появлением Иисуса началось время очищения, время истинного познания Бога через посредничество Святого Духа, время полного воссоединения Бога и человека.

 

MEDITATIO

Какова разница между крещением Иисуса и нашим крещением?

Крещение, которое Иисус принял в Иордане, является обрядом покаяния, и его целью было прощение грехов. Иисусу совсем необязательно было принимать это крещение. Скажем прямо: Иисус в нем не нуждался. Речь здесь идет скорее о том, что одновременно с сошествием Святого Духа, имело место явление Отца, который указал на своего "Сына возлюбленного" (ср. Мф 3,17). В то же время Иисус был облачен пророческой, священнической и царской миссией, что привело Его к принятию на себя наших грехов и грехов всего мира. Это начало Церкви, его крещение является началом нового народа Божьего, который вместе с Иисусом вышел из воды и рабства греха, чтобы в совершенной свободе войти в жизнь в Духе Святом. В то время как крещение, которое мы приняли как дети, является проявлением в нас любви Пресвятой Троицы; выходом из греха и вступлением на путь новой жизни в Боге; входом в общину Церкви, в тело Христа, а также моментом, когда мы становимся детьми Божьими со всеми вытекающими из этого последствиями.

Каждый крещенный является ожидаемым ребенком, на которого снисходит Дух Господа. Таким образом, мы, как верующие, призваны, подобно первой христианской общине, свидетельствовать о пути, которым прошел Иисус, и который является единственным, ведущим человека к спасению и единству с Богом. Поэтому, когда мы говорим о крещении, имеем в виду новый образ жизни, который является идентификацией нашей жизни с Христом и Святым Духом. Осуществляется это через веру, переживаемую в любви, которая, будучи исполнена надежды, наглядно проявляется в повседневной жизни Церкви. Только такая жизнь, проживаемая под истинным руководством Святого Духа, приносит реальные плоды обращения к Богу и нашими братьями.

 

ORATIO

Наш Господь и Отец! Благодарим Тебя за крещение Иисуса, во время которого Дух Святой во всей своей полноте снизошел на Него. Именно во время Богоявления, которое произошло в момент крещения Иисуса в Иордане, Он был признан как Мессия. Согласно раввинской традиции, он должен был скрываться, и, следовательно, должен был быть неизвестным для людей до определенного времени. И тогда Ты должен был бы указать на Него, Боже (ср. Мф 24,23-27). Это произошло во время крещения, которое совершил Иоанн Креститель. Так он получил возможность указать на Иисуса, как на Того, Кто был исполнен Духа Святого. Так образом должно было исполниться обещание, предсказанное на время мессианской эпохи:

Мессия одарит всех людей своими дарами.

Святой Дух! Благодарим Тебя за то, что помазал Иисуса как Пророка и Мессию, и явил Себя в Нем во всей своей полноте, чтобы Он также мог изливать на нас свои дары. Просим Тебя, помоги нам открыть значимость нашего крещения как Твоего дара и дара любви Отца, чтобы в нашей жизни мы могли исполнить обязательства, принятые на себя в день нашего рождения как детей Божьих. Соделай нас людьми способными быть подлинными свидетелями в мире, соделай нас способными к провозглашению свободы, справедливости и спасения, которые даешь нам без каких-либо условий и ограничений. Соделай, чтобы Твоя Церковь в мире была знаком Твоего присутствия и чтобы созидала истинную братскую семью. Ту, которая объединена в вере и евангельской любви, в которой кипит жизнь, посвященная служению Тебе и людям, особенно наиболее нуждающимся.

 

CONTEMPLATIO

Но Рождество праздновали, как должно, и я — начинатель праздника, и вы, и все, как заключающееся в мире, так и надмирное. Со звездой шли мы, с волхвами поклонялись, с пастырями были озарены, с ангелами славословили, с Симеоном принимали в объятия, и с Анной, престарелой и целомудренной, исповедались Господу. (...)

А ныне другое Христово деяние и другое таинство. (...)Христос просвещается – озаримся с Ним и мы! Христос крещается – сойдем с Ним, чтобы с Ним и взойти! Крещается Иисус — это одно или и другое надобно принять во внимание? (...)

Крестил и Иоанн, уже не по-иудейски, потому что не водой только, но и в покаяние (Мф.3:11), однако же не совершенно духовно, потому что не присовокупляет: и духом. Крестит и Иисус, но Духом: в этом совершенство. (.... )

Знаю и четвертое крещение — крещение мученичеством и кровью, которым крестился и Сам Христос, которое гораздо достоуважительнее прочих, поскольку не оскверняется новыми нечистотами. Знаю также еще и пятое — слезное, но труднейшее; (...)

Бог ничему так не радуется, как исправлению и спасению человека;

для этого и все слово, и всякое таинство. Да будете как светила в мире— живоносная сила для других людей.

Св. Григорий Богослов На святые светы явлений Господних, Слово 39

 

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

„Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”

(Мф 3,17).

 

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

Фред, все, что я хочу сказать тебе: «Ты - Возлюбленный», - и я надеюсь только, что ты услышишь эти слова, как если бы их произнесли со всей нежностью и силой, на которые способна любовь. Мое единственное желание - сделать так, чтобы эти слова отдались в каждом уголке твоего существа: «Ты - Возлюбленный».

Величайший дар, на который способна моя дружба, - дар называться Возлюбленным. Дар этот я могу дать только постольку, поскольку я сам принял его. Не в этом ли суть всякой дружбы: дарить друг другу возможность называться Возлюбленным?

Да, есть этот голос, голос исходящий и сверху, и из глубины сердца, который тихо шепчет или громко заявляет: «Ты - Мой Возлюбленный, на тебе Мое благоволение». Конечно, не легко слышать этот голос в мире, наполненном голосами, которые кричат: «Бесполезный ты человек, бездарность, ты ничего не стоишь, ты жалок, ты - никто, если, конечно, не докажешь нам обратное».

Эти лживые голоса звучат так громко и настойчиво, что им начинаешь верить. Здесь-то и кроется ловушка, опасность отвергнуть самого себя. Со временем я стал замечать, что самое большое искушение в нашей жизни – не успех, популярность или власть, но неприятие себя. Успех, популярность и власть, действительно, могут быть большими искушениями, но их соблазнительность часто является частью одного большего искушения —не принимать себя. Когда мы соглашаемся верить голосам, называющим нас бесполезными и недостойными людьми, успех, популярность и власть легко воспринимаются как удачные методы решения проблемы. Но настоящая ловушка, однако, кроется в неприятии себя таким, как ты есть.

Генри Нувен Жизнь возлюбленного. Духовная жизнь в секулярном мире

 

2.

В Крещении Христа мы находим (…) источник крещения христиан и его духовное богатство. Св. Павел показывает крещение в первую очередь как участие в плодах искупительного дела Христа, подчеркивая необходимость отречения от греха и начала новой жизни. Он пишет Римлянам: "Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (6, 3-4).

Погружение в пасхальную тайну Христа делает так, что христианское крещение имеет гораздо большую ценность, чем еврейские и языческие обряды крещения, – только омовение - которые должны были обозначать очищение, но не могли уничтожить грех. Тогда как христианское крещение является действенным знаком, который действительно совершает очищение совести посредством прощения грехов. Кроме того, приносит дар гораздо больший: новую жизнь воскресшего Христа, кардинально преображающую грешника.

Павел показывает самый важный плод крещения, когда пишет к Галатам: "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (3, 27).

Существует значительное сходство между христианином и Христом, которое подразумевает дар божественного усыновления. Именно потому, что "крестившиеся во Христа" христиане особым образом становятся "сынами Божиими". Крещение действительно провоцирует "новое рождение".

Размышление Павла ссылается на учение, переданное в Евангелии от Иоанна, и особенно в разговоре Иисуса с Никодимом: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин 3, 5-6). Слова "родится от воды" явно относятся к крещению, которое, благодаря этому, является истинным рождением от Духа. Потому что в нем передается человеку Дух жизни, который "освятил" человеческую природу Христа в момент воплощения, и которого Сам Христос дал в силу своего искупительного дела. Благодаря Святому Духу в христианине рождается и возрастет новая "духовная" божественная жизнь, которая оживляет и поднимает на более высокий уровень все его существование. В Духе жизнь Христа приносит плоды в жизнь христианина. Крещение великий дар и тайна! Хотелось бы пожелать, чтобы все сыновья Церкви все больше и больше это понимали…

Иоанн Павел II Генеральная аудиенция [Рим 1 апреля 1998]