Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Я есмь хлеб жизни. Ин 6,48

2-ое ВОСКРЕСЕНЬЕ ПОСЛЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

 

LECTIO

Первое чтение

Из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова 24.1-4, 8-13

1 Премудрость прославит себя

и среди народа своего будет восхвалена.

2 В церкви Всевышнего она откроет уста свои,

и пред воинством Его будет прославлять себя:

3 "я вышла из уст Всевышнего

и, подобно облаку, покрыла землю;

4 я поставила скинию на высоте,

и престол мой — в столпе облачном;

8 Тогда Создатель всех повелел мне,

и Произведший меня

указал мне покойное жилище и сказал:

9 поселись в Иакове

и прими наследие в Израиле.

10 Прежде века от начала Он произвел меня,

и я не скончаюсь вовеки.

11 Я служила пред Ним во святой скинии

и так утвердилась в Сионе.

12 Он дал мне также покой в возлюбленном городе,

и в Иерусалиме — власть моя.

13 И укоренилась я в прославленном народе,

в наследственном уделе Господа.

 

Текст первого чтения, взятого из книги Премудрости Иисуса, сына

Сирахова, является одним из величайших литературных произведений

книг мудрости, содержащим похвалу Премудрости Божьей, которая

является живым источником, обновляющим в жизни все то, что Бог

разделяет с людьми. Здесь воплощенная премудрость восхваляет сама

себя, и делает это в присутствии Всевышнего. Представляет себя

объединенной с Богом, но и одновременно отделенной от Него. Как

личность отождествляет себя со словом Божьим (из Торы), и как

символ - с облаком, окутывающим землю, которое подобно Божьему

Духу, покрывало первоначальный хаос творения (ст. 2-3; Быт 1,2). Эта

извечная Премудрость существовала вблизи Бога, имея свое жилище

рядом с Его престолом, и является вечной (ст. 4,9). Пересекла весь мир

и получила указание пребывать в Израиле: "поселись в Иакове и

прими наследие в Израиле" (ст. 8). С тех пор она стала служить на

Сионе, а Иерусалим, святой город, стал ее жилищем. Таким образом,

Израиль стал святым народом, владением Господа и Его наследием

(ст. 10-11).

В Новом Завете эту премудрость олицетворяет Иисус. Когда Иоанн

Богослов говорит о Слове, как о своеобразной отправной точке, он

использует именно этот текст. Также использует его при обращении к

теологии Слова и Премудрости. Последняя понимается как "движущая

сила", "озаряющее откровение", "созидающая жизнь личность". Кроме

того, св. Иоанн использует аналогичные тексты о премудрости, чтобы

описать отношения Христа с Отцом (ср. Притч. 8; Прем 6-9). Кратко

подытожим: Иисус - полное и окончательное Слово Отца, подлинная

Премудрость, которая стала видимой, личность, посланная Богом как

Единородный Сын Отца.

Второе чтение

Послание Святого Апостола Павла к Ефесянам 1,3-6.15-18

3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа,

благословивший нас во Христе всяким духовным

благословением в небесах,

4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира,

чтобы мы были святы и непорочны пред Ним

в любви, 5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса

Христа,

по благоволению воли Своей,

6 в похвалу славы благодати Своей,

которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном

15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о

любви ко всем святым, 16 непрестанно благодарю за вас

Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, 17 чтобы Бог

Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа

премудрости и откровения к познанию Его, 18 и просветил

очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит

надежда призвания Его, и какое богатство славного

наследия Его для святых…

 

Второе чтение состоит из двух разных частей. Первая часть (ст. 3-6)

является началом христологического гимна: его главная тема – это

история спасения, которая берет начало от Отца, Сына и Святого Духа,

и преобладающим в ней законом является безвозмездная любовь

Бога.

Отец – это источник, начало и конец всего. Святой Дух является

гарантией и залогом наследства, подаренного человеку. Зато Сын,

единственный посредник Божьего дела, является Тем, кто делает все

реальным "здесь и сейчас" в акте самопожертвования. Отец –

инициатор спасения, использует в этом деле своего "Возлюбленного"

Сына (ст. 6). Таким образом, деяние всех трех Божественных Лиц

направленно на спасение человека, который является центром Божьих

планов, хотя конечной целью истории спасения не является человек,

но слава Самого Бога.

Осознание этого плана, который в замысле Бога существовал еще до

факта сотворения, несомненно, является причиной огромной радости

и пребывания в великом изумлении. Мы являемся существенной

частью любви, которой Отец одаривает Своего возлюбленного Сына.

Таким образом, мы введены в полноту тайны Троицы,

характеризуемой бесконечно изливающейся любовью, благодаря чему

- уже навсегда - мы находимся в объятьях Бога. Все это совершается в

Церкви, в которой "во Христе" мы становимся усыновленными Богом

детьми (ср. Рим 9,4, Гал.3.1-7). Все это бесценный дар, изливающийся

из сердца Бога, который любит всех людей непостижимым для нас

образом.

Вторая часть чтения (ст. 15-18) является отражением благодарности

Св. Павла по отношению к Богу; его признательностью за братьев по

вере, для которых просит о Божьей мудрости и даре истинной любви,

полной святости.

Евангелие

от Иоанна 1.1-18

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было

Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало

быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет

во тьме светит, и тьма не объяла его.

6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он

пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о

Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но

был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого

человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез

Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и

свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его,

верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,

13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от

хотения мужа, но от Бога родились.

14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное

благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как

Единородного от Отца. 15 Иоанн свидетельствует о Нем

и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал,

что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был

прежде меня. 16 И от полноты Его все мы приняли и

благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея;

благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. 18

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в

недре Отчем, Он явил.

MEDITATIO

Литургические чтения сегодняшнего воскресенья показывают, что

Иисус представляет собой видимый образ Бога Отца. Так как Он

является источником миссии Сына, а Тот непрестанно вглядывается в

Него. Все, чем обладает Сын, исходит от Отца: учение, сила, власть над

жизнью и смертью. "Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня" (Ин

7,16). "Слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего

Меня Отца" (Ин 14,24). Сын, сам по себе, ничего бы не значил, но

читаем - "как научил Меня Отец Мой, так и говорю" (Ин 8,28). Итак,

Иисус слушает Отца, вглядываясь в Него взглядом внутреннего

созерцания, и передает Его слова. Более того, так хорошо и подлинно

передает слова Отца, что для Евангелиста Он Сам является Его Словом

(Ин 1,1-2). Таким образом, Иисус становится совершенным

проявлением отцовской любви, потому что непрестанно слушает Бога,

становясь "единым" со Словом Отца.

Тем не менее, вершиной откровения Иисуса не является то, чему Он

учил своим словом, но, скорее, Его дела и поступки,

свидетельствующие о Его жизни. Иисус до конца исполнил дело,

порученное Ему Отцом. И это Его труды являются выражением дара,

пожертвованного им самим. Благодаря тому, что Он отдал свою жизнь

на древе креста, мы стали усыновленными детьми того же самого

Отца. Именно с этого холма, на котором был установлен крест,

проистекает наша уверенность в любви, которую дал нам Отец и

показал Иисус из Назарета. Эта жертва является совершенным

свидетельством логики Бога, которую по-человечески никогда мы не

сможем понять.

ORATIO

Господи, Иисусе Христе, Апостол Иоанн, в конце своего пролога,

говорит: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в

недре Отчем, Он явил" (Ин 1,18). Отсюда следует, что ни один человек,

живущий на земле, никогда не видел и не увидит лик Творца. Но ты,

о, Иисус, Возлюбленный Сын Отца, Премудрость Божья и отражение

Его Сущности, дал нам Его познать и явил Его нам. Это благодаря

Тебе, Бог Отец явился нам в человеческих словах, а также в делах,

которые Ты Сам воплотил в жизнь, живя среди нас, вплоть до

самопожертвования из любви к нам на дереве креста. С тех пор

принятие или непринятие Тебя означает принятие или непринятие

Отца. От этого в свою очередь зависит наше спасение.

Господи Иисусе, благодарим Тебя сегодня за то, что сделал нас

истинными детьми того же Отца, и назвал нас своими друзьями. Мы

прекрасно знаем, как много Ты пострадал за нас через осуждение и

распятие, но, прежде всего, это Ты учил нас, что "нет больше той

любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин 15,13).

Поэтому просим Тебя, чтобы одарил нас великим и благородным

сердцем, открытым для всех наших братьев и сестер, несмотря на все

наши грехи, чтобы мы могли полюбить их так же, как Ты возлюбил

нас. Ты открылся для нас как живое Слово Отца, а мы так часто

являемся человеческими и пустыми словами, в которых нет места для

истины Твоего Евангелия. Научи нас тому, что важно в жизни, научи

вслушиваться в слова, которые направляешь к нам в „созерцании”.

Если услышим это внутреннее слово, то сумеем понять то, что говорит

св. Августин: "Это великая тайна: звук слова касается ушей, но сам

учитель находится в глубине сердца"

CONTEMPLATIO

Там, над моей душой, дом моего Бога. Там обитает, оттуда взирает на

меня, оттуда меня сотворил, направляет меня, заботится обо мне,

побуждает меня, призывает меня, сопровождает и приведет меня туда.

И тот, кто имеет таинственный дом на высоте, имеет также шатер на

земле. Его прибежищем на земле является Церковь, пока еще

странствующая. Однако здесь надлежит Его искать, потому что в храме

находим путь, ведущий домой. (…) В доме Божьем вечное торжество.

Ведь там не празднуется что-то, что проходит. (…) Во время этого

вечного и непрестанного торжества звучит незнакомая

благодарственная и сладкая для ушей сердца песнь, конечно на

столько, насколько не заглушает ее мир (…)

«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?» Вот мы несколько

возрадовались внутренней сладостью, удалось нам бросить

мимолетный, быстрый и чистый взгляд на что-то неизменное. Что еще

смущаешься, что еще унываешь? Ибо не сомневаюсь в Боге. (…) Или

дьявол, мой враг, не подстерегает меня, чтобы погубить? Не ставит ли

он ежедневно ловушки для меня? Не желаешь, чтобы тревожила тебя,

будучи в мире и в пути вдали от дома Бога?

«Уповай на Бога» Почему: «Уповай»? Что Ему скажешь? «Бог мой и

Спаситель мой». Не могу спасти себя сам: это признаю, так скажу. «Бог

мой и Спаситель мой».

Св. Августин Толкование на псалом 41,8-11

ACTIO

В течение дня часто произноси и живи Словом:

«Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф 1,4)

ДУХОВНОЕ ЧТЕНИЕ

1.

Бог, многократно и многообразно говоривший в пророках, после этого

"в последние сии дни говорил нам в Сыне" (Евр 1, 1-2). Ибо Он послал

Сына Своего, Предвечное Слово, просвещающее всех людей, чтобы Он

обитал среди людей и поведал им тайны Божии (ср. Ин 1, 1-18). Итак,

Иисус Христос, воплотившееся Слово, посланный "как Человек к

людям", "говорит слова Божии" (Ин 3, 34) и совершает дело спасения,

которое Отец дал Ему сотворить (ср. Ин 5, 36; 17, 4). Поэтому Он, видя

Которого, всякий видит и Отца (ср. Ин 14, 9), всем Своим присутствием

и явлением, словами и делами, знамениями и чудесами, особенно же

Своею смертью и славным воскресением из мёртвых и, наконец,

ниспосланием Духа Истины завершает Откровение во всей полноте и

подтверждает его Божественным свидетельством, чту означает: с нами

Бог, чтобы освободить нас от тьмы греха и смерти и воскресить нас в

жизнь вечную.

Итак, христианское домостроительство, поскольку оно — новый и

окончательный завет, никогда не прейдёт, и уже нельзя ожидать

нового всеобщего Откровения до явления во славе Господа нашего

Иисуса Христа (ср. 1 Тим 6, 14 и Тит 2, 13).

Догматическая Конституция О Божественном Откровении «DEI VERBUM», 4

 

2.

Иисус по средством Своих слов и действий сохраняет необыкновенную

связь со "Своим" Отцом. Евангелие от Иоанна подчеркивает то, что Он

говорил людям, является плодом этого глубокого и неповторимого

союза: "Я и Отец - одно" (Ин 10,30). И более того: "Все, что имеет

Отец, есть мое" (Ин 16, 15). Существует взаимность между Отцом и

Сыном в силу того, что они знают друг друга (ср. Ин 10,15), в том, кем

являются (ср. Ин 14,10), в том, что они делают (ср. Ин 5,19; 10,38) и в

том, чем они обладают: "И все Мое Твое, и Твое Мое" (Ин 17,10). Это

взаимный обмен, который находит полное выражение в славе,

которую Иисус получает от Отца в глубочайшей тайне Его смерти и

воскресения, после того, как Он Сам воздал славу Отцу во время Своей

земной жизни.

Это существенное единство с Отцом не только сопровождает

деятельность Иисуса, но и определяет все его существование.

"Воплощение Сына Божия открывает, что Бог есть Предвечный Отец,

что Сын единосущен Отцу, то есть что Он в Нем и с Ним есть тот же

единый Бог" (ККЦ, п. 262). Евангелист Иоанн ясно подчеркивает, что

религиозные лидеры народа протестуют именно против Его

божественности, не могут примериться с тем фактом, что Он называет

Бога своим Отцом и, следовательно, делает Себя равным Богу (Ин 5,18;

ср. 10,33; 19,7).

Благодаря этому согласию в существовании и действии, Иисус являет

Отца как в словах, так и в делах: "Бога не видел никто никогда;

Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин 1,18). Согласно

повествованию синоптических Евангелий (см. Мк 1,11; Mф 3,17; Лк

3,22), тот факт, что Христос "Возлюбленный Сын" провозглашается

при Его крещении. Евангелист Иоанн находит тринитарный корень в

этом «Уподоблении», то есть таинственное существование Слова "у"

Отца (Ин 1,1), который родил Его в вечности.

Папа Иоанн Павел II Генеральная Аудиенция 10 марта 1999