ЛИТУРГИЯ СЛОВА ВО ВРЕМЯ АДВЕНТА
LECTIO DIVINA Год А
1. Тайна ожидания и пришествия Бога присутствующая в сердце современного человека
Человек нового тысячелетия, человек - как говорится всенародно - "постмодернистский» находится в подвешенном состоянии между ожиданием и отсутствием ожидания. По мнению многих он уже не способен ждать по двум причинам: либо потому, что он живет, удовлетворившись своей так называемой непосредственностью, либо потому, что он осведомлен о ряде своих достижений, о множестве принятых и реализованных планов, которые были осуществлены, благодаря его личной независимости.
Однако когда мы поставим рядом друг с другом различные проявления этой активности, с легкостью заметим, что тот же самый человек, когда мы сравниваем его с первобытным человеком, не совершил каких-то великих деяний: по-прежнему гадает по звездам; свои злые дела возлагает на темные силы; для того чтобы получить существенную инъекцию энергии и преодолеть любые ограничения, в которых ощущает себя, словно в замкнутом пространстве или даже в ловушке, обращается к различным магам; в конце концов, прибегает к искусственному и иллюзорному миру, за которым стоит наркобизнес и различные псевдотуристические агентства. Тем не менее, хотя это часто происходит бессознательно, по-прежнему носит в своем сердце ожидание спасения, которое ощущает ежедневно, но которого не в состоянии достигнуть, потому что оно превышает его воображение, интеллект и силы. Является ли этот вид ожидания спасения обреченным навсегда остаться в сердце человека, как неисполненное ожидание, как никем не услышанный призыв?
Конечно, мы знаем историю двух бродяг, находящихся в состоянии ожидания Годо, от которого ждут улучшения своей судьбы. Однако ничего не знают о нем. Они не знают ни времени, ни места встречи.
Таким образом, в этом ожидании теряют много драгоценного времени. В какой-то момент появляется перед ними мальчик, который приносит послание от Годо, что он прибудет завтра. На следующий день приходит та же самая информация: будет завтра! На следующий день снова то же самое. На следующий ...А бедняги продолжают пребывать в своем абсурдном ожидании.
Кто-то может увидеть в образе этих двух нищих, о которых упоминается в произведении Сэмюэла Беккета В ожидании Годо, ситуацию постмодернистского человека: приговоренный, как человек прошлого тысячелетия, к ожиданию встречи, которая никогда не произойдет. Это была бы настоящая трагедия и совершенный абсурд, бесполезный труд похожий на поиски в пустыне, когда известно, что ничего не будет найдено; где нет возможности добраться до какого-либо оазиса. Тогда бы каждая минута была бы расточительством, не позволяющим осуществить надежды, а жизнь бы стала отражением желаний и планов, которые напоминали бы замки из песка на берегу моря.
Ожидание, чтобы не быть бессмысленным, требует ожидания кого- то; кого-то, кто, в конце концов, придет, кого можно будет встретить... В этом смысле, ожидание преобразуется в выход на встречу, в постоянную подготовку, в бдение, в пребывание в состоянии бодрствования ... Это ожидание воспринимается как своего рода движение, динамизм или творческое волнение.
Ожидание является смыслом всей человеческой жизни. Это оно наполняет ее силой и слабостью. Будучи одновременно волнением и спокойствием, ожидание сопровождает жизнь человека во всех его поисках и во всех его встречах. Скрывает в себе все ее тайны. Время от времени является ее тормозом, иногда подталкивающим вверх трамплином; ее памятью и трепетом сердца... Ожидание - это в каком-то смысле образ нас самих, образ наших достоинств и наших недостатков, нашей уверенности и наших сомнений, наших потребностей и желаний [E. Дебьюст]
Это ожидание заставляет человека чувствовать себя всегда молодым, постоянно находящимся в начале пути, исполненным мужества, чтобы осуществлять сумасшедшие проекты. Оно питается предчувствием того "нового", которое приближается, которое незамедлительно наступит, и которому ни в коем случае нельзя позволить пройти мимо. И тогда взгляд становится бдительным, а руки готовы к действию! Так все сориентировано на будущее. В нем, подобно как рассвет наступает утром, наконец, прибудет Он! И тогда наступит великий день, и мы сможем праздновать.
2. Тайна ожидания и пришествия Бога, провозглашаемая в литургии
Радость ожидания и уверенность в пришествии
Слово Божие, провозглашаемое во время Адвента, сочетает в себе все ожидания и поиски человека, более того, приближает и объясняет ясно и внятно то, что человек переживает в своем сердце и разуме. Правда в том, что оно призывает к пребыванию в состоянии ожидания, и в то же время просвещает и провозглашает, что ожидание достигло времени своего исполнения. Чтец, с его верхней обсерватории, выступая в роли бдительного стража, уверяет нас в том, что мы не ожидаем Годо, который никогда не придет, но Кого-то, кто уже приближается. На наш вопрос:
"Сторож! сколько ночи?", отвечает: "Приближается утро..." (Ис 21,11- 12).
То время, которое отделяет нас от пришествия Господа, так называемое вскоре, проникнуто трепетной радостью, которая хорошо известна невесте из Песни Песней:
Голос возлюбленного моего!
вот, он идет,
скачет по горам…
Вот, он стоит у нас за стеною...
(Песн 2, 8-9: 21 декабря)
Душа наша уповает на Господа:
Он - помощь наша и защита наша;
о Нем веселится сердце наше.
(Псалом 33, 20-21: 21 декабря)
Ритуал подготовки
Время ожидания - это время радости, обозначенное ритуалом подготовки человеческого сердца: необходимо приготовить путь, понизить холмы, отделить зерна от плевел, совершить ритуальное очищение.
Глас вопиющего в пустыне:
приготовьте путь Господу,
прямыми сделайте в степи
стези Богу нашему;
всякий дол да наполнится,
и всякая гора и холм да понизятся,
кривизны выпрямятся
и неровные пути сделаются гладкими (…)
(Ис 40, 3-4: 2. Воскресенье Адвента, год Б)
Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
(Мф 3, 2)
Учителя и модели подготовки
В высказываниях и призывах чтеца можно увидеть слова и события, связанные с учителями и моделями ожидания в период Адвента: Исаией, Иоанном Крестителем, Марией или Иосифом.
Исаия – это пророк, который своей персоной и отношением выражает надежду Израиля; указывает на ожидания человека и провозглашает их близкое исполнение в личности Спасителя. Не существует каких-либо оснований для того, чтобы сомневаться в слове Божием: Он, безусловно, исполнит свое обещание, и не будет задерживаться в его исполнении. Тот, кто сотворил небеса и землю, способен освободить Израиль и вывести его из нового рабства (ср. Ис 48, 13). Спасение, таким образом, станет новым сотворением (ср. Ис 45, 7-8).
Иоанн Креститель, последний из пророков, сосредотачивает всю предыдущую историю, как в своей персоне, так и в наставлениях. Делает это именно в тот момент, когда происходит ее исполнение. Он известен людям как тот, чья миссия заключается в том, чтобы подготовить путь для Господа (ср. Ис 40,3) и создать для Израиля возможность «познать спасение», основывающееся «на прощении грехов» (Лк 1, 77-78). Он тот, кто может, наконец, указать на Христа, уже присутствующего среди своего народа (ср. Ин 1, 29-34). Его цель - это подготовить место для Христа, который должен возрастать, а он будет умаляться (Ин 1,19-28). Его голос - голос сильный, приносящий успокоение волнений, глубоко укоренившихся в сознании людей.
Мария осуществляет своей жизнью то, что пророки говорили о "дочери Сиона". Именно в Ней находят свое исполнение мессианские ожидания всего народа Божьего Ветхого Завета. Делая Божий план своим собственным, и произнося свое "да" ангелу, она дает начало времени исполнения обещания, а Сын Божий приходит в мир как тот, кто "родился от жены" (Гал 4, 4). Таким образом, он может спасти мир изнутри человеческой реальности. Генеалогия Иисуса и благовещение указывают нам на тайну «принятия» человеческого тела Богом и "погружения" человека в Бога.
Иосиф, муж Марии, человек праведный, из колена Давидова, является знаком исполнения Божьих обещаний, данных его предкам: "Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его". (2 Цар 7,12). Именно Иосиф является тем звеном, которое через Давида, от которого происходит, соединяет Христа с великим "обещанием", данным Аврааму. Только таким образом "сын Иосифа" (Лк 4, 22), Иисус, может законно использовать мессианский титул "сын Давидов" (ср. Мф 22, 41-46).
ВОСКРЕСНЫЕ ЧТЕНИЯ
Во-первых, Литургия Слова делает акцент на тайну окончательного пришествия Христа, чтобы в свою очередь привести сначала к раскрытию Его пришествия в литургии, а затем также в истории мира и человека. Вот как можно представить своего рода систематическую схему:
Первое Воскресенье: литургия предлагает нам со всей серьезностью рассматривать окончательное пришествие Христа: Господь придет неожиданно, как судья (год А), искупитель (B), освободитель (C). Таким образом, призывает нас к бодрствованию и молитве.
Второе Воскресенье: Господь придет как праведный судья (год А), полный силы (B) и славы (C). Иоанн Креститель предлагает современному человеку принять как свое его отношение покаяния и приготовления пути. Речь идет о серьезном рассмотрении этого призыва, о понимании его сути, о принятии этого призыва как своего собственного, а именно наиболее совершенным из возможных, максимальным способом.
Третье Воскресенье: взгляд переводится с окончательного пришествия Христа на «пришествие», которое произойдет в ближайшее время. Главный герой в этом направлении по-прежнему Иоанн Креститель: его спрашивают об Иисусе (год B), но и он сам себе задает вопросы о Нем (C). Он открывает Его, как свет (B) и как того, кто крестит Духом Святым (C). Тот, кто переживет то же, что и Иоанн, найдет истинный смысл Адвента: радость, происходящую от Святого Духа (B) и близости Господа (C), нашего Спасителя (A).
Четвертое Воскресенье: в этой ситуации все сосредотачивается на рождении Иисуса и на Деве Марии, именно на Той, которая приняла Божий план спасения. Одновременно с благовещением, обращенным к Иосифу (год А) и к Марии (B) начинается новая история. В жесте объятия двух матерей (C) встречаются друг с другом два Завета.
Осуществление пророчеств совершается благодаря таким отношениям Марии, как: предрасположение и готовность.
ЧТЕНИЯ В БУДНИЕ ДНИ
Вкратце: в будние дни читаются последовательно отрывки из Книги пророка Исаии. Поэтому, когда делается какая-либо интерпретация, необходимо начинать с темы или события, указанного именно в этом чтении. Фрагменты Евангелия берутся из Евангелия от св. Матфея.
Евангелист сосредоточен на том, чтобы показать определенную истину, а именно, что пророчества Ветхого Завета исполняются в личности Иисуса Христа: пророчество Исаии (первое чтение) исполняется в личности Иисуса Христа (Евангелие). Анализируя в эти дни порядок чтений Лекционария, можно заметить, что его структура скрывает в себе некоторую мудрость: не начинается с "увещевания" или побуждения к обращению (см. цикл Иоанна Крестителя), но от демонстрации того, что позитивно, что служит для подчеркивания красоты того, что было обещано. И все это для того, чтобы, оживляя надежду и желания, привести к открытости для главного события.
Теперь мы можем присмотреться к определенной последовательности, связанной с главными героями Адвента:
1. Цикл Исаии
Первая неделя
Понедельник: приходит для спасения всех.
Ис 2, 1-5: Господь соберет все народы.
Мф 8, 5-11: многие придут с Востока и Запада.
Вторник: тот, кто придет, будет иметь Духа Господня.
Ис 11, 1-9: Дух Господень почиет на Нем.
Лк 10, 21-24: Иисус возрадовался в Духе Святом.
Среда: послан, чтобы участвовать в трапезе жизни.
Ис 25, 6-10: Господь Бог приглашает всех на свой пир и побеждает
смерть и страдания.
Мф 15, 29-37: Иисус многих исцеляет и преумножает хлеб.
Четверг: праведный приближается к тайне Царства.
Ис 26, 1-6: в Царство войдет народ праведный.
Мф 7,21. 24-27: кто исполняет волю Божию, войдет в Царство
Небесное.
Пятница: тот, кто идет, будет нести прозрение.
Ис 29,17-24: в тот день, глаза слепых прозрят.
Мф 9,27-31: Иисус исцеляет слепых, которые в Него верят.
Суббота: тот, кто идет, будет преисполнен состраданием и
милосердием.
Ис 30,19-21. 23-26: Бог смилуется над своим народом.
Мф 9,35 -10,1. 6-8: Иисус, видя толпы народы, сжалился над ними.
Вторая неделя
Понедельник: тот, кто идет, является Мессией спасителем (грех,
болезнь).
Ис 35,1-10: наш Бог приходит, чтобы нас спасти.
Лк 5, 17-26: чудныедела видели мы.
Вторник: приходит как пастырь, который ищет и утешает свой
народ.
Ис 40, 1-11: как пастырь Он будет пасти стадо Свое.
Мф 18, 12-14: пастырь ищет заблудившихся овец: не желает, чтобы
кто-либо из сих малых был потерян.
Среда: тот, кто идет, приносит жизнь и надежду.
Ис 40, 25-31: Господь дает утомленному силу.
Мф 11,28-30: Придите ко Мне все труждающиеся.
2. Цикл Иоанна Крестителя
До 17 декабря читаются те отрывки из Священного Писания, которые непосредственно относятся к Иоанну Крестителю и его миссии. С одной стороны, он является воплощением тех, кто готовится к приходу Мессии, наблюдает и изучает знамения времени, живет в поисках Бога; с другой стороны, это также тот, кто указывает на Его приход. Короче говоря: это человек, который "не знает", и одновременно "знает": а также человек верующий.
В этом цикле, когда первое чтение припоминает ранее звучавшие темы, появляется приглашение к внутреннему переживанию этого послания: следует обращать внимание, видеть, изменять жизнь, обращаться ... Речь идет о принятии конкретных позиций. Именно в этом цикле переходят от пророчества к провозглашению того, что реализация обещания уже очень близка.
Вторая неделя
Четверг: Иоанн Креститель и величина царства Спасителя.
Ис 41,13-20: Искупитель твой, Святый Израилев.
Мф 11,11-15: Иоанн Креститель – наибольший среди рожденных, и наименьший в царствии небесном.
Пятница: приглашение к слушанию.
Ис 48, 17-19: если бы ты внимал заповедям Моим.
Мф 11, 16-19: не услышали ни Иоанна, ни Сына Человеческого.
Суббота: Иоанн, новый Илия, приглашает и побуждает к тому, чтобы замечали знаки пришествия.
Сир 48, 1-4. 9-11: Илия придет повторно.
Мф 17,10-13: Илия уже пришел, и не узнали его.
Третья неделя
Понедельник: в миссии Иоанна и Христа увидеть дело нисходящее свысока.
Числ 24, 2-7. 15-17: поучение Валаама: восходит звезда от Иакова.
Мф 21,23-27: крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?
Вторник: признать себя смиренным и грешным, чтобы открыть пришествие Царствия.
Соф 3,1-2.9-13: мессианское спасение было обещано всем людям смиренным, грешным.
Мф 21, 28-32: пришел Иоанн, и не поверили ему.
Среда: Иоанн ставит перед собой вопросы о пришествии Христа.
Ис 45, 6-8. 18. 21-25: небеса, спустите Праведного.
Лк 7, 18б-23: скажите Иоанну, что вы видели и слышали.
Четверг: подготовить путь для Израиля, который возвращается, и Христа, который идет.
Ис 54, 1-10: Как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь.
Лк 7, 24-30: Иоанн - посланник, подготавливающий путь Господу.
Пятница: Иоанн – светильник, который ведет народы к храму Господа.
Ис 56,1-3. 6-8: дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.
Ин 5, 33-36: Иоанн - светильник, горящий и светящий.
3. Цикл Марии
Следует отметить, что в этом цикле преобладает Евангелие, зато – как помним – в первом доминировал Исаия. Последовательно читается в первую очередь Евангелие от Матфея, а затем от Луки. Кроме того, в этом случае, пророчество принимает свое историческое, а значит конкретное выражение. Все то, что было проповедано, исполняется, реализуется в личности Иисуса Христа.
Таким образом, Его пришествие можно разместить в ясном историческом контексте. Образ Иоанна Крестителя все еще переплетается с личностью Иисуса: это касается также его рождения.
Цикл Марии, конечно, в двух словах, это одно большое размышление, совершаемое над фактом материнства, это песнь хвалы матери, обращенная к Богу в знаке благодарности за полученный дар.
17 декабря: тот, кто приходит, является сыном Давида; в Нем сходится вся история.
Быт 49, 2. 8-10: не отойдет скипетр от Иуды.
Мф 1, 1-17: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова.
18 декабря: Сын Иосифа является Отраслью Давида.
Иер 23, 5-8: Господь восставит Давиду Отрасль праведную.
Мф 1, 18-24: Иисус родится от Марии, жены Иосифа, сына Давида.
19 декабря: рождение, знак пришествия Бога и плод Божьего плана (рождение в Ветхом Завете).
Суд 13,2-7. 24-25: рождение Самсона предсказанное ангелом.
Лк 1, 5-25: рождение Иоанна предсказанное ангелом.
20 декабря: ангел провозглашает рождение Христа.
Ис 7,10-14: Дева во чреве приимет и родит Сына.
Лк 1, 26-38: Мария зачнет во чреве, и родит Сына.
21 декабря: Посещение - встреча двух матерей, встреча двух Заветов:
Ветхого и Нового.
Песн 2, 8-14: вот, мой возлюбленный идет, скачет по горам.
Лк 1, 39-45: И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
22 декабря: прославление матерей в связи с материнством.
1 Цар 1, 24-28: Анна благодарит за рождение Самуила.
Лк 1, 46-55: Мария прославляет Господа за воплощение Сына.
23 декабря: рождение предшественника.
Мал 3, 1-4. 23-24: Илия предваряет пришествие Господа.
Лк 1, 57-66: рождение Иоанна Крестителя.
24 декабря: реализуется обещание, данное Давиду: вот рождается Солнце свысока.
2 Цар 7,1-5. 8-11. 16: обещание, данное Давиду: престол твой устоит во веки.
Лк 1, 67-79: посетит нас Восток свыше, будет так, как обещал.
3. Тайна ожидания и пришествия Бога отмечаемая в литургии
С того времени, когда Иисус, наряду с переживанием Пасхи, совершил дело нашего искупления, мы, в свою очередь, совершаем воспоминание этого дела, пребывая в ожидании Его пришествия. Вот почему мы взываем: „Смерть Твою возвещаем, Господи, и воскресение Твое исповедуем, ожидая пришествия Твоего”.
Во время Адвента мы празднуем эту тайну, пребывая в акте ожидания пришествия Иисуса; пришествие, которое соединит друг с другом все личные события, а также события всей истории мира и человека. Вот что говорит об этом литургия:
- Он через первое пришествие в человеческом облике исполнил Твое предопределение, и открыл нам путь вечного спасения. [I префация предрождества].
- Он снова придет в великолепии Своей славы уделить нам обещанные дары, которые, бодрствуя, с упованием ожидаем. [I префация предрождества].
- Он позволяет нам с радостью приготовиться к празднику Его Рождества, чтобы, когда придет, нашел нас бодрствующих в молитве и полных благодарности. [II префация предрождества].
Ожидание, которое празднуем, является исключительным актом, а его моменты тесно связаны между собой: пришествие Христа во плоти устремлено к ежедневным пришествиям Христа к своей Церкви и к каждому человеку. И все это, в своем роде, движется в направлении возвращения Христа или Второго Пришествия. Второе пришествие будет наиболее уместным и последним моментом нашего ожидания. Мы не могли бы взывать с убеждением: "Гряди, Господи Иисусе", если бы Он уже не пришел. Кроме того, мы не могли бы также сказать с уверенностью и убежденностью: „Он здесь присутствует”, если бы мы не были убеждены в вере, что Он придет, чтобы усовершенствовать свое царство веки. [O. Касел]
4. Тайна ожидания и пришествия Бога переживаемая в повседневной жизни
Великие видения, побуждающие к проповеди, и яркие примеры великих учителей и предрождественских образов ведут к тому, чтобы не только направлять нас к ожиданию кого-то иного нежели Христа, но чтобы принять Его с великим упованием тогда, когда только постучит в нашу дверь; чтобы занять позицию, которая позволит нам достойно подготовиться к Его пришествию. Анализируя Слово Божие в период Адвента, можем сделать именно такой синтез:
- Мы должны пребывать в чутком ожидании, исполненном верой, молитвой и открытостью, что позволит нам увидеть и прочитать знамения времени, указывающие на пришествие Господа в любых обстоятельствах и событиях нашей жизни, до конца времен.
- Мы должны следовать по стопам Бога, а не ходить по извилистым дорогам. Обратиться, чтобы идти за Христом, стремясь в Царство Отца.
- Мы должны давать свидетельство радости, которую принес нам Иисус Спаситель, руководствуясь отзывчивой и сострадательной любовью к ближним, открытостью на все инициативы добра, благодаря которым уже в настоящее время строится будущее Царство, и все это в бесконечной радости.
- Мы должны иметь смиренное и самоотверженное сердце, чтобы таким образом подражать Иосифу, Деве Марии, Иоанну Крестителю и иным "великим и смиренным" со страниц Евангелия, которые, именно благодаря своему смирению, могли увидеть в Иисусе Сына Божия, приходящего в мир для спасения людей.
- Мы должны участвовать в совершении Евхаристии в текущем периоде Адвента, что означает принимать и признавать Господа, который постоянно приходит к нам и следовать за Ним по пути, ведущему к Отцу. Следует так поступать до момента, когда через окончательное свое пришествие в конце времен, препроводит нас всех вместе в свое Царство, чтобы мы могли участвовать в жизни вечной, вместе с блаженными и святыми, живущими на небесах.
Мы, христиане, так проживая нашу жизнь, исполняем пророческую роль бунтарей, восстав против спящего мира, который рискует потерять свою душу, в то же время даем свидетельство глубокой радости и сильной предрождественской веры в существование лучшего мира, что осуществляется через непрерывное пришествие Христа.