Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Не судите, да не судимы будете. Мф 7,1

Священник

Тем временем св. Альфонс приступил к изучению теологии. Живя дома, он самостоятельно, под руководством Юлиана Торни, изучал Священное Писание, догматику, моральную теологию. Ректором семинарии был дядя Альфонса со стороны матери – каноник Гиззио. Это он привил племяннику любовь к двум великим святым: Терезе Авильской и Франциску Сальскому.

Торни отвечал за Братство Епархиальных Миссионеров, называемое ещё Апостольскими Миссиями или Пропагандой. Члены Братства провозглашали миссии по всему королевству. Альфонс вступил в это Братство. Получив 23 сентября 1723 года тонзуру, он получил и право произнесения проповедей. Первые его миссии прошли 18–26 ноября 1728 года. Альфонс увидел неведомый ему ранее мир. Этот мир, заселённый чернью, людьми, живущими за чертой человеческого достоинства, мир распущенности, примитивных развлечений, авантюр, мир Пьяцца Меркато в Неаполе, где люди смеются, чтобы не кричать, стал и его миром. Туда направил его Иисус. Это призвание к самым бедным и заброшенным, не знающим Бога людям Альфонс полюбил превыше всего.

Учась в семинарии, Альфонс вступил и в общество «Santa Maria succure miseris» (Святая Мария, помогай несчастным), иначе называемое «Белые братья справедливости». Братья поддерживали дух приговорённых накануне казни, сопровождали их в последнем пути, а после казни с пением покаянных псалмов несли тело казнённого в ораторий у Неизлечимых, служили святую мессу и хоронили.

Так Альфонс реализовал евангелическую любовь, которой сам был преисполнен с детства. Он был миссионером среди тех, от кого отвернулись и власти, и клир Неаполя (в Неаполе было очень много священников, в большинстве своём недоучившихся и далёких от рвения в священнической службе, и уж менее всего склонных заниматься неаполитанской беднотой); был миссионером тех, кто неоднократно был вынужден преступать закон, и умирал по его приговору. Так важен был для Альфонса человек! И так будет всегда.

Принимая 6 апреля 1726 года сан диакона, Альфонс поведал Богу и людям, что хочет и стремится служить, провозглашая Слово Божие. Началась интенсивная проповедническая работа. Каждый хотел услышать бывшего знаменитого адвоката, который некогда истово защищал истину в суде, а теперь с ещё большим рвением и любовью провозглашал Истину Божию.

Наконец настал желанный и долгожданный день рукоположения – 21 декабря 1726 года. Когда-то Альфонс составил двенадцать правил юриста, сейчас же установил себе принципы священника. Вот некоторые из них:

 – Я священник, и моё достоинство – выше ангельского; буду же жить в совершенной, ангельской чистоте.

 – Церковь оказала мне честь, и моя обязанность – воздать ей почести святостью своей жизни.

 – Сосредоточенность, рвение, сила характера, совершенствование в молитве – вот что я должен практиковать постоянно, если хочу быть угоден Господу.

 – Мне не нужно ничего, кроме восхваления Бога, личной святости и избавления ближних, даже ценой собственной жизни.

С большим жаром Альфонс принялся за работу. Он поставил себе цель: свидетельствовать об Иисусе, а не о своей эрудиции, и поэтому пользовался простым стилем, который был понятен как простому люду, так и образованным представителям высоких сфер. Проповеди Альфонса обходились без помпезного и цветистого стиля, столь часто используемого без всякой духовной пользы проповедниками того времени. С тех пор среди настоятелей церквей и монашеских орденов, как мужских, так и женских, он был нарасхват. Своими проповедями Альфонс приводил грешников к исповедальне, чтобы там встретить их и приблизить к Иисусу милосердному. Исповедальня, где встречались Бог и человек, была вторым – после амвона – излюбленным местом Альфонса. Он всегда был окружён кающимися, людьми разных классов и слоёв общества. Иисус жил для всех, а св. Альфонс хотел быть его преданным учеником. Службе в исповедальне он предавался с огромным жаром. Сам к себе очень суровый, к людям, приходившим к нему исповедоваться, был несказанно ласков, повторяя слова Иисуса: Иди и больше не греши. Множество душ он вырвал из-под власти греха и вверил Богу. Для пользы запутавшихся во грехе в 1728 году он написал свою первую (позже неоднократно обновлённую) книгу Вечные Истины. Путями к благочестивой жизни, предлагаемыми им, были: размышление, молитва, обуздание страстей, аскеза, а прежде всего – Евхаристия. Будучи большим почитателем Марии, рекомендовал каждому, кто хочет познать Иисуса, приблизиться к Его Матери. Эта мариологическая черта благочестия будет присуща ему всю жизнь.