Василий Величковский
(1903 - 1973)
Василий Величковский родился 1 июня 1903 г. В городе Станиславе (ныне Ивано-Франковск) в семье священника, чья родословная восходила к Запорожскому казачеству. Отец, Владимир Величковский, был настоятелем в селе Шупарка (нынешняя Тернопольская область); мать – дочь о. Николая Теодоровича и Харитины Онишкевич. Род Величковских со стороны отца был священническим уже свыше 300 лет, а происходил с Восточной Украины, из села Величков.
В восемь лет Василий начал ходить в начальную школу в селе Пробижна, где проучился четыре года. По окончании школы родители отдали Василия для обучения в Институт Св. Иосафата, которым руководили отцы-василиане. В это время произошло важное событие: во время миссий мать посвятила своего сына Василия Покрову Пресвятой Богородицы. В шестой класс Василий поступил в селе Городинцы. Там его застала Первая мировая война, там в 1918 году он вступил в ряды Сечевых Стрельцов.
В 1920 году Василий вернулся домой и сразу поступил для изучения богословия во Львовскую семинарию, где профессором догматики был о. д-р Иосиф Слипый. Диаконское посвящение Василий получил из рук слуги Божьего митрополита Андрея Шептицкого, а в 1924 году, после четырёх лет семинарии, вступил в монастырь отцов-редемптористов в Голоске близ Львова, где его с отцовской любовью принял о. Иосиф Схрейферс. Кандидатуру-постулат Василий начал 2 августа в день св. Ильи. Вскоре, 9 октября 1925 г., в возрасте 22 лет он принял таинство священства от епископа Луцкого и всей Волыни Кир Иосифа Боцяна. Сначала молодой о. Величковский два года работал учителем в ювенате – малой семинарии отцов-редемптористов в Збоисках близ Львова, в которой тогда было боле 100 студентов. Однако деятельность о. Василия не ограничивалась преподаванием в ювенате: вместе с другими отцами он ездил по сёлам и городкам Галиции, помогая в проведении миссий и реколлекций. Заметив большой проповеднический талант и апостольское рвение отца Василия, настоятели решили в 1927 году перевести его в монастырь в Станиславе, где работала большая миссионерская группа во главе с выдающимся миссионером о. Иосифом де Вохтом.
В то время открылись новые возможности для апостольской работы на Волыни, которая в 1921 году была присоединена к Польше. На Волынь стали массово переселяться украинцы из Галиции. Их духовно опекали о. Николай Чарнецкий и о. Григорий Шишкович. Позднее, в 1928 году, о. Шишкович поехал работать с украинцами в Канаде, а на его место был назначен о. Василий Величковский. Он спешил с духовной помощью к Галицким поселенцам, разбросанным по всей Волыни. Он разыскивал их поселения, служил Литургию, проповедовал, исповедовал, учил катехизису, крестил детей, помогал в строительстве 20 часовен. Поначалу, из-за агитации сторонников московского православия, работать с людьми было тяжело, здесь-то и проявился особенно ярко проповеднический и организаторский талант о. Величковского: ему удавалось убедить людей в необходимости единения со Вселенской Церковью даже там, где терпел неудачу Кир Николай Чарнецкий. О. Василий был человеком весёлого нрава, что тоже помогало налаживать дружеские отношения с православными. Ещё с детства о. Василий глубоко почитал Пресвятую Богородицу и поэтому с особой настойчивостью распространял на Волыни почитание иконы Божьей Матери Неустанной Помощи, которая благодаря своему восточному стилю объединяла и Греко-католиков, и православных. Около двадцати тысяч православных вступили тогда в единство с Греко-Католической Церковью. Одним из первых вступил в греко-католическую общину родной брат Леси Украинки Николай Косач со своим сыном Юрием. О. Величковский часто служил Литургию в селе Колодяжном, где родилась великая украинская поэтесса.
Через польских сестёр-шариток, работавших в больнице, где лечился маршал Пилсудский, о. Василий в 1930 году сумел получить у него разрешение превратить польский костёл в Ковеле в греко-католическую церковь, что по тем временам было неслыханной смелостью. Впоследствии, когда владыка Николай Чарнецкий возглавил в 1931 г. Миссионерскую ацию воссоединения православных братьев с Греко-Католической Церковью, о. Василий вместе с другими редемптористами во многом ему помог, неся людям свет Христова учения и патриотизма, уничтоженного среди православных украинцев царской Россией.
Польские власти к миссионерским успехам о. Величковского и владыки Чарнецкого относились неприязненно, ведь они, проповедуя живым украинским словом, привлекали многих православных к единству со Вселенской Церковью именно через Украинскую Греко-Католическую Церковь, содействовали возрождению духовного и национального самосознания. Всё это мешало полонизации украинцев на Волыни, поэтому по требованию правительства Польши в 1935 году о. Василий покинул Волынь и переехал в монастырь в Станиславе. Однако оттуда он развернул ещё более энергичную миссионерскую работу в сёлах и местечках Западной Украины, плодотворно сотрудничая с о. Зеновием Коваликом, который также был выдающимся проповедником. Миссии длились по десять дней; во время миссий отцы произносили проповеди о Крещении Украины, о великом призвании к святости, о важности молитвы в жизни христианина. Заканчивались миссии большим крестным ходом через всё село, в котором участвовали тысячи людей из окрестных сёл.
В 1936 году о. Василий был одним из главных докладчиков на Объединительном съезде УГКЦ во Львове. Он зачитал перед отцами реферат о методике экуменической работы среди православных, сделав при этом особый акцент на необходимости придерживаться восточной традиции в Богослужениях и проповедях.
Мечтой о. Величковского было построить в Станиславе величественный храм в честь Матери Божией – Царицы Украины. Он уже собрал 120 тысяч злотых, купил необходимые материалы, но министр военных дел в Варшаве не позволил редемптористам строить церковь, опасаясь их влияния на людей.
В 1938 году исполнилось 25 лет миссионерской деятельности отцов-редемптористов на Украине, и по этому случаю о. Василий выпустил Юбилейный Альманах. В нём мы читаем чрезвычайно нежное и сердечное посвящение матери, в ярко высвечиваются как сыновние чувства о. Василия, так и его жизненное кредо: «Благословенна будь, мама, пожертвовавшая за народ сына-дитятко. Он умер для мира, но не погиб для Бога и народа. Он живёт, и будет жить, и миллионам жизнь даёт, ибо он, Твой сын – Миссионер Иисуса и Марии, Редемпторист».
А между тем маятник истории уже начал отсчитывать тревожные часы. 22 сентября 1939 года Красная Армия заняла Западную Украину и новая власть тут же начала планомерное уничтожение УГКЦ и её священников. В праздник Скорбящей Божьей Матери о. Василий, несмотря на опасность, организовал торжественную процессию на улицах Станислава. В походе приняли участие тысячи верных, так что даже солдаты с Востока снимали шапки и крестились, ибо до того ничего подобного в жизни не видели. За организацию этого похода отца Василия вызвали в НКВД, но, учитывая его огромную популярность среди людей, отпустили. Это были страшные времена, когда в НКВД только на Западной Украине было замучено свыше 100 тысяч человек.
В 1941 году по поручению митрополита Андрея Шептицкого и по просьбе православной общины о. Василий выезжает в город Каменец-Подольский. Люди с большим энтузиазмом встретили греко-католического священника и сразу предоставили ему церковь Св. Николая. Однако отец пробыл в городе только три дня, потому что был оклеветан и немецкий комендант приказал ему под угрозой расстрела покинуть город в течение суток.
В 1944 году, когда Красная Армия, приблизившись к Тернополю, вела там ожесточённые бои с немцами, до львовского монастыря отцов-редемптористов дошло известие, что в Тернополе нет ни одного священника, который окормлял бы приход. Поехать туда, невзирая на опасность, добровольно вызвался о. Величковский. В Тернополе о. Василий стал настоятелем местного монастыря отцов-редемптористов.
В ночь с 10 на 11 апреля энкаведисты арестовали большинство греко-католической иерархии, а также отца Василия Величковского в Тернополе. В следственном изоляторе НКВД ему сказали: «Или подпишетесь о переходе в православие и сразу поедете домой, или не выйдете отсюда никогда». О. Василий твёрдо и бескомпромиссно отказался. Его отправили для следствия в Киев, где за «активную антисоветскую пропаганду» в проповедях и журналах областной суд приговорил его к высшей мере наказания – расстрелу.
Три месяца о. Василий ждал исполнения приговора в камере смертников, из которой каждый вечер выводили и расстреливали одного заключённого, а на его место присылали нового. В эту тяжкую пору своей жизни узники обратились к о. Василию: «Отче, просим Вас, расскажите нам о Божеском, про молитву и про исповедь, а то ни один из нас ничего не знает о Боге, а ведь это, может быть, последний день нашей жизни». Так о. Василий получил возможность проповедовать до самой смерти…
Однажды ночью пришла очередь и о. Величковского, и его вызвали «с вещами на выход». Он попрощался со всеми и попросил передать родным во Львове, что священника Величковского расстреляли за Греко-Католическую Церковь и святую веру. Однако Господь не позволил угаснуть свету во тьме – его не расстреляли, а заменили смертный приговор на 10 лет лишения свободы в концентрационных лагерях в Воркуте.
В краях, где отбывал срок о. Василий, морозы достигали 50 ° и заключённые были вынуждены ложиться спть вплотную один к другому, чтобы до утра не замёрзнуть. Однако о. Величковский не падал духом, оптимизм и апостольское рвение не давали ему ни на минуту опустить руки. С небольшой группой заключённых он нашёл в шахте неиспользуемую галерею, и ежедневно в четвёртом часу утра совершал Божественную Литургию в присутствии около 20 узников.
О. Василий пишет в своих воспоминаниях: «Неожиданно быстро пролетели для меня мои 10 лет наказания и вот мои ноги снова ходят по улицам родного Львова». После освобождения из лагерей о. Василий посещает вицепротоигумена Филимона Курчабу, заезжает к разным знакомым и братьям из ордена редемптористов. Во времена глубокого подполья и преследований Греко-Католической Церкви о. Василий тайно учит молодых семинаристов, совершает Литургию в частных помещениях, духовно руководит сёстрами-василианками.
В 1963 году, во время II Ватиканского Собора, Папа Иоанн XXIII обратился к Генеральному Секретарю Коммунистической Партии СССР Никите Хрущёву с просьбой освободить митрополита Иосифа Слипого для участия в Соборе. Митрополита освободили, и во время трёхдневного пребывания в Москве ему удалось отправить телеграмму о. Величковскому с просьбой немедленно приехать для решения важного дела. Получив телеграмму, о. Величковский прибыл в Москву и сослужил с митрополитом Слипым Литургию, во время которой о. Величковский был посвящён в епископский сан и назначен местоблюстителем Греко-Католической Церкви на Украине. Возглавив безмолвную Церковь, владыка Величковский рукоположил более 40 новых священников. Он написал и распространял книжечку о Божией Матери Неустанной Помощи, вёл активную душепастырскую деятельность, часто слушал Радио Ватикана. Этих фактов для КГБ было достаточно, чтобы 2 января 1969 года арестовать его во второй раз и осудить на три года заключения, которое владыка отбывал в тюрьме строжайшего режима в городе Коммунарск в Донбассе.
По окончании срока заключения в 1972 году владыку Величковского выдворили за пределы СССР. Величковский посетил свою сестру в Загребе (Югославия), а затем поехал в Рим, где встретился с Блаженнейшим Верховным Архиепископом и Кардиналом Иосифом Слипым. Папа Павел VI сердечно принял владыку Величковского и свыше 40 минут разговаривал с ним о преследованиях Греко-Католической Церкви в СССР.
Проведя некоторое время в Риме, владыка Величковский по приглашению митрополита Максима Германюка едет в город Виннипег (Канада). Здесь местные украинцы приветствовали его как героя, несгибаемого борца, многолетнего узника концентрационных лагерей, который выжил наперекор всеми силам зла. 24 августа 1972 г. владыку приветствовала молодёжь из Украинского пласта в тренировочном лагере «Волчья тропа». Когда владыка проходил перед рядами молодых украинцев, из четырёх тысяч грудей слаженно вырвалось звонкое: «Слава, слава, слава!..» Владыка произнёс патриотическую речь, передал привет от ровесников с Украины и вспомнил славные подвиги казаков и Сечевых Стрельцов, смысл всей жизни которых был в девизе «Бог и Украина».
Недолго пришлось епископу Василию Величковскому быть для украинцев диаспоры живым свидетельством гонений подпольной Греко-Католической Церкви. Словно предчувствуя близкую смерть, владыка Величковский посещал украинские приходы по всей Канаде и Соединённым Штатам. Как свидетельствует брат Василий Стэць, перед отъездом за границу владыке Величковскому по приказу КГБ сделали инъекцию яда медленного действия, и поэтому он не прожил на свободе и года. 30 июня 1973 года его исполненное отцовской любви сердце остановилось на 70-м году жизни и 10-м году епископского освящения. Но удары этого сердца будто говорят в наших душах: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр 2, 10).
Принимая во внимание свидетельство праведной жизни блаженной памяти Кир Василия Величковского, в частности, его стойкость, мужество и верность Христовой Церкви, проявленные во времена преследований за веру, по случаю 2000 Юбилейного Года был начат беатификационный процесс. 2 марта 2001 года процесс был завершён на епархиальном уровне и дело было передано в Апостольскую Столицу. 6 апреля 2001 г. богословская комиссия подтвердила достоверность мученичества Василия Величковского, 23 апреля факт мученичества был подтверждён собранием кардиналов, а 24 апреля 2001 года Святейший Отец Иоанн Павел II подписал декрет о беатификации епископа Василия Величковского как блаженного мученика за Христову Веру. Во время Святой Архиерейской Литургии 27 июня Лета Господня 2001 во Львове Святейший Отец Иоанн Павел II провозгласил Василия Величковского блаженным.
О Боже мой!
Из глубины моей души я низко кланяюсь Твоему безграничному Величию. Благодарю Тебя за благодати и дары, которыми Ты наделил Твоего верного Слугу Блаженного Священномученика Василия Величковского. Прошу Тебя, прославь его также и на земле. Прошу Тебя, удели мне в Своём Отцовском милосердии благодать (намерение), о которой смиренно Тебя молю.
Аминь.