Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Пс 118,2

Свидетельство о. Энтони Бранагана
в письме к сёстрам-редемптористкам

 

Дорогие сёстры,
привет из Кемерова!

 

О. Войцех, который был здесь, когда я ездил в Польшу и Ирландию, говорил мне, что вы хотите, чтобы я написал вам об о. Дариуше. Посылаю мои мнение о нём, а также описание аварии.

В пятницу 19 января 2001 года о. Дариуш и Татьяна вышли из нашего дома, чтобы ехать в Юргу. Около 1300 недалеко от городка Топки, что в 30 км от Кемерова, съезжая по обледенелой дороге с горы, о. Дариуш обгонял грузовик и, утратив контроль над микроавтобусом, выехал под приближающийся по встречной полосе междугородний автобус. Оба – и он, и Татьяна – погибли на месте. В автобусе находились семь пассажиров и водитель, никто из них не пострадал. Тела Дариуша и Татьяны были перевезены в морг в Топки. Около 1730 мне позвонил из милиции ответственный за проживающих здесь иностранцев и передал мне это трагическое известие. Он сказал, что мне скоро позвонят из ГАИ. Я позвонил в милицию Кемерова и Топок, и мне всё подтвердили. Затем я поставил в известность епископа в Новосибирске и о. провинциала в Польше, а также попросил сотрудников ГАИ, чтобы они сообщили о происшествии дочери и сыну Татьяны. Затем я отслужил мессу с прихожанами в нашем Общинном центре; после мессы мы с Галиной и Наташей поехали в Топки, и там забрали в милиции вещи, которые были в микроавтобусе.

Утром в субботу сын и дочь Татьяны, Галина и я поехали в Топки и привезли тела в Кемерово. Тело о. Дариуша было забальзамировано, поскольку дежурный врач в морге предположил, что его заберут в Польшу. Тело Татьяны её близкие отвезли в морг в Кемерове, а тело Дариуша мы положили в часовне нашего приходского центра. В этот вечер на литургию пришли много народу, и многие остались у гроба на всю ночь.

В воскресенье приехал епископ Иосиф Верт в полдень предстоятельствовал на мессе за Дариуша и Татьяну. Людей на мессе было много, присутствовали и друзья о. Дариуша из некатолических общин, а один из них выступил после св. мессы. Затем о. Ярослав CSsR и о. Алексей CSsR из Новокузнецка совершили Греко-католическое богослужение за усопших. Епископ поговорил по телефону с дочерью Татьяны и выразил своё сочувствие ей, её брату и всей семье, а затем вернулся в Новосибирск. В воскресенье вечером тело Татьяны было отвезено к ней домой и её дочь и сын согласились, чтобы я совершил траурное богослужение за неё. Семья была удовлетворена тем, что я с несколькими прихожанами провёл это богослужение, и меня пригласили провести погребальную церемонию на следующий день пополудни. В этой церемонии в понедельник участвовал также о. Роман, настоятель прихода в Барнауле (около 200 км к югу от Новосибирска), и значительная группа прихожан.

Утром в понедельник приехали трое православных священников, чтобы помолиться за Дариуша. Они долгое время пребывали в молитве у его гроба. Маленькие дети одного из них также были здесь и плакали, потому что потеряли своего друга.

Вечером в понедельник многочисленные священники из других приходов сослужили на мессе за о. Дариуша. Приехало также много сестёр-монахинь и мирян из других приходов. Три православных иерея, приезжавших утром помолиться, были с нами также и на вечерней литургии, и после причащение двое из них делились воспоминаниями об о. Дариуше. О. Александр уподобил о. Дариуша одному из известнейших православных святых, поскольку Дариуш регулярно ездил в лес на свои одно- или двухдневные реколлекции.

После мессы гроб с телом был перевезён на аэродром, а ранним утром следующего дня самолётом доставлен в Москву. Во вторник утром генеральный викарий архиепархии о. Богдан, послушники-францисканцы и представители похоронной фирмы из Варшавы приехали в аэропорт, чтобы забрать тело и перевезти его в кафедральный собор. В 1800 архиепископ Т. Кондрусевич в сослужении с многочисленными священниками (среди них – и апостольский нунций) отслужил св. мессу при участии множества сестёр-монахинь и мирян. В своей проповеди архиепископ рассказывал о «великих планах» о. Дариуша и его увлечённости идеей апостольства молодёжи во всей России. После службы архиепископ и нунций просили меня передать свои соболезнования семье Дариуша и Конгрегации редемптористов.

Вечером во вторник похоронная фирма доставила гроб с телом о. Дариуша в Польшу. Погребальные торжества прошли в Тухове, в церкви Духовной семинарии, где обучался Дариуш. Присутствовали его мать и отчим, бабушка, братья и сёстры со своими семьями, друзья, а также множество сестёр-монахинь. Предстоятелем мессы был епископ епархии, ему сослужили более ста священников, среди которых был настоятель родного прихода Дариуша в Тарногруде. Провинциальный викарий о. Яцек Дембек произнёс проповедь. После мессы похоронная процессия прошла по улицам Тухова на городское кладбище, где Дариуш и был похоронен в той части кладбища, что принадлежит редемптористам. Да почивают в мире Дариуш и Татьяна.

Сначала я хотел бы сказать несколько слов о Татьяне. Сегодня (в воскресенье 4 марта) мы вспоминали Дариуша и Татьяну: я служил мессу, была устроена выставка фотографий, смотрели видеозаписи, говорили слова признания. О Татьяне, которая сегодня праздновала бы своё 50-летие, вспоминала одна из её знакомых. Она рассказывала, что все друзья Татьяны очень удивились, когда она стала христианкой, ведь до того она была сугубо светским человеком. По профессии она была психологом. Несколько лет тому назад её неграмотная соседка, принадлежавшая к баптистской церкви, с большим энтузиазмом и красноречием рассказывала Татьяне об Иисусе Христе. Татьяна начала задумываться об этом и искать Христа. Стала баптисткой и начала писать религиозные стихи. Затем отошла от баптистов и вступила в другую христианскую общину. Наконец, впечатлившись верой и рвением о. Дариуша, и под его руководством стала готовиться к первой исповеди и святому причастию. Женщина, рассказывавшая об этом, принадлежала к той же религиозной общине, что и Татьяна. Уходя, Татьяна призналась ей, что, готовясь войти в Католическую Церковь, она чувствует в себе большую веру и любовь к Иисусу. Примерно за неделю до смерти Дариуш говорил мне, что Татьяна делает большие шаги в жизни верой. Она была по-настоящему духовным человеком. На стенах её дома висели распятие и многочисленные изображения Богоматери. Постоянно читала Библию, молилась Розарием и писала религиозные стихи; часто сопровождала о. Дариуша в его душепастырских поездках. При этом у неё были очень хорошие, полные любви отношения с женатым сыном и замужней дочерью; она души не чаяла в своём маленьком внуке. Без сомнения, её добрый Господь счёл, что она уже вполне подготовлена, и забрал её сразу в Небесную Церковь.

Дариуш приехал в Сибирь в октябре 1996 года, и с самого начала был полон энтузиазма. Мы жили в Прокопьевске с двумя другими редемптористами, но вскоре было решено, что мы с ним поедем в столицу края, Кемерово, и развернём душепастырскую работу там. По дороге из Прокопьевска в Кемерово в декабре 1996 г. Дариуш спросил меня, каковы мои душепастырские планы. Я сказал, что никаких планов у меня нет. А вот у Дариуша был очень конкретный «план» или, скорее, идеал. Он старался реализовать любую идею, какая придёт ему в голову, лишь бы как можно больше людей узнали и полюбили Иисуса Христа и последовали на Ним. Он самого начала был очень активен: посещал католиков, организовывал встречи российско-немецкого общества, составил список его членов, чтобы зарегистрировать католическую общину в Кемерове; когда зарегистрировали – организовал временное место для встреч, хлопотал об участке под строительство католической церкви и монастыря редемптористов, катехизировал детей и взрослых, принимал исповеди, крестил, венчал, своими интервью газетам, радио и телевидению готовил приём статуи Фатимской Божьей Матери в феврале 1997 года. Летом 1997 года взял с собой трёх прихожанок а паломничество на Евхаристический конгресс в Польшу. Кроме этого, регулярно посещал, а также основывал католические общины вокруг Кемерова, на расстоянии 100–200 км. Ездил туда, не взирая на погоду, при температуре +30° С летом и -40° С зимой. Расстояния не были преградой апостольскому пылу Дариуша, он навещал больных, регулярно проводил катехизации в тюрьме, ходил в детские дома и дома престарелых, раздавал одежду и продукты из посылок, присланных добрыми сёстрами из Зальцбурга (Австрия), организовывал походы и летние лагеря для детей и молодёжи, проводил реколлекции для молодёжи в приходе францисканцев в Новосибирске, принимал исповеди и проводил конференции для сестёр в Томске, и даже проводил приходские реколлекции на Украине. В ночь перед смертью, откликнувшись на зов, поехал к больному прихожанину и вернулся только в час ночи.

Был очень близок его сердцу и экуменизм. Когда мы приехали в Кемерово, он нанёс визит православному епископу, а когда православные священнослужители вместе с секретарём епископа водили его по кафедральному собору, Дариуш подсказал, что крипта этого храма могла бы быть использована когда прибудет статуя Фатимской Божьей Матери. Он также налаживал контакты с другими некатолическими группами христиан, принимал участие в их встречах и приглашал их к нам на молитву. В прошлом году он основал экуменическую группу, еженедельно встречавшуюся для изучения Библии и размышлений в нашем приходском центре. Позаботился о финансировании издания религиозных книг алфавитом Брайля для одного члена церкви баптистов в Кемерове. Хлопотал также о публикации духовной поэзии Татьяны.

Особое внимание о. Дариуш уделял Юрге, городу примерно в 100 км от Кемерова. Он купил там дом и устроил в нём церковь, которая в 1998 г. была освящена епископом. Колокол привезли из Польши. О. Дариуш планировал построить возле церкви центр для молодёжи. В Юрге он дал несколько интервью для радио и телевидения. Вместе с Татьяной и другими посещал там также и тюрьму, чтобы открыть сердца и умы заключённых для Господа.

Незадолго до Рождества Христова Дариуш привёз из местности, лежащей в 200 км от Кемерова, молодую учительницу, чтобы она могла здесь родить. За несколько месяцев до этого от лидера тамошней католической общины он узнал, что эта молодая учительница находится в больнице, и назавтра утром ей сделают аборт. Дариуш сейчас же пошёл в больницу и настоял, чтобы ему позволили встретиться с этой женщиной. Он беседовал с ней и убеждал родить и отдать ребёнка на усыновление. Ребёнок родился через несколько дней после Рождества, и по дороге из роддома Дариуш привёз его вместе с мамой в часовню, где оно вскоре, к удивлению и радости всех собравшихся, стало Младенцем Иисусом в рождественских торжествах. Позднее мама решила не отдавать ребёнка в приют.

Да! О. Дариуш был постоянно в движении, днём и ночью. Он неоднократно говорил со мной об обете св. Альфонса не тратить время попусту. Даже если сам он не давал такого обета, то всё равно времени терять не хотел. Однажды утром в ноябре он сокрушался, что слишком много времени провёл за новым компьютером, который привёз из Польши. В действительности он просто наводил в нём порядок и устанавливал необходимые программы, чтобы компьютер наилучшим образом служил нашим душепастырским задачам.

Дариуш всё время был в движении, но и молился непрерывно. То, как он молился перед Пресвятыми Дарами, производило впечатление на всех. Он вставал на колени в позе глубочайшего преклонения как можно ближе к дарохранительнице. Во время мессы в воскресенье после его смерти епископ Верт вспоминал, что отношение о. Дариуша к Пресвятым Дарам было примером для всех. Когда он входил в дом, то первое, что он делал – кланялся Пресвятым Дарам, а, будучи дома, он часто молился в часовне. Иногда он в одиночестве либо с другими католиками из общины устраивал ночные бдения перед Дарами. Любил вместе с другими читать Литургию часов и всегда добавлял множество интенций к молитве о заступничестве. Ежемесячно он день или два проводил на реколлекциях и, как правило, уезжал с этой целью куда-нибудь за город. Ежедневно прочитывал весь Розарий и хотел, чтоб к нему в этой молитве присоединялись и другие.

Понятно, что Дариуш, будучи польским католиком и священником, гордился Папой Иоанном Павлом II, я только сомневаюсь, что на свете ещё кто-нибудь любил Папу так же, как он. На встрече с Папой в январе минувшего года его радость была увековечена на нескольких прекрасных снимках, которые он привёз и с гордостью показывал людям.

В среду и пятницу о. Дариуш постился – только хлеб и вода. В то же время его отличали радость и хорошее настроение – он очень любил рассказывать и слушать весёлые истории и анекдоты. Умел находить время на отдых: посмотреть фильм, сходить на концерт, послушать музыку, или покататься на лыжах, сходить в бассейн. И всё это делал в Господе.

Надо сказать, что за четыре с половиной года совместной жизни между нами бывало много споров и жарких ссор. Однако Дариуш всегда просил прощения первым.

На наш человеческий взгляд жизнь Дариуша была коротка, но, видимо, Господь был удовлетворён всем, что он сделал и стремился сделать, и забрал его к Себе.

В заключение повторю то, что я говорил во время прощальной мессы в Тухове. О. Дариуш был необычайно ревностным и исключительно святым пастырем. Если вдруг (а это вполне возможно, особенно учитывая, как относятся к нему люди в Сибири) начнётся процесс его канонизации, я обещаю, что ничего не расскажу о наших стычках.

Вышеизложенный текст я уже отправил о. Врубелю и в Дублин отправлю сёстрам-редемптористкам, которых навещал, будучи в Ирландии. Сёстры очень хотели побольше узнать нашей работе в Сибири, и очень опечалились, узнав о гибели о. Дариуша и Татьяны.

О. Войцех на прошлой неделе вернулся в Петропавловск и мы ждём здесь о. Артура, который должен приехать в десятых числах этого месяца.

Пока всё, я лишь ещё раз прошу о молитве, особенно за строительство католической церкви в Кемерове.

 

Ваш брат во Христе
Энтони Бранаган CSsR
7-III-2001