Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Мф 5,4

Проповедь

викария Провинциала Варшавской провинции
Конгрегации редемптористов

о. Яцка Дембека

Высокопреосвященный о. епископ,
дорогая мама и вся семья о. Дариуша,
достопочтенные собратья во Христовом священстве и монашеском призвании,
сёстры и братья.

 

Последний раз в этой жизни, на этом свете стоя у гроба о. Дариуша, стоя рядом с Ним, мы встаём перед тем вопросом, что несёт в себе тайна смерти. Тайна, с которой столкнётся каждый из нас. Тайна, от которой не уйти. И можно взглянуть на эту тайну так: вот тридцать шесть неполных лет, столько-то из этих тридцати шести посвящены возрастанию, подготовке к работе, едва ли несколько лет работы, в которой, наконец, наметились какие-то перспективы, которая, наконец, начала приносить плоды, подавать надежды; вот разрешение на строительство церкви, вот всё больше людей, слушающих Его слово, молящихся вместе с ним…

Затем случай, прихоть судьбы, и внезапно всё закончилось. И можно было бы, как это делают многие, встать пред этой тайной с полными боли и отчаяния словами: это бессмысленно.

Однако я глубоко убеждён, сёстры и братья, что если бы наш собрат о. Дариуш смог сейчас обратиться к нам, его ответ на вызов смерти был бы совершенно иным. Я убеждён в этом потому что, когда на второй день после его гибели я позвонил в Кемерово, то услышал его голос, записанный на автоответчик, голос, полный радости и энтузиазма, голос, сообщавший звонившему: «Приветствую тебя от Иисуса, который жив и любит тебя».

Ибо Иисус жив! Ибо, несмотря на то, что и Он закончил земную жизнь таким молодым, что те, кто любил Его – Мать, близкие, ученики целых три дня провели во мраке бессмысленности, перед вопросом «Почему?» – Иисус всё же жив. Занимающаяся заря воскресения засияла в полную силу и окончательно пролила свет на всё, что составляет тайну человеческой жизни и смерти, а точнее говоря – только жизни, потому что, когда мы живём, когда приходим в этот мир, то наша жизнь меняется, но не кончится уже никогда. И в свете этой зари, Зари Воскресения, мы наконец можем понять, сколь велика любовь Бога к каждому из нас. Та любовь, о которой мы слышали в первом чтении, в отрывке из Послания св. апостола Павла к Римлянам. Та любовь, от которой ничто на свете не может нас отлучить, ибо нет такой силы, нет настолько могучей силы в этом мире. Даже смерть наша недостаточно сильна, чтоб отлучить нас от Божьей Любви, явленной нам во Христе Иисусе, Господе нашем.

И в этом – окончательный ответ. В эту Любовь нам нужно всмотреться, этой Любви позволить нас обнять, чтобы мы могли понять, что Тот, кто умер и воскрес за нас, придаст и придаёт полный смысл нашим стремлениям, полный смысл нашим радостям и печалям, полный смысл нашему умиранию.

И Дариуш, насколько я знал его, прекрасно это понимал. Более того – он понимал, что человек, ощутивший на себе эту Божью Любовь, Любовь, от которой ничто нас не может отлучить, не имеет права оставаться наедине с этой Любовью, но должен о ней говорить, ведь так много людей об этом ещё не слышало, для столь многих людей это послание Любви не столь уж важно, поэтому он и говорил.

В том числе, как редемпторист, то есть монах, который главной целью своей жизни избрал проповедь Евангелия самым забытым и заброшенным. Как только заметил, что можно пойти туда, где живут самые забытые, ведь может ли кто быть более забытым, чем человек, годами не слышавший Благой Вести? Годами, ведь Бога оттуда изгнали, а если Бога изгоняют даже из Сибири, то это уже настоящая трагедия.

Он это увидел и понял, что эта Любовь Бога, которую он чувствует, толкает его идти туда, чтобы призывать, говорить, быть с этими людьми, молиться с ними, для этих людей умирать. Ведь что такое жизнь священника, жизнь монаха, как не постоянное участие в жизни Христа, в той жизни, которая была жизнью для нас до конца, до самой смерти. Так и Дариуш в своих ежедневных трудах, в жертвах, им приносимых, и, наконец, в миг, когда Бог принял его работу, отдавал и отдал жизнь за самых позабытых.

Поразительно, братья и сёстры, поразительно: он чувствовал, он знал, что Евангелие должно быть проповедано всем, и для него не было разницы – молится ли он, разговаривает ли с верующими или неверующими, католиками, протестантами или братьями-православными. И разве сам Бог не засвидетельствовал своё одобрение этих стараний, призвав его к Себе именно в ту неделю, когда Церковь молится о единстве всех христиан? Разве наши братья-православные сами не выразили то же одобрение, когда попросили, чтобы в гроб к облачённому в нашу монашескую рясу о. Дариушу положили и традиционное православное облачение? Они знали, что тот, кто любит Бога, кто проповедует об этом Боге всем нуждающимся – это брат любому человеку.

Откуда на всё это брались силы? Откуда в нём было столько просто-таки детской веры? Я вспоминаю, как недавно мы говорили с ним в Варшаве (а мы встречались не раз), и он рассказывал о своих планах. Так я, пытаясь мыслить реалистично, даже спросил: «Дарек, а это всё у вас получится?» Он улыбнулся той «своей» улыбкой и ответил: «Для того, кто верит, всё возможно. Если Богу будет угодно, то так и будет».

Была в нём эта детская вера, которую столь многие из нас принимали за наивность, но это вера приносила плоды. Откуда, откуда в нём была такая сила? Откуда в нём было столько радости? Откуда в нём было столько надежды на земле, которую один из наших писателей назвал «бесчеловечной землёй»?

Я бы очень хотел, братья и сёстры, чтобы вы перечитали тот фрагмент из Евангелия, где говорится о встрече учеников с Иисусом, о том моменте, когда они узнали Его по преломлению хлеба.

О. Тони Бранаган из Ирландии, работавший с о. Дариушем последние четыре года, сказал, что Дариуш, наверное, принёс обет, подобный обету основателя нашей Конгрегации: обет не тратить время попусту. Ведь если он не работал, то был в часовне, на коленях перед дарохранительницей. Иногда он открывал её и всматривался в Христа. В Его присутствии среди нас, в этом полном любви присутствии он черпал энергию, черпал силы, черпал вдохновение для всего, что делал. Находил эти силы в объятиях Марии. Когда зачитывали его биографию, мы слышали, а те, кто знал его – подтвердят, что он как-то особенно был предан нашей Матери, что каждый день, при любой работе, при том множестве километров, которые ему приходилось преодолевать, при всех своих трудах, при всей занятости он каждый день читал весь Розарий. Не одну его часть, а весь! Ибо знал, что хорошо, когда Мария – твоя Мать. Что тот, кто взберётся к ней на колени, кто погрузится в Её объятия – тот найдёт Иисуса, а с ним и силы, и радость, и мир.

Братья и сёстры, а особенно возлюбленная семья о. Дариуша!

Нам грустно, и это понятно, ведь с нашими ближними умирает часть нас самих. Можно спросить: «Почему?», но прежде нам, христианам, надо вспомнить о жизни вечной и общении святых, и я, перефразируя слова самого Дариуша, не побоюсь сказать: ДАРЕК ЖИВ, ОН С НАМИ И ЛЮБИТ КАЖДОГО ИЗ НАС! И сегодня своим безмолвным присутствием, присутствием, в которое мы верим, присутствием, которое пребудет вечно (хоть и по-другому), он каждому из нас предъявляет свидетельство своей жизни, жизни до конца, каждому из нас задаёт вопрос: «А что ты делаешь со своим призванием? Ведь это тебя Иисус любит, и всё равно, кто ты – священник, монах, или мать, отец, или человек только начинающий жить – Бог тебя любит, и в этой своей Любви разработал для твоей жизни план счастья. Что ты делаешь с этим планом? Может, живёшь так: лишь бы отделаться? Может, используешь лишь малую часть своих способностей? Может, ты своё призвание развиваешь и реализуешь средненько, как будто в нём ничего особенного нет?»

Смысл жизни и смерти Дариуша – вот в этом вопросе: что мы с этим сделаем, что мы сделаем со своим призванием. Возможно, его присутствие среди нас приведёт к тому, что в нас что-то пробудится. Что мы откроемся Любви Бога, от которой нас ничто не может отлучить. Пусть вместе с молитвой за нашего Брата, вместе с молитвой, которую мы возносим к Богу, прося Его об утешении для близких, прозвучит для нас и этот вопрос.

Возлюбленные, позвольте мне закончить эти размышления словами самого Дариуша, позвольте предоставить ему мой голос. Пусть эти слова не смолкают в нас. Пусть они ведут нас: «ИИСУС ЖИВ И ЛЮБИТ ТЕБЯ». Аминь.