Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Мф.5,12

Св. Альфонс де Лигуори

Конфиденциальный и непрестанный диалог с Богом

 

       I.

Согласно библийному Иову, к нашему удивлению, наш Бог так сильно хочет оказать благо человеку, как буд-то бы Его Божеское сердце не имело другой заботы, как только учить человека, как Его любить. Во время разговора с Господом Иов выкрикивает: Что такое человек, что Ты столько ценишь его и обращаешь на него внимание Твоё? (Иов 7,17). Поэтому видим, что является неправдой, если бы полная доверия и дружеская беседа с Богом  свидетельствовала и недостатке уваженния к Его бесконечному величию. Необходимо безусловно со смирением оказывавть Богу уважение и унизиться в Его присутствии, особенно напоминая себе о каждой неблагодарности перед Ним, а также о том, что в прошлом мы Его оскорбили нашими грехами, но это недолжно нам мешать оказывать Богу самую нежную любовь и доверие. Он является бесконечным величием, и одновременно бесконечным благом и любовью, твоим наивысшим, но также и возлюбленным Господом, который любит тебя более, чем кто-либо на земле. Не гневается, но радуется, когда оказываешь Ему огромное доверие и свободно приходишь к Нему с нежностью, как приходят дети к своим матерям. Вот каким словами Он ободряет нас, чтобы мы припали к Его стопам: На руках буду носить вас и на коленях ласкать. Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас (Ис 66,12-13).

Также как мать, которая может держать своего ребёнка на коленях, кормить его и баловать, наш добрый Бог радуется, лаская нежно свои любимые души, которые отданы Ему полностью и в Его доброте сложили всю свою надежду.                  

 

       II.

Подумай, что ни один друг, отец, брат, ни одна мать или возлюбленная не любят тебя более Бога. Его милость – огромное богатство, благодаря которому мы, нищии сотворения и слуги, становимся дорогими приятелями самого Творца: Он уничижил Себя Самого, чтобы научить нас доверию (ср. Флп 2,7), уничижился, и в своём смирении стал человеком, чтобы по-дружески с нами разговаривать. После этого Он явился на земле и обращался между людьми (Ва 3,37-38). Умалился до того, чтобы стать ребёнком, бедным человеком, и даже позволил публично осудить себя на  крестную смерть. Приходит к нам под видом хлеба, чтобы неустанно соединяться с нами. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём (Ин 6,56). Всё это значит, что Он любит тебя так сильно, что как бы кроме тебя никого уже не любил. Поэтому и ты не должен любить никого другого кроме Бога (1). О Нём именно можешь и должен говорить: Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему (Песн 2, 16). Мой Бог отдал мне себя полностью, выбрал меня, чтобы я любил Его, и я выбираю Его среди всего как мою единственную любовь: Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других (Песн 5,10).       

 

1. Безусловно это не означает отвержение всякой «земной» любви, но включение и её подчинение Божей любви, только в пределах которой «земная» любовь становится созидательной; в противном случае бывает деструктивной.

 

III.

Итак повторяй Ему часто: О мой Боже, почему Ты так любишь меня? Что хорошего видишь во мне? Или уже забыл о том, как я ранил Тебя? Относишься ко мне с такой огромной любовью, и вместо того, чтобы отправить в ад, уделяешь мне столько милости; кого я мог бы ещё любить, если не Тебя, моё добро, моё всё? О мой любимый Боже, если обидел Тебя в прошлом, то не столько огорчает меня наказание, которое я заслужил, сколько огорчение, которое доставил Тебе, достойному бесконечной любви. Однако Ты не можешь пренебречь сердцем, которое со скорбью унижается: Жертва Богу дух сокрушённый; сердца сокрушённого и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс 51,19). Кого мог бы желать в этой жизни и в будущей, если не Тебя? Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле (Пс 73,25). Только Ты есть и всегда будешь единственным Господом моего сердца, моей свободы; Ты, единственное моё добро, мой рай, моя надежда, моя любовь, моё всё: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек (Пс 73,26).               

 

IV.

Чтобы ещё более усилить своё доверие Богу часто напоминай себе, с какой огромной любовью Он поступал с тобой и какие средства использовал, чтобы изменить твою беспорядочную жизнь, освободить тебя от земных привязанностей, чтобы ты приблизился к Его святой любви.

Поэтому сейчас, когда уже всей своей волей жаждешь любить Бога и нравиться Ему, бойся скорее того, что оказываешь Ему слишком малое доверие.

 

V.

... веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими (Притч 8,31). Можно сказать, что раем Бога есть сердце человека. Бог тебя любит, следовательно и ты также люби Его. Его благоволением является пребывание с тобой, пусть твоим благоволением будет пребывание с Ним и проведение всего времени твоей жизни с Тем, в товариществе которого ты надеешься провести всю счастливую вечность.

 

VI.

Приобрети привычку разговаривать с Богом один на один, честно и с полным любви доверием, как с самым дорогим другом, который действительно тебя любит.  Очень неправильно, как мы уже гворили, относиться к Богу с недоверием и появляться перед Ним как запуганный раб, который дрожит от страха и стыда перед своим князем. Ещё большей ошибкой является уверенность, что разговор с Богом – это время переполненное скукой и горечью. Это неправда: Ибо в обращении Его нет суровости, ни в сожитии с Ним скорби, но веселие и радость  ( ср. Прем 8, 16). Спроси души, которые истинно любят Его, и они откроют тебе, что в страданиях этой жизни мы не найдём другого подлинного утешения, чем в полном любви разговоре с Богом.  

 

VII.

Конечно ты не должен беспрестанно погружать разум в молитву, забывая о всех своих делах и удовольствиях. Только нужно, чтобы не оставляя своих занятий, ты часто обращался к Богу как к кому-то кого любишь и кто любит тебя.

 

VIII.

Твой Бог всегда рядом с тобою, а вернее в тебе: Ибо мы Им живём и движемся и существуем (Деян 17,28). Не нужно обращаться к Нему через «портье». Он полюбил конфиденциальную беседу с тобой. Говори Ему о своих делах, планах, страданиях, страхах и обо всём, что тебя касается. Делай это прежде всего, как уже советовал тебе, с доверием и открытым сердцем. Бог не говорит с теми, кто не обращается к Нему, а душа, не привыкшая к беседам с Ним, не может услышать Его голос и этим огорчает Бога.

Бог желает, чтобы мы боялись Его как наисельнейшего и великого Господа, когда пренебрегаем Его милостями, но если любим Его, Он, встретившись с нами, желает быть принятым как самый нежный друг. Желает, чтобы мы разговаривали с Ним часто и без смущения. 

 

IX.

Это правда, что Богу всегда полагается наивысшее почитание, но когда Он уделяет тебе благодать опыта своего присутствия то желает, чтобы ты с Ним разговаривал как с кем-то, кто тебя любит, тогда поручай Ему свои чувства свободно и с доверием, Его мудрость даже упреждает желающих познать её (Прем 6,13). Он не ожидает, пока ты придёшь к Нему, но когда жаждешь Его любви, выходит тебе навстречу и встаёт перед тобою, жертвуя тебе благодать и помощь, в которой ты нуждаешься.      

 

X.

Наш Бог в своём всемогуществе присутствует в каждом месте, но существуют два места, где Он находит свое жилище особым образом: первое - это Небо, где Он присутсвует в своей славе, которую передаёт благословенным; другое место – это земля, где особым образом Он  присутсвует в смиренной душе человека, который Его любит. Я живу на высоте небес и во святилище, а также с сокрушенными и смиренными духом (Ис 57,15). Наш Бог живёт на высóтах Неба, но также благоволит оставаться днём и ночью со своими верными слугами в их пещерах и кельях и там уделяет им свои Божеские утешения, превышающие всяческие наслаждения, которыми может одарить мир и которых только тот не жаждет, кто никогда их не испытал. Вкусите, и увидите, как благ Господь! (Пс 34,9).

 

XI.

Друзья на этом свете переживают время, когда могут разговаривать друг с другом, а также время разлуки. Зато Бога и тебя никогда и ничто не может разделить. Когда ляжешь спать, не будешь бояться; и когда уснёшь, сон твой приятен будет, потому что Господь будет упованием твоим (Прит 3,24.26). Даже во время сна Бог будет всегда бодрствовать над тобой. Когда ты отдыхаешь, Он не оставляет твоего изголовья и мыслями всегда с тобою, также и ночью может говорить тебе через воодушевления, слушать твою полную любви молитву, жертвования, благодарения и может быть неустанным полный нежности Его разговор с тобою. Временами Он будет говорить во время твоего сна и позволит тебе услышать свой голос, чтобы мог по пробуждению осуществить Его слова: Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним (Числ 12,6).

 

XII.

Бог с тобою также и утром и желает услышать от тебя несколько  полных любви и доверия слов. Чтобы доставить Ему радость, доверь ему свои первые мысли и всё, что намереваешься совершить в этот день, а также всё страдание, которое охотно жертвуешь ради Его любви и Его славы. Он с тобой при твоём пробуждении поэтому и ты посмотри на него с любовью и порадуйся прекрасной новости, что хотя когда-то из-за своих грехов ты  оддалился от Бога, Он находится вблизи тебя, любит тебя и желает быть любимым тобою, а также желает доверить тебе свою заповедь  любви: И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими (Втор 6,5).  

 

XIII.

Поэтому никогда не забывай о сладком присутствии Бога. Разговаривай с Ним как можно чаще, когда только можешь, ибо Он не устаёт, ни пренебрегает тобою, как это часто делают могущественные люди этой земли. Если любишь, тебе хватит тем для разговоров. Говори Ему о том, что с тобою случилось, рассказывай о себе и своих делах так, как бы ты рассказывал дорогому другу. Не воспринимай Его как надменного князя, который хочет разговаривать только с великими людьми о великих вещах. Наш Бог захотел унизиться, желает разговаривать именно с тобою и радуется, когда ты рассказываешь Ему о своих самых малых, обыденных делах. Он так сильно любит тебя и заботится о тебе, как если бы не должен был уже больше ни о ком другом, как только о тебе, думать. Он так сильно занят твоими делами, что может показаться, что Его промысел и всемогущество существуют только для того, чтобы помогать тебе, Его милосердие и доброта для того, чтобы тебе сочувствовать, делать для тебя добро  и заслужить твоё доверие и любовь. Поэтому свободно открой Ему всего себя и проси Его, чтобы вёл тебя и помогал в совершенстве исполнять Его святую волю.

Все твои желания и планы пусть стремятся к открытию Его благоволения, чтобы доставить радость Его божественному сердцу. Предай Господу путь твой (Пс 37,5). Благословяй Господа Бога во всякое время, и проси у Него, чтобы пути твои были правы и все дела и намерения твои благоуспешны (Тов 4,19).                 

 

XIV.

Не говори: «Зачем рассказывать Богу о своих нуждах, если Он знает их лучше меня?». Безусловно знает их, но как бы кажется не знает тех нужд, о которых Ему не расскажешь и не ищешь в них у Него помощи. Хорошо знал наш Спаситель, что Лазарь умер, но ждал, чтобы Марта Ему об этом сказала, и только тогда утешил её, воскресив брата.      

 

XV.

Поэтому тоже когда ты подавлен из-за какого-либо недомагания, искушения, преследования или из-за другого несчастья, то сразу иди к Богу, прося, чтобы Он помог тебе. Достаточно, что представишь Ему свой труд, говоря: Возри, Господи, ибо мне тесно (Плач 1,20), а Он наверняка тебя утешит, либо, по меньшей мере, даст тебе силы, чтобы ты мог перенести своё страдание с терпеливостью, если это будет содействовать твоему бóльшему благу, чем когда бы освободил тебя от трудностей. Открой Ему все мысли, которые терзают тебя, твой страх и тоску  и скажи: «Мой Боже, на Тебя возлагаю всю мою надежду, Тебе жертвую это терпение и отдаюсь Твоей воле, но Ты смилуйся надо мною, освободи меня от этого труда или дай мне силы, чтобы мог его переносить». И тогда Он выполнит своё обещание, данное в Евангелии, что утешит всех удручённых, если только придут к Нему: Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас (Мт 11,28).

      

XVI.

Бог не гневается, когда ищешь утешения у друзей, но желает, чтобы ты прежде всего искал защиты у Него. Когда уже попробуешь искать помощи у творений, которые не могут утешить твоего сердца, беги к твоему Творцу и скажи Ему: Господи, люди имеют только слова, они не могут меня укрепить, не желаю их утешений. Ты всё моё упование и вся моя любовь, только от Тебя желаю утешение, пусть моей надеждой будет теперь исполнение того, что Тебе более всего нравится. Вот я готов страдать всю жизнь и всю вечность, если таково Твоё благоволение, только Ты, Господи, помогай мне.   

 

XVII.

Не бойся, что Бог потеряет интерес к тебе, если временами мягко пожалуешься подобными словами: Для чего, Господи, стоишь вдали? (Пс 10,1). «Господи, Ты знаешь, что люблю Тебя и не ищу ничего кроме Твоей любви, прошу, помоги мне, не покидай меня». А когда твоё горе слишком тяжело и подавляет тебя, соедини свой голос с голосом страдающего   умирающего на кресте Иисуса, обратись к Богу прося Его о помиловании: Боже мой, Боже мой! для чего Ты Меня оставил? (Мт 27,46). Пусть всё это способствует твоему возрастанию в смирении, ибо подумай, что тот, кто оскорбил Бога, не заслуживает утешения. Усиль также своё доверие, что всё, что делает или допускает Бог, содействует твоему благу: Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу (Рим 8,28). Когда чувствуешь замешательство и огорчение, повторяй с сердцем великодушным: Господь свет мой и спасение моё: кого мне бояться? (Пс 27,1). «Господи, мы меня спасёшь, Тебе доверяю»: На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек (Пс 31,1). И сохраняй мир, ибо никто, кто возлагает надежду на Бога, не пропал: Кто верил Господу - и был постыжён? или кто пребывал в страхе Его – и был оставлен?или кто взывал к Нему, и Он презрел его? (Сир 2,10). Подумай, что Бог любит тебя более, чем бы ты мог любить самого себя; чего же бояться? Давид утешался, повторяя: Господь печётся о мне (Пс 40,18). Поэтому говори Ему: Господи, отдаюсь в Твои руки, не желаю думать ни о чём другом только о том, как любить Тебя и доставлять Тебе радость. Вот я готов делать то, что Ты желаешь. Ты не только хочешь моего блага, но также заботишься о нём, поэтому Тебе оставляю мысль о моём спасении. В Тебе нахожу и всегда буду находить утешение, потому что Ты хочешь, чтобы на Тебя я возлагал всю мою надежду: Спокойно ложусь я, и сплю: ибо Ты, Господи, един даёшь мне жить в безопасности (Пс 4,9).    

             

XVIII.

Право мыслите о Господе (Прем 1,1). На эти слова ссылается св. Франциск Ксаверий, когда призывает нас, чтобы наше доверие Божему милосердию было бóльшим чем страх перед Божей справедливостью, так как Бог несомненно предпочитает благословлять чем наказывать, как подчеркивает св. Яков: Милость превозносится над судом (Иак 2,13). Поэтому апостол Пётр напоминает нам, что наши страхи, заботы о наших делах, преходящее ли, вечное ли, нужно совершенно вверить доброте Бога, который заботится о нашем спасении (Ибо Он печётся о вас – 1 Петр 5,7). Прекрасно пел о Боге Давид, который в псалмах вспоминает, что Господь ждёт, чтобы нас спасти (ср. Пс 68,21). Как обьясняет св. Роберт Беллармин, соответствующим Богу делом является не осудить, но спасти всех, и хотя тем, кто пренебрегает Им, грозит, что отнимет у них свою благодать, но Он решительно обещает своё милосердие тем, кто чувствует боязнь перед Ним. Послушаем, как о том говорит в своей песне Матерь Спасителя: И милость Его в роды родов, к боящимся Его (Лк 1,50). Пусть все фрагменты Священного Писания, которые ставлю перед твоими глазами, говорящие о желании Бога спасти тебя, и подтверждённые обещанием, которое Он сам даёт тебе, если только решительно желаешь служить Ему и любить Его согласно с Его волей, будут для тебя утешением, когда терзает тебя забота о своём спасении и ты беспокоишься, предназначен ли ты для спасения или же нет.            

 

XIX.

Когда случится тебе получить хорошие известия, не делай как некоторые неверные и непостоянные люди, которые в трудностях ищут спасения у Бога, а в благополучное время забывают о Нём. Поступай по отношению к Нему как с другом, который тебя любит и радуется твоему благу. Тотчас расскажи Ему о твоей радости, славь Его и благодари, признавая всё за дар Его рук. Радуйся своей благодарности, потому что она является Его благоволением, и ты радуешься в Нём, так как это Он даёт тебе радость. Буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего (Авв 3,18). Скажи Господу: «Мой Иисусе, благословляю Тебя и всегда буду благословлять за многие благодати, которые Ты жертвуешь мне, хотя я заслужил скорее наказание, ибо оскорбил Тебя». Признайся как возлюбленная из Песни песней: Всякие превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой возлюбленный (Песн 7,14). Господи, благодарю Тебя и сохраняю память о Твоих благодеяниях, минувших и настоящих, чтобы отдать Тебе славу и честь на века.       

 

XX.

Однако если любишь своего Бога, то должен более радоваться Его чем свои счастьем. Тот, кто любит друга, часто радуется его благу более чем собственному. Поэтому пусть будет для тебя радостью то, что твой Бог бесконечно счастлив и благословен. Говори Ему часто, что радуешься Его счастьем более нежели твоим благом, так как любишь Его более самого себя.

 

XXI.

Другим признаком доверия, который очень нравится Богу, является то, что когда случится тебе ошибиться, без стыда прибегаешь к Его стопам, чтобы просить о прощении. Подумай, что Бог так сильно жаждет прощать грешников, что плачет над ними, когда они отдаляются от Него и живут как умершие для Его благодати. Он призывает их с любовью: И зачем вам умирать, дом Израиля? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь и живите! (Иез 18,31-32). Он обещает, что приютит душу, которая Его оставила, если только она возвратится к Нему. О, если бы грешники знали, с какой любовью Господь ожидает их возвращения и жаждет простить их! (ср. Ис 30,18). О, если бы понимали Его желание, чтобы Он не должен был их наказывать, но чтобы увидел их обращение, чтобы обнять и прижать к своему сердцу! Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам (Зах 1,3). Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез 33,11). Также Он говорит: Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как вóлну убелю (Ис 1,18). Это так, как бы Бог говорил: «Грешники, раскайтесь, что оскорбили Меня, а потом придите ко Мне; если не прощу вам, можете наказать Меня и считать неверным. Но Я сдержу данное слово. Если придёте ко Мне, знайте, что хоть бы ваша совесть из-за ваших грехов была черная как кармазин (...), то по моей благодати  станет белой как снег».     

       

XXII.

В конце Бог объясняет, что если душа сожалеет, что оскорбила Его, Он забывает о всех её грехах: Все преступления, какие делал он, не припомнятся ему (Иез 18,22). Поэтому в тот час, когда случится тебе поддаться слабости, возведи очи к Богу, прочитай короткую молитву, полную любви к Господу, и исповедовав со смирением свои проступки, будь уверен, что получишь прощение. Скажи Богу: «Господи, это сердце, которое Ты любишь, больнó, он всё изранено, исцели душу мою; ибо согрешил я пред Тобою (Пс 41,5). Ты, Господи, ищешь грешников, вот один из них стоит у Твоих стоп и ищет Тебя; я совершил зло, что могу сейчас сделать? Ты не хочешь, чтобы я утратил доверие, любишь меня также и после моего падения и я тоже люблю Тебя. Да, мой Боже, люблю Тебя всем сердцем, сожалею из-за огорчения, которое Тебе причинил, я решил больше этого не делать. Ты Бог кроткий и полный милосердия, прости меня, позволь мне услышать слова, которые были сказаны Магдалене: Прощаются тебе грехи (Лк 7,48), и дай мне силы, чтобы в будущем был верным Тебе».       

 

XXIII.

Чтобы не впасть в уныние, всматривайся в Иисуса на кресте, жертвуй Предвечному Отцу Его заслуги и надейся на получение прощения, потому что Отец, чтобы отпустить тебе грехи Сына Своего не пощадил (Рим 8,32). Обращайся к Нему с доверием: «Боже мой, посмотри на Твоего Сына, который умер за меня и прости мне из любви к Нему» (ср. Пс 85,10). Всегда помни, набожная душа, о том, что много духовных наставников  учили, чтобы прибегать к Богу тотчас, когда допустишь неверность, даже если бы это случалось сто раз в день. Нужно, чтобы после своих падений ты тут же прося Бога о прощении, обрёл покой, в противном случае твою душу наполнит тревога и уныние из-за твоих изъянов, ты не будешь пребывать в Божем присутствии, утратишь доверие к Богу и исчезнет твоё желание любить Бога. Тогда тебе будет трудно возрастать духовно на Божих дорогах. Если вместо этого сразу побежишь к Богу, умаляя Его о прощении и обещая исправление, то твои падения будут способствовать большему прогрессу в Божей любви. Когда кто-то провинится перед своим другом, а потом унизится, прося о прощении, то часто случается, что дружба ещё более укрепляется. Также делай и ты: пусть твои изъяны будут причиной того,  что ещё более приблизишься с любовью к Богу.         

 

XXIV.

Если в жизни друзей появляются сомнения, касающиеся их самих или других людей, тогда они просят друг у друга совета. Также и ты с доверием проси Бога о совете во всех своих делах, чтобы Он просветил тебя и подсказал тебе такое решение, которое будет согласно с Его благоволением. «Господи, подскажи мне, что должен делать или говорить, и я исполню это: говори (Господи) ибо слышит раб Твой (1 Цар 3,10).

 

XXV.

С доверием поручай Богу не только свои потребности, но также и нужды других. Как же это понравится Богу, если временами, забывая о своих собственных делах, позаботишься о том, что касается Его славы, расскажешь о нищете других людей, особенно более всего страдающих, о  жаждущих увидеть Его душах в чистилище, о бедных грешниках, которые живут лишённые Его благодати. Обращайся к Нему со словами: «Господи, Ты полон любви и заслуживаешь бесконечную любовь; как можешь Ты смотреть на те души на свете, которые одарил столькими благами, и которые не хотят Тебя познать и любить, и даже оскорбляют Тебя и пренебрегают Тобою? О мой любимейший Боже, сделай так, чтобы Тебя любили и желали познать, да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё (Мт 6, 9-10). Пусть все почитают и любят имя Твоё, пусть Твоя любовь царствует во всех сердцах; не отойду от Тебя до тех пор, пока Ты   не уделишь мне благодати для тех несчастливых душ, за которые прошу Тебя».     

 

XXVI.

Рассказывается, что в чистилище особенное наказание (наказание тоской) переносят души, которые в этой жизни не желали рая. Это справедливо, так как они не ценили великого дара вечного Небесного Царства, для которого наш Искупитель должен был страдать и умереть. Поэтому не забывай о том, чтобы пробудить в себе желание рая. Говори Богу, что ожидание  увидеть Его лицом в лицо и любить Его в вечности, продлится у тебя бесконечно. Желай как можно быстрее отойти из этого изгнания, от искушений и небезопасности утраты Божей благодати, чтобы прийти в отчизну любви, где изо всех сил сможешь любить Бога. Часто повторяй: «Господи, до тех пор, пока живу на этой земле, непрестанно рискую оставить Тебя и потерять Твою любовь. Когда же наконец, оставив эту жизнь, в которой постоянно оскорблял Тебя, смогу любить Тебя всею душою и соединюсь с Тобою без страха утратить Тебя? Так повторяла св. Тереза и радовалась, слыша звенящие часы, потому что минул очередной час её жизни и очередная небезопасность утраты Бога. Эта святая так сильно желала умереть и увидеть Бога, что умирая не умирала. Тогда она написала свою песнь любви: Умираю, ибо не могу умереть.        

   

XXVII.

Поэтому если желаешь нравиться любящему серцу твоего Бога, как можно чаще старайся с доверием разговаривать с Ним. Он никогда не пренебрежёт разговором с тобою. Вероятно ты не услышишь Его чувством слуха, но как только оторвёшься от сотворений и посвятишь время разговору один на один с Богом, то в сердце услышишь Его голос: И Я увлеку её, приведу её в пустыню, и буду говорить к сердцу её  (Ос 2,16). Он будет говорить тебе, объявляя свою доброту через воодушевление, внутренний свет, нежное движение сердца, знаки прощения, мир, которым одарит тебя, через надежду рая, внутреннюю радость, сладость Его благодати, через полное любви приближение к Его сердцу.  Следовательно будет говорить голосом любви, так хорошо известным любимым Богом душам, которые кроме Него ничего не ищут.          

      

XXVIII.

В конце, подводя итог вышеуказанным размышлениям, хочу пригласить тебя к набожной практике, помогающей в исполнении всех дел данного дня согласно Божему благоволению. Каждое утро, сразу после пробуждения, вознеси свой разум к Богу. Жертвуй ради Его славы то, что будешь делать и что придётся тебе выстрадать в этот день, прося, чтобы Он помогал тебе своею благодатью. Потом поблагодари Господа, исповедуй Богу свою любовь и реши для себя, что проживёшь этот день так, как бы он был последним днём твоей жизни. Сант-Юре рекомендует заключить с Господом Богом договор, что всегда, когда сделаешь определённый знак, например положишь руку на сердце, возведёшь очи к небу или посмотришь на крест, сделаешь это с намерением выражения любви к Богу и желания, чтобы Он был любим всеми, и вместе с тем пожертвуешь Ему самого себя. После такой молитвы и встав всей душой рядом с Иисусом, укройся под покровом Марии, а потом обратись с молитвой прошения к Предвечному Отцу, чтобы хранил тебя в этот день. Перед тем как начнёшь свою работу, постарайся также посвятить хотя бы полчаса медитации. Лучше всего размышлять над страданиями и унижениями Иисуса Христа во время его Страстей. Эта тема наиболее дорога любящим душам и более всего разжигает их Божей любовью.

Если жаждешь духовного роста, обрати особое внимание на три вида молитвы: размышляния над страданиями  Иисуса Христа; поклонение Пресвятым Дарам и молитвы к  Богородице. Во время молитвы  часто повторяй краткие молитвенные воззвания раскаяния и любви, а также жертвуй Ему самого себя. Почтенный о. Карло Караффа, основатель Конгрегации Набожных Работников, говорил, что даже короткая молитва, переполненная страстной любовью к Богу и прочитанная утром, достаточна, чтобы душа сохраняла усердие целый день.    

   

XXIX.

Безусловно не оставляй других набожных упражнений, исповеди и святого причастия, литургии часов и т.п. Во время своих занятий, учёбы, работы или занятий другими делами, связанных с твоим положением в жизни, не забывай жертвовать Богу каждое своё дело, прося, чтобы с Его помощью хорошо всё исполнил; часто возвращайся в келью своего сердца, чтобы там соединяться с Богом, как это делала св. Екатерина Сиенская. Что бы ты ни делал, делай это с Богом и для Бога.

Выходя или возвращаясь в дом или в комнату, помолись Радуйся, Мария, поручаясь Божей Матери. Подкрепляясь, жертвуй Богу всю еду и питьё, которые тебе по вкусу, и ту, которую ты не любишь. В конце благодари Бога, что столько блага делает для тебя, так сильно Его оскорбившего. В течение дня не пропускай духовного чтения, посещения Святых Даров и молитвы к Пресвятой Деве. Вечером помолись розарием, а также соверши исповедание совести, прочитай краткие молитвенные воззвания, выражающие веру, надежду и любовь, пожалей о грехах, решись на их исправление и вырази желание принимать святые таинства всю свою жизнь и в часе приближающейся смерти, а также выскажи намерение получить возможные, связанные с ними, отпущения грехов. Ложась спать, вспомни, что своими грехами ты заслужил, чтобы гореть в адском пламени. Поэтому обними крест, повторяя с благодарностью: Спокойно ложусь я и сплю: ибо Ты, Господи, един даёшь мне жить в безопасности (Пс 4,9).                   

     

XXX.

Желаю пригласить тебя, чтобы с самого утра ты пробудил в себе  намерение получения отпущения грехов, связанное с разными молитвами и  набожными практиками такими, как например: розарий; молитва Анегл Господень, прочитанная три раза в день; литания к Матери Божей; молитвы  Славься, Царица;  Радуйся, Мария и Слава Отцу... Читай также следующие молитвы: Да будет прославлено святое и непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии и Да будет прославлено Пресвятое Таинство, а также не пренебрегай другими набожными практиками, как например: наклоняй голову во время чтения Слава Отцу... и на звук имени Иисуса и Марии. Также приглашаю тебя участвовать в Святой Мессе, в мысленной молитве, преклонять колено перед Святыми Дарами и целовать крест (2).

    

2. Предписания, относящиеся к получению отпущения грехов, сегодня несколько иные, чем во времена Св. Альфонса.  

 

XXXI.

Старайся всегда возносить ум к Богу и думать о вечности, чтобы ты  всегда мог быть сосредоточенным и, насколько это возможно, соединённым с Господом. Когда посмотришь на песок, пересыпающийся в песочных часах, подумай, что именно так проходит время и ты неустанно приближаешься к смерти; когда увидишь лампу, гаснущую из-за отсутствия масла, подумай, что однажды именно так погаснет и твоя жизнь. Участвуя в похоронах или видя умершего, осознай, что когда-то и с тобой будет тоже самое. Видя людей, утешающихся своими званиями и богатством, вспомни слова Псалма: Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся (Пс 20,8); посочувствуй им из-за этого их сумашествия  и повторяй: Мне достаточно Бога; они гордятся вещами пустыми, а я не желаю хвалиться ничем иным, как только Божьей благодатью и желаю любить только Бога». Участвуя в торжественных похоронах или смотря на великолепные могилы богатых умерших, подумай, если они были осуждены, то ни к чему им всё это великолепие. Когда наблюдаешь спокойное, а потом  бурное море, подумай, что такова же разница между душой, находящейся в Божей благодати и лишённой её. Видя высохшее дерево подумай, что душа без Бога ни к чему не пригодна и  её можно только бросить в огонь. Если тебе случится увидеть преступника, совершившего серьёзный проступок, и который со страху дрожит перед судьёй или священником, подумай, каков будет ужас грешника, стоящего перед Христом - Судьёй. Испытавая страх во время бури с молниями, подумай об ужасе бедных осуждённых, которые непрестанно слышат в аду громы Божего гнева. Если когда-нибудь увидишь обречённого на смерть, который в отчаянии повторяет: «Разве уже нельзя избежать приговора?», подумай, каково будет отчаяние души, которая осознает, что уже нет лекарства от её вечного осуждения.               

 

XXXII.

Глядя на поля, морские побережья, цветы, плоды, которые радуют твои глаза, воскликни: «Сколько же прекрасного сотворил Бог для меня на этой земле и сколько же других наслаждений приготовил мне в раю!». Св. Тереза, смотря на прекрасные холмы и пляжи, говорила, что они  ей напоминают о её неблагодарности в отношении Бога. Аббат Ранце, основатель Ордена траппистов, говорит, что красота сотворений напоминала ему о долге любить Бога. Св. Августин восклицает: «Господи, небо и земля, и всё творение призывают меня, чтобы я любил Тебя». Об одном набожном человеке рассказывали, что однажды, когда он увидел на полях цветы и травы, сошла на него благодать и он начал взывать: «Замолчите уже, замолчите, не наказывайте меня из-за моей неблагодарности Богу; я уже понял вас, замолчите наконец» (3). Когда св. Мария Магдалена де Пацци, держа в руках прекрасный цветок или плод, чувствовала, что входит в её сердца любовь Бога, то говорила: «Вот мой Бог перед веками помыслил сотворить этот плод и цветок, чтобы дать знак своей любви ко мне».

            

3. Речь идёт о Св. Павле Креста. 

 

XXXIII.

Смотря на реки и ручьи, подумай, что так как эти воды без устали текут к морю, так и ты  без устали должен стремиться к Богу, твоему единственному благу. Когда случится тебе ехать повозкой, подумай о том, как невинные звери трудятся, чтобы тебе услужить, а стараешься ли ты служить и нравиться Богу? Когда увидишь собаку, которая за малый кусочек хлеба платит своему хозяину огромной верностью, подумай, каким верным ты должен быть Богу, который сотворил тебя, сохраняет твою жизнь и одаривает многими благословениями. Слыша поющих птиц, говори: «Слушай, душа моя, как эти птички хвалят Творца, а ты что делаешь?». Также и тогда прославляй и люби Бога. Когда вместо этого услышишь пение петуха, напомни себе, что и ты, как Пётр, отрёкся от Бога, возобнови в себе боль из-за этого и заплачь. А смотря на дом или место, где случилось тебе согрешить, обратись к Богу со словами: Грехов юности моей не вспоминай (Пс 25,7).   

 

XXXIV.

Смотря на долины, обрати внимание, что своим плодородием они обязаны сплывающей с гор воде. Так же и с неба сплывает благодать на смиренные души, а избегает души полные гордости. Когда осматриваешь великолепно украшенную церковь, размышляй о том, как прекрасна наполненная милостями душа – истинный храм Бога. Восхищаясь морем, помысли о том, как безграничен и велик Бог. Когда увидишь на алтаре зажжённые свечи или посмотришь на огонь, скажи себе: «Я давно должен гореть в аду, но Ты, Господи, не послал меня туда, поэтому сделай так, чтобы моё сердце пылало любовью к Тебе, как пылает этот огонь, эти свечи». Вглядываясь в звёздное небо, повторяй за св. Андреем из Авеллино: «О мои ноги, однажды вы будете ступать по тем звёздам».   

 

XXXV.

Часто напоминай себе тайну любви нашего Спасителя; и так видя сено, ясли, пещеру, вспомни о пещере вифлеемской, а когда заметишь пилы, молоты, рубанки, топоры, напомни себе об Иисусе, который работал как простой подмастерье в назаретанской мастерской, видя же верёвки, шипы, гвозди и брёвна, подумай о страдании и смерти нашего Исукпителя. Св. Франциск Ассизский плакал, видя барашка, и говорил: «Мой Господь был как агнец ведён на смерть за меня». Смотря на алтари, чаши, ризы, подумай о великой любви, которой одарил нас Иисус Христос жертвуя нам Пресвятые Дары.     

 

XXXVI.

В течение дня часто жертвуй себя Богу, как поощряла св. Тереза Авильская: «Господи, сделай со мною то, что тебе нравится, скажи мне то, что хочешь, чтобы я делала для Тебя, я желаю всё это исполнить». Повторяй как можно чаще краткие молитвенные воззвания, выражающие веру, надежду и любовь к Богу. Св. Тереза часто говорила, что такие молитвы поддерживают в сердце огонь святой любви так, как поддерживает огонь дерево. Почтенная матерь Серафима с Капри увидев однажды мула посочувствовала ему, что он не может познать и полюбить Бога. А мул начал плакать и стал виден ручеек слёз, текущих из его глаз. Также и ты, глядя на творения, которые не знают и не любят Бога, учи их Божей любви и сам с любовью молись вместо них. Когда случится тебе ошибиться, сразу же унизься, старайся встать с падения и горячо повторяй краткие молитвенные воззвания, выражающие твою любовь к Богу. А когда встретят тебя препятствия, пожертвуй Богу своё страдание, соединяясь с Его святой волей, и привыкай к тому, чтобы в превратностях жизни всегда повторять: «Этого желает Бог, следовательно этого желаю и я». Поддание воле Божей является приятным Богу актом любви.    

 

XXXVII.

Когда ты должен разрешить какую-либу проблему или дать важный совет сначала доверься Богу, а только потом что-то делай или говори. Как можно чаще повторяй каждодневную молитву: Поспеши, Господи, на помощь мне (Пс 70, 2). И добавь, как это делала Роза из Лимы: «Господи, помоги мне и не оставляй меня одну». Часто обращайся к образам Распятого Иисуса и Пресвятой Богородицы, которые есть у тебя в комнате, и часто повторяй имена Иисуса и Марии, особенно во время искушений. Бесконечно добрый Бог питает огромную надежду на уделение нам своей благодати. Почтенный о. Альфонс Альварес однажды видел нашего Спасителя, руки которого были полны благодати, Он искал, кому бы мог её пожертвовать и не находил. Бог желает, чтобы мы просили Его о благодати: Просите, и получите (Ин 16,24). Когда мы обращаемся к Нему, Он раскрывает свои объятия и одаривает того, кто призывает Его. Разве Бог когда-либо пренебрёг прибегающим к Нему человеком и не выслушал его? (ср. Сир 2,11). Давид говорит, что Господь оказывает милосердие тем, кто Его призывает: Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя (Пс 86,5).    

 

XXXVIII.    

О, как добр и милостив Господь к тому, кто ищет Его с любовью! Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его (Плач 3,25), если позволяет найти себя даже тем, кто Его не ищет. Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня (Ис 65,1), то во сколько же раз охотней Он позволяет найти себя тому, кто ищет Его, чтобы служить Ему и любить Его.

Св. Тереза говорит, что «праведные души на земле уподобляются в любви благословенным душам в Небе». Также как святые в Небе разговаривают только с Богом и нет у них других мыслей или пристрастий чем те, которыет касаются Его славы и любви, так и ты должен делать. Пусть на этой земле Бог будет твоим единственным счастьем, единственным объектом твоей любви, единственной целью всякой деятельности и желаний, пока ты не дойдёшь до вечного Царства, где твоя любовь будет совершенна и где все твои желания будут полностью исполнены.

Слава Иисусу, нашей любви, и Марии, нашей надежде.