Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою. Пс 39,5

Послание Святейшего Отца Бенедикта XVI на Всемирный День Мира 1 января 2012 года

УЧИТЬ МОЛОДЕЖЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ И МИРУ

1. Начало нового года, Божий дар человечеству, побуждает меня обратиться ко всем с большим доверием и любовью с особыми и искренними пожеланиями о том, чтобы он был реально отмечен делами справедливости и мира..

С каким настроением нам смотреть на наступающий год? Прекрасный образ, который мы находим в Псалме 130, служит ответом на этот вопрос. Псалмопевец говорит, что верующий ожидает Господа «более, нежели стражи – утра» (ст. 6), он ожидает Его в твердой надежде, ибо знает, что Он принесет свет, милосердие, спасение. Это ожидание рождается из опыта избранного народа, который признаёт, что был научен Богом смотреть на мир в Его истине и не падать духом в испытаниях. Я призываю вас смотреть на 2012 год с таким же доверием. Это правда, что уходящий год оставляет после себя растущее чувство разочарования из-за кризиса, охватившего общество, сферу труда и экономики; корни этого кризиса являются прежде всего культурными и антропологическими. Кажется, как будто тьма опустилась на наше время, не давая увидеть свет дня. Но в этой тьме человеческое сердце не перестает ждать утра, о котором говорит псалмопевец. Это ожидание особенно сильно и заметно в молодых, и именно поэтому мои мысли обращаются к ним, размышляя о вкладе, который они могут и должны внести в общество. Таким образом, мне бы хотелось представить Послание на XLV Всемирный День Мира в воспитательной перспективе: «Учить молодежь справедливости и миру», – поскольку я убежден, что они, своим воодушевлением и стремлением к идеалу, могут дать новую надежду миру.

Мое Послание адресовано также родителям, семьям, всем занимающимся воспитанием и образованием, а также ответственным в различных сферах религиозной, социальной, политической, экономической, культурной жизни и СМИ. Быть внимательными к миру молодежи, уметь слушать его и ценить по достоинству – это не только возможность, но и первостепенный долг всего общества, ради созидания справедливого и мирного будущего. Необходимо прививать молодым благодарное отношение к позитивной ценности жизни, вызывая в них желание посвятить ее служению Благу. Это задача, в решении которой каждый из нас несет личную ответственность.

Тревога и озабоченность, проявляемые многими молодыми в последние времена в различных регионах мира, выражают их желание иметь возможность смотреть с обоснованной надеждой в будущее. В настоящее время им приходится решать немало проблем: желание получить такое образование, которое подготовило бы их наилучшим образом к жизни, трудности с созданием семьи и найти стабильную работу, получить реальную возможность внести вклад в мир политики, культуры и экономики для созидания более гуманного и солидарного общества.

Важно, чтобы эти побуждения и свойственное им стремление к идеалу находили должное внимание во всех членах общества. Церковь смотрит на молодых с надеждой, верит в них и побуждает их искать истину, защищать общее благо, иметь перспективы, открытые к миру и глаза, способные видеть «новое» (Ис 42,9; 48,6)!

 

Лица, ответственные за воспитание

2. Воспитание – это наиболее увлекательное и трудное дело в жизни. Воспитывать – от латинского educere – значит вывести человека из его собственного мира, чтобы ввести в реальность, в совокупность, которая дает расти ему как личность. Этот процесс развивается из встречи двух свобод: воспитателя и воспитуемого. Он требует ответственности ученика, который должен быть согласен, чтобы его вели к познанию реальности, и ответственности учителя, который должен быть готов посвятить себя ученику. Для этого требуется быть подлинным свидетелем, а не просто распространителем неких правил и информации; свидетелем, который видит дальше других, потому что его жизнь вмещает более широкие пространства. Свидетель – это тот, кто сам живет тем, что предлагает другим. Где же можно по-настоящему учить миру и справедливости? Прежде всего в семье, поскольку родители являются первыми воспитателями. Семья является первоначальной ячейкой общества. «Именно в семье дети постигают человеческие и христианские ценности, которые дают возможность вести конструктивное и мирное сосуществование. Именно в семье они учатся солидарности между поколениями, соблюдать правила, прощать других и принимать их». Семья – это первая школа, в которой учатся справедливости и миру. Мы живем в мире, в котором семья и даже сама жизнь находятся постоянно под угрозой и нередко в общественном сознании отделяются одна от другой. Условия труда часто не совместимы с семейными обязанностями; тревога о будущем, лихорадочный темп жизни, миграция в поисках адекватных средств к существованию, если не просто выживанию – все это в итоге лишает детей одного из самых ценных благ: присутствия родителей; присутствия, которое дает возможность передать приобретенные годами опыт и убеждения, которыми можно поделиться только живя вместе. Хочу сказать родителям, чтобы они не падали духом! Пусть примером своей жизни они призывают детей полагаться прежде всего на Бога, единственного источника истинной справедливости и мира. Мне бы хотелось обратиться также к руководителям учреждений, имеющих воспитательные задачи: пусть они заботятся с большим чувством ответственности о том, чтобы достоинство каждого человека уважалось и ценилось в любых обстоятельствах. Пусть они будут внимательны к тому, чтобы каждый молодой человек мог понять свое призвание, помогая ему развить и довести до совершенства дары, которыми наделил его Господь. Пусть они создадут семьям условия, чтобы их дети могли получить образование, не противоречащее с их совестью и религиозными принципами.

Пусть каждое образовательное учреждение будет местом открытости к трансцендентному и к другим; местом диалога, сплоченности и взаимного внимания, в котором молодые люди чувствовали бы себя оцененными в своих возможностях и духовных богатствах, и учились ценить братьев. Пусть в нем учат вкушать радость от жизни, наполненной делами милосердия и сострадания к ближнему и от активного участия в созидании более гуманного и братского общества. Я обращаюсь также к политическим деятелям, – прошу их оказывать конкретную помощь семьям и образовательным учреждениям в осуществлении их права и обязанности воспитывать. Прошу всегда обеспечивать соответствующую поддержку материнству и отцовству. Пусть они позаботятся о том, чтобы никому не был закрыт доступ к образованию и чтобы семьи могли свободно выбирать образовательные учреждения, которые они считают наиболее пригодными для блага их детей. Пусть способствуют воссоединению семей, разъединенных из-за необходимости найти средства к существованию. Пусть дают молодежи прозрачный образ политики как истинного служения для блага всех.

Кроме того, я не могу не воззвать к миру масс-медиа, дабы он внес свой воспитательный вклад. В сегодняшнем обществе средства массовой коммуникации играют особую роль: они не только  информируют, но и формируют дух своих адресатов, и, следовательно, могут внести значительный вклад в воспитание молодежи. Важно помнить о том, что между воспитанием и коммуникацией существует очень тесная связь: воспитание происходит через коммуникацию, которая влияет, положительно или отрицательно, на формирование личности. Молодые также должны иметь мужество сами первыми жить тем, что они требуют от окружающих их людей. На них лежит большая ответственность: пожелаем им сил в правильном и сознательном использовании свободы. Они также ответственны за свое образование и воспитание в справедливости и мире!

 

Воспитывать в истине и свободе

3. Св. Августин спрашивал: «Quid enim fortius desiderat anima quam veritatem? – Чего жаждет человек сильнее истины?» Человеческое лицо общества во многом зависит от вклада воспитания в поддержание живым этого волнующего вопроса. Воспитание, в сущности, заключается в формировании целостной личности, включая нравственное и духовное измерение человека, в перспективе его высшей цели и блага общества, членом которого он является. Поэтому, чтобы воспитывать в истине, необходимо прежде всего знать, что такое человек, знать его природу. Созерцая окружающую его природу, псалмопевец размышляет: «Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс 8,4-5). Вот главный вопрос: что есть человек? Человек есть существо, которое носит в своем сердце жажду бесконечного, жажду истины, – не пристрастной, но способной объяснить смысл жизни, – поскольку он был сотворен по образу и подобию Бога. Таким образом, признавать жизнь как бесценный дар значит осознавать глубокое и нерушимое достоинство каждого человека. Поэтому первая задача воспитания состоит в том, чтобы научить видеть в человеке образ Творца и, как следствие, питать глубокое уважение к каждому человеку и помогать другим вести жизнь, соответствующую этому высочайшему достоинству. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что «подлинное развитие человека в равной степени касается всей личности во всех ее измерениях»,3 включая трансцендентное, и о том, что нельзя жертвовать человеком ради достижения какого бы то ни было блага, экономического или социального, индивидуального или коллективного. Только в общении с Богом человек понимает значение собственной свободы. И задача воспитания – учить подлинной свободе. Она заключается не в отсутствии обязательств или во власти произвола, и не в абсолютном господстве эго. Человек, считающий себя абсолютным, не зависящим ни от кого и ни от чего, могущим делать все, что пожелает, в итоге вступает в противоречие с истиной своего бытия и теряет свою свободу. Напротив, человек – существо зависимое, живущее в отношениях с другими, и прежде всего – с Богом. Подлинной свободы невозможно достичь, отдаляясь от Него.

Свобода есть понятие очень ценное, но деликатное. Оно может быть неправильно понято и использовано во зло. «Сегодня особо коварным препятствием в деле воспитания является подавляющее присутствие в нашем обществе и культуре того релятивизма, который, не признавая ничего в качестве окончательного, делает высшим мерилом ценностей “я” человека и его желания и под видом свободы становится для каждого тюрьмой, потому что разделяет людей между собой, замыкая каждого внутри собственного “я”. Следовательно, внутри подобной релятивистской концепции истинное воспитание невозможно, поскольку без света истины каждый человек, рано или поздно, начинает сомневаться в правильности своей жизни и отношений, которые ее составляют, в значимости своего вклада в созидание чего-либо общего совместно с другими». Поэтому, чтобы осуществить свою свободу, человеку необходимо преодолеть релятивистский взгляд на мир и постичь истину о себе самом и истину о добре и зле. В глубине своей совести человек открывает закон, который не сам он себе дал, но коему он должен повиноваться, и глас которого призывает его любить и творить добро, а зла избегать, принимать ответственность за сделанное добро и за допущенное зло. Поэтому осуществление свободы тесно связано с естественным нравственным законом, который имеет универсальный характер, выражает достоинство каждого человека, устанавливает базу его основных прав и обязанностей и, следовательно, в конечном счете – справедливого и мирного сосуществования людей. Правильное использование свободы, поэтому, является главным в утверждении справедливости и мира, которые требуют уважения к самому себе и к другим, даже если их образ бытия и жизни далек от нашего. Из такого подхода возникают элементы, без которых мир и справедливость остаются пустым звуком: взаимное доверие, способность вести конструктивный диалог, возможность прощения, которое мы столько раз хотели бы получить, но даем другим с трудом, взаимная любовь, сострадание к слабым, а также готовность к жертве.

 

Учить справедливости

4. В нашем мире, в котором ценность человека, его достоинства и прав, несмотря на всяческие декларации о намерениях, находится под серьезной угрозой распространенной тенденции оперировать исключительно критериями полезности, прибыли и обладания, важно не отделять понятие справедливости от ее трансцендентных корней. Ведь справедливость – это не просто человеческое изобретение, поскольку то, что является справедливым, изначально определялось не позитивным законом, но глубокой идентичностью человека. Именно целостное видение человека позволяет не впасть в концепцию справедливости как составной части теории общественного договора, и открыть для нее горизонт солидарности и любви.Нельзя игнорировать тот факт, что определенные течения современной культуры, при поддержке рационалистских и индивидуалистских принципов экономики, отдалили понятие справедливости от ее трансцендентных корней, отделив ее от милосердия и солидарности: «“Град человеческий” строится не только на отношениях прав и обязанностей, но еще больше и прежде всего на отношениях бескорыстия, милосердия и общности. Любовь милосердная всегда являет любовь Божию, в том числе и в человеческих отношениях, придавая богословскую и спасительную ценность каждому усилию, направленному на достижение справедливости в мире». «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5,6). Они насытятся, ибо алчут и жаждут прямых отношений с Богом, с самими собой, со своими братьями и сестрами и со всем творением.

 

Учить миру

5. «Мир – это не только отсутствие войны, и он не ограничивается обеспечением равновесия враждующих сторон. Мир не может быть установлен на земле без сохранения личного достояния людей, без свободного общения между людьми, без уважения к достоинству людей и народов, без постоянного воплощения в жизнь братства».8 Мир есть плод справедливости и результат милосердия. Мир – это прежде всего дар Божий. Мы, христиане, верим в то, что Христос есть наш истинный мир: в Нем, в Его Кресте Бог примирил с Собой мир и разрушил барьеры, отделявшие нас друг от друга (ср. Еф 2,14-18); в Нем – единая семья, примиренная в любви.

Но мир – это не только дар, который нужно получить, но и дело, требующее созидания. Чтобы быть поистине миротворцами, мы должны учиться состраданию, солидарности, сотрудничеству, братству, быть активными внутри общины и бодрствующими в пробуждении совести людей по национальным и международным вопросам и искать соответствующие способы перераспределения богатств и содействовать росту, сотрудничеству в развитии и в разрешении конфликтов. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими», – говорит Иисус в Нагорной Проповеди (Мф 5,9).

Мир для всех рождается из справедливости каждого, и никто не может уклоняться от этого важного обязательства содействовать справедливости, согласно своим компетенциям и ответственности. Я призываю особенно молодых, у которых всегда живо стремление к идеалам, терпеливо и упорно искать справедливости и мира, развивать в себе вкус к доброму и истинному, даже когда это может заставить вас чем-то пожертвовать и пойти против течения.

 

Возвести очи к Богу

6. Идя тернистыми путями справедливости и мира, мы тоже, как псалмопевец, можем спросить себя: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя?» (Пс 121,1). Всем, особенно молодым, хочу настойчиво сказать: «Мир спасают не идеологии, но лишь обращение к Богу живому, Который есть наш Творец, гарант нашей свободы, гарант того, что действительно является благим и истинным, ... предание себя без остатка Богу, Который есть мера того, что является правильным, и одновременно с этим есть вечная Любовь. А что еще нас может спасти, если не любовь?». Любовь сорадуется истине, она есть сила, делающая нас способными бороться за истину, за справедливость, за мир, ибо все покрывает, всему верит, всего надеется, все  переносит (ср. 1 Кор 13,1-13).

Дорогие юноши и девушки, вы являетесь драгоценным даром для общества. Не поддавайтесь унынию, сталкиваясь с трудностями, и не расслабляйтесь, принимая ложные решения, которые зачастую представляются вам самым легким путем преодоления проблем. Не бойтесь брать на себя обязательства, не бойтесь тяжелой работы и самопожертвования, выбирать пути, которые требуют верности и постоянства, смирения и посвящения. Живите с уверенностью вашей юностью и теми глубокими желаниями счастья, истины, красоты и настоящей любви, которые вы испытываете! Живите в полную силу своего возраста, полного воодушевления. Осознайте, что вы сами являетесь примером и побуждением для взрослых, старайтесь для этого бороться с несправедливостью и коррупцией, стремитесь к лучшему будущему, реально участвуя в его созидании. Помните о своих возможностях и никогда не замыкайтесь в себе, но умейте работать ради более светлого будущего для всех. Вы никогда не одиноки. Церковь верит в вас, сопровождает вас, ободряет вас и желает дать вам самое ценное, что имеет: возможность возвести очи к Богу, встретить Иисуса Христа, Того, Кто есть справедливость и мир. Всем вам, мужчины и женщины, которым дорого дело мира! Мира невозможно достичь раз и навсегда, – это цель, к которой все мы и каждый должен стремиться. Давайте смотреть в будущее с большей надеждой, будем поддерживать друг друга на нашем пути, трудиться, чтобы придать нашему миру более человеческий и братский облик, и осознаем нашу общую ответственность по отношению к нынешним и будущим молодым поколениям, особенно в том, чтобы научить их быть кроткими и миротворцами. С такими мыслями я адресую вам эти размышления и обращаюсь с призывом: объединим наши силы, духовные, моральные и материальные, чтобы «учить молодых справедливости и миру».

Из Ватикана, 8 декабря 2011 г.

 

Источник: http://www.radiovaticana.org