25. Теперь же наше слово особым образом обращается к нашим сынам [и дочерям], особенно к тем, кого Бог призвал к служению Себе в супружестве. Ибо Церковь, когда передает нерушимые заповеди Божественного закона, провозглашает спасение и открывает пути благодати через таинства, благодаря чему человек становится новым творением, которое в любви и в подлинной свободе высшему промыслу своего Творца и Спасителя отвечает и ощущает на себе также благое иго Христа.31
Итак, смиренно подчиняясь Его гласу, супруги-христиане должны помнить, что их призвание к христианской жизни, проистекающее из крещения, глубже раскрывается и утверждается таинством брака. Ибо этим таинством они укрепляются и как бы посвящаются, чтобы верно исполнять свое служение, совершенствовать свое призвание до конца и давать христианское свидетельство, подобающим для них образом, перед всем миром.32 Ибо таковой дар Господь им вверил, чтобы они являли людям святость и, одновременно, приятность оного закона, по которому их взаимная любовь тесно соединялась бы с помощью, оказываемой ими любви Бога, Творца человеческой жизни.
Никоим образом мы не желаем здесь замалчивать трудности, иногда серьезные, встречающиеся на жизненном пути супругов-христиан: ибо им, как и каждому из нас, определены тесные врата и узкий путь, ведущие к жизни.33 Однако надеждой на эту жизнь, как неким ярчайшим светом, весь их путь освещается, если они принимают твердое решение "трезво, праведно и благочестиво жить в веке сем"34, ясно сознавая, что "проходит образ мира сего".35
Поэтому супруги да примут охотно уготованные им труды, с верой и укрепляемые той надеждой, которая не постыжает: ибо "любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам"36; наконец, усердной молитвой да испрашивают они Божией помощи и, в особенности, да черпают благодать и любовь из вечного источника Евхаристии. Если же на их совести еще остаются грехи, супруги не должны падать духом, но упорно и со смирением прибегать к милосердию Божию, которое обильно уделяется в таинстве покаяния. Таковым, конечно же, способом к совершенству в супружеской жизни смогли прийти те, коих Апостол увещевал сими словами: "Мужи, любите жен ваших, как и Христос возлюбил Церковь (…) Так и мужья должны любить жен своих, как свои тела. Кто любит свою жену, тот любит себя. Никто не плоть свою не возненавидит, но лелеет и греет ее, как и Христос Церковь (…) Таинство сие велико есть, говорю о Христе и Церкви. Также и каждый из вас да любит жену свою, как самого себя: жена же да убоится мужа своего".37
26. Из тех же плодов, которые созревают, если с упорной силой духа соблюдается Божественный закон, наиболее выдающиеся обретаются тогда, когда сами супруги, как это нередко бывает, желают и других приобщить к своему опыту. Отсюда к и без того широкому призванию мирян присовокупляется некий новый и чрезвычайно важный род апостолата, в рамках которого равные служат равным: в этом случае сами супруги исполняют апостольское служение по отношению к другим супружеским парам, являясь их руководителями. Без сомнения, среди всех видов христианского апостолата этот представляется самым подходящим [для нашего времени].38
27. Мы являем также особое уважение врачам и служителям спасительного искусства, которые, каждый осуществляя свой дар, стремятся соблюдать то, чего от них требует главный смысл христианского призвания, а не какая-либо человеческая польза. Итак, да пребудут постоянны в своем намерении давать всегда те рекомендации, которые соответствуют вере и здравому смыслу, и да стремятся к тому, чтобы весь цех медицинских работников был согласен с ними и поступал так же, как поступают и они. И кроме того, да имеют тот дар присущим своему искусству, чтобы приобрести для себя необходимые познания в этой сложной области, чтобы супругам, ожидающим от них рекомендаций, дать правильный совет и явить правильный путь, чего требует от них [врачей] и закон, и справедливость.
28. Вас также, возлюбленные священники Сына, которые, в силу священного служения, исполняемого вами, выступаете в роли советников и духовных руководителей как отдельных людей, так и семей, мы призываем, исполненные великого доверия к вам. И это ваша, и притом главная, обязанность - особенно тех из вас, кто преподает нравственное богословие - излагать учение Церкви о браке целостно и открыто. Вы должны явить в своем служении пример искреннего послушания, которое, как внутренне, так и внешне, надо проявлять по отношению к церковному Учительству. Ибо вы знаете, что мы обязываем вас к таковому послушанию не только и не сколько по причинам, приведенным выше, но по причине света Святого Духа, который особенным образом дается Пастырям Церкви в изложении истины.39 Вы должны понимать, что это очень важно для сохранения душевного мира и единства христианского народа, чтобы в нравственной области, как и в области догматической, все повиновались Церковному Учительству и использовали одни и те же слова. Поэтому, заимствуя слова заботы великого апостола Павла, от всей души мы еще раз взываем: "Заклинаю вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа: чтобы вы все говорили одно и чтобы не было между вами расколов: да пребудете совершенны в едином понимании и едином суждении".40