Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
“Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Ин.8,12”

III

19. Эти слова наши не полностью выразили бы мысли и заботы Церкви - Матери и Наставницы всех народов, если бы они не поддержали людей, призванных ранее к соблюдению и почитанию закона Божия о супружестве, достойным образом упорядочивать число детей в тех суровых условиях жизни, в кои поставлены в нынешнее время и отдельные семьи, и целые нации. Ибо Церковь не может относиться к людям иначе, чем относился к ним Божественный Искупитель: она знает их слабости, жалеет толпы, принимает грешников; но она не может не учить закону, который в действительности свойствен человеческой жизни, возвращенной к ее первоначальной истине и приводимой в движение Святым Духом.24

20. Учение Церкви о правильном упорядочении деторождения, представляющее собой провозглашение самого Божественного закона, без сомнения многим покажется трудновыполнимым или, более того, невыполнимым. И действительно, как и всякие блага, выделяющиеся своим благородством и пользой, сей закон требует от отдельных людей, от семей и от человеческого общества твердой решимости и многих трудов. Более того, он не может быть соблюден без вспомоществляющей благодати Божией, укрепляющей и просвещающей добрую волю людей. Тем же, кто тщательно взвесит вопрос, труды оные, конечно, покажутся увеличивающими человеческое достоинство и благодетельными для человеческого общества.

21. Справедливое и достойное упорядочение долженствующего родиться потомства требует от супругов, во-первых, того, чтобы они признали и ценили истинные блага семейной жизни, а также приобрели навык совершенного владения собой и своими влечениями. Несомненно, что управлять природными импульсами с помощью разума и свободной воли требует аскетизма, ибо знаки любви, свойственной супружеской жизни, согласуются с правильным порядком; что особенно требуется для практики воздержания, соблюдаемого в определенные интервалы времени. В действительности, таковая дисциплина, в которой обнаруживается целомудрие супругов, не только не препятствует их любви, но наполняет ее большей человечностью. И хотя таковая дисциплина требует большого напряжения сил, однако ее благотворным действием супруги себя совершенным образом воспитывают и наделяются духовными благами: ибо она придает домашней жизни обильные плоды спокойствия и мира и помогает решать трудности другого рода; она способствует заботе супругов друг о друге, помогает избавиться от неумеренного эгоизма, который противоречит истинной любви; пробуждает в супругах сознание того, что требует от них их призвание. Она, наконец, дает родителям глубокий и действенный авторитет, необходимый для воспитания детей, чтобы подростки и юноши, возрастая, вырабатывали правильное понимание истинных благ человека и силы ума и чувств спокойно и подобающим образом использовали.

22. Пользуясь этим случаем, мы желаем обратиться к педагогам и ко всем тем, правом и обязанностью коих является заботиться об общественном благе людей, с увещеванием о необходимости установить такой порядок вещей, который благоприятствовал бы взращиванию целомудрия, чтобы истинная свобода одержала победу над вседозволенностью и нормы нравственного порядка были в целости соблюдены.

Итак, все то, что ныне в т.н. средствах социальной информации возбуждает чувства и питает распущенные нравы, равно как всякое неприличие в печати и постыдные зрелища должны подвергнуться единодушному осуждению со стороны всех тех, кто обязан заботиться о гражданском мире и о сохранении основных духовных благ. Напрасно кто-либо пытается оправдать подобные низости, ища для этого доводы в науке и искусстве25, или черпая аргументы из свободы, которую, быть может, допускают в этой области гражданские власти.

23. Итак, угодно нам обратиться и к правителям государств, на которых главным образом лежит обязанность заботиться об общественном благе и которые могут так много сделать для поддержания добрых нравов: чтобы они ни при каких обстоятельствах не позволили растлить нравственность своих народов; и всецело запретили, чтобы посредством законов в семью, которая есть основная ячейка общества, проникли те обычаи, которые противоречат естественному и Божественному закону. Ибо другим путем могут и должны гражданские власти решать проблему увеличения народонаселения: а именно, принимая законы о помощи семьям и мудро воспитывая народы, чтобы в безопасности пребывали и нравственный закон и свобода граждан.

Ибо мы вполне осознаем, какие сие дело повлечет за собой трудности для правителей, особенно в тех странах, которые стремятся к прогрессу. И мы, видя их справедливые заботы, угнетающие их, издали энциклику Populorum Progressio, в которой указали на оные проблемы. Но теперь вместе с предшественником нашим блаженной памяти Иоанном XXIII повторяем сии слова: "Это проблемы… надо решать так, чтобы человек не прибегал к путям и доводам, которые противоречат его достоинству; которые не стыдятся ему предлагать те, которые считают, что сам человек и его жизнь должны объясняться только материальными причинами. Мы считаем, что эту проблему можно решить только тогда, когда экономический и социальный прогресс будет поставлен на службу как отдельным гражданам, так и всему человеческому обществу и будет приумножать подлинные блага, достойные этого имени26. Воистину, речь идет о большой несправедливости, когда Божественному провидению приписывается то, что в действительности происходит от неразумного управления государством или от недостаточного чувства социальной справедливости, или от непомерного личного обогащения, или, наконец, от упорного нежелания взять на себя труды и заботы с тем, чтобы улучшить благосостояние народа27. Мы желали бы, чтобы все власть предержащие приложили все силы - а некоторые из них уже столь усердно делают это - чтобы вновь приступить к начатому со всеми возможными усилиями! И да не уменьшат они стараний укреплять взаимопомощь между всеми членами большой человеческой семьи: здесь, с нашей точки зрения, еще непочатый край работы, в которую должны внести свой вклад в первую очередь международные организации.

24. Теперь же слова нашего увещевания хотелось бы обратить к мужам науки, которые могут сделать многое на благо брака и семьи и для мира совести, если совместными усилиями смогут яснее показать различные условия, способствующие достойному размножению человеческого рода28. Ибо этого, во-первых, следовало желать - что до нас было желанием Папы Пия XII - чтобы медицина для достойного ограничения числа потомства смогла положить прочный фундамент, который основывался бы на раскрытых силах природы29. Так ученые, особенно те из них, которые являются католиками, своими трудами покажут, что в действительности все обстоит так, как учит Церковь, а именно, что не может быть истинного противоречия между Божественными законами передачи жизни и возгреванием подлинной супружеской любви.30