Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Вы соль земли. Мф 5,13

17. Разумные люди достаточно смогут убедиться в истинности учения, которое предлагает Церковь в этом вопросе, если обратят внимание на то, что может воспоследовать, если применять средства и доводы для искусственного сдерживания деторождения. Во-первых, они должны задуматься, как широк и легок путь, который таковой способ действий может открыть для супружеской неверности и для повсеместного падения нравственной дисциплины. Не требуется даже большой жизненный опыт, чтобы человек мог осознать свою слабость и понять, что люди, особенно молодежь, столь подверженная вожделениям, нуждается в стимулах для соблюдения нравственного закона, и было бы нечестиво открывать для них легкий путь для нарушения этого закона. Следует также опасаться, чтобы мужья, привыкшие к этим способам предотвращения зачатия, не забыли о должном уважении к женщине и не стали использовать их как инструмент, служащий удовлетворению их вожделений, в ущерб телесному и душевному равновесию женщин, и более не воспринимать их как спутниц жизни, к которым следует относиться с любовью и уважением.

Наконец, надо тщательно взвесить, какую опасную власть даст это земным правителям, которые нимало не заботятся о соблюдении нравственных законов и заповедей. Сможет ли кто-нибудь осуждать глав государств, которые, аргументируя трудностями, переживаемыми всей своей нацией, будут использовать [в масштабах всей страны] те же методы, которые супруги считают дозволенными для разрешения своих семейных трудностей? Кто запретит общественным властям благоприятствовать насаждению искусственных методов, препятствующих рождаемости, которые они будут насаждать как более эффективные или, более того, предписывать всем в обязательном порядке, если посчитают это необходимым? И это, конечно же, случится, если люди возжелают избежать трудностей, внутренне присущих божественному закону и испытываемых как отдельными лицами, так и семьями и обществом в целом, и с этой целью позволят правительствам вмешиваться в глубоко интимный и присущий лишь супругам дар [передачи жизни].

Поэтому, если мы желаем, чтобы служение деторождения было предоставлено выбору людей, то с необходимостью надо той власти, которую может иметь человек над своим телом и над его природными дарами, поставить некие пределы, за которые переходить не дозволяется; пределы, которые не дозволено нарушать никому: ни личной, ни общественной власти. И эти пределы устанавливаются не по какой либо иной причине, кроме как по причине почтения, которое положено являть всему человеческому телу и его природным дарам, согласно началам, которые мы выше упомянули, и правильному уразумению так называемого "принципа целостности", которое явил предшественник наш блаженной памяти Пий XII21.

18. Можно предвидеть, что не все, быть может, таковое переданное [нами] учение легко воспримут, поскольку слишком много раздается возмущенных голосов тех, которые будучи усилены современными средствами [массовой] информации, противоречат голосу Церкви. Церковь же, для которой нимало не удивительно то, что она, подобно своему Божественному Основателю, полагается в "предмет пререканий"22, не устранится из-за этого от вверенного ей служения проповедовать смиренно, но твердо весь нравственный закон, как естественный, так и евангельский.

Поскольку Церковь не создала ни тот ни другой закон, она не может выступать в роли судьи, но лишь в роли стража и истолкователя, и ей ни в коем случае не пристало провозглашать дозволенным то, что в действительности является недозволенным, то, что по своей природе всегда противоречит истинному благу человека.

Сохраняя в целости нравственные законы супружества, Церковь прекрасно осознает, что она тем самым помогает установлению истинного гражданского мира между людьми; и кроме того побуждает человека, чтобы он не отказывался от своих обязанностей за счет использования искусственных технологий; таким образом, Церковь сохраняет в безопасности само достоинство супругов. Действуя так, Церковь, следуя примеру и учению Божественного Спасителя, являет свою искреннюю и щедрую любовь к людям, которым стремится оказать помощь в их земном странствии, чтобы они, как [достойные] сыны были причастны к жизни Бога живого, Отца всех людей.23