Св. Герард Герб Икона Божьей Матери
Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Пс 118,1

II

7. Вопрос о производстве потомства, как и всякий вопрос, касающийся человеческой жизни, кроме некоторых частных доводов того же рода - каковы суть те, кои именуются биологическими или психологическими, демографическими или социологическими - должны рассматриваться так, чтобы они включали всего человека и все то служение, к которому он призван, которое не ограничивается только природными и земными вещами, но простирается и к вещам сверхприродным и вечным. И поскольку многие из тех, кто пытается оправдать искусственные методы, коими ограничивалось бы число детей, ссылаются на супружескую любовь или на сознательное родительство, поэтому необходимо эти два серьезных элемента супружеской жизни как можно точнее определить и проиллюстрировать. Это мы и собираемся сделать, прежде всего, вспоминая то, что недавно с величайшей тщательностью высказано было по этому вопросу II Ватиканский собор в пастырской конституции, начинающейся со слов Gaudium et Spes.

8. И действительно, супружеская любовь тогда явит нам в наибольшей степени истинную свою природу и благородство, когда мы помыслим ее как от некоего высшего источника исходящей от Бога, Который есть Любовь6 и Который есть Отец, от Которого именуется всякое отцовство на небесах и на земле.7

Поэтому да не будет рассматриваем брак как происходящий от некоей случайности или от слепого стечения природных сил, тогда как в действительности его в своей премудрости и провидении установил Бог Творец для того, чтобы осуществить в людях Свой замысел любви. Поэтому через взаимное отдание себя, которое им свойственно и исключительно им, супруги стремятся к тому личному общению, посредством которого они помогают друг другу достичь совершенства, чтобы стать соучастниками Бога в деле рождения и воспитания новой жизни.

Омытый святым крещением, брак наделен таким достоинством, что становится таинственным знаком благодати, когда обозначает соединение Христа и Церкви.

9. Если рассматривать эти вещи в их истинном свете, становится ясно, каковы отличительные черты и потребности, присущие супружеской любви, которые чрезвычайно важно правильно оценить.

Прежде всего, есть любовь чисто человеческая, т.е. чувственная и духовная. Поэтому речь идет не только о простом импульсе природы или чувств, и также, и главным образом, об акте свободной воли, а именно, воли, стремящейся к тому, чтобы любовь не только сохранилась, но и возросла среди радостей и скорбей повседневной жизни; так чтобы супруги сделались едины душой и сердцем и вместе достигали своего человеческого совершенства.

Затем речь идет о всеохватывающей любви, т.е. о той особенной форме личностной дружбы, в которой супруги все великодушно разделяют, не допуская несправедливой исключительности и не пытаясь заботиться лишь о своих удобствах. Кто любит суженого своего на деле, то любит его не за то, что от него получает, но ради него самого; поэтому охотно отдает ему всего себя.

Поэтому супружеская любовь является верной и исключительной и пребывает такой до окончания земной жизни; таковой, каковой ее представляли себе жених и невеста в тот день, когда будучи свободными и в полном сознании связали себя супружескими узами. Хотя сохранить супружескую верность иногда бывает трудно, никому, однако, не дозволяется считать, что это невозможно, потому что супружеская верность несмотря ни на что является всегда благородной и приносит обильные заслуги. Примеры супружеской верности во все века, которые явлены были столь многими супругами, не только доказывают, что эта верность присуща самой природе брака, но и что из нее, как из некоего источника, проистекает глубокое и длительное счастье.

Наконец, эта любовь плодоносна, и хотя этим аспектом не исчерпывается супружеский союз, но все же он направлен к тому, чтобы порождать новые жизни. Брак и супружеская любовь по своей природе ориентированы на рождение и воспитание потомства. Дети, безусловно, являются величайшим даром брака и в большой степени содействуют благу самих родителей.8

10. По этим причинам любовь требует от супругов, чтобы они хорошо сознавали свое служение и стремились к сознательному родительству, которое, поскольку о нем сегодня по праву так много говорят, должно правильно пониматься. Поэтому этот вопрос должен быть рассмотрен с помощью различных законных и связанных между собой доводов.

Если рассмотреть, во-первых, биологические процессы, то сознательное родительство означает знание и соблюдение даров, ведущих к нему; ибо человеческий разум в способности воспроизводства жизни усматривает биологические законы, касающиеся человеческой личности.9

Если, наконец, посмотреть на этот вопрос в аспекте врожденных инстинктов и душевных порывов, то сознательное родительство с необходимостью требует осуществления того господства, которое разум и воля над ними осуществляют.

Если после этого мы коснемся физических, экономических, психологических и социальных условий, то можно назвать практикующими сознательное родительство тех [супругов], которые или, благоразумно взвесив все обстоятельства и движимые великодушием решаются на большее число детей, или, соблюдая моральные заповеди ввиду серьезных причин принимают решение на определенное время или даже навсегда отказаться от рождения еще одного ребенка.

Но сознательное родительство, о котором идет речь, влечет за собой иной довод интимного характера, относящийся к нравственному порядку, который называют объективным и установленным Богом, и коего истинным истолкователем является правая совесть. Поэтому дар ответственного родительства требует, чтобы супруги сознавали свои обязанности перед Богом, перед самими собой, перед семьей, перед человеческим обществом, не нарушая истинной иерархии благ.

Из этого следует, что в передаче дара жизни им непозволительно руководствоваться своими решениями, как если бы им было позволено самим, свободно и по своему усмотрению, определять достойные пути, которыми они будут следовать; ибо, напротив, они обязаны свои действия согласовывать с волей Бога Творца, ибо это выражает сама природа брака и супружеских актов и это провозглашает неизменное учение Церкви.10